Групповое занятие в сенсорной комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию нейропсихологического пространства на тему: «Лесная школа»

Малютина Олеся Юрьевна
Конспект группового занятия в сенсорной комнате по формированию нейропсихологического пространства у детей старшего дошкольного возраста с использованием двигательных техник, когнитивных и коммуникативных упражнений, а также преимуществ интерактивного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие "Лесная школа"83 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие в сенсорной комнате

с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

по формированию нейропсихологического пространства

на тему: «Лесная школа»

Сенсорная комната- это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познает окружающий мир. Мозг человека в сенсорном пространстве «оккупируется» сенсорными стимулами различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).  

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним  могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. При этом специалистами используется целый ряд преимуществ сенсорной комнаты: высокие мотивационные возможности оборудования к познанию; наличие силуэтных, абстрактных образов, отсутствие предметной привязанности у оборудования, что создаёт широкие возможности для  развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов специалистом и клиентом; одновременное взаимодействие релаксации и направленной коррекции; широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости); узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.

Отсутствие методических разработок,  программ психолого-педагогического использования методов сенсорной стимуляции в работе с клиентами значительно расширяют поле экспериментальной деятельности специалиста, стимулируют развитие его творческого потенциала.

Возможности интерактивного оборудования в формировании нейропсихологического пространства велики. Высокая мотивация, стимуляция произвольности психической активности, концентрация внимания ребёнка в интерактивной среде высоки. Эффективное использование преимуществ интерактивных технологий значительно повышают успех коррекционной работы.

Задачи:

  1. Функциональная активация подкорковых образований мозга. Формирование межмодальных перцептивных взаимодействий, зрительных, слуховых, тактильных ощущений.
  2. Развивать активность, гибкость сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции; стабилизация межполушарного взаимодействия
  4. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.
  5. Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.
  6. Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с помощью использования двигательных техник как метода ненаправленного воздействия на ВПФ, стимуляции биоэнергетического потенциала детского организма.

Структура занятия:

I Вводная часть

  1. Психогимнастическое упражнение «Кто я?».
  2. Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент.
  3. Психогимнастическое упражнение “Моё настроение”

II Основная часть

  1. Урок «Я и моё тело» (растяжка, телесные упражнения)
  2.  Урок «Я и мои глаза» (глазодвигательные упражнения)
  3. Урок «Я и мои пальцы» (упражнения для развития мелкой моторики рук)
  1. Урок «Я и моя память» (когнитивное упражнение).
  2. Урок «Я и моё воображение» (когнитивное упражнение).
  3. Урок  « Я и мои друзья» (коммуникативное упражнение).

III Заключительная часть

  1. «Волшебный сон» (релаксация).
  2. Рефлексия.

Ход занятия:

I Вводная часть:

  1. “Кто я?” (психогимнастическое упражнение) (мяч)

Цель: развивать самосознание на основе упражнения в определении себя относительно различных социальных ролей (родственных связей, пола, возраста).

  1. Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент (оборудование: полумаска совы-учителя, полумаски зверей-учеников, медальки, портфель).  Психолог в краткой беседе определяет основные цели школьного обучения, предлагает детям отправиться в лесную школу. Распределяются роли- психолог- «учитель», дети- «звери-ученики». Дети надевают полумаски или на одежду им приклеиваются символы с изображением лесного зверя-«ученика». Выбор зверя ребёнком обосновывается (определяется ведущее качество, по которому делается выбор)

  1. “Моё настроение”(психогимнастическое упражнение) (пиктограммы эмоций радости, грусти, злости, зеркало).

Цель: создать положительный настрой на занятие, закреплять знания об основных эмоциях. Психолог предлагает детям вспомнить и изобразить основные эмоции, определить основные ситуации в школе, когда эти эмоции переживаются. Определяется общее эмоциональное состояние всех детей на время путешествия.

II. Основная часть.

Психолог вместе с детьми перечисляет какие предметы изучаются в школе, в беседе делается акцент на том, что очень важно быть физически здоровым, знать своё тело и уметь управлять им, чтобы сохранять бодрость, внимание и хорошо усваивать новые знания. А также важно уметь хорошо мыслить, запоминать и воображать. Предлагается «ученикам» посвятить день занятий в школе именно этой цели.

  1. Урок «Я и моё тело».

Растяжка «Травинка на ветру» (потолочный зелёный фонарь, диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Лес», проекция на пол и потолок, кассета «Звуки леса»). Исходное положение — сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Психолог поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».

Телесные упражнения «Волки». И. п.- на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение — ускорение темпа.

Перекрестная ходьба «Муравейник» (зеркальные шары) (левая нога — правая рука, правая рука — левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога); ходьба на четвереньках: руки на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа). Дети-муравьишки двигаются в разных направлениях заданным способом. Блики от зеркальных шаров-в покое или в движении, это:

-камни, которые нужно обходить,

-листики, которые нужно «собирать».

2 Урок. «Я и мои глаза».

Глазодвигательные упражнения «Любопытная ворона» (сидя на полу) (зеркальные шары в движении). «Вороны» рассматривают «летающих вокруг насекомых», активно смотря на перемещающиеся по комнате блики. Голова фиксирована. Упражнения выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо — вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза, глаза и язык влево — вдох, пауза, в исходное положение выдох, пауза и т.д.).

3 Урок. «Я и мои пальцы».

Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Кулак-ребро-ладонь». «Лягушка». «Лезгинка». (УФО лампа, светящиеся перчатки). 

  • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

Упражнение «Лезгинка»

• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

                                               

 Упражнение «Кулак—ребро—ладонь»

Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные, затем разнонаправленные. В последующем возможно выполнение некоторых упражнений в парах.

4 Урок «Я и моя память».

Когнитивное упражнение «Я положил в мешок» (развитие слухоречевой, опосредованной  памяти) (настенная фиброоптическая тактильная панель, напольная интерактивная панель «Цветные клетки»). Исходное положение — сидя на полу. Психолог предлагает детям «помочь Деду Морозу на лесную ёлку» собрать мешок подарков для «зверей» и перечисляет предметы, которые необходимо положить в мешок. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно ограничивать подбор подарков -только мальчикам или только девочкам, только круглые предметы или только сладости и т.п. Дети сначала выслушивают заказ Деда Мороза, затем подбирает названные предметы, используя: а) цветные клетки напольной панели; б) образцы настенной тактильной панели, подбирая их к предметам по фактуре, цвету или форме. Усложнение: дети по очереди сами подбирают предметы, каждый ребёнок добавляет по одному предмету, сначала называя все предметы, названные его товарищами. Так постепенно цепочка названных предметов- «подарков» растёт.

5 Урок. «Я и моё воображение».

Когнитивное упражнение «По дорожкам леса» (формирование зрительной и пространственной памяти, развитие воссоздающего воображения) (оборудование сенсорной комнаты в разной комбинации). Дети располагаются у панели «Столбики». Психолог предлагает детям побродить по лесу, называет какой-либо предмет или объект, который они видят, путешествуя по лесу. Дети должны быстро (время может отсчитываться) найти оборудование, которое по какому либо признаку похоже на него (по цвету, форме, текстуре и т.п.) и быстро прикоснуться руками к этому оборудованию. Каждый ребёнок выбирает своё оборудование. Например, если названо яблоко, дети могут выбрать- красную клетку, т.к. яблоко красное; на тактильной панели-колечки, так как яблоко круглое; зеркало, так как яблоко гладкое и т.п. Ребёнок, не успевший подобрать оборудование за отведённое время, становится ведущим. Выбор каждого участника обосновывается. Усложнение: называются природные сообщества или сборные понятия (лес, болото, насекомые, фрукты и т.п.).

6 Урок «Я и мои друзья».

Коммуникативное упражнение «Осьминожка» (на доверие) (оборудование в разной комбинации). Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего- получается осьминожка. Глаза должны быть закрыты. Ведущий — «Голова осьминожки» — идет с открытыми глазами первым по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности, препятствия можно проговаривать (кочки, овраги, ветки…). В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в ролях ведущего и ведомого.

III. Заключительная часть.

  1. Релаксация «Огонь и лед» (потолочные красный и голубой фонари). Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде психолога «Огонь» (включатся красный фонарь) дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» (включается голубой фонарь) дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

2. Рефлексия.

Отмечаются участниками занятия основные задания, которые выполнялись, что удалось хорошо сделать, что было сложным и почему, что узнали нового про своё тело и способности, что понравилось. Проводится с помощью пиктограмм эмоций анализ своего настроения в конце занятия.