Инклюзивное образование в начальной школе

Корбут Галина Сергеевна

В статье представлен опыт включения ученика с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, приводится пример организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Корбут Галина Сергеевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №191 с углубленным изучением иностранных языков.

Брусова Виктория Сергеевна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №191 с углубленным изучением иностранных языков.

Тема : ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Аннотация: в статье представлен опыт включения ученика с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, приводится пример организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Korbut Galina Sergeevna, primary school teacher, school №191 with advanced study of foreign languages.

Brusova Viktoria Sergeevna, english teacher, school №191 with advanced study of foreign languages.

The theme: INCLUSIVE EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL.

Annotation: the article presents the experiences of integrating students with disabilities into the regular educational environment, is an example of inclusive education in primary school.

Keywords: inclusive education, children with disabilities.

Мы учителя начальных классов в общеобразовательной школе. И сегодня все чаще в наших кругах звучит термин “инклюзивное образование”. Что же это такое и как организовать его в современной школе?

“Инклюзивное (франц. Inclusif-включающий в себя, от лат. Include-заключаю, включаю) или включенное образование-термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных(массовых) школах.” ЮНЕСКО[2]

Иными словами говоря, инклюзивное образование подразумевает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Но нельзя просто привести детей с ОВЗ и посадить их за одну парту с рядовыми учениками. Приобщение таких детей требует огромной подготовки.

Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования предоставляет огромные возможности для организации совместного обучения в общеобразовательных школах детей и детей с ОВЗ.[1]

Основным руководящим принципом ФГОС является возможность всем участникам образовательного процесса равноправно участвовать в жизни школьного коллектива и развивать способности необходимые для общения. По моему мнению, акцент нужно ставить именно на социализацию детей с ОВЗ, параллельно не пренебрегая образованием. Так как, не смотря на то, что сегодня огромное внимание уделяется разного рода толерантности, все же в глазах людей встречается холод, когда они смотрят на человека с ограниченными возможностями здоровья. А что же говорить о детях, которые не осознают своей особенности, и натыкаются на стену безразличия и нетерпимости.

В нашей практике встретился такой ученик. Условно назовем его Ваня. Придя в первый класс, он уже имел за плечами огромный багаж заболеваний, как физических, так и психологических. Но интеллект был сохранен. Ежедневно Ваня демонстрировал нежелание учиться, наряду с этим,  проявляя немотивированную агрессию ко всем окружающим. Признаемся честно, нам пришлось очень тяжело. Но в нашей школе есть компетентная служба сопровождения, включающая психолога, социального педагога, логопеда. Вместе с ними нам удалось уговорить родителей, пройти медикопсихологопедагогическую комиссию для определения образовательного маршрута . В связи с низкой концентрацией внимания и повышенной отвлекаемостью, было принято решение составить индивидуальный план и режим работы, который включал в себя как предметные занятия, так и занятия со службой сопровождения. И еще нужно заметить, что осуществлялась работа с родителями, ведь им особенно трудно. Психолог и социальный педагог проводили беседы, тренинги с родителями. Семья, по нашей рекомендации, записалась на занятия к психотерапевту.

Таким образом, взаимодействуя вместе, как гласит один из принципов педагогики «о единстве требований», мы смогли выработать четкую систему по включению этого ученика в общеобразовательный процесс.[3]

Занятия были организованы во второй половине дня, занимали 30 минут из положенных 45. Включали в себя разного рода задания, направленные на переключение внимания. [4]Ученику было проще общаться  с одноклассниками  во внеклассных мероприятиях: день именинника, экскурсии, походы в театры, праздники, конкурсы, игры, поездки в иностранные  лагери.

Важно отметить, что проводилась огромная работа с учениками в классе, для разъяснения сложившейся ситуации. Дети охотно помогали Ване и снисходительно относились к проявлениям его агрессии.

Цифровое оснащение нашей школы способствовало лучшей организации занятий, позволяя одновременно использовать и интерактивную доску, и передвижные лаборатории, и мобильный класс, не забывая о привычных тетрадях и учебниках.

Вследствие того, что наша школа является школой с углубленным изучением английского и немецкого языков, важно было уделить особое внимание и обучению языку такого непростого воспитанника.

Занятия проводились и в группе с одноклассниками, и индивидуально в часы консультаций. Таких детей очень важно заинтересовать и показать, что у него все обязательно получится. Поэтому мы широко использовали все ресурсы, которые представлены в нашей школе для изучения языка. Занятия в лингофонном кабинете помогли лучше услышать иностранную речь и отработать правильное произношение слов.

В прошлом году в нашу школу приезжали носители английского языка и целый месяц принимали активное участие в жизни учащихся. И наш воспитанник не остался в стороне, Ваня с интересом общался и участвовал во всех занятиях с иностранными гостями. А летом отправился в лагерь в Германию, где смог непосредственно окунуться в языковую среду, наряду с санаторно-профилактическими мероприятиями.

Таким образом, нам удалось полностью включить ученика с ОВЗ в общеобразовательную среду. Правда, этот процесс занял целых 4 года, но к пятому классу, ребенок научился контролировать приступы агрессии, на уроках стал более собранным, сконцентрированным. Ваня влился в коллектив и стал неотъемлемой его частью.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, от 6.10.2009 г. №373.
  2.  unesdoc.unesco.org
  3. Дидактика средней школы/Под ред.М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М.,1975.
  4. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования/Ю.И. Глаголева, И.В. Казанцева, М.В. Бойкина.-Санкт-Петербург: КАРО, 2015.- 120с.