«Возрастные особенности подростков»

Лучкова Татьяна Алексеевна

Псипросвещение педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_podrostkov.pptx465.56 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности подростков

Слайд 2

П О Д Р О С Т О К трудный возраст тинэйджеры кризисный период переходный возраст период «гормональных бурь» пубертатный период период «гадкого утёнка» отрочество

Слайд 3

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологический словарь

Слайд 4

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы - от 10-11 до 14-15 лет . От 10-12 – младший подростковый возраст. От 13-15 – старший подростковый возраст.

Слайд 5

Изменения подросткового возраста Физиологические Психологические Мировоззренческие

Слайд 6

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Меняется телосложение (рост, вес, пропорции). Наступает половая зрелость.

Слайд 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА Влечение к другому полу. Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром. Эгоцентризм. Личностная нестабильность. Стремление к самостоятельности, к независимости. Активное формирование самосознания и рефлексии. Открытие своего внутреннего мира. Перестройка мотивационной сферы.

Слайд 8

Мировоззренческие изменения: Переоценка ценностей. Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Сомнение. Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Формирование убеждений.

Слайд 9

Возрастные границы : 10 (11) – 14 (15) лет Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение Новообразования: 1. чувство взрослости 2. развитие самосознания 3. формирование нравственной сферы

Слайд 10

Общение - специфический вид эмоционального контакта. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Отношение со взрослыми - еще одна значимая сфера отношений подростков. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведение, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Помимо контроля важны забота о ребенке, последовательность требований, принятие ребенка.

Слайд 11

Основные особенности возраста: «Гормональный взрыв» Половое созревание Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых «Доминанта романтики» Реакция группировки со сверстниками

Слайд 12

«Гормональный взрыв» Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Частые перепады настроения Приступы раздражительности, агрессии относится к временному неадекватному поведению как к норме не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться

Слайд 13

Общение со сверстниками Школа-место общения Обрывание «семейной пуповины» Вливание в подростковую субкультуру Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников Ставка на авторитет родителей не оправдана Учет ценностей значимой для подростка среды Значимость мнения сверстников

Слайд 14

Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты " псевдовзрослости ": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.

Слайд 15

Чувство взрослости Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом

Слайд 16

Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет. Л.С. Выготский

Слайд 17

Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью , Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью ; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Слайд 18

Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться ; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Веселье, радость может быстро смениться апатией Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью .

Слайд 19

Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

Слайд 20

Главным для подростка со стороны взрослых является: Любовь Доверие Понимание Поддержка

Слайд 21

Правила для взрослых во взаимоотношениях с подростком: Помочь ребенку найти компромисс души и тела. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.

Слайд 22

Рефлексия «Ярусы ёлки» соответствуют этапам работы: 1. Вводная часть (положительный настрой, « Ассоциативная карта» названий подросткового возраста). 2. Теоретическая часть (психофизиологические изменения, ведущая деятельность). 3. Практическая часть, работа в группах (работа с таблицей, принципы, памятки). «Новогодние игрушки" соответствуют цвету: « желтый» - чему научились, « красный» - что узнали нового, « зеленый» - ваше настроение.

Слайд 23

«Счастье, когда тебя понимают!» Подросток из фильма «Доживем до понедельника»

Слайд 24

Подростковый кризис очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

Слайд 25

Каковы ощущения подростка? Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения 2010 год

Слайд 26

Половое созревание «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет». Ди Снайдер

Слайд 27

Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным! 2010 год