Ответы на вопросы к государственной аттестации о программе обучения в магистратуре " Педагогика и психология инновационного образования"

Миронова Анастасия Николаевна

Перечень вопросов к  государственной аттестации о  программе обучения в магистратуре " Педагогика и психология инновационного образования" 

  1. Наука как сфера человеческой деятельности, как система знаний.

Соотношение понятий «наука», «философия», «мировоззрение». Два пути построения науки: аксиоматический и экспериментальный. Роль  науки в современном образовании и развитии личности.

  1. Понятия методологии, метода, методики, принципов исследования.

Соотношение понятий методологии, метода, методики и принципов исследования. Общенаучные (принцип детерминизма, принцип относительности, принцип дополнительности и др.) и конкретно - научные принципы.

Принципы психолого - педагогического исследования: принцип объективности, принцип единства психического и физиологического, принцип индивидуализации, принцип развития, принцип системного подхода и др.

  1. Структура и функции методологии.

Структура методологического знания (уровни методологии: философская методология, общенаучная методология, конкретно-научная методология, методика и техника исследования).

Дескриптивная и нормативная функции методологического знания. Другие функции методологии: определение смысла научной деятельности; определение объекта и предмета науки; организация теории и практики; структуририрование научного знания и др.

  1. Основные понятия и проблемы методологии.

Базовые понятия методологии науки: предмет исследования, объект исследования, познавательная ситуация. Основные методологические проблемы: системное рассмотрение разных уровней методологии; изучение категориально-понятийного аппарата науки; анализ этапов и процедур научного исследования; разработка и обоснование методов практической деятельности.

  1. Характеристика основных общенаучных методов исследования.

Теоретические и эмпирические методы. Метод моделирования и интерпретационные методы. Наблюдение. Идиографический и номотетический подход к исследованию реальности. Эксперимент и измерение. Причины множественности методов исследования.

  1. Структура методов психолого-педагогического исследования.

Классификация методов Г. Пирьова, С.А. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

  1. Наблюдение как метод психологического исследования.

Классификация видов психологического наблюдения (свободное и целенаправленное, систематическое и несистематическое, внешнее и включенное, скрытое и открытое, полевое и лабораторное, лонгитюдное, периодическое и одноразовое наблюдение, стандартное и нестандартное наблюдение). Запись наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

  1. Общая характеристика неэкспериметальных методов психологического исследования.

Опросные методы. Беседа, интервью, анкетирование. Правила формулирования вопросов в беседе, интервью, анкете: сжатость, однозначность, определенность понятий, конкретность, отсутствие претенциозности.

Архивный метод и его разновидности. Преимущества и недостатки архивных исследований в психологии.Биографический метод, контент-анализ, анализ продуктов деятельности, проективный метод.

  1. Общая характеристика экспериментального метода в психологии.

Эксперимент и его виды (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий и др.). Достоинства и недостатки экспериментального метода. Соотношение методов эксперимента и наблюдения. Общение в эксперименте. Этические правила поведения экспериментатора.

  1.  Характеристика научного исследования.

Типы исследования: эмпирическое и теоретическое. Классификация научных исследований по характеру, по цели.

  1.  Содержание основных этапов научного исследования

Постановка научной проблемы, теоретический анализ проблемы, формирование гипотез, планирование и проведение исследования, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов.

  1.  Основные приоритеты государственной политики в области образования.

Реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества. Укрепление единства образовательного пространства страны.

  1.  Развивающее образование в российской системе образования.

Развивающее образование и развивающее обучение. Развивающее и инновационное обучение. Характеристика систем развивающего обучения  в современном образовании. Возможности развивающего обучения в достижении  метапредметных и личностных образовательных результатов. Проблемы и перспективы развивающего образования.

  1.  Основные тенденции развития образования, ориентированного на инновации.

Общая характеристика основных тенденций развития образования: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация, информатизация, экологизация, футуризация. Рассмотрение проблем в области образования с позиций синергетики. Стратегия развития образования в РФ «Наша новая школа».

  1.  Проектирование образовательных систем.

Понятие образовательной системы. Виды и функции образовательных систем. Создание и описание проекта образовательной системы. Структура проекта образовательной системы.

Понятие педагогических технологий и их классификация. Образовательная технология как объект педагогического проектирования. Принципы, этапы проектирования и способы разработки новых образовательных технологий.

  1.  Экспертиза образовательных систем.

Сущность понятия «экспертиза». Виды экспертиз. Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы.

  1.  Психолого-педагогическая готовность к использованию информационных технологий в образовании.

Информатизация образования в современном российском обществе. Характеристика современных информационных технологий образования. Подготовка педагогов к деятельности с использованием средств и методов информационных технологий. ИКТ компетентность педагогов.

  1.  Нормативно-правовое обеспечение современного образовательного процесса.

Общая характеристика Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Концепция фундаментального ядра содержания общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты: системно-деятельностный подход, основные функции стандартизации, структура стандартов, системы требований. Профессиональные стандарты педагога и педагога-психолога.

  1.  Взаимосвязь общего, профильного, предпрофессионального образования и задачи психолого-педагогического обеспечения их взаимодействия.

Сущность, функции, содержание профильного обучения в старших классах. Методы и формы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Роль и содержание профориентационной работы в школе как факторы совершенствования качества современного школьного образования. Анализ конкретного варианта профильно-предпрофессиональной подготовки старшеклассников.

  1.  Концепция непрерывного образования. Роль педагогики и психологии в непрерывном образовании.

Глобализация в сфере образования, вступление России в Болонский процесс. Специфика образования взрослых. Роль самообразования. Обучение «через всю жизнь».

  1.  Социальная психология личности в системе образования.

Профессионально-личностные качества современного педагога. Личность обучающегося и его формирование в образовательном процессе. Роль личностного фактора в образовательном процессе.

  1.  Психолого-педагогические особенности конфликтов в образовании.

Конфликты в образовании: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты. Особенности  решения конфликтов в образовании. Переговоры по разрешению конфликтов в образовании — правила, формы, место и роль психолога.

  1.  Формирование комфортной и безопасной образовательной среды.

Основные подходы к рассмотрению феномена образовательной сферы. Типы и структура образовательной среды. Психологическая безопасность. Условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность. Характеристики и виды психологического комфорта и безопасности образовательной среды.

Общая характеристика процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

  1.  Виды профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Объекты профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании; педагогическая деятельность; научно-методическая деятельность; организационно-управленческая деятельность.

  1.  Компетентностный подход в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Понятие компетентностного подхода в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции педагога и педагога-психолога, их взаимосвязь с трудовыми функциями профессионального стандарта педагога.

  1.  Этика и правовые основы психолого-педагогической диагностики в образовании.

Социальные, юридические и этические нормы и принципы проведения психолого-педагогической диагностики в образовании. Типичные ошибки в ходе тестирования, причины их возникновения. Возможные последствия ошибок психолого-педагогической деятельности в образовании.

  1.  Специфика психолого-педагогической диагностики в образовании.

Предмет психолого-педагогической диагностики, ее задачи, принципы. Области применения психодиагностических методов в образовании. История развития психолого-педагогической диагностики.

  1.  Психологическое консультирование на разных стадиях развития личности. Содержание основных этапов консультирования.

Основные типы проблем, решаемых в рамках консультирования на разных стадиях развития личности. Трансформация запроса клиента в психологическую задачу. Виды и специфика психологических задач. Основные критерии диагностики запроса на манипуляцию. Этап установления контакта и сбора первичной информации. Формулирование психологической задачи. Этапы определения проблем. Заключение контракта на работу. Диагностический этап. Поиск альтернативных решений. Заключительный этап, особенности заключительного этапа возрастно-психологического консультирования.

  1.  Особенности консультирования детей и подростков.

Основные правила организации консультативного процесса детей, детей с родителями (организация времени и пространства). Способы оказания психологической поддержки подросткам при организации индивидуального и группового консультирования. Классификация возможных трудностей, по поводу которых в консультацию обращаются родители. Принципы психологического консультирования. Модель деятельности психолога консультанта. Специфика взаимодействия к клиентом в психологическом консультировании. Цели беседы с родителями по итогам работы психолога с ребенком. Создание родительских групп с целью улучшения детско-родительских отношений. Родительский тренинг. Основные принципы организации работы родительских групп. Содержание деятельности консультанта, ведущего родительские группы. Основная задача — рост родительской компетентности.

  1.  Активные и интерактивные методы обучения в системе инновационного образования.

Классификация интерактивных и активных методов обучения.

Метод дискуссии как базовый в системе интерактивных методов обучения. Деловая учебная игра как моделирование профессиональной деятельности учителя. Этапы проведения деловой учебной игры. Анализ конкретных ситуаций как метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

  1.  Инновационная деятельность педагога в условиях модернизации отечественного образования.

Понятия «инновационная деятельность», «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс». Компоненты инновационной деятельности учителя: наличие мотива; комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования; совокупность знаний и способов решения задач инновационной деятельности, которыми владеет учитель; компетентность в области педагогической инноватики.

Характеристики и основные направления инновационной деятельности педагога. Методы активизации исследовательских и творческих способностей педагогов.

  1.  Современные средства оценивания образовательных результатов школьников.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Виды и функции мониторинга. Этапы и задачи мониторинга в системе образования. Система рейтинг-контроля как составная часть учебного процесса: понятие рейтинга, принципы рейтинговой технологии. Функции, задачи и виды рейтинга. Преимущества рейтинговой системы оценивания.

Портфолио как одно из средств накопительной оценки. Особенности портфолио как средства оценки. Типы портфолио, его структура и функции.

  1.  Проектный метод в системе инновационного образования.

История развития проектного метода. Понятие «проектный метод» и «проектная деятельность». Классификация проектов и их структура. Специфика использования проектного метода на различных уровнях образования.

  1.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

Сопровождение как новая образовательная технология: источники создания отечественной системы сопровождения. Основные понятия, функции, принципы сопровождения. Процесс сопровождения. Метод сопровождения. Служба сопровождения. Субъекты психолого-педагогического сопровождения: специалист сопровождения, ребенок, родители, педагоги, ближайшее окружение. Индивидуальное и системное сопровождение. Основные этапы индивидуального и системного сопровождения в общеобразовательной школе. Нормативно-правовые акты о центрах, службах консультирования и сопровождения в РФ.

Инклюзивное образование как перспективное направление развития детей с особыми образовательными потребностями: инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Преемственность в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Модель непрерывной образовательной системы «Детский сад — школа».

  1.  Профилактика и направления работы по предотвращению профессионального выгорания педагогов.

Понятие синдрома профессионального выгорания и его фазы. Профилактика и направления работы по предотвращению профессионального выгорания. Виды деятельности, необходимые для профилактики профессионального выгорания: диагностико-коррекционная работа, консультирование, просвещение. Методы психологической саморегуляции, психологические упражнения. Личностные ресурсы противодействия выгоранию. Уровни личностных ресурсов: физиологический, психологический, социальный, духовный.

  1.  Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде.

Понятие аддикции и ее виды. Типы профилактики. Специфика профилактической работы в различных видах образовательных организаций: школах, системе дополнительного образования, школах-интернатах различного типа.

  1.  Особенности развития детей в современных социокультурных условиях.

Основные черты современных социокультурных условий: быстрые темпы изменений во всех сферах жизни; потоки неконтролируемой информации.

Качественные изменения в структуре всех возрастов. Изменения социальной ситуации развития детей. Воздействие информации в широком смысле слова. Изменение возрастных границ различных периодов жизни человека.

Изменения в личностном и психофизиологическом развитии детей. Рост количества детей с особыми образовательными потребностями.

  1.  Понятие индивидуального подхода. Психологическое обеспечение индивидуального подхода в образовании.

Трактовка термина «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в научной литературе. Сущность индивидуального подхода. Цели индивидуального подхода в обучении. Типологии учеников и их учет при организации индивидуального подхода в образовании. Роль учителя в реализации индивидуального подхода в образовании. Психологическое обеспечение индивидуального подхода в образовании.

  1.  Психологическая работа с родителями в образовательных учреждениях.

Психологическая помощь родителям. Диагностика семейных отношений. Основные направления психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений между родителями и детьми. Основные формы работы психолога с родителями.

  1.  Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию школьников.

Личностно-ориентированный подход. Деятельностный подход. Культурологический подход. Ценностный подход. Гуманистический подход. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosy_1-40.docx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com