Роль семьи в формировании личности

Иващенко Светлана Сименовна

В пособии представлены материалы, отражающие роль семейного воспитания в формировании личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Калининградской области

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=86340367-32-72&n=21

Калининград 2014г.

Содержание

Введение

Перинатальные аспекты развития младенца

Роль матери в жизни ребенка

Идентификация ребёнка с родителями

Родительская любовь

Родительские директивы и их влияние на формирование личности

Ошибки в воспитании, вызванные определённой мотивацией родителей

Роли ребёнка в семье

Стили семейного воспитания

Типы современного общения детей и родителей

Литература

Введение

    Семья - это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности.

        Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Перинатальные аспекты развития младенца

      Жизненный сценарий человека определяется еще до его рождения и в частности мотивами и условиями его зачатия, особенностями протекания беременности, родов, а также особенностями его развития на ранних этапах онтогенеза. Отмечаемые у пациентов, нервно-психические расстройства нередко имеют корни в далёком прошлом. Американский психиатр Э.Берн утверждал, что основа жизненного плана, формирующегося во многом под влиянием отношений родителей к ребёнку, возникает еще до его рождения. Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу» (Bern E., 1972). Мотивами зачатия, их конструктивностью или деструктивностью в значительной степени определяется будущее личности. К 5-6 годам «родовой сценарий» принимает почти завершённый вид и человек начинает жить как «неудачник» или как «победитель», быть «гордостью семьи» или «не оправдавшим её надежды».

       Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. «Во время пренатального периода развития ребёнок живёт практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой» (Батуев А.С., Соколова Л.В., 1994).

       З.Фрейд в ряде своих работ проявляет большой интерес к переживаниям человека во время внутриутробного развития и при рождении. Он считал, что они существенно влияют на формирование личности, на возникновение нервно-психических расстройств на последующих этапах онтогенеза. Основоположники детского психоанализа А.Фрейд и М.Кляйн придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, которые влияют на формирование психики и особенностей личности (Freud A. 1926,  Klein M. 1928). Д.В. Винникотт, будучи одновременно педиатром и психоаналитиком, считал, что психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери (Winnicott D.W., 1957). Вслед за ним многие исследователи стали рассматривать мать и младенца в рамках единой диады, являющейся подсистемой семейной системы.

       Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы служат причиной огромного числа всевозможных послеродовых осложнений. Наука утверждает, что психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Поэтому будущая мама должна осознавать, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

      Немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

       После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир.

       Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся: сенсорные способности плода и эмоциональная связь с матерью, которая и дальше будет развиваться в процессе их взаимодействия.

       Рождение и первые дни жизни являются критическим периодом в развитии ребёнка. В этот период изменяются функции всех органов и систем организма ребёнка, а также его психическое состояние. Это связано с резким изменением среды.

К моменту рождения зрелость функциональных систем нервной системы определяет адаптивные способности новорожденного в новых постнатальных условиях. Данный период характеризуется весьма богатой и напряжённой сенсорной жизнью ребёнка и достаточно сложной дифференцированностью его субъективных переживаний. В психоанализе рождение и отрыв от матери считаются первой психической травмой, в связи,  с чем период родов и послеродовой всегда оценивается как критический. То, что успешность развития ребёнка в послеродовой период связана с возобновлением контакта с матерью и постоянным наличием качественного контакта является научно обоснованным фактом. Поэтому роль матери в родовом и послеродовом периоде очень велика.

     Период новорожденности долгое время считался стадией «физиологического» функционирования ребёнка, когда ребёнок полностью погружён в свои органические переживания. Большое значение в этот период придаётся матери, функции которой состоят в удовлетворении потребностей ребёнка. Если, появляясь на свет, ребёнок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец попадает в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

Роль матери в жизни ребенка

      Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Человеческое дитя рождается с ограниченным набором природных предпосылок развития, обладая к моменту рождения лишь элементарной психикой. Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса физического обособления ребенка. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс отождествления взрослого с ребенком. Новорожденный ребёнок окружён большим и разнообразным миром социальной стимуляции со стороны близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие, он еще долгое время находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослым.

       В отечественной психологии наиболее перспективным подходом к изучению психики младенца является подход с точки зрения культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, для которого характерно рассмотрение младенца как социального существа, попадающего после рождения в мир людей с его культурно-историческими законами и реализующего в нём активность в форме деятельности. Период новорожденности рассматривается Л.С. Выготским как переходный этап от внутриутробного к внеутробному развитию. По его мнению, первый контакт ребёнка с матерью до того тесен, что скорее можно говорить о слитном существовании, чем о контактном. Основным новообразованием периода новорожденности автор считает индивидуальную психическую жизнь, своеобразие которой состоит в преобладании недифференцированных переживаний, подчёркивая, что отношения новорожденного к взрослому не могут быть выделены в качестве дифференцированных реакций. С его точки зрения, о социальных впечатлениях и реакциях можно говорить лишь в период между 2 – 3 месяцами, т.е. после периода новорожденности.  

      Анализируя следующий период развития ребёнка, Л.С. Выготский показывает глубокую социальность младенческого возраста. Всей организацией жизни ребёнок, по мнению автора, принуждён к максимальному общению со взрослым, который является центром всякой ситуации в младенческом возрасте.  В отсутствие взрослого младенец попадает в ситуацию беспомощности, его активность ограничена и стеснена. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что почти вся личная активность младенца вливается в русло  его социальных отношений. Значительное внимание, согласно рассматриваемых концепций, уделяется социально-эмоциональному поведению матери. В основе надёжной привязанности лежат чувствительность и отзывчивость матери, её желание и способность реагировать на эмоциональном уровне на потребности младенца.

      Продолжая традиции Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, М.И. Лисина стала основателем научной школы исследования общения ребёнка со взрослым, считая, что потребность в общении не является врождённой, а складывается на основе органических потребностей, для удовлетворения которых наиболее информативным объектом в окружающем ребёнка мире является взрослый человек. По её мнению, относясь к ребёнку как к личности и партнёру по общению, наделяя его действия смыслом и значением, взрослый задаёт «зону ближайшего развития» ребёнка, предоставляя возможность для открытия субъективных личностных качеств, как взрослого, так и своих собственных. С точки зрения автора, отношение к другому человеку, к себе и миру начинает формироваться в актах эмоционального общения первых месяцев жизни младенца, в результате которого возникает главное новообразование первого полугодия жизни ребёнка – эмоционально-личностные связи взрослого и младенца. Первой активной формой участия младенца в общении со взрослыми можно считать  «комплекс оживления». Со второго месяца ребёнок не только воспринимает и реагирует на воздействия взрослого, но и сам начинает воздействовать на людей и выступать инициатором взаимодействия. Период приблизительно от двух до шести месяцев считается исключительно социальным периодом жизни. В процессе социального взаимодействия ребёнок получает опыт регулирования своего состояния матерью.

       В условиях семейного воспитания уже в первом полугодии жизни активность к окружающим людям, к себе и предметному миру зависит от общения ребёнка со взрослым, в результате чего  развивается его познавательная активность. После полугода поведение детей при контактах с окружающими взрослыми меняется, на смену эмоциональному общению приходит необходимое для осуществления ребёнком предметно-манипулятивной деятельности деловое общение. В возрасте между седьмым и девятым месяцем жизни младенцы начинают осознавать, что субъективный опыт может быть разделён с другим человеком. Ребёнок понимает, что его переживания соответствуют переживаниям матери, и они могут сообщать об этом друг другу.

      Анализируя результаты исследований, проводимых в области изучения взаимоотношений матери и младенца, важно отметить, что строящееся на основании опыта общения с матерью социальное поведение младенца во многом связано с индивидуальными особенностями матери, а также её личный опыт отношений и привязанность к родителям в детстве. Поведение младенца по отношению к матери зависит не только от наиболее повторяющихся, стабильных черт её поведения, но и от индивидуальных особенностей матери как первичного социального окружения.

        При изучении младенцев с особыми потребностями необходимо обращать внимание прежде всего на их социально-эмоциональное развитие, развитие личности в отношениях с наиболее близким человеком как условие последующей социализации ребёнка, его общения с окружающими людьми. Ранее социальное взаимодействие с матерью и другими членами семьи, которое может естественно протекать при нормальных условиях развития, требует особого анализа, внимания и поддержки в случае детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других.

          Традиционно выделяют следующие виды депривации:

 Сенсорная депривация.  Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка.

 Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии.

 Эмоциональная депривация. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Известный американский специалист по детской психологии Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей.  Г. Крайг писал: «В этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социальных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации». В такого рода семьях дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за детьми к индивидуальным потребностям ребенка.

      Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией».

Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

  • эмоциональная поверхностность;
  • низкая способность к фантазированию;
  • « прилипчивость »;
  • высокая агрессивность;
  • жестокость;
  • инфантильная безответственность и др.

     Д. Боулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

      Отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

      В течение второго года жизни процесс развития ощущения себя и другого человека приобретает новые свойства, переходя в фазу вербального общения.

Идентификация ребёнка с родителями

       Идентификация - процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации.  Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.

       Понятие было введено З. Фрейдом. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.

         Идентификация — это форма психологической защиты, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря идентификации достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного, благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении, как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

         Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация).                                                                                      Вторичная — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

-   Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

-  Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

-  Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с кем-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

     Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр.

Родительская любовь

«Каждый ребенок – это „сосуд“, который нужно наполнить любовью.  Ребенок жаждет любви. И когда он ее чувствует, он развивается  нормально. Чаще всего дети совершают проступки,  когда „сосуд  любви“ пуст».

 (Росс  Кемпбелл)       

Психологи утверждают, что потребность в любви – основная эмоциональная потребность человека.

       Родительская любовь –  источник и гарантия благополучия человека, а также поддержания его физического и душевного здоровья.

Росс Кемпбелл считает, что родительская любовь может быть двух видов:

  • Соответствующая – соответствует потребностям и ожиданиям ребёнка, обеспечивает его полноценное воспитание и благоприятствует его эмоциональному росту, укреплению его уверенности в себе.
  • Несоответствующая – препятствует его эмоциональному росту, не удовлетворяет его эмоциональные потребности, поощряет зависимость ребёнка от родителей, препятствует его самоуважению, снижает самооценку и уверенность в себе. (чувство собственности, стремление к соблазну, замещающая любовь, перестановка ролей).

Типы родительской любви

        Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) – тёплое эмоциональное отношение к ребёнку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребёнка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности. - «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив и буду помогать ему в этом».

        Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком) – высокая оценка ребёнка, однако мягкое обращение сочетается с недостаточным вниманием к повседневным нуждам, поверхностным знаниям душевного мира ребёнка. Внешнее любование ребёнком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.- «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». 

       Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) – признание действительных или мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребёнка  Предоставление ребёнку привилегий, излишняя опека, повышенное внимание, при отсутствии доверия, занижении его способностей и возможностей.- «Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но, всё равно, это мой ребёнок и я его люблю».

        Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения или личностных свойств ребёнка, его беспомощности на его болезненность, наследственность или иные причины. Неблагополучие ребёнка как бы негласно признаётся его правом, родители не вмешиваются в его дела и контакты, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребёнка, плохо знают его внутренние переживания.- «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит».

        Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – общение с ребёнком ограничено, родители как бы не замечают его присутствия, становясь холодно неприступными при его приближении и совершенно отстраняется когда ребёнок нуждается в его помощи и поддержке. - «Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

        Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция) – родитель обычно не замечает в ребёнке ни чего положительного, игнорируя любые его достижения, но при этом, мучительно переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребёнком.  Постоянное одёргивание, требовательность, понукания, назидания. Такие родители водят ребёнка от одного специалиста к другому, побуждая тех его исправить. - «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребёнок так не развит(неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям)».

        Преследование (антипатия, неуважение, отсутствие близости) – присутствует твёрдая убеждённость родителей, что их ребёнок превратился в законченного негодяя и мерзавца. Во всех проявлениях ребёнка видят «злую волю». Родители склонны к чрезмерно строгим мерам воздействия, пытаясь строгостью и жёстким контролем переломить ребёнка, выступая инициаторами привлечения к его воспитанию общественности. - «Мой ребёнок негодяй и я докажу ему это!»

        Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) – преобладает отстранение от проблем ребёнка, но родители как бы издали «следят» за ребёнком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При обострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремясь передоверить ребёнка другим воспитательным учреждениям. В поведении родителей прослеживается неосознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребёнка.- «Я не хочу иметь дела с этим «негодяем».

Родительские директивы и их влияние на формирование личности

      Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем.

       Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «Когда же ты наконец поумнеешь?», «Да чего ты бьёшься, у тебя всё равно не получится…» или «Горе ты моё». Подобные высказывания - это родительские внушения, своего рода программирование ребёнка на те или иные формы реагирования, а нередко и отклонения поведения. Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он «тюфяк, разгильдяй,  оболтус», то внутри него начнёт нарастать конфликт, на основании которого будет формироваться нервное напряжение, не справившись с которым, рано или поздно он начнёт в это верить и вести себя соответственно.  Возможны два пути решения этой проблемы: либо ребёнок вынужден будет приспособиться к требованиям взрослых, используя механизмы защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо, сопротивляясь, пойдёт на конфликт. Таким образом нерешённые психологические проблемы родителей, проецируемые на ребёнка, могут повторяться и у него, но в усугублённом виде. Впервые данную проблему рассмотрели и описали в книге «Психотерапия нового решения» Р.и М. Гулдинги, дав определение подобным высказываниям «родительская директива».       

 «Родительская директива» - скрытое приказание, неявно сформированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву.

             Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим». Директива — это своеобразное «скрытое послание» родителя ребенку, поучение. Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание, которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Лунъковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

        «Не живи»" Мне не нужна такая плохая девочка!", "Как же я от тебя устала...", "Да что б ты сквозь землю провалился, несносный мальчишка!". Эти и подобные слова, необдуманно бросаемые родителями в адрес ребенка, могут привести к усвоению им страшной директивы "Не живи!". Способствуют этому и бесконечно повторяющиеся рассказы матери о том, как много сил на воспитание сына или дочери ей приходится тратить, сколькими вещами она вынуждена была пожертвовать, от чего, ради рождения или благополучия ребенка, должна была отказаться: "Если бы не ты, я бы окончила институт...", "Я была подающей надежды актрисой, но родился ты и ...".  Регулярно слыша подобное, маленький человек решает, что именно он - источник всех родительских проблем, разрушитель их надежд и вообще - явно лишний на этом свете. Постоянно испытывая перед мамой или папой чувство вины, ребенок приходит к бессознательному выводу, что должен понести наказание. И начинает невольно стремиться, тем или иным способом, его на себя навлечь. Такие дети могут быть сильно подвержены травмам, они постоянно ввязываются в драки, совершают необдуманные, опасные для жизни поступки. Становясь взрослыми, носители директивы "Не живи" прибегают к всевозможным способам саморазрушения. Это может быть пристрастие к алкоголю, наркотикам, выбор криминальной стези. Именно они, ощущая себя бесполезными, никому не нужными, недостойными любви, чаще других задумываются о самоубийстве.

      «Не будь ребёнком» Эта директива хорошо знакома старшим детям в семье. Едва став счастливыми обладателями младшего братика или сестренки, они тут же узнавали, что теперь уже "совсем взрослые" и поэтому должны: уступать, помогать, делиться и во всем подавать пример подрастающему поколению. Зачастую, вырастая в гиперответственных взрослых, они испытывают специфические трудности: с трудом расслабляются, привычно отказывают себе в удовольствиях, подавляют свои "детские" желания и потребности, а если даже и идут на поводу у своих маленьких слабостей, долго потом чувствуют себя виноватыми. 

       «Не расти» («не взрослей») Чаще всего она достается младшим или единственным детям в семье.  В быту эта директива выражается во фразах типа: "Мама тебя никогда не бросит", что бессознательно ребенок может расшифровать как: "Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской .поддержки".  А также в высказываниях типа: "Ты еще мала, чтобы краситься", "Не торопись взрослеть", "Детство — самое счастливое время жизни". Такую директиву дают родители, панически боящиеся взросления и психосексуального становления собственного ребенка и того момента, когда он покинет семью, оставив их, как в начале супружества, лицом к лицу друг с другом. Взрослым, получившим такую директиву в детстве, кажется, что они никогда не вырастут. Они чувствуют себя виноватыми, "предавшими" собственную мать, если, например, влюбятся. Часто такие люди вообще не могут создать свою семью, либо создают ее, но продолжают жить со своими родителями даже при возможности разъезда, поскольку "не мыслят свою жизнь без мамы".

      «Не думай»  В быту выражается в требованиях "не рассуждать, а делать, что приказано", "не умничать", "не уходить в абстракции".  Вариант этой директивы — "не думай о чем-то определенном". Например, желая отвлечь ребенка от травмирующей его проблемы, мама отвечает на его вопросы так: "Не думай об этом, забудь". Тем самым она лишает ребенка возможности рационально решить вставшую перед ним проблему. И ребенок учится думать о чем угодно, но только не о своих проблемах. Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство "пустоты в голове", когда им нужно самостоятельно решить какую-то проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Если же в голову приходят какие-нибудь необычные мысли, то они стремятся заглушить их алкоголем, спортом, хобби или развлечениями по принципу "много думать вредно". Они испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения ("как я мог такое совершить?"). А внушения типа "забудь" или "отвлекись" впоследствии могут отразиться как на памяти, так и на внимании.

       «Не чувствуй»  Она может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственно чувствам или же  к физическим ощущениям. В первом случае она выражается в таких бытовых высказываниях: "Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается" или "Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она тебе в матери годится". Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха, но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество "незапрещенных" объектов. Например, мальчик, которому запретили бояться собак, начнет смело проходить мимо овчарки, но станет тревожным по характеру, теряющимся в любых новых ситуациях. А его сверстник, которому запретили дома проявлять агрессию к учительнице, начнет "разряжаться" на младших или более слабых детях. Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности. Например, мама с ребенком стоят под дождем. Ребенок хнычет: "Мне холодно". Мама раздраженно отвечает: "Не сахарный — не растаешь", "Ты же мужчина". Ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму. Взрослые, несущие в себе подобную директиву, часто страдают психосоматическими заболеваниями, не умеют выражать свои чувства словами и нередко могут оказаться жертвами несчастного случая. Нередко среди таких взрослых встречаются люди, страдающие ожирением.

       «Не достигай успеха»  Она передается родителями в ходе "воспитательных" рассказов типа: "Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт". Или в прямых заявлениях типа: "У тебя все равно ничего не получится". В основе такой директивы лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребенка. Взрослые, получившие в детстве такую директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны, но их по жизни как бы преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, "лопается" по не зависящим от них причинам.

      «Не будь лидером»  Смысл этой директивы понятен и так, без объяснений. В быту она передается фразами типа "не высовывайся", "не выделяйся", "будь как все". Родители, дающие такую директиву, как правило, очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей. Собственная боязнь зависти и побуждает их из лучших побуждений давать своим детям такую директиву. Взрослые, получившие такую директиву, пожизненно ходят в подчиненных — и на работе, и дома. Человек, получивший такую директиву, находит возможности уйти от ответственности, ухудшая и свое собственное положение, и положение связанных с ним людей.

        «Не принадлежи»  Ее передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке "единственного друга". Смысл ее может быть расшифрован так: "Не принадлежи никому, кроме меня". В общении с ребенком такие родители всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем в положительном смысле ("ты ведь у меня не такой, как все"). С возрастом самооценка ребенка становится, как правило, адекватной. Он не чувствует себя ни выше, ни ниже других, но в любой компании чувствует себя как бы "отдельно". Ему незнакомо чувство "слияния с группой". Причем причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же, что и другие, и старается быть, как все. Став взрослыми, подобные люди обречены чувствовать себя не такими, как все, и их всегда будет тянуть в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не найдут.

         «Не будь близким» («Не верь!»)  Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная — в отношениях с одним близким человеком.  Родители, передающие эту директиву, внушают ребенку, что никому, кроме них, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы "любая близость опасна, если это не близость со мной". Взрослые, получившие в детстве такую директиву, нередко имеют трудности в сексуальных отношениях. В других случаях они имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах. Во взаимоотношениях с противоположным полом они постоянно оказываются в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. Но надо сказать, что, несмотря на их подозрительность, ситуация предательства и обмана преследует их не только в сфере личных отношений, но и в деловых ситуациях. Все дело в том, что, честно выполняя директиву "не доверяй", они так и не научились анализировать ситуации: где, кому и до какой степени доверять можно.

        «Не делай» "Не бегай - упадешь!", "Не открывай окно - простудишься!", "Не играй в футбол - вспотеешь!". Подобные предостережения слышали по сто раз на дню обладатели этой директивы от своих сверхопекающих и тревожных родителей. Предписание "Не делай!" часто подразумевает: "Не делай без меня, ведь я лучше знаю как!" В результате давным-давно выросшие из "коротких штанишек" люди продолжают испытывать колоссальные трудности с принятием самостоятельных решений. С молоком матери впитавшие девиз "семь раз отмерь, один - отрежь!" они многократно "отмеряют", но в результате не "отрезают" ни разу. Им свойственно откладывать "в долгий ящик" даже самые незатейливые дела вроде покупки новых ботинок или похода в кино, что уж говорить о принятии таких судьбоносных решений, как женитьба или смена места работы.

        «Не будь самим собой»    Она выступает в двух основных вариантах: Недовольство полом ребёнка (ждали мальчика, а родилась девочка)  Высказывания типа:  «Будь похожим на …», «Стремись к идеалу», «Почему твой друг это может, а ты – нет?».  Скрытый смысл этой директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состоянием и мотивированный завистью, что «чужое всегда лучше»,убегать от самого себя в поисках лучшей доли. А таким ребёнком, как известно, очень легко управлять. Взрослый человек, несущий в себе подобную директиву, постоянно неудовлетворён собой и почитает это чуть ли не за моральную добродетель. Про таких говорят: «Критичен к себе более, чем к другим». И понятно почему. Такие люди живут в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

       «Не чувствуй себя хорошо»  Передается родителями, говорящими в присутствии ребенка: "Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5" или "Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку". Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой: "вам должно быть стыдно — ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы". Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.

Ошибки в воспитании, вызванные определённой мотивацией родителей

       • Воспитание и потребность в эмоциональном контакте

       Контакт взаимен, когда человек чувствует, что является объектом заинтересованного внимания. Может случиться так, что цель воспитания ребёнка заключается именно в удовлетворении потребности эмоционального контакта и ребёнок становится её объектом. Например: Неработающая или не удовлетворённая своей личной жизнью мама, тем самым ограниченная в контактах, в связи с чем, не удовлетворяющая в полной мере свою потребность в общении и эмоциональных контактах, значительную часть времени проводит с дочерью-подростком, проводя с ней всё свободное время, сопровождая её в школу, встречая из школы, проводя вместе выходные дни, совершенно не задумывается что тем самым она, удовлетворяет собственные потребности в общении и эмоциональном контакте, препятствуя удовлетворению ведущей потребности ребёнка, бессознательно ограничивая в общении со сверстниками, которое на данном возрастном этапе выходит на первый план. При таком воспитании возникают проблемы – родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей привязанности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.  

      • Воспитание и потребность смысла жизни

      Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если его воспитание стало единственной деятельностью членов семьи, реализующей потребность смысла жизни, когда забота о ребёнке http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=110933734-57-72&n=21становится ведущей потребностью родителей. Подобные ошибки допускают одинокие мамы, поздние родители, что с родни воспитанию по принципу гиперопеки, возможны в семьях в ситуации развода, с целью сохранения семьи. О возможных последствиях не сложно догадаться.

        • Воспитание и потребность в достижении

       Есть категория родителей, для которых отношение к воспитанию ребёнка определяется, так называемой, мотивацией достижения. Цель воспитания в данном случае состоит в реализации собственных неудовлетворённых потребностей. Так зачастую, родители мечтавшие получить музыкальное образование или заниматься каким-либо видом спорта, а силу каких-то обстоятельств не достигшие этого, пытаются воплотить собственные нереализованные мечты в ребёнке. Подобное родительское поведение неосознанно приобретает элементы эгоизма. Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, имеющихся личностных качеств, не принимаются во внимание его способности, возможности, интересы, если они не соответствуют запрограммированным целям родителей. Ребёнок оказывается перед выбором: либо втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов, чтобы обеспечить их чувство удовлетворённости, но пойдя ложным путём, не соответствующим его личным интересам и способностям; либо восстав против непонятных ему требований, вызвав разочарование родителей и крушение их надежд, пойти на конфликт.

       • Воспитание как реализация определённой системы

       Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются на реализацию определённой, признаваемой ими системы воспитания. Это могут быть вполне компетентные, эрудированные родители, уделяющие своим детям достаточно времени и внимания, но в силу каких-то причин, доверившись какой-либо воспитательной системе, педантично и целеустремлённо её реализующим. Таким образом, родители, следующие воспитанию по типу «реализация системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира собственного ребёнка. Пропагандируя определённую систему, эти родители забывают, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка.

          • Воспитание как формирование определённых качеств

         В сознании человека под влиянием прошлого опыта могут появляться так называемые сверхценные идеи, которыми могут выступать представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном. В этих случаях родитель сознательно строит своё воспитание так, чтобы развить у ребёнка это «особо ценное» качество. Примером может служить ситуация, когда увлечение спортом родителей приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, не предавая значения тому, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик, а рождается девочка. Не смотря на это, воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу, что может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формированию неправильной полоролевой идентификации, ощущению ненужности, а следовательно, и другим личностным деформациям. Это приводит к выводу, что регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход, тем самым создавая предпосылки для возникновения у ребёнка отклонений в поведении, неврозов, развития акцентуаций характера.

Трудности (конфликты) возникают:

  • При завышенных ожиданиях родителей оправдать которые ребёнок не в состоянии
  • При неадекватном отношении к ребёнку 
  • При непоследовательности требований
  • При противоречивых воспитательных подходах

         

Роли ребёнка в семье

       Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли».  Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:
 ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;
 ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

 ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

      Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

  • «Кумир» ('«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
  • «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
  • «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Стили семейного воспитания

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы:

  • макрофакторы (космос, планета, страна, общество и государство),
  • мезофакторы(тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия,
  • Микрофакторы (семья, школа и ближайшее окружение ребенка). Несмотря на использование термина «микро» - это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Семья – первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения - это особая социальная группа, играющая в воспитании личности основную, долговременную и важнейшую роль.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений, ведущая роль в которой принадлежит родителям.

Аспект семейных взаимоотношений - это характер действия родителей, , с целью их воспитания или изменения поведения. Все это и определяет стили семейного воспитания.

Абсолютной нормы в семейном воспитании не существует.

Стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка.

Демократический стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

  • Родитель всегда объясняет ребёнку мотивы своих требований и поощряет их обсуждение
  • Власть используется лишь в меру необходимости
  • В ребёнке ценится как послушание так и независимость
  • Родитель устанавливает правила и твёрдо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым
  • К мнению ребёнка прислушиваются, но не исходят только из его желаний

Типы современного общения детей и родителей

Таким образом, стиль и тип воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени, но и в пространстве. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным акцентом на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не ограничивая их. Дисциплина, весьма строгая, появляется здесь в противоположность европейской традиции, позже по времени вырастания ребенка, усваивающего нормы и правила поведения старших.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. 

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Намечается «трещинка» в душевных связях детей и родителей. Подчас родители не поспевают за динамизмом развития детей. А дети уже выросли, уже имеют свое мнение. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью – поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, дети это понимают, но не принимают, так как высокие помыслы родителей разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Желая предостеречь детей от опасностей, обеспечить их будущее, родители обрекают детей на лишения и страдания.

Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными. Недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями детей, когда они не могут оценить опыта родителей, их усилий во благо семьи. У детей появляются увлечения вредящие учебе, в некоторых случаях с аморальными поступками. В таких ситуациях важно, чтобы родители стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли уважение к их аргументам. Ведь дети убеждены в своей правоте, а родители не хотят и не могут их понять. При всей своей правоте, родителям важно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга, различие характеров, отрицательные эмоции.

 Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые конфликты возникают из-за эмоциональной глухоты родителей. Непонимание и неприятие взрослыми переживаний детей ведет к обоюдному отчуждению. Влияние таких семей крайне негативное. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=294188082-06-72&n=21


Список литературы:

1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение , 1998.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. - С 234 с.

4. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М, 1996.

6. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. и др. Проблемы социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997.

7. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — СПб, 1988.

8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989

9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1989. - 340 с.

10. Крайг Г. Психология развития. — СПб, 2000.

11. Ландгмейер И., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

12. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. — СПб, 1979.

13. Лосева В.К, ЛунъковАЛ. Психосексуальное развитие ребенка.— М, 1995.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

15. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

16.

17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.— М,1995.

18. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1999.- 432 с.

19. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. — М, 1981.

20. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1995.

21. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - С. 176.

22. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.

23. Фурманов И.Л., Аладъин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. — Минск, 1999.

24. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004

25. Эйдеммилер Э.Г., Юстицкис В.В.  Семейная психотерапия. — 1999.

26. Эйдеммилер Э.Г., Добряков, Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия  - СПб «Речь», 2003

236000, г. Калининград, ул. Гостиная,7

тел. 934291, факс 934366,

e-mail: postmaster@ccdiag.koenig.su

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=103479864-21-72&n=21