Программа "Дружная семейка 2-4 класс"

Вахрушева Наталья Анатольевна

Формирование навыков заимодействия в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzhnaya_semeyka_2-4_kl.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

Приложение    к  ООП  НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курсов внеурочной деятельности

 «Дружная семейка»

(развитие эмоционально – волевой и коммуникативной сфер  младших школьников)

(направление социальное)

 для обучающихся 2 – 4-х классов

    на 2018 - 2019 учебный год  

 

Составитель: педагог-психолог

Вахрушева Н.А.

                                                                                                                                                                                   

г. Магнитогорск

         

Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  2. Содержание изучаемого курса
  3. Тематическое планирование

Пояснительная записка

 

                Школьная жизнь – серьезное испытание для большинства детей, особенно, если эта жизнь только начинается. Для многих обучающихся начального звена школа является психотравмирующим фактором, поэтому решение вопроса сохранения психофизического здоровья школьников является первостепенным для службы социально – психолого – педагогического сопровождения. Данная тема четко обозначено в ФГОС.

        В период с 7 до 10 лет у детей резко нарастают различные трудности в развитии детей. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие, особенно, если это дети с задержкой психического развития. На трудности в семье, в школе, в общении с окружающими ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости. Многие дети в этот период серьезно нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Согласовывая свои действия, педагоги, родители, специалисты смогут помочь сдержать влияние психотравмирующих факторов на психику ребенка, сохранить его соматическое здоровье. Специалисты отмечают необходимость специально организованных форм развития личности ребенка в условиях учебной деятельности и вне ее.

Направление данной программы социальное, что включает в себя формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, развитие умения адекватно переживать и выражать свои чувства, искать конструктивные способы выхода из сложных для ребенка ситуаций. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Данная программа поможет младшему школьнику быстрее построить внутришкольный круг общения, перенести формирующиеся интересы, контакты за пределы учебного процесса.

        Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе практического пособия С.В Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2011. Курс рассчитан на 1 год. Проводится в 1-х классах один раз в неделю со всеми обучающимися в течение учебного года (1-а,б – 33 часа).   Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Возможно задание творческого характера на дом для совместного взаимодействия ребенка с родителями.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2 класс

Личностные:

  • уметь проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии;
  • налаживать положительные контакты с людьми;
  • соблюдать правила игры и дисциплину;
  • делать анализ своих действий и поступков;
  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • учиться рефлексации своих чувств в отношении учителя и одноклассников
  • учиться прогнозировать последствия своих поступков
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя и самостоятельно
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

Предметные:

  • осознавать собственную полезность и ценность
  •  уметь работать в группе, в коллективе
  • получать удовольствие от процесса познания
  • справляться с неудачами
  • взаимодействовать с учителем, сверстниками
  • адекватно анализировать собственные проблемы
  • через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

3 – 4 классы   

Личностные:

  • знать и применять правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • выработать правильное отношение к собственным ошибкам,  к победе, поражению.
  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой  и игровой деятельности;
  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
  • подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
  • использовать знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого и самостоятельно
  • соотносить результат с целью и его оценивание.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Предметные:

  • активно использовать основные способы психологического взаимодействия между людьми
  • знать приемы повышения собственной самооценки
  • осознавать свое место в мире и общество
  •  работать в группе, в коллективе
  • получать удовольствие от процесса познания
  • преодолевать возникающие в школе трудности
  • справляться с неудачами
  • осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние
  • использовать полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения
  • применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности

Основные положения программы.

Цель. Создание у обучающихся  мотивации на сохранение психологического здоровья, формировании у них эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Задачи:

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития обучающихся.

2. Помочь детям овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других детей.

3. Обучить учащихся сознательному регулированию своего поведения,  приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

4. Развивать способность к рефлексии.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

6.Формировать позитивную моральную позицию ребенка в социуме.

7. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

  1. Принцип позитивности, который означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества.
  2. Принцип духовности, который устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
  3. Принцип целостности развития, который усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  4. Принцип индивидуального подхода, означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  5. Принцип развития и саморазвития личности, который предполагает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

Сроки исполнения: 1 раз в неделю со всем классом в течение учебного года (33 ч).

Объект программы: учащиеся 1-а, б классы.

Предмет: социально – личностная сфера учащихся

Основное направление программы: социальное.

Методы и формы работы: беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, тренинговые и релаксационные упражнения.

Методические рекомендации по реализации  программы.

                Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.

        Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.

        Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое  сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все  аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Образовательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом,  в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекционный аспект.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного,  аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитывающий аспект

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- формирование позиции ученика;  

- снижение уровня школьной тревожности;

- умение справляться с негативными эмоциями

- стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

- повышение уверенности в себе и своих возможностях;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Прогнозируемые результаты реализации программы:

- профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной и социальной дезадаптации и других проблем психогенного характера;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

-  умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- умение справляться с негативными эмоциями (страхами, обидами, гневом);

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- развитии творческого потенциала личности, создание продуктов деятельности.

Содержание изучаемого курса

2 класс

Раздел

Содержание

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Вспомним чувства

Актуализация   знаний об эмоциональной сфере человека

6

2

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга

Ознакомление с понятием «качества людей», оказание  помощи в исследовании своих качеств, изучении своих особенностей

18

3

Раздел 3. Какой Я – Какой Ты?

Формирование навыков самопознания и саморазвития, понимания  особенностей окружающих людей

10

Итого

34

Формы организации:

Беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, психотерапевтические приемы, психогимнастика, творческое самовыражение, самопроверка, тренинговые и релаксационные упражнения.

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, творческая (рисование, элементы театрализации, сочинительство, обыгрывание ситуаций), диагностическая, аналитическая.

3 класс

Раздел

Содержание

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Я- фантазер

Формирование понимания ценности умения фантазировать,  развития творческих способностей

9

2

Раздел 2. Я и моя школа

Формирование осознанности позиции ученика, навыков рефлексии в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»

6

3

Раздел 3. Я и мои родители.  

Формирование осознания особенностей взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», навыков рефлексии.

4

4

Раздел 4. Я и мои друзья.  

 

помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

7

5

Раздел 5. Что такое сотрудничество? 

дать детям представление о понятии «сотрудничество».

8

Итого

34

Формы организации:

Беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, психотерапевтические приемы, психогимнастика, творческое самовыражение, самопроверка, тренинговые и релаксационные упражнения.

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, творческая (рисование, элементы театрализации, сочинительство, обыгрывание ситуаций), диагностическая, аналитическая.

4 класс

1

Раздел 1. Кто я? Мои способности и возможности

привлечь внимание к процессу взросления; помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности

12

2

Раздел 2. Мой класс и мои друзья

предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками; помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами

12

3

Раздел 3. Мое прошлое, настоящее, будущее

подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс; способствовать повышению учебной и социальной активности

10

Итого

34

Формы организации:

Беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, психотерапевтические приемы, психогимнастика, творческое самовыражение, самопроверка, тренинговые и релаксационные упражнения.

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, творческая (рисование, элементы театрализации, сочинительство, обыгрывание ситуаций), диагностическая, аналитическая.

Тематическое планирование

2 класс

№  

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел 1. Вспомним чувства

6

2

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга

18

3

Раздел 3. Какой Я – Какой Ты?

10

Итого:

34

3 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел 1. Я- фантазер

9

2

Раздел 2. Я и моя школа

6

3

Раздел 3. Я и мои родители.  

4

4

Раздел 4. Я и мои друзья.  

 

7

5

Раздел 5. Что такое сотрудничество? 

8

Итого:

34

4 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел 1. Кто я? Мои способности и возможности

12

2

Раздел 2. Мой класс и мои друзья

12

3

Раздел 3. Мое прошлое, настоящее, будущее

10

Итого:

34