Статья "Психологическая помощь воспитанникам дома ребенка, пострадавшим от насилия в семье"

Макарова Людмила Анатольевна

Из печати вышел четвертый сборник фонда "Дети наши", посвященный профилактике социального сиротства в России.

В сборник вошли случаи из работы специалистов с семьями, детьми, взрослыми, которые находились в трудной жизненной ситуации и, получив квалифицированную помощь, сумели выйти на другой жизненный уровень!

В книге описаны случаи работы:

— с семьей, где родители страдали от алкогольной зависимости;
— ВИЧ-инфицированной женщины, оставшейся одной с маленькими детьми;
— с семьями, живущими в неимоверной бедности, и многие другие.

По каждому случаю есть анализ проведенной деятельности, пошаговые рекомендации, формы и методы работы, выводы.

16 статей от специалистов из Москвы, Смоленска, Санкт-Петербурга, Череповца, Кемерова, Омской и Смоленской областей пополнят библиотеку фонда и будут полезны всем, кто заинтересован в победе над сиротством в нашей стране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svedeniya_ob_organizatsii.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об организации
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка для детей
с органическим поражением центральной нервной системы
с нарушением психики «Красный Бор» было создано в 1976 году
на базе детского санатория. В настоящее время Дом ребенка может
принять на воспитание 90 детей в возрасте от нуля до трех-четырех
лет. Основные направления работы:
— организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей,
в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также
осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;
— осуществление педагогической деятельности, в том числе
психолого-педагогической реабилитации, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы;
— создание условий жизни воспитанникам, оставшимся без попечения родителей, максимально приближенных к домашним, способствующих их разностороннему и полноценному росту и развитию;
— организация содействия устройству детей на воспитание в замещающие семьи, возвращению в кровные семьи;
— осуществление полномочий государственного опекуна, в том числе
защита прав и законных интересов детей.
Адрес: 214022, г. Смоленск, ул. 2-я Дачная, д. 16
Тел.: +7 (4812) 42–09–57
Сайт: domrebenka-smol.ru.
E-mail: krasbor@mail.ru.
Макарова Л. А. | 61
Сведения об авторе.
Макарова Людмила Анатольевна — психолог
ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для
детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики
«Красный Бор». Образование — высшее (Смоленский государственный
университет, психологопедагогический факультет), дополнительно
пройдено две программы
повышения квалификации. E-mail: makarova_
mila_79@mail.ru
Макарова Л. а.
Психологическая помощь
воспитанникам Дома
ребенка, пострадавшим
от насилия в семье
Аннотация. В материале описан опыт работы
психолога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье. Описаны формы и методы работы, которые автор использовал при
работе с личной психотравмирующей историей
ребенка.
Описание проблемы
Насилие, совершенное по отношению
к ребенку, по своим последствиям относится
к самым тяжелым психологическим травмам.
По статистике, в РФ ежегодно от двух до двух
с половиной тысяч детей погибают от домашнего насилия, около двух миллионов подвергаются жестокому обращению со стороны
родителей, более пятидесяти тысяч детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50 % бытовых преступлений совершается на глазах у детей. Более десяти тысяч
детей становятся инвалидами в результате совершенных против них преступлений [1].
Последствия для ребенка, перенесшего
насилие, могут принимать необратимый характер:
— задержка физического, умственного,
психического и речевого развития;
— возникновение сложностей при адаптации в обществе, снижение коммуникативных
навыков;
62 | Профилактика социального сиротства
— формирование у ребенка негативных жизненных установок;
— утрата уважительного отношения к родителям;
— патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.
Все это приводит к полной или частичной асоциализации, признаки
которой все сильнее будут проявляться по мере взросления ребенка.
Впоследствии попытки самоутвердиться могут приводить к плачевным
результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании. Психологи
отмечают, что практически все пациенты психиатрических и наркологических больниц — это дети, получившие травму от жестокого обращения или травли.
Практика показывает, что многие родители, проявляющие жестокость к своим детям, имели аналогичный негативный опыт в раннем
детстве, и этот негативный опыт стал для них стереотипом семейного
воспитания.
Формы жестокого обращения с детьми
и последствия для ребенка
Исследователи выделяют четыре формы жестокого обращения
с детьми — физическое, эмоциональное (психологическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка [2].
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку (избиение, порка, шлепки).
Физическое насилие — явление, достаточно распространенное
в нашем обществе. Дети, испытывающие физическое насилие, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывают соответствующую модель поведения. Если ребенок, воспитанный в нормальных
условиях, внутренне и внешне протестует против несправедливого наказания, то ребенок, подвергающийся физическому насилию, считает,
что наказание справедливо. Отсутствие положительного опыта, на который можно опереться, способствует формированию низкой самооценки, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение
способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям.
2. Эмоциональное (психологическое) насилие — периодическое
или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее
развитие его личности и способствующее формированию патологических черт характера.
Макарова Л. А. | 63
Для детей, которых родители часто ругают, оскорбляют и унижают, характерен высокий уровень агрессии, тревожности, наличие межличностных проблем, а также нарушения поведения. Постоянное запугивание и угрозы вызывают беспокойство и страх,
формируют низкую самооценку, комплекс неполноценности. Таким
детям приходится приспосабливаться к ситуации, вырабатывая различные формы поведения, — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости от других — до агрессии и антисоциального
поведения.
3. Сексуальное насилие — вовлечение ребенка в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или
выгоды (половой акт, демонстрация гениталий ребенку, демонстрация
эротических и порнографических материалов ребенку, совершение
полового акта в присутствии ребенка).
Одной из самых опасных по своим последствиям форм насилия
над детьми является сексуальное насилие. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, ежегодно в России фиксируется 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми [3].
У детей, перенесших сексуальное насилие, происходят нарушения
в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сферах, нарушения
в межличностных отношениях.
4. Пренебрежение нуждами — отсутствие должного обеспечения
основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, гигиене, медицинской помощи, воспитании, надлежащем контроле.
Пренебрежение нуждами может оказаться фатальным для ребенка.
По данным Министерства здравоохранения РФ, 70 % несчастных случаев, травм, отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит
из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей [4].
Психологическая работа с детьми, пережившими
насилие в семье
Основная цель помощи ребенку, пережившему насилие, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний, преодолении чувства собственной неполноценности, вины
и стыда, а также формировании адекватной самооценки. Известно, что
сама травма не является единственной составляющей постстрессово
64 | Профилактика социального сиротства
го расстройства. Ее доля составляет примерно 50 %, остальные 50 %
определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказанной ему помощи.
Прежде чем начать работать с ребенком, пережившим насилие
в семье, необходимо установить с ним контакт. Работу с детьми лучше
проводить в игровой или релаксационной комнате. Ребенку должно
быть комфортно и безопасно. Важно установить доверительные, теплые отношения с ребенком. Психолог должен продемонстрировать
интерес к ребенку, дружелюбие, искренность. Специалист должен
ориентироваться на каждый конкретный случай. При работе с личной
историей ребенка необходимо учитывать его возраст и интеллектуальное развитие. Маленьким и малоговорящим детям трудно выразить
словами все то, что с ними произошло. Они точнее и легче выразят
это своим поведением и действиями. Наилучшим способом выражения своих чувств является деятельность, естественная для ребенка, —
рисование и игра.
Формы и методы работы с детьми, пережившими
насилие в семье
Игротерапия
Ключевым методом работы с детьми, пережившими насилие в семье, является игротерапия. Игра — неотъемлемая часть жизни детей.
С помощью игры ребенок усваивает общественные нормы и правила,
устанавливает отношения с окружающим миром [5].
С помощью игры дети выражают свои чувства и переживания, что
позволяет отрабатывать травматическую ситуацию насилия. Ребенок
после каждой игровой сессии становится более уверенным в себе,
спокойным, расслабленным. В качестве игрового материала можно использовать куклы (тряпичные, бумажные, деревянные, куклы бибабо
(куклы, состоящей из головы и костюма в виде перчатки), кукольные
домики, солдатиков, игрушечных животных и т. д.).
Песочная терапия
Игра с песком положительно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Для игр необходимы два короба (один с сухим и один
с мокрым песком), множество маленьких игрушек (куклы, сказочные
Макарова Л. А. | 65
и мифологические персонажи, животные, домики, мебель, посуда,
транспорт, деревья, овощи и фрукты, природный материал и т. д.).
С помощью игры с песком ребенок проявляет свои мысли, чувства,
фантазии. Психолог в процессе игры помогает ребенку отработать
внутренние конфликты и травмы, обеспечивает ребенку безопасность
и уверенность в себе.
За время работы автора материала в данном учреждении (2017–
2019 гг.) не велось специальной статистики работы с ребенком, пережившим насилие в семье. Однако анализ журналов учета показывает,
что таких случаев набирается более 20.
Ниже приводится описание работы по двум случаям.
Случай из практики № 1
Братья Саша Г. и Леша Г. повторно поступили в Дом ребенка после того как родителей заключили под стражу. На момент поступления
в Дом ребенка мальчикам было по четыре года. Мать и отец злоупотребляли алкоголем, надолго оставляли детей одних без присмотра,
пренебрегая их нуждами. Физическое насилие оставило след не только в душе, но и на теле детей. У мальчиков имелись шрамы от глубоких порезов и обширных ожогов, которые они получили в результате
ненадлежащего ухода.
Психолог провела диагностику, собрала всю доступную информацию о детях, изучила медицинскую карту. Психолог наблюдала за
детьми (в группе и на прогулке), беседовала с воспитателем, врачомпедиатром, тесно взаимодействовала со специалистом по социальной
работе.
У обоих мальчиков был выявлен повышенный уровень вербальной
и физической агрессии: они воспроизводили агрессивные действия,
наблюдаемые в семье, копируя поведение родителей. Свою агрессию
дети направляли на других детей.
При первом контакте с психологом братья громко плакали, отказывались от общения, но постепенно удалось добиться доверия и создать безопасную атмосферу. Этому способствовали встречи в игровой
комнате, где ребятам очень понравилось, и психолог предложил им поиграть в этой комнате. Дети и специалист располагались на маленьких
стульчиках, за детским столиком. Иногда ребята предпочитали играть
66 | Профилактика социального сиротства
на полу, сидя на ковре, что создавало атмосферу непринужденности.
Детям была дана свобода выбора игр и игрушек. Мальчики отдали
предпочтение машинкам, поезду, игрушечному оружию, солдатикам,
кукольной семье. В начале сессии игра была свободной, дети играли
в то, что наблюдали дома. Игры носили агрессивный характер — драки, война, пьянка, часто сопровождали игру ненормативной лексикой.
Психолог только вел наблюдение и следил, чтоб дети не навредили
друг другу, корректно и в доброжелательном тоне делала замечания
насчет лексики ребят. После третьего сеанса сформировалась достаточно полная картина негативного опыта ребят. Теперь требовалось
подключение психолога к игре.
Сопровождаемые психологом, дети проговорили и проиграли все
то, что видели, все стрессовые ситуации, весь травмирующий опыт.
В своих играх дети постоянно возвращались к пережитым травмирующим ситуациям. Постепенно эти переживания становились менее
острыми и сильными. Теперь психологу нужно было научить детей новым способам поведения, формирующим другие впечатления и переживания.
Психолог предложил детям поиграть в то, что они видят в том
месте, где сейчас живут: игры с детьми в группе и на улице, различные праздники. Дети восприняли это положительно. К концу восьмой
сессии наметился первый эффект игротерапии. Полностью сменились
сюжеты игр. Отличался и выбор игрового материала: фигурки детей
и взрослых, машинки, мебель, кухонные принадлежности, предметы
быта, продукты питания и т. д. Особенно впечатлил тщательный выбор
постельных принадлежностей (подушек, покрывал, одеялец), мебели
и посуды, что говорило о желании мальчиков заботиться о ком-то. Во
время игр ребята овладели социально-бытовыми навыками, которые
отсутствовали до этого времени. Всего потребовалось более десяти
встреч длительностью около тридцати минут.
После каждой игровой сессии дети выглядели более спокойными и расслабленными, уверенными в себе. Взаимодействие с окружающими стало более доброжелательным. Игротерапия способствовала снятию эмоционального напряжения, импульсивности, тревоги
и агрессивности. Применение этого метода в работе с данными детьми — лишь небольшой этап в процессе реабилитации и коррекции
личности ребенка. На протяжении всего времени нахождения детей
Макарова Л. А. | 67
в Доме ребенка психолог сопровождает и работает с ребятами в различных направлениях.
Случай из практики №2
Алина С. поступила в дом ребенка в возрасте 3,5 лет. Родители
злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни. Мать имела психическое заболевание. Девочка часто болела. В учреждение
Алина поступила с гематомами и ссадинами. Был установлен факт жестокого обращения с ребенком.
Адаптационный период в учреждении протекал в тяжелой
форме (нарушения сна — частые просыпания по ночам, которые
сопровождались плачем, снижение аппетита, психосоматические
жалобы — на головные боли, боли в области живота и сердца).
Алина всячески избегала телесного контакта, не любила прикосновений, особенно к своим волосам. Девочка была запуганной,
не доверяла взрослым, считала себя плохой, никому не нужной
и нелюбимой.
С ребенком была проведена работа с использованием метода песочной терапии. Девочку сразу заинтересовала песочница, она с легкостью согласилась поиграть. Алине было предложено выбрать фигурки, которые понравились и которые не понравились.
В ходе первого же сеанса в песочных сюжетах девочки появился
и занял центральное место вредный, плохой персонаж в виде злого
тролля. Также центральное место занимала фигурка маленькой куколки, у которой были друзья — фигурки домашних животных. По мнению психолога, куколка символизировала «я» создательницы сюжета. Тролль часто был агрессивен и обижал, бил куколку и ее друзей.
Алина закапывала тролля глубоко в песок. Закапывание фигурки говорит о вытеснении проблемы в бессознательное. В песочной терапии
с детьми есть один важный ресурс — возможность изменить сюжет,
взаимоотношения между героями. Тем более, что игра происходила
в контексте сказочного мира. Психолог во время разыгрывания очередного сюжета предложил фигурку феи, которая будет помогать маленькой куколке справляться со злым троллем. Так на помощь героям
пришла сказочная фея, которая восстановила справедливость, охраняла мир и порядок.
Со временем злой тролль стал убегать далеко в пещеру, а потом
и вовсе испарился. С Алиной было проведено десять сеансов песоч
68 | Профилактика социального сиротства
ной терапии, длительностью около 25–30 минут. От сеанса к сеансу
сюжеты становились более жизнерадостными и позитивными. В сюжетах девочки воцарился мир и покой. Сказочные герои занимались
повседневными делами — играли, гуляли, проявляли заботу друг
о друге. Изменилось в лучшую сторону психологическое состояние
Алины. Ушли тревоги, беспокойства, изменился фон настроения. На
занятия она ходила с большим желанием. У психолога сложились
с девочкой теплые и доверительные отношения.
Окончание сеансов терапии не означает, что психолог перестает
работать с ребенком. Взаимодействие продолжается. Алина приходит к психологу на групповые занятия по развитию познавательной
сферы, в сенсорную комнату на психогимнастику, совместные прогулки и т. д.
Заключение
Психологическая работа с детьми, пережившими насилие,
очень сложна. Она требует от психолога внимательности к детям,
чуткого отношения и понимания всей глубины травмы, которую
получили дети на самом раннем этапе своей жизни. Оставить искалеченную психику ребенка без внимания — значит, обречь ребенка на дальнейшие испытания, зачастую влияющие на всю оставшуюся жизнь. Ничто не оправдывает жестокого обращения с детьми.
Жестокость родителей порождает жестокость детей. Вырастая,
дети начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь
другим людям.
Основная сложность в работе психолога в Доме ребенка заключается в том, что дети, с которыми приходится работать, малоговорящие или совсем неговорящие, они очень малы, и уровень когнитивного развития у них невысок. Конкретных алгоритмов работы нет,
он выстраивается в процессе взаимодействия ребенка и специалиста,
где интересы ребенка ставятся на первое место. Каждая отдельная
история требует индивидуального подхода и конкретно подобранного метода.
Литература
1. Статистика. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс] https://
мвд.рф/ (Дата обращения: 12.05.2019).
Макарова Л. А. | 69
2. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. — М.: ВЛАДОС,1997.
3. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье / Социологические исследования, № 4, с.228.
4. Статистика. Официальный сайт Министерства здравоохранения [Электронный ресурс] https://www.rosminzdrav.ru (Дата обращения: 20.06.2019).
5. Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. — СПб.: Речь, 2005.