Психологическое сопровождение воспитательной деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря

Психологическое сопровождение воспитательной деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение воспитательной деятельности в условиях летнего лагеря Педагог-психолог МБУ ДО «Центр детского творчества» Малина М.В.

Слайд 2

Основными приоритетами в деятельности психолога в оздоровительном лагере является создание психологически комфортной среды во время оздоровительной кампании, психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса в условиях лагеря. Для достижения поставленных целей психолог решает следующие задачи:  создание условий для раскрытия личности каждого ребенка, возможности проявить себя, для личностного роста;  способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;  формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;  осознание ребенком своих внутренних резервов и овладение механизмами самоконтроля и саморегуляции;  формирование здорового образа жизни и осознанного отношения ребенка и к собственному здоровью как к ценности;  развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях;  развитие творческих способностей и креативного мышления;  оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря.

Слайд 3

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:  диагностическая деятельность;  коррекционно-развивающая деятельность;  консультативная деятельность;  профилактическая деятельность. Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе. Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.

Слайд 4

Заключительный период (17-21 день) Основной период (4-16 день) Организационный период (1-3 день) Характеристика деятельности по каждому из направлений:

Слайд 5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению проблемных детей с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения. Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, педагогу-психологу нужно как можно больше узнать о воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т. е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. Однако быстрота не должна сказываться на качестве. Основным диагностическим методом психолога является наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину. Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям: - простота проведения и обработки результатов исследования; - непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей; - наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

Слайд 6

Диагностическая работа проводится в организационный (адаптационный) период, основной и заключительный. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:  неустойчивым общественным мнением;  адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;  демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;  оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Слайд 7

Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день) в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:  степень деятельностной активности детей;  дифференциация деятельностных потребностей детей;  выявление формальных и неформальных лидеров;  выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;  выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.). Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:  выявленностью общих интересов;  необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;  повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону. На протяжении всей смены дети отмечают свое настроение. Также разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха детей.

Слайд 8

Анкетирование – анкета (опросник) один из самых распространенных и «демократичных» методов диагностики. Вопросы составляются (для детей - не утомительные в количестве не более 10-12) исходя из того, о чем именно хочет получить представление исследователь. Как показывает опыт, анкетный опрос лучше проводить не более трех раз в смену. В начале смены - при изучении направленности интересов, мотивов действий, уровне ожиданий. Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и т.д. В середине смены - при анализе промежуточных результатов, изучения динамики развития межличностных отношений, отбора педагогических средств для коррекции норм отношений и поведения детей. В конце смены - при изучении степени удовлетворенности детей пребыванием в отряде, лагере. Иногда имеет смысл промежуточную анкету заменить другими формами диагностики, например, неоконченное предложение, ранжирование, фантастический выбор и т.д.

Слайд 9

Пример анкеты: Дорогой друг! Прошли первые дни смены. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. 1. Что ты ожидаешь от пребывания в ДОЛ? Выбери важные для тебя варианты ответов (несколько): 1) хорошо отдохнуть; 2) найти новых друзей; 3) узнать новые песни, игры, конкурсы; 4) принять участие в спортивных соревнованиях; 5) принять участие в работе органов детского самоуправления; 6) (свой вариант ответа) _______________________ 2. Какую роль ты хотел бы занимать в лагере? (выбери один ответ) 1) организатора; 2) участника; 3) наблюдателя. 3. Есть ли у тебя опыт работы в театральной студии, на концертах (танцы, песни, музыка), на выставках (рисунок, прикладное творчество и т.д.)? (выбери один ответ) 1) да; 2) нет; 3) если да, то где и когда? В какой роли?_______________________________

Слайд 10

4. Какое утверждение характеризует твой отряд? ... (выбери один ответ) 1) все хорошо; 2) хорошего больше, чем плохого; 3) и хорошо, и плохо; 4) плохого больше, чем хорошего; 5) все плохо. Твои: Имя_____________ Возраст_______ Отряд_____________

Слайд 11

Анкета (первичная). Твои фамилия и имя _____________________________________________________ Когда ты родился (лась)? _________________________________________________ В какой класс пойдешь? __________________________________________________ Твои первые впечатления о лагере _________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Закончи предложение «Лагерь – это … _____________________________________ _______________________________________________________________________ Представь что окружность, изображенная на листе , это твой отряд! Поставь точку, где ТЫ. Любое наше настроение можно окрасить в какой либо цвет. Мы предлагаем следующие цвета: КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость. ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм. ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие. СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон. ФИОЛЕТОВЫЙ – пассивность, упадок сил. Подчеркни, пожалуйста, тот цвет , который полностью отражает твое состояние в настоящий момент. Предлагаем тебе почувствовать себя архитектором. Ниже изображено здание. Твоя задача «расположить» в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере Принцип распределения: на 3-м этаже – «буду ходить туда всегда» (+ + +); на 2 этаже – «скорее пойду, чем не пойду» (+ +); на 1 этаже – «скорее не пойду, чем пойду» (+ ); в подвале – «не пойду никогда» (- - -)

Слайд 12

Индивидуальная карта отдыхающего Фамилия, имя ребенка : ________________________________ Отряд: ____________________________________________________ Воспитатель : _____________________________________________________ __________________________________________________________________ Мое настроение в лагере Дни смены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость. ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм. ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие. СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон. ФИОЛЕТОВЫЙ – глубокая печаль и грусть .

Слайд 13

2. Рейтинг мероприятий Критерии Мероприятие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Очень понравилось Понравилось Остался равнодушным Не понравилось

Слайд 14

Анкета участников мероприятия или занятия: Используется при большом скоплении участников мероприятия. Не требует больших затрат. Необходимы только ручка и небольшой листок бумаги для каждого ребенка. Вопросы: Во время занятий я понял, что… 2. Самым полезным для меня было… 3. Я был бы более откровенным, если бы… 4. Своими основными ошибками я считаю… 5. Мне не понравилось… 6. Больше всего мне понравилось, как работал… 7. На следующем занятии я хотел бы… 8. На месте ведущего я …

Слайд 15

Черно-белый и цветной кадр Инструкция: Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать, например: черно-белый: «вожатая врывается в комнату и громко кричит: «подъем!»; цветной кадр: «ласковое солнце, теплый песочек, прохладная водица».

Слайд 16

Цветометодика – один из самых популярных среди вожатых и нравящихся детям методов педагогической диагностики. Позволяет проанализировать состояние эмоционально-психологического климата в отряде в целом и определить конкретного ребенка у которого он нарушен. Наиболее распространенной формой является: экран настроения – красочно, ярко (в соответствии с тематикой смены или отряда) оформленный лист ватмана (бумаги и проч.) на котором написаны имена детей и напротив каждого имени расположены графы, соответствующие календарным дням смены. По окончании каждого дня каждый ребенок в отряде рисует (наклеивает и проч.) геометрическую фигуру, смайл и проч. Того цвета, которому соответствует его настроение в прошедшем дне (например, красный – все хорошо, желтый – нормально, зеленый – грустно, аналогично веселый, равнодушный и грустный смайлы). Если вожатый хочет делать подобные промежуточные исследования, то можно разделить день на три периода (например, утром – перед/после завтрака, днем – после тихого часа, вечером – перед отбоем) и предлагать детям в каждом делать отметки. Таким образом, вожатый всегда будет понимать общую картину настроения в отряде и сможет уделить внимание ребенку, который грустит.

Слайд 17

Методика «Цвет» (А. Лутошкин) Инструкция: «Вы видите «Цветик - семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. желтый - очень хорошо, красный – радостно, оранжевый - спокойно, хорошо, зеленый – тепло, синий – нормально, фиолетовый - скверно, скучно, черный – плохо. Совместная деятельность Красный - творческая (созидательная активность на высоком уровне). Желтый - формирующая творчество (взаимопонимание, жизнерадостность). Оранжевый - понимающая (коллегиальная) активность на среднем уровне. Зеленый - удовлетворительно (спокойно, обстоятельно). Синий - беспокойство, неудовлетворенность. Фиолетовый - наличие депрессии, неверие в обсуждаемое. Черный - наличие конфликта.

Слайд 18

Важно знать самооценку ребенка, для этого рекомендуется использование методики Дембо-Рубинштейна (модифицированный вариант), когда ребенка просят поставить себя на одну из десяти ступенек по нескольким предлагаемым воспитателем качествам, например «общительность», «ум», «здоровье». Если ребенок ставит себя на низкие ступени– у него занижена самооценка по этим качествам (от 0 до 4), норма 5-7 единиц и 8-10 – завышенная самооценка. Можно спросить ребенка, каким он хотел бы быть по этим качествам, что будет свидетельствовать об уровне его притязаний (от 0 до 6 баллов – низкий; от 6-8 средний и 8-9 – высокий уровень). Если у ребенка получится значительная разность между уровнем самооценки и притязанием, это может вызвать конфликтный ход развития, что свидетельствует о неадекватном оценивании, слишком высоких амбициях, не подкрепленных возможностями. Эти дети требуют особого внимания, т. к. у них часто возникают проблемы в общении с другими детьми. Методика Дембо-Рубинштейна

Слайд 19

Методика «Дерево» Методика «Дерево» может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки. Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками. Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение». Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Слайд 20

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий. № 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку. № 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности). № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость. № 9 — мотивация на развлечения. № 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность. № 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя. № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация. № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть». Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим. Проективные методики информативны, интересны, однако их обработка требует психологической компетентности и соотнесения с результатами наблюдения, данными других тестов. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

Слайд 21

Графическая методика «Кактус» Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых: Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа. Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурности форм. Скрытость, осторожность- расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.

Слайд 22

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен один кактус. Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные» кактусы. Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми. Мягкость, уступчивость, гибкость - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы. Графическая методика «Кактус»

Слайд 23

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию. 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? Графическая методика «Кактус»

Слайд 24

Для получения информации о конфликтности подростков рекомендуется использование сокращенного варианта методики. Инструкция: «Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами». Методика К. Томаса «Поведение в конфликтах» (модификация методики К. Томаса) 1 5 9 П 2 6 10 И 3 7 11 С 4 8 12 К

Слайд 25

1. Я стремлюсь оправдать ожидания других. 2. Я пытаюсь не оказаться втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения. 3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение. 4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции. 5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других. 6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам. 7. В решении проблем я обмениваюсь с другими достоверной и полной информацией. 8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию. 9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других. 10. Я стараюсь держать несогласие с другими при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций. 11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению. 12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы. Высказывания:

Слайд 26

Интерпретация 1-я строка — приспособление , то есть принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека . 2-я строка — избегание , или уход, уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда нужна пауза для принятия решения при этом ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе. 3-я строка — сотрудничество , или кооперация, поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. 4-я строка — соперничество , или конкуренция, стремление добиться своего за счет другого. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Слайд 27

«Психогеометрический тест» Пять психотипов созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. По мнению психологов, люди редко бывают ярко выраженным одним психотипом, чаще всего, это смешанные типы, с преобладанием одного основного типа. Для получения дополнительной информации можно использовать методику. Предлагается 5 нарисованных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и зигзаг. Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами). После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Слайд 28

Круги: - это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться, - хотят, чтобы всем было хорошо, - умеют сопереживать, сочувствовать другим, им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения. Треугольники: - упорные, энергичные, - уверены в себе, - хотят быть первыми во всем, - любят рисковать, необходимо научиться прислушиваться к мнению других. Квадраты: - упорны, умеют доводить начатое до конца, - терпеливы, пунктуальны, аккуратны, - во всем любят порядок, - любят планировать любое дело, - необходимо научиться быть более эмоциональными. «Психогеометрический тест»

Слайд 29

«Психогеометрический тест» Зигзаг: - творческие, независимые, видят необычное, новое в будничном, привычном, любят мечтать, любят разнообразие, нужно научиться доводить начатое дело до конца. Прямоугольники: - любознательные; - открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни; - стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы; - в поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы; - имеют, как правило, низкую самооценку - необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими

Слайд 30

У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассесться представителям всех 5 фигур. Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо. Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе. Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот. Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени. Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать. Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов .

Слайд 31

Социометрия – социометрические методы имеют большое распространение среди методов педагогических исследований. Социометрия (социометрический тест) предназначена для изучения межличностных отношений в группе диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами отряда. Она дает наглядное представление о психологической структуре отряда, о месте каждого ребенка в этой структуре, помогает получить весьма объективную информацию о взаимоотношениях в отряде. Вот почему социометрические срезы являются наиболее популярными среди педагогов, а во многих лагерях являются обязательными во всех отрядах и проводятся три раза за смену (в начале, середине и конце смены). Методический прием, положенный в основу социометрии, весьма прост. Всем членам отряда задается один и тот же вопрос: «Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел ...». В начале смены: «Назови трех ребят своего отряда, которые могли бы стать твоими хорошими друзьями». В середине смены: «Скоро состоится одно интересное дело, в котором вы будете участвовать группами. Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел участвовать в этом деле». В конце смены: «Если бы тебе посчастливилось ещё раз приехать в лагерь, назови трех ребят, с кем ты вновь хотел бы быть в одном отряде».

Слайд 32

Обработка данных проводится с помощью социоматрицы - таблицы, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени» (из четырех кругов друг в друге), разделенной диаметром на две половинки. Слева символические изображения мальчиков в виде треугольников с порядковым номеров, справа - изображения девочек - кружок с порядковым номером. Затем надо соединить стрелками символические изображения, обозначающие: - односторонние выборы; - взаимные выборы. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение: внутренний круг - это так называемая зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (более 6 выборов); второй круг- зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя (3-5 выборов); третий круг- зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего (1-2 выбора); четвертый круг - зона изолированных (аутсайдеров), это те, которые не получили ни одного выбора. Социометрия

Слайд 33

Можно провести социометрический эксперимент «У кого больше карточек», разработанный Я. Л.Коломинским. Цель: определение статусного положения воспитанника в отряде Процедура проведения: в помещение, в котором проводится эксперимент, воспитанники входят по - одному. Каждому предлагается по шесть карточек двух разных цветов, на обратной стороне которых написан присвоенный ему порядковый номер (номер по списку). Заранее готовятся отдельные листы с именами всех воспитанников отряда. Инструкция: «Эти карточки можно положить любым детям отряда. Карточки оранжевого цвета положи тому, с кем бы ты хотел(а) сидеть за одним столом в столовой, зеленого цвета - быть в одной группе по подготовке отрядных дел; желтого цвета - с кем бы ты хотел(а) жить в одной комнате. Никто не будет знать, кому ты положил (а) карточку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Результаты эксперимента (выборы детей) фиксируются в социометрической таблице (матрице), там же осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находятся взаимные выборы (взаимный выбор обозначается крестиком, заключённым в кружке). Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий: Звезда – 5 и более выборов. Предпочитаемый – 3-4 выбора. Принятый – 1-2 выбора. Не принятый – 0 выборов. Социометрический эксперимент

Слайд 34

Методика социометрии позволяет: Сделать моментальный срез о межличностных отношениях в отряде, измерить степень сплоченности - разобщенности, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования и повышения их сплоченности и эффективности деятельности . Выявить соотносительный авторитет отдельных детей по признакам симпатии - антипатии (лидеры, аутсайдеры), которые сами члены группы не всегда осознают. Ведь оттого, как складываются отношения отдельного ребенка с отрядом, во многом зависят его эмоциональное благополучие, дальнейшее развитие, социальная адаптация и интеграция в жизнь коллектива в целом, последующая перспектива. Отряд способен приумножить индивидуальный потенциал каждого отдельного своего члена, но он же способен выступать негативным фактором его жизнедеятельности, сдерживать его активность, блокировать проявление лучших качеств, порождать новые комплексы и проблемы. Обнаружить внутригрупповые сплоченные образования (замкнутые многоугольники взаимных выборов) во главе с неформальными лидерами - группировки в отряде. Действия их могут мешать достижению целей совместной деятельности, замыкая активность членов группировки. Группировки иногда могут начать враждовать между собой, стремиться к однозначному доминированию мнения группировки в отряде или отгораживаться от решения совместных проблем. В таких случаях формально назначенный лидер отряда, не подкрепленный реальным авторитетом, оказывается беспомощным. Скорректировать педагогические действия по отношению к «аутсайдерам», путем поиска причин «отвержения» помочь им быть «нужными» в отряде. Сиюминутный социометрический срез, констатирующий факт «изолирования», иногда может быть случайным. А если нет, тогда это тревожный симптом. Значит ребенку одиноко и плохо в вашем отряде – он никому не нужен. Педагогически грамотно использовать лидерство отдельных ребят.

Слайд 35

Экспресс - метод выявления лидеров в детском коллективе Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов. Проводится анонимно. Вариант №1 Кто в вашем отряде 1. …самый умный 2. …самый смелый 3. …самый болтливый 4. …самый красивый 5. …самый опаздывающий 6. …самый замкнутый (по мере необходимости) 7. … наша гордость Вариант №2 1. С кем из твоего отряда тебе всегда интересно? 2. Кого бы ты взял с собой в поход? 3. Его называют «душа компании». 4. Он всегда меня поддержит. ( назвать одну фамилию)

Слайд 36

Измерение проводится дважды - в начале и в середине смены. Цель - выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде. В организационный период, по наблюдениям в процессе игр, сборов, отрядных «огоньков» и т.д., вожатый определяет для себя по уровень сформированности навыков общения каждого ребенка и заполняет таблицу 3. Напротив ФИО ребенка педагог ставит + (да), или - (нет). Во второй половине смены диагностика повторяется. ФИО ребенка Вхождение ребёнка в игру Активность в общении Проявление инициативности Анкета «Уровень общения»

Слайд 37

Проводится дважды - на 3-ий и в 18-ый день смены. Цель анкеты: позволяет воспитателям отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания. Инструкция: при обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ты. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно. Анкета «Я в круге»

Слайд 38

Большую помощь в диагностике деятельности детей оказывает, так называемая «Таблица активности ребенка». Педагог заносит в таблицу баллы от 1 до 10. Критериями баллов являются: участие в мероприятиях лагеря, отряда; проявление инициатив; вхождения в микросоциум. Таблица составляется на всех детей отряда и заполняется каждые З дня, начиная с первого дня прибивания ребенка в лагере. Пример таблицы приведен ниже. ФИО. Баллы по дням. 1 3 6 9 12 15 18 21 Камар А. 2 4 3 8 7 8 9 8 Котова Е 5 7 9 8 4 5 4 2 Лосев Ю. 3 5 8 8 8 9 8 10 На основании данных таблицы, составляются графики развития детей в смене. Таблица «Развитие ребенка в смене»

Слайд 39

График развития в смене учащегося

Слайд 40

Чего больше ждешь от каникул и от пребывания в нашем ДОЛ «Орленке» (выбери не более трех ответов и обведи в кружочек). а) Подружиться с ребятами, найти друзей; б) Приобрести новые знания, умения своих интересов; в) Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку; г) Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя; д) Просто отдохнуть, весело провести каникулы. 2. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей (выбери не более трех ответов и обведи в кружочек). а) Любознательность. б) Честность. в) Доброта. г) Смелость. д) Трудолюбие. ж) Справедливость. з) Честолюбие. и) Требовательность к себе. З.Как ты относишься к спорту? а) Постоянно тренируюсь (впиши вид спорта). в) Спортом интересуюсь, тренируюсь, участвую в соревновании. б) Занимаюсь на досуге но только как зритель, болельщик. г) Спорт меня не увлекает. 4.Как ты относишься к участию в лагерных мероприятиях? а) Очень люблю принимать участие. б) Люблю смотреть. в) Не интересно ни то, ни другое. 5. Закончи предложение «Лагерь — это …» Следующая анкета раздается воспитателям и вожатым для удобства работы с отрядом и формированием «костяка» отряда. АНКЕТА Анкета «Какой Я»

Слайд 41

Самая простая и действенная диагностика – это таблица лидерства отряда Отряды Баллы по дням 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1 2 3 За каждый прожитый день отряда начисляются определённое количество баллов. Баллы начисляются за счет участия в конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д. Снимаются баллы за неучастие в лагерных мероприятиях и различные виды нарушений и провинностей. Учитываются также и личностные достижения ребёнка, которые зачитываются плюсом отряду. В данной таблице хорошо отражается рейтинг отрядов.

Слайд 42

Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК) Инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Бланк опроса 1.В нашем отряде всегда весело В нашем отряде всегда скучно 2.Все ребята в общем-то добрые В отряде много злых, равнодушных 3.Мы никогда не ссоримся Мы часто ссоримся, конфликтуем 4.Ребята в отряде вежливые Ребята часто грубят 5.Мне в нашем отряде хорошо Мне в нашем отряде неспокойно 6.У нас все равны Сильные ребята обижают слабых 7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

Слайд 43

Обработка: Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7х4= 28 баллов. Максимальный групповой индекс отряда: индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс - это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле: Э = реальный групповой индекс ЭПК отряда / максимальный групповой индекс ЭПК отряда х 100% Уровень ЭПК Величина индекса ЭПК в % очень высокий Более 80 высокий 71-80 выше среднего 66-70 средний 45-65 ниже среднего 40-44 низкий Менее 40

Слайд 44

«Эквалайзер» эта форма работы проводится в конце каждого дня по-своему: а) смайлики — детям предлагается обозначить наиболее удачные и неудачные моменты программы. К примеру, на большом листе ватмана сверху по горизонтали перечислены все проведенные за день дела. Участникам предлагается смайликами (радости и огорчения) оценить одно самое удачное и одно самое неудачное дело в программе прожитого дня. Затем результаты обобщаются и внимательно изучаются. б) рейтинг. На листе бумаге снизу написаны все дела, которые были проведены за день. Рядом лежат маленькие разноцветные полоски. Детям предлагалось выбрать только одну полоску и поднять рейтинг одного из дел дня на одну единицу. Таким образом, когда каждый ребёнок может сделать свой выбор и будет видна картина самых популярных мероприятий дня. в) планета дружба. Лист бумаги делится на несколько частей в зависимости от количества проведенных за день мероприятий. Детям предлагается выбрать одну из звездочек, которые лежат рядом с полем и прикрепить ее на сектор, где отмечено дело, которое на его взгляд вызывает больше всего эмоций.

Слайд 45

«Дневники» Педагогам-воспитателям важно ежедневно отслеживать динамику психологического состояния каждого ребёнка. С этой целью можно предложить детям такую форму письменной психологической рефлексии, как дневник, когда ребёнок делится с ними своими личными впечатлениями и эмоциями. В первый день смены дети получили задание — заполнить первые страницы, ориентируясь на темы: Кто я? Каким я хочу стать? В конце дня ребятам предлагается в течение 20 минут письменно поразмышлять на заданную тему (Например, «Самым трудным для меня сегодня было...», «Мир, который меня сегодня окружал...» и др.) и занести свои впечатления, эмоции, переживания, мысли в свои «дневники», параллельно размышляя на предложенную им тему, сформулированную в виде-«незаконченных предложений». Например: Больше всего мне не нравится в лагере... По сравнению с другими наш отряд... Если было бы можно, я бы... Иногда я боюсь... Думаю, что без проблем смогу... По-моему, лучший вожатый тот... Многие ребята из нашего отряда... В будущем я хочу... Для меня нет ничего хуже... Я бы на месте наших вожатых... По сравнению с другими я... Когда другие делают что-то лучше, чем я... В нашем отряде... Если бы я был организатором подготовки (название дела), то... Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные.

Слайд 46

Анкета итоговая (конец смены) 1. С каким настроением Вы пришли к завершению смены? - восторженное, активное - радостное, теплое - светлое, приятное - спокойное, ровное - грустное, печальное - тревожное, тоскливое - состояние крайней неудовлетворенности 2. Закончите, пожалуйста, предложения : Больше всего мне понравилось __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Самым полезным для меня было ___________________________________ __________________________________________________________________ 4.На следующий я хотел (а) бы приехать в этот лагерь а) да б) нет

Слайд 47

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Цели, поставленные педагогическим коллективом детского лагеря при использовании тех или иных диагностических средств, могут быть сгруппированы следующим образом: Изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять ребенка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, референтность, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в подростковой группе.

Слайд 48

Этапы Обследуемые параметры личности Методики Входная диагностика (диагностика оргпериода) Общие сведения о ребенке; ожидания ребенка; интересы и склонности; творческая направленность. Социально-психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость. Нравственная воспитанность: нравственный опыт, нравственные представления. Самооценка: идеальное Я, реальное Я анкета для ребенка; краткая карта интересов; круги Торренса опросник «Психологическая характеристика темперамента» сочинение «Что такое хорошо»; опросник Айзенка, психогеометрия «Незаконченные предложения»; Дембо-Рубинштейна, «Кактус», «Дерево»

Слайд 49

Этапы Обследуемые параметры личности Методики Текущая диагностика (основной период) Итоговая диагностика (итог. период) Эмоционально-психологический климат в отряде Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка Характер межличностных отношений Уровень развития отрядного коллектива Личностный рост члена отряда Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере Опросник ЭПК, Методика «Психологическая атмосфера в группе» (по Фидлеру) цветометодика, социометрия, самоаттестация, игры, анкета вожатого, контент-анализ сочинений, анкета члена отряда

Слайд 50

2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми. В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы: игровые тренинги; игротерапия; арттерапия; релаксационные упражнения; программы коррекционно-развивающей работы (по коррекции тревожности, агрессивного поведения, застенчивости и т.д.)

Слайд 51

ТРЕНИНГИ: Игровой психотерапевтический тренинг для младших школьников «Жители ладошек» (формирование коммуникативных и социальных навыков). Тренинг для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Радость» (принятие себя, своих достоинств и недостатков, принятие других людей осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей). Тренинг для учащихся среднего школьного возраста «Подарим улыбку друг другу» (повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер). Тренинговая программа для старшекласников «И на камнях растут деревья» (развитие эмоционально-личностной сферы раскрытие границ своего «я»; сплочение группы, формирование команды). Тренинг для старшеклассников «Уверенность в себе».

Слайд 52

С одной стороны, с другой стороны… Вожатый выходит в центр круга и говорит: «С одной стороны я люблю играть в футбол, с другой стороны ходить в кино». При этом он вытягивает, на первое утверждение левую руку, на второе утверждение правую. Участники, которые имеют те же увлечения подходят по одному к необходимой руке, берут ее и говорят: «С одной стороны я люблю кино, с другой стороны кататься на коньках». И так, пока все участники не будут держать друг друга за руки. Поздороваться за руку с максимальным количеством людей Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших. Игры на знакомство

Слайд 53

Животные на спину Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Hапример: «У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде?» и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств. Мое имя, и как я к нему отношусь Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Упражнение позволяет полностью снять напряжение, уйти в воспоминания и расслабиться.

Слайд 54

Опиши себя незнакомцу Предлагаемое упражнение проводится после того, как все воспитанники отряда представились, называя свои имена. Психолог или воспитатель: «Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы договариваетесь о месте и времени. «А как я смогу узнать вас?» — спрашивают на том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся, и ему не трудно было понять, что это именно вы». В упражнение можно добавить несколько дополнительных условий. Например, описать себя не только внешне, но и сказать о каких-то своих чертах характера или достоинствах. После 30-секундного обдумывания участники включаются в работу. Опыт показывает, что упражнение вызывает интерес у группы и проходит с определенной долей юмора. Ребята описывают себя по-разному: кто-то старается подчеркнуть свои внешние достоинства, кто-то достаточно подробно останавливается на своих человеческих качествах, а кто-то создает карикатурный портрет. Ведущий принимает все варианты.

Слайд 55

Кельтское колесо Группе предлагается разделиться на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света: Люди Севера, Люди Запада, Люди Юга, Люди Востока. Люди Севера – это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг. Люди Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди Востока – люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией. Люди Юга – обеспечивают теплые отношения в каждой группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед. По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, какая-то из частей света может преобладать. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Слайд 56

Участники разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент. Затем каждая сторона: а) представляет себя, делает рекламу своих качеств; б) рассказывает отрицательные стороны других частей света, и выслушивает про свои негативные черты; в) отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света. Затем вся группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад) людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнить ее функцию для решения проблем в группе.

Слайд 57

Игры на сплочение «Скала» Все участники группы встают в прямую линию. Ведущий говорит о том, что все мы сейчас являемся мощной, непоколебимой скалой. Для того чтобы почувствовать себя скалой, необходимо очень плотно встать друг к другу (участники могут обняться за талию). После того, как группа стала действительно скалой, по ней начинают движение альпинисты. Альпинистами выступают сами участники группы. Первый, кто стоит в линии. Начинает двигаться АО скале. Его задача не сорваться, крепко держаться за скалу. После того как первый участник пошел, начинают двигаться остальные участники. Ведущий должен следить, чтобы правила не нарушались и на скале не было больше трех альпинистов. «Узелки» Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг «Электрическая цепь» Участники становятся в круг. Им предлагается взяться за руки. Сжатие руки – сигнал. Который необходимо передать по кругу. Сигнал подает ведущий, он же должен и завершить, принять сигнал обратно. Сигнал может подаваться в одну сторону. Так и в обе одновременно; может подаваться одним сжатием руки, а может несколькими (в одну сторону одно сжатие, в другую 2). Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет выполняться за максимально короткое время.

Слайд 58

«Переправа» Понадобятся стулья для каждого участника (газетный листок для каждого, так более безопасно). Если используются стулья, то их необходимо поставить в тесный круг, сидениями внутрь. Задание: Вы группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будите помогать друг другу и заботиться о товарищах. В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом. Не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место. Поддерживать советом и делом – все это не просто разрешено, но желательно… Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке) время от времени я буду убирать из круга стулья, что усложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы. Я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рада поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в ходе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.

Слайд 59

«Коллективный счет» Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью среди участников тренингов. Может иметь статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы. Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок, при этом должны выполняться три условия: - во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); - во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; - в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Слайд 60

«Квадрат» Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее. Можно даже заранее очертить квадрат, в котором они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь увеличить занимаемую им площадь, например: - Квадрат пошел влево – квадрат идет влево. - Квадрат садится – квадрат с криками и воплями пытается сесть. - Квадрат прыгает – квадрат с менее интенсивным шумом прыгает. И так далее….

Слайд 61

3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся. Темы консультаций : Внутриличностные конфликты. Проблемы самооценки. Межличностные отношения. Детско-родительские отношения. Проблемы взаимопонимания со взрослыми. Взаимоотношения с противоположным полом. Дружба. Как завоевать друзей? Психологическое состояние ребенка (депрессия, грусть, тоска). Как повысить самооценку? Как преодолеть застенчивость? Профессиональное самоопределение. Кем быть?

Слайд 62

4. Просветительско-профилактическая деятельность В рамках профилактического направления деятельности, психологом лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, а также организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья. Формы и методы работы: оформление стенда психолога; составление памяток, буклетов, беседы, просмотр и последующее обсуждение мультимедийных презентаций, круглые столы, занятия по профилактике, релаксационные упражнения.

Слайд 63

Документация педагога-психолога в ДОЛ: План работы педагога психолога на период смены. Журнал индивидуальных и групповых консультаций педагога психолога. 3. Психологическая диагностика (воспитанников, педагогического коллектива, родителей). Протоколы обследований, заключения, рекомендации. 4. Просветительская деятельность: печатные материалы на стенд, буклеты, памятки, лекции, беседы (в печатном виде). 5. Коррекционно-развивающая деятельность: тренинги, циклы занятий, программы индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы по коррекции поведения, личностных качеств ( в печатном виде). График индивидуальных занятий. График индивидуальных и групповых занятий.

Слайд 64

Психологическое сопровождение воспитательной деятельности в условиях летнего лагеря Педагог-психолог МБУ ДО «Центр детского творчества» Малина М.В.