Использование метода мандала как средства релаксации и развития дошкольников.

Полева Галина Петровна

Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и дети с ОВЗ, как правило, имеют слабый познавательный интерес, поэтому их необходимо постоянно заинтересовывать, применяя новые формы, методы. Одной из эффективных, приемлемых  форм работы с детьми является метод мандала.Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции, а также развития воображения, внимания, образной памяти, мелкой моторики.

О вариантах практического  использования данного метода в работе педагога-психолога читайте в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_ispolzovanie_mandaly_kak_metoda_.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода мандала  как средства релаксации и развития дошкольника.

Полева Галина Петровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» п.г.т. Стройкерамика.

Одним из первых социальных институтов, где ребенок учится взаимодействовать с социумом, жить в обществе, является детский сад. Поэтому задача педагогов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях. На современном этапе у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот тревожны. С каждым годом увеличивается количество детей с особыми возможностями здоровья, которые имеют целый спектр проблем. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и дети с ОВЗ, как правило, имеют слабый познавательный интерес, поэтому их необходимо постоянно заинтересовывать, применяя новые формы, методы. Одной из эффективных, приемлемых  форм работы с детьми является метод мандала.

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции, а также развития воображения, внимания, образной памяти, мелкой моторики.

Поэтому в нашем детском саду в работе с детьми я стала использовать  метод мандала.

Метод мандала использую и на индивидуальном, и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.

Основные цели работы при разукрашивании мандал:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие произвольности поведения;
  • развитие воображения;
  • снятие внутреннего напряжения, релаксация;
  • развитие мелкой моторики рук.

Мандалатерапия дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы тоже приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно:
- гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и видеть, где начинаются границы других людей;
- тревожным, агрессивным, нервным малышам, так как активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и дает разрешение напряжения;
совместная работа с ребенком над одной мандалой учит взрослого понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

Следующим этапом в работе является создание собственных мандал из разнообразного материала (декоративные мелкие камни, морские камни, цветной песок, соль, природный материал). Данный вид работы развивает творческие способности, мелкую моторику руки, способствует снятию внутреннего напряжения, релаксации.  После окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

При использовании мандалы на занятиях с детьми придерживаюсь правил:

  • показываю ребенку весь набор мандал;
  • выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно;
  • на одном занятии ребенок работает только с одной мандалой;
  • использую музыкальное сопровождение;
  • материал для работы (карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, природный материал) ребенок выбирает самостоятельно;
  • после разукрашивания или создания собственной мандалы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях.

По завершению создания ребенком мандалы очень важно спросить у ребенка, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу.

Предлагаю Вашему вниманию в работе с детьми:

  • раскраски для детей «Мандалы»;
  • игру с детьми «Мандалы»

ИГРА "МАНДАЛЫ" ☀ 
Мандала - является одним из главных направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражению чувств. У детей способствует развитию мелкой моторики, тренирует усидчивость и аккуратность, тренирует чувство ритма, развивает математическое мышление.
Как играть: распечатайте карточки, возьмите повторяющиеся элементы, это могут быть камушки, круги и квадраты из математического набора, мозаики и др. Разложите их, задайте ритм. Потом пусть ребенок попробует рисовать любые фигуры и располагать их.

  • Дидактическая игра «Мандала и графический диктант».

Имеется широкий спектр показаний для проведения метода мандалы не только с детьми, но и с педагогами. Среди них:

  • негативная «Я-концепция», искаженная самооценка;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность;
  • нарушение отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях.

Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.