Цикл психологических занятий с учащимися по параллелям.

Скубченко Татьяна Георгиевна

Цикл занятий разработан для психолого-педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе. Каждый возраст ставит свои задачи для психического развития ребенка. Решение этих задач помогает более успешному освоению учебных программ, адаптации с среде сверстников, лучшему установлению контакта с преподавателем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_po_paralelyam_2.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное

бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа им. В.В.Андреева

Цикл психологических занятий

с учащимися по параллелям.

Составил: педагог-психолог

                                                          Т.Г.Скубченко

 

г.  Нефтеюганск

2014 г.

Параллель 1-х классов.

Игровое занятие «Знакомство»  для 1-го класса.

Тема: «Сплочение новых учащихся класса».

Цель: знакомство учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей атмосферы в классе, снятие барьеров в общении.

Тип урока: Практическое занятие.

Оборудование: стулья, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.

Ход урока:

1.Организационный момент

          Цель: Создание эмоционального настроя на урок

«Поздоровайся».

Каждый ученик за небольшой отрезок времени должен поздороваться за руку с как можно большим количеством одноклассников.

  1. Основная часть.

   Выполнение предложенных упражнений.

1.Упражнение «Имя движение».                                                                Каждый участник должен встать перед группой, назвать свое имя и показать какой-либо жест. Остальные участники повторяют его имя и движение.

2.Упражнение «Меняются местами те, у кого…»

Учащиеся сидят в кругу. Психолог произносит «Меняются местами те, у кого … » и те дети, кому утверждение подходит встают и меняются местами друг с другом.

- дома есть животные,

- кто любит музыку,

- кто любит сладкое,

- у кого есть братик или сестричка,

- те, кто любит бывать на природе,

- кто любит манную кашу,

- кто любит загорать,

- кто любит купаться,

- кто любит петь,

- кто любит нашу школу.

3.Упражнение «Снежный ком».

Учащиеся сидя в кругу называют имя каждого и дату его рождения. Причем первый называет своё имя и дату рождения, следующий называет имя и дату рождения предыдущего участника затем свое, третий участник называет данные двух впереди сидящих а затем свои и так до конца. Т.е. последний участник должен назвать имена и даты рождения всех участников занятия.

4. Игра «Что лежит в портфеле».

    Психолог называет какой-то предмет. Если, по мнению детей, он должен лежать в портфеле, они хлопают, если нет, не хлопают:

- учебник,

- подушка,

- ручка,

- телевизор,

- карандаш,

- линейка,

- букет цветов,

- ластик,

- солдатик,

- ножницы,

- попугай,

- телефон,

- калькулятор,

- кружка,

- сменная обувь,

- ложка,

- мячик,

-клей.

5.Упражнение «Группы».

     Учащиеся, без слов, при помощи жестов должны собраться в группы:

- у кого есть домашние животные,

- по дате рождения,

- по цвету волос,

- по цвету глаз,

- по адресу,

- кто ходит в одну и ту же школу,

- кто ходит на дополнительные кружки.

6. Упражнение «Урок или перемена».

Взрослый называет какое-то дело, а учащиеся отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене»:

- читать,

- звонить по телефону,

- писать,

- кушать булочку,

- разговаривать с другом,

- считать,

- записывать в дневник задание,

- смотреть в окно,

- слушать музыку в плейере,

- бегать по классу,

- меняться игрушками.

7. Упражнение «Чему учат в школе».

Дети по очереди при помощи жестов и мимики изображают то, чем они занимаются в школе, а остальные должны угадать что хочет сказать выступающий.

8. Игра «Ласковый мелок».

Учащиеся парами по очереди рисуют друг другу на спине пальцами цифры, тот кому рисуют должен угадать цифру.

  1. Заключительная часть.

Упражнение «Разыскивается».

Психолог называет какую то деталь во внешности ребенка, а остальные должны догадаться о ком идет речь и назвать имя ребенка.

Упражнение «Раз, два, три, шепчи!!!»

Психолог задает вопросы, а учащимся необходимо сосчитать про себя до трех, затем поднять большой палец вверх и лишь потом шепотом дать ответ.

  1. Какое сейчас время года?
  2. Какой сейчас месяц?
  3. Какой формы мяч?
  4. Что едят кошки?
  5. В каком классе музыкальной школы вы учитесь?
  6. Какого цвета листья на деревьях летом?
  7. В каком городе мы живем?
  8. Как зовут вашу учительницу по сольфеджио?

2. Занятие. КТО ТАКОЙ ШКОЛЬНИК?

Необходимые материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой), цветные карандаши, скотч или кнопки, мяч.

1        .Игра «Настроение» 

(цель - разминка, вхождение в контакт).

Дети по кругу передают мяч и называют свое имя и цвет настроения в данный момент.

2.Дискуссия

 (цель - постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии).

Детям предлагается отгадать загадку:

Стоит дом: кто в него войдет,

Тот и ум приобретет. (Школа.)

Загадка довольно трудная, поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.

Обсуждается вопрос: почему дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключение ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: стать знатоками школьной жизни. Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.

3. Упражнение "Рисунок"

 (цель - осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»).

Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы» и «Я - школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время отводится в зависимости от того, сколько было потрачено на первое задание, около 20-25 минут; в процессе рисования ведущий напоминает, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что он нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы - школьники!».

Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.

4) Обобщение (цепь - закрепление результатов).

Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник?», опираясь на детские рисунки с выставки.

4.Загадки

(цель - закрепление представлений об атрибутах школьной жизни).

Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и объясняет, где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и так далее).

Загадки

  1. До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я - школьный ... (ранец).

  1. Нарисует все, что хочешь,

И лужайку, и лесочек,

Домик, речку и шалаш.

Что же это? ... (Карандаш.)

  1. Кулик невелик Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

(Школьный звонок.)

  1. Хоть не прачка я, друзья. Старательно стираю я... (резинка).

  1. Если ей работу дашь - Зря трудился карандаш.

(Резинка.)

  1. Где носом проведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш.)

  1. В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий,

И на много-много лет Оставляет синий след.

(Ручка.)

  1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй часто с ней - Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

  1. Хоть и любят молодца,

А бьют-колотят без конца.

(Мяч.)

  1. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья,

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

(Ботинки.)

5. Обсуждение сказки и формулирование школьных правил 

(цель - закрепление представлений о школьных правилах).

Ведущий рассказывает сказку.

«В одной школе однажды случилось что-то невообразимое. Раньше это была обычная школа: там были уроки и переменки. На уроке все учились: внимательно слушали учителя, отвечали только тогда, когда их спрашивали, поднимали руку, прежде чем ответить на вопрос.

Но это жутко не понравилось злобной Дюдюке. Она очень не любила порядок и дисциплину. Да и в школу никогда не ходила: ни читать, ни писать не умела. Зато хорошо умела колдовать.

И вот однажды, подглядывая в окошко за тем, как хорошо на уроке чтения 1«А» учит новые буквы. Дюдюка, не на шутку рассердившись, заколдовала всех первоклассников. И вдруг без всякого повода Петя прямо посреди урока начал играть в трансформеров. Прямо на парте! А Лена с Олей начали болтать, и даже не шепотом, а в полный голос! А Виталик стал кидаться в расписание уроков мячиком! И все остальные ученики тоже стали вести себя просто возмутительно! Учителя никто не слушал...»

Обсуждаются вопросы: Чем закончится такая сказка? Научатся ли чему-нибудь ученики такой школы? Зачем нужны правила в школе?

Ребята формулируют известные им правила школьной жизни. Ведущий иллюстрирует их пиктограммами (они готовы заранее, но некоторые иногда приходится дорисовывать по ходу занятия). Список правил фиксируется ребятами в тетради, учитель помогает схематическими рисунками на доске. Готовые пиктограммы вывешиваются в кабинете.

6. Упражнение «Желаем всем хорошего настроения!»

 (Цель - закрепление знания имен одноклассников.)

Ведущий называет какую-нибудь букву, а те, чье имя начинается с этой буквы, встают и на счет «три-четыре» хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!» Перед игрой детям можно напомнить о том, что имена бывают полные (Александр) и неполные (Саша). Задача ведущего - заранее сориентироваться в именах ребят и называть буквы таким образом, чтобы каждый ребенок встал как минимум один раз.

3 занятие.

1 Упражнение "Приветствие".

Перемещаясь по классу всем необходимо поздороваться: рукопожатием, локтями, пятками, животами, спинами.

2. Упражнение "Заяц-заяц".

Группа задает единый ритм - два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. Во время хлопков в ладоши нужно дважды назвать свое имя, во время хлопков по коленям - сначала назвать свое имя, затем имя того, кому передается ход. для усложнения темп можно увеличивать.

3. Упражнение "Найди пару."

Цель: развитие внимания.

Педагог называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары. Например: «Кто сегодня рано встал — в пары стройся», «Кто сегодня не скучал, весело играл - в пары стройся», «У кого в одежде есть красный цвет - в пары стройся» и т. п.

4. Игра «Угадай, что нарисовано».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций.

Ведущий показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы в классе могут иметь такую форму.

Например: квадрат - окно, картина; круг - зеркало; прямоугольник — дверь, крышка парты, книга; треугольник — пирамидка на полке и т.п.

        5. Игра «Найди, где спрятано».

Цель: развитие зрительного внимания.

Педагог прячет в комнате какой-либо предмет, а ребята в это время сидят с закрытыми глазами. Затем по условному сигналу все начинают искать этот предмет.

       6. Игра "Разведчики"

Цель: развитие внимания.

Педагог показывает детям зашифрованные слова в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагает расшифровать написанное.

       7. Игра «Найди буквы».

Цель: развитие слухового внимания.

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

       8. Игра «Да и нет не говорить»

Цель: развить внимание.

Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

1) Ты любишь лето?

2) Тебе нравится зелень парков?

3) Ты любишь солнце?

4) Тебе нравится купаться в море или реке?

5) Ты любишь рыбалку?

6) Ты любишь зиму?

7) Ты любишь кататься на санках?

8) Тебе нравится играть в снежки?

9) Ты любишь, когда холодно?

10) Тебе нравится лепить снежную бабу?

        9. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук) .

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной! » (звери) .

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска) .

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета) .

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку) .

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей) .

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками) .

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб) .

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу) .

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке) .

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь) .

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы) .

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку) .

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак) .

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок) .

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот) .

Рогатый дол

По дороге шел (вол) .

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку) .

        10. Игра «Кто лучше слушает? »

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

        11. Упражнение анограммы.

Цель: развитие зрительного внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда

кос

удб

мри

тор

ыср

дмы

ером

шака

акур

слут

шафк

раек

куап

боне

асок

даво

ланеп

кчару

чакос

погир

родог

ккоаш

хмау

ьддож

шккоа

чеерв

1-А

2-И

3-Г

4-О

5-Р

6-З

7-Б

8-С

9-М

10-Л

Параллель 2-х классов.

«Лучшие упражнения для обучения саморегуляции»

Цель: Обучение навыкам саморегуляции.

Тип урока: Практическое занятие.

1. «Не смеяться». Серия упражнений, выполнение которых вызывает смех у большей части группы. Задача участников – выполнять подобные действия, сохраняя абсолютно серьезное выражение лица, и ни в коем случае не смеяться.

1. Упражнение.

По хлопку ведущего все участники подносят руки к лицу, делают «длинный нос» и хором говорят: «Я буратино». Это повторяется с интервалами в 2-3 секунды.

2. Упражнение.

Все участники движутся по кругу в приседе, опираясь руками на колени, каждый из них по очереди говорит: «Я луноход!»

3. Упражнение. 

Водящий поочередно задает участникам вопросы, а те должны отвечать на них словом «Колбаска»

Что ты каждый день берешь с собой в школу?

Что ты надеваешь на ноги вместо сменки?

Кто твой лучший друг?

Что растет на деревьях?

Что ночью выходит на небо?

Что обычно ты рисуешь?

Какая твоя любимая песня?

Что у тебя на ногах?

На что похож твой нос?

Что у тебя надето поверх рубашки?

Что ты носишь на голове?

Что у тебя вместо подушки?

Кого ты выгуливаешь по утрам?

4. Упражнение.

Участники сидят в кругу и каждый из них щекочет локоть соседа, находящегося по правую руку от него.

5. Упражнение.

Каждый участник по очереди рассказывает анекдот, произносит какую либо смешную фразу из фильма.

6. Упражнение.

Участники разбиваются по парам и по очереди пытаются рассмешить друг друга.

Обсуждение.

Какими способами можно контролировать свой смех, что им помогало отвлечься от попыток их рассмешить. Потом участников просят привести примеры жизненных ситуаций, в которых важно уметь контролировать свой смех.

2 . «Замороженные»

Описание упражнения

Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» — людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед).

Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из участников — стараясь своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию: ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Для этого можно делать все что угодно, кроме физического касания других участников и употребления в их адрес оскорбительных, нецензурных выражений.

Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним.

Побеждает тот, кто дольше всего сможет сохранить невозмутимость.

Обсуждение.

Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других людей?

Какие способы саморегуляции использовали те участники, которым удалось дольше других сохранить невозмутимость? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния?

В каких жизненных ситуациях может пригодиться умение сохранять спокойствие?

4.«Противоположные движения»

Описание упражнения

Участники разбиваются на пары. Один из партнеров начинает выполнять под музыку любые спонтанные движения. Задача другого партнера - выполнять те движения, которые являются, с его точки зрения, противоположностью движений, выполняемых первым. Через полторы — две минуты участники меняются ролями, и игра повторяется.

Обсуждение.

Кому кем больше понравилось быть - демонстрирующим движения, или повторяющим противоположные? Когда в реальных жизненных ситуациях важно уметь делать не то, что тебе показывают, а поступать в точности до наоборот?

5. Упражнение "Походки".

Описание упражнения. Участников просят выбрать эмоцию или психологическое состояние, которое они хотели бы продемонстрировать, и пройти перед группой таким образом, чтобы по походке можно было догадаться, что именно она выражает.  Задача зрителей - угадывать, что выражает демонстрируемая походка.

Примеры:

Уверенная

Застенчивая

Агрессивная

Радостая

Обиженная

Грустная

Смысл упражнения. Обучение способу саморегуляции эмоциональных состояний через контроль их внешних проявлений. Развитие наблюдательности, а также умения внешне выражать эмоциональные состояния и понимать их выражение у окружающих.

Обсуждение. НА что именно вы походке нужно обращать внимание, чтобы понять, что она выражает? Как менялось психологическое состояние участников, когда они демонстрировали различные варианты походки? Скорее всего, оно действительно начинало приближаться к тому, что демонстрировалось. Где и как можно использовать такой способ саморегуляции - внешне демонстрировать то состояние, которое мы хотим у себя вызвать?

6. «Сядьте так, как...»

Описание упражнения

Участникам предлагают сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации, например такие:

  • Школьник, получивший двойку за контрольную.
  • Бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему 10000$ прибыли.
  • Фигурист, упавший в финальном выступлении и из-за этого оставшийся без медали.
  • Футболист-нападающий, забивший в матче решающий гол.
  • Котенок, только что нагадивший хозяйке на кровать.
  • Спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью.

Упражнение может проводиться в нескольких вариантах.

  1. Ведущий называет ситуацию, сидящие в кругу участники коллективно ее изображают, а потом обсуждается, чье изображение оказалось самым интересным и чем именно.

Обсуждение.

На что конкретно нужно обращать внимание, чтобы понять, что выражает поза сидящего человека? А как вы обычно сидите, что выражает ваша поза, какое впечатление она производит со стороны? Хотите регулировать впечатление, которое вы вызываете у других людей - значит, привыкайте задумываться над подобными вопросами, учитесь глядеть на себя глазами окружающих...

Параллель 3-х классов.

Цель: снижение уровня тревожности.

1. Игра "Угадай, кто я".

Цель: Создание рабочей атмосферы, раскрепощение. Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какую-то профессию. Остальные должны догадаться что загадано.

2. Упражнение: "Заяц-заяц"

 Группа задает единый ритм - два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. Во время хлопков в ладоши нужно дважды назвать свое имя, во время хлопков по коленям - сначала назвать свое имя, затем имя того, кому передается ход. для усложнения темп можно увеличивать.

3.Обсуждение понятия "страх".

Обычно считается, что боятся – плохо. Страхи надо побеждать, преодолевать, с ними надо бороться самым решительным образом. Но иногда мы вспоминаем, что, может быть, испытывать чувство опасности  - это нормально. В самом деле, человек так устроен, что просто не смог бы жить, если бы его организм ежесекундно не получал информации о своем состоянии и состоянии мира вокруг. Страх при этом выступает одним из важнейших регуляторов поведения. Если изменения ситуации потенциально содержит какую – нибудь угрозу, человеку тут же сообщается об этом.  И он обойдет стороной появившуюся вдруг собаку, возьмет тряпочку, прежде чем снять горячую кастрюлю с плиты, не побежит через дорогу перед быстро мчащейся машиной.

        Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства (тошноту, рвоту, понос), влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха. Побледнение лица при страхе вызывается особым веществом – адреналином, которое вырабатывается в надпочечниках.

        Ученые считают что есть два вида страха- испуг от неожиданности, при котором дыхание замирает и страх обусловленный пониманием ситуации, при котором дыхание учащается. Существует теория что эмоции первоначально рождаются не в глубинах нашего мозга, а на переферии организма. Согласно этой гипотезе воздействия внешней среды автоматически вызывают определенные сдвиги во внутреннем состоянии организма, а уже потом мозг присваивает этим изменениям ярлык соответствующей эмоции. Так, например, вид красиво одетых учащихся с цветами, нарядных преподавателей в актовом зале может вызывать замирание сердца и потливость. Мозг начинает воспринимать эти сигналы от внутренних органов и в какой то миг внезапно возникает осознание: если  тело реагирует так, значит, я вероятно, испуган. Таким образом мы ощущаем радость потому что смеемся, печальны потому что плачем, и боимся потому что дрожим. Для примера в амстердамском аэропорту в 1995 году был огромный неоновый шар, по которому бегали разноцветные огоньки, складывающиеся в буквы: «Хи – хи – хи и Ха – ха - ха». Когда люди, которые боялись летать на самолетах, смотрели на этот шар, их страх уменьшался. В подтверждение этому попробуй изобразить на лице улыбку, а потом подумать о чем-то страшном. После этого оцени свое состояние Гарантируется, что твой страх будет меньше обычного, так как наше тело не может улыбаться и бояться одновременно: две противоположные эмоции взаимно нейтрализуют друг друга.   Страх – примитивная физиологическая реакция. Скажи телу: «Спасибо, но это потом, а не сейчас». Если ты ощутил страх, не паникуй, а восприми его просто как реакцию, неподходящую для данной ситуации.

        Отрицательное значение страха проявляется гораздо шире, чем положительное. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволяет личности реализовывать себя. Он сковывает активность человека.

        Учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, зажатость в груди, пересохший язык и противная дрожь в коленках сопровождают состояние возникающее перед экзаменом. Исследования показывают, что у некоторых организм реагирует на экзамен так же бурно, как на реальную опасность для здоровья, хотя речь здесь идет не о биологическом, а лишь о социальном благополучии человека. Казалось бы – ну, в худшем случае, получишь двойку – что страшного? Не расстреляют же тебя за это? Так нет – наше тело реагирует точно так же, как если бы нам грозила смертельная опасность. Американский психолог Саразон установил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Также выяснено, что для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно как следует разозлиться или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы, желательно снижать излишнее возбуждение, а вот для флегматиков с сильным и инертным типом нервной деятельности, чтобы лучше выступить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена.

        Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Прежде всего, что такое установка. По определению, это-готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т.д. подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку. Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку – это тоже моторная установка. Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления так называемой перцептивной установки. Что может быть хуже для успешного выступления, как установка перед выходом на сцену: «я сейчас ничего не сыграю»?

        Боязнь забыть нотный текст – распространенная болезнь среди неопытных музыкантов. Сама по себе память тут по большей части не при чем. Музыканты волнуются от того, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются.

        Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтоб следить за собой дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. Можно искусственно моделировать ситуацию, играя например для кукол и других фигур и представлять на их месте учителей. Перед выступлением лучше оставить побольше времени на сборы и дорогу чтобы не волноваться. Усталость обостряет волнение, поэтому лучше перед концертом хорошо отдохнуть.

        При недостаточной уверенности можно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная потом она становится частью характера.

4. Круг "Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх". Цель:  осознание собственного опыта, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили общими словами.

5. Рисование школьных страхов. Цель: разрядка страхов. На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлагается сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. при выполнении упражнения необходимо работа ведущего с каждым учащимся, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства.

6.Игра «Прогулка по сказочному лесу». Цель: снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения. Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту, по большим камням, по узкой тропинке над обрывом.

7.Упражнение "Новое, хорошее". Цель актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. Ведущий по кругу просит ответить на вопрос "Что нового, что хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?"

8. Скульптура  из глины. Дети по заданию психолога должны предстать в виде скульптуры:

Ребенка, который ничего не боится,

Ребенка, который всем доволен,

Ребенка, который выполнил сложное задание и т.п.

В конце обсуждение того, что чувствовали дети в роли той или иной скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

9. Игра «Волшебный магазинчик страхов». Цель:  изменение отношения к собственным страхам. Ведущий рассказывает сказку Д.Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновать их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.  

«ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСЬКИ»

Жили-были дед с внучкой. Хороша внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка — она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь. Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда ведь своего все же любила!
На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав:
— Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?
Он спрашивает:
— А что у тебя есть?
— Да ничего нет.
— А что умеешь делать?
Тут она заплакала:
— Да ничего не умею, я всего боюсь!
— Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и продавай.
— А возьмут? — не верит дивчина.
— А ты попробуй!
И вдруг как закричал дядька:
— Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!
Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и мелкого рогатого скота. А девчонка говорит:
— И курей с петухами.
— Что для курей? — подлезает бабка.
— А вот бегают твои куры далеко от дома? — спрашивает посредник.
— Ох, бегают, проклятые, — соглашается бабка.
— А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая? — спрашивает у девчонки.
— Еще как, — солидно говорит она.
— Вам на целый птичий двор?
— Уж пожалуйста, — говорит бабка.
Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, и для того дядьки, который ей помог, праздничную рубашку, и для себя леденец. Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. От радости он и без лекарств выздоровел. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь оба, и на ярмарку вместе ездили. Найти бы и нам такое счастье.
Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Там и валяется. Кто интересуется — подходи, выбирай, мне не жалко. Только чур — не для малых ребятишек!

Параллель 4-х классов.

Цель: повышение уровня самооценки

1.Упражнение «Представление». Цель: раскрепощение учащихся. Каждый участник должен назвать свое имя и положительное качество (тор, что вы в себе цените) на одну из букв своего имени.

2. Упражнение «Двадцать «Я»

Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для консультанта это упражнение является диагностическим. Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

«Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я, какой я». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я»... Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».

Возможный вариант: «Можете не показывать свой список всем, дайте прочитать его тем, кому захотите».

3. Упражнение "Футболка с надписью"

        Каждому участнику предлагается за 5-7 минут придумать и нарисовать футболку и "говорящую" надпись или рисунок на ней. Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о подростке сейчас - о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других, и т.п.

        После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись.

4. Упражнение «Мой дракон»

Участникам предлагается работа над пиктограммой «Мой дракон». За основу взято упражнение описанное И В. Дубровиной. Участники получают листы с контурами «Дракона». Ведущий предлагает представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить - это головы дракона. Участники должны написать или нарисовать свои недостатки внутри контура голов дракона.

Далее листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать, какие человеческие достоинства (качества характера) могут помочь участникам преодолеть имеющиеся у них слабости (например, лень преодолевается трудолюбием, невнимательность — усидчивостью и т. п.).

5. Тест «Как у тебя с самооценкой?»
Ведущий.
 Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека. Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность. Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать. Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.
Вам предлагается определить с помощью теста «Как у тебя с самооценкой?» уровень своей самооценки. Отвечать на вопросы необходимо с учетом того, что ответы имеют градацию:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Текст опросника:

  • Я часто волнуюсь понапрасну.
  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Я боюсь выглядеть глупцом.
  • Я беспокоюсь за свое будущее.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Как жаль, что многие не понимают меня.
  • Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Чувствую себя скованным.
  • Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  • Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  • Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  • Я не чувствую себя в безопасности.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Интерпретация результатов. Подсчитывается  сумма баллов.
30 баллов - ты недооцениваешь себя.
10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка
10 и ниже - завышенная самооценка.
Упражнение 6. «Комплементы»

        Ребенку предлагается сказать себе комплименты, начиная со слов: «Мне нравится, что я...».         «Какие чувства ты испытывал, что было трудным? Трудно или легко делать себе комплименты?

Параллель 5-х классов.

Цель: самопознание. 

    Ведущий. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем. Потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе. девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (зачитывается запись на доске).
У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле. С одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой — характер накладывает печать на все поступки. Мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющееся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично. Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.

Упражнение 1. «Словесный автопортрет»
        Участники па листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый Подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение, Задача читающего — узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы.

Упражнение 2.  «Какой я?»
        Ребенок пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечает сверху знаком «+», правую — знаком «—». Под знаком  «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом тебе легче всего доставить удовольствие. В правой части листа под знаком «—» пишется: нелюбимый цвет и т. д.

Упражнение 3. «Мой портрет в лучах солнца»

        «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайся, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: почему я заслуживаю уважения?»

Упражнение4. Проективный рисунок «Я – идеальное и Я – реальное».

         Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и идеального (каким бы ему хотелось быть). Обсуждая рисунок, слово предоставляется сначала другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, которое настроение он передает своим рисунком, чем отличается изображение «Я реального» от «Я идеального», что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на понимание, уточнение.

Параллель 6-х классов.

Цель: знакомство с эмоциями.

Упражнение 1. Игра-разминка «Вопрос – ответ».

         Участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру, тот, поймав мяч, должен перебросить другому, но при этом, в свою очередь, должен сказать собственную реплику. Например: «Какое у тебя настроение сегодня?» и так далее.

Упражнение 2. Игра «Список чувств».

         Ведущий: «В жизни мы все испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные».

         На выполнение задания дается примерно 5 минут. После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько – отрицательного. Данное задание имеет и диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества положительных эмоций над количеством отрицательных. Наоборот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него возможно, больной негативный опыт межличностных отношений.

Упражнение 3. "Мои эмоции"

Учащемуся предлагается изобразить или написать ответы на вопросы под каждым чувством.

1.Какого цвета каждое твое чувство из предложенных.

2. На какое животное оно похоже.

3. На какое растение оно похоже.

4. Какими линиями ты бы изобразил проявление у себя данного чувства.

5. На какого героя мультфильма или книги оно похоже.

6. Знакомый тебе человек у которого наиболее часто проявляется данное чувство.

7. Место где испытываешь данное чувство чаще всего.

8. Ситуация в которой испытываешь данное чувство чаще всего.

9. Люди рядом с которыми испытываешь данное чувство чаще всего.

10. Уроки на которых чаще испытываешь данное чувство чаще всего.

11.Какими словами ты выражаешь данное чувство.

12. Какими поступками ты проявляешь данное чувство.

13. Какими движениями проявляешь данное чувство.

14. Проранжировать по частоте проявления у тебя данных чувств.

15. Проранжировать по тому, как хотелось бы испытывать данные чувс

Упражнение 4.Игра «Угадай, что я изображаю».

Ведущий показывает таблицу чувств. Делит участников на две группы – скульпторов» и «изделий». Каждый «скульптор» выбирает чувство и ставит свою «модель» в позу, наиболее типичную для выражения данного чувства. Завершив работу, «скульпторы» должны угадать изделия друг друга.

Таблица чувств

Удовольствие

Неудовольствие

Злость

Усталость

Удивление

Стыд

Радость

Спокойствие

Гнев

Нетерпение

Изумление

Огорчение

Параллель 7-х классов. 

Цель: повышение уверенности в себе.

Психолог. Вы – выпускники музыкальной школы.  Это - уже ваша победа. Но вам предстоит еще одно, самое сложное испытание – выпускные экзамены.

Здесь от вас кроме ваших знаний, понадобится умение держаться на сцене, или просто перед аудиторией. Для этого нужно быть уверенным в себе, уметь справляться с тревогой, волнением.

Упражнения,

которые позволят снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение

Упражнение 1

Перед началом работы сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повторяй их не спеша, несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5-6 раз произнеси слова: «Левая рука тяжелая». Затем повтори: «Я спокоен». В завершение сожми кисти рук в кулаки, сделай глубокий вдох и выдох. Затем все сначала, но «тяжелеть» должны ноги.

Упражнение 2

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Упражнение 3

Для снятия эмоционального напряжения можно слегка помассировать кончик мизинца.

Упражнение 4. «Стряхни»

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы, дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы при этом будете издавать какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Упражнение 5 (на дыхание)

Сядьте удобно:

1-я фаза (4—5 с): глубокий вдох через нос;

2-я фаза (2-3 с): задержка дыхания;

3-я фаза (4—6 с): медленный, плавный выдох через нос;

4-я фаза (2-3 с): задержка дыхания и т. д.

Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

Упражнение 6. «Дыхание уступами»

Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Ты устал от борьбы? Что ты, стыдись!

Ты молод, ты смел, ты умен.

Тебе трудно пришлось, я знаю, но нельзя унывать,

Собери силы, сделай невозможное и борись!

Упорство принесет тебе победу,

Поэтому не падай духом, друг!

Если не достиг намеченной цели...

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. И каждая неудавшаяся попытка - еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом, проанализировав причины неудачи, определи пути её преодоления. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

Памятка «Шесть шагов к уверенности в себе».

  1. Признайся себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируй свои цели.
  2. Позволь себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что тебе по душе, наедине с самим собой. Так ты сможешь лучше себя понять.
  1. Проанализируй свои планы и оцени их с точки зрения сегодняшнего дня.
  2. Не забывай, что каждое событие можно оценить по-разному. Такой взгляд позволит тебе терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
  3. Наши действия могут подлежать любой оценке. Если они подвергаются конструктивной критике, мы должны воспользоваться этим для своего блага.
  4. Помни, что иное поражение - это удача. Из него ты можешь заключить, что ты преследовал ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

И помни:

Если ты считаешь себя разбитым.

Ты действительно разбит.

Если ты думаешь, что не посмеешь,

Значит, не решишься.

Если тебе хочется получить «5», но ты думаешь,

что не сможешь,

То почти наверняка получишь оценку ниже.

В битвах жизни не всегда побеждает

Самый сильный или самый быстрый,

Но рано или поздно тот, кто побеждает.

Оказывается тем, кто считал себя на это способным.

Что нужно помнить перед выходом на сцену

  1. Не выступай, когда ты утомлен. Отдохни, восстанови свои силы, накопи в себе резерв энергии.
  2. Не делай ничего, что могло бы подавить твою энергию.
  3. Оденься опрятно и изящно. Сознание того, что ты хорошо одет, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
  4. Улыбайся. Выходи к зрителям с таким выражением лица, которое должно говорить, что ты рад находиться перед ними.