Программа социально-психологической адаптации обучающихся Центра детского творчества

Программа социально-психологической адаптации обучающихся Центра детского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psotsialno-psihologicheskoy_adaptatsii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г.Ярцево Смоленской области

Программа принята

на педагогическом совете

протокол №

от «    » августа         года

Утверждена приказом №     от           г.

по МБУДО  ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

Программа  

социально-психологической адаптации обучающихся

Центра детского творчества

Автор: Малина М.В.,

педагог-психолог

Ярцево, 2016г.

Одной из наиболее важных проблем обучения в современном образовательном учреждении является адаптация не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды обучающихся.

Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация обучающихся является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и так далее, то есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, то изучение механизмов и закономерностей адаптации обучающихся в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

На процесс адаптации к новой среде влияет ряд факторов:

– индивидуальные характеристики – демографические и личностные (в том числе возраст);

– ситуативные.

К личностным характеристикам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Ч.Д Спилберга, Ю.Л Ханина.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию подростков, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Цель программы: Выявить особенности социально-психологической адаптации обучающихся к обучению в ЦДТ, дать соответствующие рекомендации педагогам, родителям и обучающимся, способствующие наиболее благоприятной адаптации.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние учащихся в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации учащихся.

3. Провести различные мероприятия и тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации учащихся к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки обучающихся.

4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

Сроки реализации программы: 3 года. В процессе реализации программы могут вноситься изменения.

Критерии результативности:

1. Уровень тревожности.

2. Степень социальной адаптации.

3. Уровень самооценки.

4. Уровень общительности.

5. Межличностные отношения.

Используемые методы и методики:

Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмпирические методы: Методика социализированности личности обучающегося (разработана профессором М.И.Рожковым), Методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), Методика определения самооценки личности – по мере необходимости («Несуществующие животное»), Методика межличностного отношения в группе (Дж. Морено «Социометрия»).

Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации учащихся в процессе обучения и оптимизировать процесс адаптации учащихся.

Основные этапы программы:

№ этапа

Вид работы

Время проведения

1.

Диагностика уровня адаптации учащихся (Приложение 1.)

Сентябрь - октябрь

2.

Работа с родителями. (Приложение 2.)        

Октябрь

3.

Ознакомление обучающихся с рекомендациями. (Приложение 3.)

Ноябрь

4.

Тренинговые занятия. (Приложение 4.)

Ноябрь-декабрь

5.

Повторный срез.

Март-апрель

6.

Индивидуальное консультирование учащихся имеющих трудности в адаптации, родителей, педагогов.

В течение года

Литература:

  1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
  3. Лукьяненко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.
  4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. М.,2004.
  5. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений, том 2-й, под ред. Академика РАМИН Б.И. Ткаченко. СПб., 1994.
  6. Прусов В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. Ленинград, 1989.
  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
  8. Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. М., 2002.

Приложение 1

Диагностируемый параметр

Методика

Социальная адаптация

Методика социализированности личности обучающегося

(разработана профессором М.И.Рожковым).

Уровень общительности

Методика оценки уровня общительности тест

 В.Ф. Ряховского

Уровень тревожности

Методика определения уровня тревожности

Ч.Д. Спилберга,  Ю.Л. Ханина

Межличностные отношения

Методика Дж. Морено «Социометрия»

Уровень самооценки

Методика «Несуществующие животное» (по мере необходимости)