Стендовый доклад на зональном семинаре-практикуме для педагогов коррекционных дошкольных учреждений «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ» на тему: "Социализация семьи ребёнка с ОВЗ через интерактивные технологии"

Малютина Олеся Юрьевна
Успешная социализация ребёнка с ОВЗ в здоровое общество- есть конечная, самая важная цель всей системы психолого- медико-педагогической реабилитации. в докладе рассматривается место и задачи психологического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ. Отмечаются возможности интерактивного оборудования с целью социализации семьи особого ребёнка в современный социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социализация семьи ребёнка с ОВЗ28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Малютина Олеся Юрьевна

педагог-психолог  

высшая квалификационная категория

г.Нижнекамск  2019 г.

Социализация семьи ребёнка с ОВЗ

через интерактивные технологии

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. 

Успешная социализация ребёнка с ОВЗ в здоровое общество- есть конечная, самая важная цель всей системы психолого- медико-педагогической реабилитации.

Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

В работах В. А. Друзя, А. И. Клименко, И. П. Помещиковой отмечается, что особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к ослаблению адаптивных возможностей и тем самым ограничивают их социализацию и жизнедеятельность в обществе. О. Н. Юлдашева добавляет, что семейная социализация таких детей является видом отклоняющейся социализации, т. к. личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе.

Истоками процесса социализации любого ребёнка является его семья. Семья, в которой родился «особенный» ребёнок,- это особенная семья. Воспитывая и обучая ребёнка с ОВЗ, его родители должны в первую очередь сами социализироваться в обществе.

Приобретая новый социальный статус, только в активной жизненной позиции и вооружившись знаниями, оптимизмом и терпением, целеустремлённостью, сплотившись, родители смогут с командой специалистов педагогического и медицинского профиля уверенно идти в своей главной цели- включения ребёнка с ОВЗ в общество сверстников.

Важное место в процессе социальной адаптации родителей «особенного» ребёнка занимает психологическое сопровождение.  Психолог, сопровождая семью, ставит перед собой ряд важных задач:

-психолого-педагогическое просвещение родителей,

- психологическая поддержка семьи в процессе её прохождения по стадиям осознания факта рождения ребёнка с ОВЗ,

-обучение родителей методам и формам коррекционно-воспитательной работы с ребёнком,

-формирование активной жизненной позиции родителей, профилактика их эмоционального выгорания.

Формы работы психолога в этом направлении могут быть самыми разными. Бесспорно, современные интерактивные технологии имеют ряд важных преимуществ в работе не только с детьми с ОВЗ, но и с их родителями.

Современные интерактивные технологии включены в ФГОС обучения детей с ОВЗ. Они по праву занимают ведущие места в системе психологического и педагогического сопровождения семьи, воспитывающей «особенного» ребёнка.

Сенсорное комнаты, которые не имеют ни противопоказаний, ни ограничений по возрасту клиентов, оказывают мощное влияние на эмоциональный статус родителей, создавая так называемую «оккупацию мозга клиента сенсорными стимулами»,  в результате чего снимаются даже самые глубокие психологические защиты, телесные зажимы и клиент работает «здесь и сейчас», раскрывая все компенсаторные возможности своего организма, на прямую работая со своими проблемами, мобилизируя все скрытые силы своей личности и организма на физическом и психологическом уровнях.

В сенсорной комнате практически мгновенно устанавливается доверительный контакт с родителями ребёнка с ОВЗ самых различных психологических статусов (невротического, психосоматического, авторитарного) и самого широкого возрастного периода.

Субъектами психологического воздействия в сенсорной комнате могут быть:

-сами родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ (их эмоциональный и личностный статус, новый социальный статус семьи, родительские отношения);

- родители как субъекты психолого-педагогического воздействия на ребёнка (их тип и методы семейного воспитания и обучения)

Формы работы с семьями ребёнка с ОВЗ в сенсорной комнате могут быть самыми разными: индивидуальными и групповыми.

При этом в условиях «волшебного мира сенсорного воздействия» может решаться целый ряд психологических задач: 

  • диагностические (диагностика детско-родительских отношений, адекватности родительских установок, активности позиции родителей, изучения их психологического статуса  и т.п.),
  • просветительские (формирование и обогащение знаниями об особенностях психического развития ребёнка с ОВЗ),
  • обучающие и развивающие (формирование умений и навыков обучения и воспитания ребёнка).

Интерактивная среда на уровне полисенсорного воздействия (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и проприоцептивного), с использованием всех преимуществ интерактивного оборудования, интерактивного пола, интерактивной доски и интерактивного стола даёт максимальные возможности родителям погрузиться в мир волшебства, найти в себе силы и желание вести своего ребёнка в современный мир, поверить в его возможности и формировать у него способности верить в себя и работать над собой.               Самореализация ребёнка с ОВЗ начинается в рамках его семьи!