Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Шмелева Ирина Васильевна

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и в обществе в целом. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто у дошкольников наблюдаются устойчивые формы агрессии: вербальная, экспрессивная, физическая.

Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение, поступки.С целью развития коммуникативных навыков, снижения агрессивности, воспитания нравственных чувств, повышения уровня эмпатии, обучения способам конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста необходимо использовать игры, упражнения направленные на коррекцию поведения.
С этой целью и проводится семинар-практикум для педагогов, на котором педагоги получают теоретические и практические знания в вопросе коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и в обществе в целом. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто у дошкольников наблюдаются устойчивые формы агрессии: вербальная, экспрессивная, физическая.

Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение, поступки. Как закономерная форма поведения у определенной категории детей, агрессия не только сохраняется, но и развивается, формируясь в устойчивое качество личности. В этой связи снижается личностный потенциал, возможности полноценного общения, трансформируется развитие детей.

Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Для этой цели необходима профилактическая и коррекционная работа, которая должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, и не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития.

Профилактика и коррекция агрессивности - это совокупность педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия, а не на подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы.

В дошкольном возрасте детская агрессивность зачастую носит временный, ситуативный характер, и поддается коррекции при правильно организованной жизни в детском саду, в семье. Агрессия, как черта личности не закрепляется, а постепенно сглаживается и исчезает. Такой результат происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога, родителей.

С целью развития коммуникативных навыков, снижения агрессивности, воспитания нравственных чувств, повышения уровня эмпатии, обучения способам конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста необходимо использовать игры, упражнения направленные на коррекцию поведения.

С этой целью и проводится семинар-практикум для педагогов, на котором педагоги получают теоретические и практические знания в вопросе коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. При проведении коррекционного процесса используются игротерапевтические и психогимнастические упражнения.

Прежде чем педагоги будут использовать данные упражнения с детьми, необходимо проведение такого семинара-практикума непосредственно с самими педагогами. Это позволит им прочувствовать эффективность упражнений на себе и затем применить их на практике с детьми.

Цель данного занятия: обучение методам коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:1. Познакомиться с формами и методами работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей (теоретическая часть)

2. Применение форм коррекционной работы в практической деятельности в ходе семинара у педагогов. (практическая часть)

Ведущий: педагог-психолог ДОУ

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность 50-60 минут.

Теоретическая часть:

Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр;

-Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

-Релаксация: сознательное уменьшение тонуса мышц

-Арт-терапия-это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.

В ходе семинара мы познакомимся с методами игровой терапии и психогимнастики.

Практическая часть:

Упражнение «Такие разные кошки»

Цель: снятие агрессии, развитие эмпатии, группового взаимодействия.

Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (детям) образовать большой круг, в центре которого, на полу лежит физкультурный обруч. Ведущий говорит, что это «волшебный круг», в котором будут совершаться «волшебные превращения».

Для этого нужно войти внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превратиться в злую-презлую кошку, которая «шипит» и «царапается», при этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

Педагоги (Дети), стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», педагог (ребенок), изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, педагоги (дети) разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. В игре может участвовать и сам ведущий.

Главное правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

В заключение игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу педагоги (дети) «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (гладят друг друга по спине, голове, берутся за руки).

Рефлексия: расскажите о своих ощущениях после проделанного упражнения

Игра «Маленькие привидения»

Цель: обучение методу снятия гнева.

Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) обращается к педагогам (детям) со словами: «Уважаемые коллеги! (Ребята!) Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У-у-у-у». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У-у-у-у», если я буду громко хлопать, вы будете громко произносить звук «У-у-у-у». При этом надо не забывать, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем людьми (девочками и мальчиками)».

Рефлексия: расскажите о своих ощущениях после проделанной игры.

Упражнение «Я злюсь, когда...»

Цель: обучение детей способам снятия агрессии.

Техника проведения: педагогам (детям) предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя в кругу каждому ребенку нужно взять в руки по одному листу цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга.

Упражнение "Рисунок на спине"

Цель: развитие эмпатии, группового взаимодействия.

Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) прикрепляет педагогам (детям) к спине лист бумаги и говорит о том, что сейчас они будут рисовать на спине друг друга, что захотят. Для этого нужно взять в руки любой понравившийся фломастер и начать передвигаться по (группе), подходить друг к другу и рисовать на спинах то, что им нравится. Нужно проявлять активность и не проходить мимо друг друга.

В завершении за активную работу педагоги (дети) вместе с педагогом - психологом аплодируют друг другу.

Игра «Колючий ежик»

Цель: снятие агрессии, мышечных зажимов.

Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (детям) мысленно представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. Для этого им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». А, когда опасность минует, «неприятели» разбегутся, ежики соберутся в круг (дети собираются в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе.

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: расслабление мышц, регуляция эмоционального состояния.

Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает педагогам (ребятам) сесть на коврик, и скрестить ноги, затем показывает и объясняет: «Представьте, что каждый из вас надувает воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Шарик дружно надуваем и руками проверяем…
Шарик лопнул, выдыхаем, мышцы наши расслабляем…
Дышится легко, свободно, глубоко.

После каждой игры и упражнения проводится рефлексия.

С понятием методов релаксации и арт-терапии, а также практическим их применением, познакомимся во 2 части обучающего занятия.