Аддиктивное поведение

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопросвещение педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon addektivnoe_povedenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение

     Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction – пагубная привычка)  используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребления различных токсикоманические веществ и алкоголя на том этапе, когда ещё не сформировалась физическая зависимость.

     Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрастах часто сопровождается алкоголизацией и употреблением токсикоманических веществ, во всём мире неизменно растет число молодых людей с аддиктивным поведением, а возраст употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. Поэтому практические психологи должны уделять этой проблеме большое внимание.

     Как показали исследования, приём различных психоактивных веществ подростками и юношами, по существу, представляет собой попытку «самолечения» психического неблагополучия, однако в результате это только подрывает здоровье молодого человека. При этом происходит задержка социальных и трудовых навыков, представления подростков и юношей о моральных нормах оставляют стереотипными и недоразвитыми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к особому существу, на которое не распространяются общие законы, растёт количество суицидов.

     Для того, чтобы помочь такому подростку или юноше, а также для введения эффективной психопрофилактической работы, прежде всего должны понять, в чём суть того психологического неблагополучия, от которого хочет уйти подросток или юноша, каковы мотивы употребления алкоголя или токсикоманических веществ. Хотя в каждом конкретном случае эти мотивы могут быть разными, исследования показывают, что можно выделить определённые закономерности развития личности, факторы, в частности семейные, ведущие к формирования аддиктивного поведения.

     Психолог С. А. Кулаков специально исследовал две большие группы юношей в возрасте 14 – 18 лет, в первую из которых вошли преимущественно употребляющие токсикоманические вещества, а во вторую – алкоголь.

     Среди этих факторов можно выделить следующие: вo - первых, наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно - пcихическими заболеваниями; во - вторых большую частоту перенесённых детских инфекций; в – третьих распространённость в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикания, тики). Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более характерны случаи задержек психического развития в детстве, что служит неблагоприятной почвой для возникновения инфантилизма в подростковом и юношеском возрастах.

     Причины возникновения нарушений поведения можно схематично описать следующим образом: отставание в учёбе, негативная оценка способностей учителями и учениками, пренебрежительное отношение товарищей по классу с одной стороны, и требование родителей соответствовать их представлениям – с другой создают выраженное психическое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребёнок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пытается снять своё эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т.п.

     В работе с такими юношами важно учитывать мотивы аддиктивного поведения. Не смотря на то, что большинство юношей с аддиктивным  поведением стремятся испытать эйфорию, приводящие к этому причины различны. Тля тех, кто употребляет токсикоманические вещества субъективно более значима мотивация, связанная с редукцией эмоционального напряжения («После вдыхания клея мне было безразлично, что творится вокруг», «Я забывал о ссорах с родителями и неприятностях в школе», «Я  хотела избавиться от плохого настроения», «Моя жизнь была скучной, благодаря клею я увидела другой мир»). Для юношей, употребляющих алкоголь, более характерна мотивация, связанная с гиперактивацией поведения. Приём алкоголя одним облегчает общение, помогает преодолеть замкнутость, придаёт чувство уверенности в своих возможностях; другим – даёт возможность блеснуть «сексуальными подвигами».

     Для подростков и юношей с аддективным поведением характерны мотивы не выходящие за пределы ближайшего будущего, т.е. те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца. Иными словами, их временная перспектива будущего крайне сужена. Отсутствие мотивов, выходящих за пределы ближайшего будущего, отсутствие способностей своё будущее приводит к возникновению дефицита резервной мотивации, а это влечёт за собой ощущение скуки, увеличивает уязвимость к стрессу, что компенсируется созданием иллюзорного мира с помощью психоактивных веществ.          

    Изучение мотивационной сферы подростков и юношей  с аддиктивным поведением показало, что многие потребности у них блокированы. Для группы юношей, предпочитающих токсикоманические вещества, более  значима фрустрация потребности в безопасности; для тех, преимущественно употребляет алкоголь, -  потребность во временной перспективе, для последних характерен также конфликт  между выраженными  потребностями проявить себя и отсутствием положительной оценки. Если принять во внимание тот факт, что потребности в безопасности, в достижении, во временной перспективе закладываются достаточно рано и становятся актуальными уже к 7 годам, то становится очевидным, что сохранение их блокировки в подростковом, а тем более в юношеском возрасте свидетельствует о значительном  эмоциональном неблагополучии, в первую очередь – в семье.    

     Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне  благополучных, но внутренне негармоничных. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка  в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологическими проблемами родителей, “ неразвитость родительских чувств ”, “ проекция на подростка собственных нежелаемых  качеств ”, “проекция женских качеств”, игнорирование потребностей подростков. У родителей подростков и юношей, склонных к употреблению алкоголя, нередко проявляется и такая  психологическая проблема, как “предпочтение в подростке детских качеств”, способствующая типу неправильного воспитания в виде “ потворствующей гипопротекции ”. Таким образом, если юношу, употребляющего токсикоманические вещества, родители своим отвержением, по сути, выталкивали из семьи, то юноша, употребляющий алкоголь, сам пытается избавиться от отношения родителей, не соответствующего его возрастным потребностям.    

   Психологический анализ показывает, что существует прямая зависимость между высоким удельным весом неправильного семейного воспитания (по типу “ эмоционального отвержения ” особенно из-за такой проблемы родителей, как “проекция нежелаемых качеств”) и количеством юношей с неустойчивой акцентуацией характера и суженной временной перспективой. Длительная фиксация родителей на негативных чертах личности ребёнка ведёт к формированию низкой самооценки, неустойчивости. На формирование “инфантильной” временной перспективы в первую очередь влияют недостаточный уровень и качество общения, ограниченность обсуждаемых с ребёнком в семье тем. Воспитание по типу “ эмоционального отвержения” ведёт также к фрустрации такой важной потребности, как потребность в безопасности.  

   Таким образом, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному  развитию, способствует фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за своё поведение, отсутствии  планов на будущее, низкой фрустрационной толерантности. Психоактивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный         характер, или эйфорию с изменением сознания, являются своеобразной формой психологической защиты, в какой-то мере компенсирующей подростку или юноше дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в “ детский мир радостей”.    

   С целью коррекции аддиктивного поведения успешным  оказывается применение групповой психотерапии в сочетании с работой с родителями. Групповая психотерапия должна решать следующие задачи: повышение самооценки, тренировка механизмов совладения с патогенными воздействиями, приходящимися на  место наименьшего сопротивления, увеличение чувства ответственности за своё поведение, поиск путей для семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты. Психотерапия оказывается более эффективной, если соблюдаются следующие условия отбора в психотерапевтическую группу: способность подростка/ юноши сформулировать основную жалобу, проблему; наличие мотивации для изменения  существующих отношений, характера, проблем, форм специфического поведения; учёт критерия парности однотипных акцентуаций характера. Количество подростков/ юношей в такой группе не должно превышать 10 человек при наличии двух (желательно разнополых) психотерапевтов. Более эффективны закрытые группы.      

    В работе с семьёй  следует выделить два основных этапа: на первом усилия целесообразно направлять на налаживания контакта и создание надежды на исправление поведения; на втором при желании сотрудничать с врачом – на изменение эффективного фона семьи. Практика показывает, что труднее всего преодолеть у родителей такую психологическую проблему, как “неразвитость родительских чувств”, что часто приводит к отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и юноши, даже в случае успешного участия в групповой психотерапии, вновь возвращаются к экспериментированию с психоактивными

веществами.

    Необходимо отметить, что проведение психокоррекционной работы с подростками и юношами, в особенности с такими, которые характеризуются аддиктивным поведением, требует очень высокой квалификации психолога, психотерапевта, в противном случае результаты могут быть отрицательными. Поэтому практический психолог, не имеющий такой квалификации, не должен проводить подобной работы. Вместе с тем, учитывая выше сказанное, он может подготовить такого подростка/ юношу для работы в подобной группе, откорректировав его мотивацию, помогая сформулировать запрос и т. п. Может он помочь и в работе с семьёй. Однако, по нашему мнению, наибольшей будет польза психолога в профилактике аддиктивного поведения, которую целесообразно начинать как можно раньше.