Ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопрофилактическая работа с педагогами

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов

Слайд 2

Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа – сплошная головная боль!» Э. Берн

Слайд 3

72% опрошенных не знают, что такое выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% учителей предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует.

Слайд 4

Понятие «профессиональное выгорание» В отечественных работах авторами используются разные варианты перевода английского термина « burnout », введенного американским психотерапевтом Х. Дж. Фреденбергом ( Freudenberger , 1974): «эмоциональное сгорание» (Т.С. Ященко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996), «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998), «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, 2000). «профессиональное выгорание» (Т.Н. Ронгинская, 2002).

Слайд 5

Факторы, обусловливающие выгорание ежедневная психическая перегрузка самоотверженная помощь высокая ответственность за учеников дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением ролевые конфликты поведение «трудных» учащихся интернальность условия работы

Слайд 6

Риску выгорания подвержены (Г. Чернисс): люди, перегруженные ответственностью; длительно и интенсивно работающие; стремящиеся к непременному успеху; не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало; уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Слайд 8

Основные пути профилактики: Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы. Профессиональной помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Слайд 9

Направления профилактической работы Информирование Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии Эмоциональная поддержка

Слайд 10

«вовлеченность» 1 фаза выгорания 2 фазы выгорания 3 фазы выгорания - личность - личностные ресурсы преодоления выгорания - симптомы выгорания Факторы выгорания

Слайд 11

Ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания Личностные ресурсы: личностные особенности, способности, состояния, предшествующий опыт, устоявшиеся формы поведения и многое другое. Внешние ресурсы – это в первую очередь организационные факторы, социальная поддержка, стимуляция к развитию и самореализации.

Слайд 12

Параметры личностных ресурсов преодоления выгорания (Бабич И.О.) Осмысленность жизни Позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы Интернальность Свобода и ответственность Межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими Способность жить настоящим Естественность поведения Позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»

Слайд 13

Мы не можем быть большим, чем мы есть: но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем. Гари Чернисс

Слайд 14

Благодарим за внимание!

Слайд 15

Симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. Все это указывают на развитие синдрома профессионального выгорания

Слайд 16

Признаки профессионального выгорания (по исследованиям Маслах и Джексон) 1. Эмоциональное истощение, психологическая выхолощенность. 2. Деперсонализация – это состояние сознания, характеризующееся ощущением отрешенности от мира, в том числе от себя. 3. Снижением работоспособности и способности помогать окружающим на фоне эмоционального истощения.