Особенности факторов, которые формируют мотивы учебной деятельности

Анализ ряда основных факторов, которые влияют на устойчивую мотивационную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_formirovaniya_motivov_uchebnoy_deyatelnosti.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности факторов формирования мотивов учебной деятельности

Мотив учения не возникает сам по себе, дети не приходят в школу настроенными на познавательную деятельность. В этом огромную роль играют мотивы, которые формируются в ходе урока, поэтому очень важно, как на нем устроена учебно-познавательная деятельность. Выделяют ряд основных факторов, которые влияют на устойчивую мотивационную деятельность. К первому относят содержание учебного материала. Несомненно, в этом факторе ведущую роль играет учитель, он отбирает материал для уроков. В его возможностях дать детям больше, чем один параграф учебника. Многие молодые специалисты испытывают трудности в отборе учебного содержания, ведь чаще всего один параграф раскрывает несколько событий в истории. Важно осветить самые значимые события и обозначить их место в истории. Но не стоит забывать и про потребности школьников, которые они имеют в этом возрасте. Особое внимание надо уделить организации деятельности по изучению материала и выбору приемов обучения. Дети нуждаются в постоянной деятельности, в упражнениях, в развитии мышления, воображения, в эмоциональном насыщении. Е. П. Ильин говорит о том, что учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные и психические процессы, хорошо иллюстрированным. Хорошо подготовленный урок будет иметь эмоциональный отклик. Для его достижения необходимо воспользоваться различными средствами обучения: иллюстрациями, картами, литературой и другими.

Помимо упомянутого, еще одним фактором является организация учебной деятельности. А. К. Маркова считает, что урок должен состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Первый этап позволяет ученикам понять какая перед ними ставится задача и для чего им нужно изучать какой-то раздела учебника. Несомненно, на этом этапе нужна и актуализация знаний. Маркова предлагает мотивационный этап делить на три части. Для начала нужно создать  учебно-проблемную ситуацию, которая могла бы стать вводной частью. Чтобы добиться ее возникновения, нужно воспользоваться приемами обучения. Можно поставить перед учащимися задачу, которую они должны решить в ходе урока, можно осветить значимость события в истории, можно представить то, как проблема уже была решена и т. д. После того, как проблема была поставлена нужно сформулировать основные учебные задачи для ее решения. Это и есть формулировка и запись целей урока. После мотивации следует  операционально-познавательный этап. В ходе него намечается план, выявляются знания, которые нужно получить для решения проблемы. Важно не только выявить каких знаний не хватает, но и найти средства для их получения. Этот этап формирует установку на необходимость подготовки к изучению материала.

Вторым этапом в организации учебной деятельности является операционально-познавательный этап. На этом этапе происходит изучение темы.  Важно чтобы в этот фрагмент урока дети осознали связь между частными заданиями и общей целью урока, если это произойдет, то мотивация к учению будет только развиваться. Помимо этого дети должны получить положительные эмоции в ходе изучения темы, можно предложить им различные формы обучения, можно воспользоваться обучением в игровой форме.

Последним этапом по Марковой становится рефлексивно-оценочный. В ходе него происходит оценка работы на уроке, достигнута ли цель, решена ли задача. Этот этап также как предыдущие способствуют росту мотивации. Соблюдая этот принцип проведения урока повышается возможность достичь устойчивой мотивации к учению по Марковой.

Вернемся к изучению формирования устойчивых мотивов. Еще одним таким фактором является коллективная форма деятельности. Многими учеными доказано, что групповая деятельность является более мотивированной чем самостоятельная. Группа позволяет проявить детям свои лидерские качества. Кроме того, роль играет и соревновательный дух, который возникает не только между группами, но и внутри нее.

Отдельно Ильин выделяет и такой фактор, как оценка результатов учебной деятельности. Она носит мотивационный характер. Однако, как мы уже отмечали, в старшей школе ее значение падает. Важно чтобы не произошел сдвиг учебной мотивации на зарабатывание оценок.  Помимо проставления оценок, нужно их комментировать и давать детям разобраться в своих ошибках. В исследовании Н. А. Курдюковой выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля; учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки. Таким образом, чтобы поддержать учебную мотивацию стоит рационально подходить к оцениванию учащихся. К каждому ученику требуется свой подход. Не всегда оценка ставится за знания, в качестве подкрепления познавательной деятельности, можно завысить балл или просто отметить ученика оценкой за его деятельность, старания.

Последним фактором является стиль деятельности учителя. Несомненно, что на  формирование мотивов учения будет влиять личность учителя и его стиль проведения уроков. В зависимости от стиля, у детей формируются различные мотивы. Ильин предлагает выделить три типа учителя: авторитарный, демократический, либеральный. Первый формирует «внешнюю» мотивацию учения. Ребенок старается избегать неудач, он готовится к домашнем заданиям под воздействием страха.  Как нами было выяснено ранее, такая мотивация не способствует развитию познавательной деятельности и не приносит максимальных результатов в работе ученика. Второй тип способствует развитию интенсивной мотивации, а вот либеральный тип снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Так получается, что приоритет получает демократический тип учителя. Он способствует повышению мотивации у детей, что способствует выполнению требований стандарта обучения.