Круглый стол "Преступление и наказание глазами психолога и юриста"

Круглый стол "преступление и наказание глазами психолога и юриста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_variant.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево, Смоленской области

Круглый стол для обучающихся

«Преступление и наказание глазами психолога и юриста»

Возрастная категория участников: учащиеся 9-11 классов

Автор-составитель:

Малина Марина Валерьевна,

педагог-психолог

г. Ярцево

2018 год

Цель: формирование правовой грамотности школьников.

Задачи:

1. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.

2. Развивать правовую грамотность.

2. Формировать навыки правового поведения.

3. Профилактика правонарушений.

Оборудование:

1. Компьютер, экран с  проектором.

2. Презентация.

База проведения: МБОУ СШ № 7

 Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте дорогие старшеклассники и уважаемые гости!

Сегодня мы проводим  круглый стол « Преступление и наказание».

Ведущий 2. От сумы и от тюрьмы не  зарекайся. Это суровое предупреждение пришло к нам  из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решетку никто не стремится. Однако тысячи подростков ежегодно становятся  клиентами воспитательно – трудовых колоний, приемников – распределителей, тюрем.

Именно поэтому мы решили поговорить на эту тему.

Ведущий 1. Каждый из вас   может принять активное участие в работе круглого стола, задав интересующие вас вопросы по данной теме, различным специалистам. Сегодня мы пригласили на нашу работу следующих специалистов:

- будущего историка;

-  будущего психолога;

- будущего юриста.

Ведущий 2. А также в работе круглого стола примут участие:

- заместитель директора по учебно-воспитательной части – Виноградова Людмила Дмитриевна;

- учитель истории и обществознания – Кутина Елена Александровна;

- педагог-психолог – МАлина Марина Валерьевна.

Ведущий 1. Мы  открываем работу круглого стола.

Опять «ответственность, права, обязанности, несовершеннолетние, преступление, наказание…». Как часто мы слышим эти слова дома, в школе, на улице…

Ведущий 2. И, наверное, каждый из нас подумал, что меня это не касается.

Внимание на экран!

Просмотр видеоролика (в Подмосковье побили подростка, привязали к столбу и побрили налысо).

Ведущий 1. Какие эмоции и чувства вызывает у вас этот сюжет? (ответы детей). Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность.  Много вопросов вызывает данный ролик.

Ведущий 2. А сколько таких в интернете! «Поколение «жесть», «Жестокие игры или уроки улицы», «Арестанское уркаганское единство» и ещё много роликов с жуткими названиями.

Ведущий 1. По статистике каждый пятый преступник несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год. И это не только мелкие хулиганства, кражи и грабежи, это тяжелые преступления, насилия, убийства.  Откуда берётся такая жестокость? Чем вызвана агрессия? О психологических причинах преступлений нам расскажет будущий психолог.

Выступление психолога.

Как вы думаете, с вашей точки зрения, почему подростки все-таки совершают преступления? (ответы детей: не знают о наказании, несовершеннолетним ничего не будет, простят на первый раз….)                 Сейчас вы сможете сравнить ваши представления с результатами анкетирования среди учащихся:

  • 34% - в качестве причины указывают материальные проблемы.
  • 28% - по глупости.
  • 1% - сказали, что это сегодня модно.
  • 11% - указывают на недостаточный контроль со стороны взрослых.
  • 2% - затрудняются ответить.

Вы знаете, как называют наше нынешнее поколение? – Поколение «Жесть». За последние 10 лет, рост подростковой преступности увеличился в два раза. Общество оказалась перед фактом – число несовершеннолетних преступников растет. В прошлом году несовершеннолетние совершили более 50 тысяч преступлений по всей России. Преступники становятся всё моложе. Правительство задаётся вопросом: не пора ли снижать возрастной ценз для уголовного наказания.

- А сейчас с какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16 лет и 14 лет за убийство и преступления особой тяжести) (слайд, статья 20 УК РФ).

Подростковая преступность отличается мобильностью. Подростки очень быстро объединяются в группы, очень организованно. Подростковая преступность чаще всего носит групповой характер. Подросток в силу возраста стремится к объединениям, к консолидации. По причине идентификации с агрессором. Жертва приходит в преступную среду, так как хочет защитить себя от агрессора. Наблюдается тенденция к жестокости, преступления совершаются на почве ненависти. Причин такого поведения предостаточно. Я расскажу вам основные психологические причины преступлений подростков. И большинство из них имеют социальный характер:

  • агрессивная трансляция насилия и по ТВ, и в компьютерных играх.
  • Сенсибилизация насилия. Сенсибилизация в психологии – это концепция, объясняющая тот феномен, что люди после повторного приема, вызывающего болезненное пристрастие, вопреки пониманию вреда, испытывают ещё большее пристрастие к повторному потреблению. Этим можно объяснить высокий уровень рецидивов. Подросток, вовлекаемый в преступления лёгкой степени, остаётся в преступной среде и вырабатывает профессиональный опыт. Лёгкие преступления не всегда остаются замеченными. Один раз сделал – прошло, возникает тяга к более серьёзным правонарушениям. А это толчок для тяжких преступлений Статистика не отражает криминалистическую обстановку. Преступлений гораздо больше, чем показывает статистика.
  • Исследования показывают, что, степень восприятия насилия  изменилась. Раньше насилием были оскорбления, байкоты. Это считалось недопустимым. Сейчас для подростков это не насилие, к насилию относят только физическое воздействие.
  • Современная среда формирует искажённую систему ценностей. Формирует не моральные качества, а качества, которые являются атрибутами материального мира. Трансляция этих ценностей не всегда соответствует возможностям подростка. Это формирует установки ненависти.
  • Ещё одна причина преступлений несовершеннолетних, это правовая безграмотность. Это особенность психологической преступности. Подросток совершает преступление, не осознавая свои поступки. Так называемые «наивные террористы» - не осознают, что действия уголовно-наказуемые. Не понимают ответственности за преступление. Каждый третий несовершеннолетний преступник был уверен, что уголовная ответственность наступает только с 18 лет, 40-50% из их числа надеялись уйти от наказания, 2/3 из тех, кто сейчас отбывает наказание, считали, что их преступление может и раскроют, но это будет не скоро.
  • Одна из причин подростковой преступности – это подростковая инфантильность, отсутствие способности прогнозировать.
  • Мотивация, которая толкает на преступный путь различна: это и корысть, желание чем-то обладать, мотив престижа, желание занять особую позицию в группе.
  • Большое наличие свободного времени, желание проявить свою волю, свою позицию.
  • Романтизация. Образ успешного человека, который достигает всего через силу. Этот образ используется на телевидении. Человек с кулаками, активен, успешен у противоположного пола.
  • Ну и, конечно же, особенности семьи нельзя не брать в расчет. Подросток моделирует ту систему наказания, которую он видит в семье. Те методы, которые применяют родители, использует и ребенок.  

Вот самые наглядные психологические причины подростковой преступности. А сейчас внимание на экран. Я предлагаю посмотреть короткометражный фильм «Пустяк», который показывает, что для жестокости и агрессии, порой не нужны и причины.

Короткометражный фильм «Пустяк» (3 минуты).

Ведущий 1. Самая большая ценность – человек. Именно поэтому закон охраняет человека, его жизнь, его здоровье.

Ведущий 2. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в этом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел... », – этот лепет часто приходится слышать работникам правоохранительных органов. Но незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. И мы должны знать эти законы!

Согласно этому документу, под преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Ведущий 1. 

Более подробно о законах и наказаниях нам расскажет будущий юрист.

Выступление будущего юриста.

На просторах интернета мне попалось письмо одного несовершеннолетнего парня, который сейчас находится в местах лишения свободы. Вот оно, это письмо (на экран вынести).

« Впервые   я попал на учет в инспекцию по  делам  несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Мы с друзьями унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Очень боялся, что поймают. Тогда не поймали. Деньги с друзьями прогуляли. Потом бродяжничал, дважды числился в  официальном розыске, не учился, не работал, скитался по притонам, узнал дорогу в медвытрезвитель. Избил мужчину,  не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал   повоспитывают, как всегда, и отпустят, не отпустили. Советую всем никуда не лезть. Все  когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За  забор страшно хочется. Домой хочу, к маме. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А  здесь мамы нет. Сам  за себя, никто тебе не поможет.  Знал бы, что меня ждет».

- Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Многие подростки считают, что если в первый раз повезло: поругали и отпустили, то и в следующий раз все будет ОК.

Вы смотрите сериалы о «романтике» тюремной жизни, читаете детективы и встречаете в обыкновенной жизни людей бывших заключенных. Почему то, эта жизнь многим кажется интересной, непохожей на нашу и не представляется опасной для жизни и здоровья заключенных.

Сами они всегда на людях показывают, что они прошли «школу жизни», что у них там не было проблем и все  было все в порядке, «по понятиям». Но это только на словах, никто не говорит правду.

Наказание – это не только кара за совершение преступления, но и исправление, и перевоспитание осужденных, предотвращение совершения новых преступлений как уже осужденными, так и теми, кто еще на свободе.

 Такое наказание по закону не должно иметь цель доставлять физические страдания или унижать человеческое достоинство. Это по закону, а как обстоит дело в действительности…..   А правда, такова ...

 Ни одна тюрьма еще не исправила ни одного заключенного. Наоборот, тюрьма – это школа новых преступлений, это унижение и зверские отношения между осужденными, это неизлечимые формы туберкулеза, наркотики, карточные долги и многое-многое другое. Это то, что отбирает по нескольку лет молодой, счастливой, активной жизни. Лишает семьи, детей, родителей, нормальной человеческой жизни. Ведь человек не знает цену свободе,  пока  ее не потерял.

- Скажите, а для вас какое наказание самое страшное? (ответы детей).

По статистике в Ярцевском районе ……(презентация Е.А. Кутиной)

- Кто такие несовершеннолетние?

- Для работников правоохранительных органов несовершеннолетними являются все кто младше 18 лет и старше 11 лет.

- Во сколько лет наступает уголовная ответственность?

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Просмотрев следующий видеорепортаж вы сможете узнать еще больше по вопросам ответственности несовершеннолетних (фильм «Юридическая грамотность»).

Ведущий 1.Можно много говорить о безнаказанности, надеяться на сокрытие своих  деяний, но любое преступление непременно раскроется  и станет явным, даже спустя много лет. Так было во все времена. Теперь обратимся,  прежде всего, к  истории  наказаний.

Ведущий 2. Слово предоставляется будущему историку

( рассказ об истории наказаний)

Вы  обратили  внимание,  что человечество преуспело в изобретении способов лишения человека жизни: сожжение, колесование, четвертование, обезглавливание, газовая камера, расстрел, электрический стул, инъекция яда и т.д.

Смертная казнь – это исключительная мера наказания.

К настоящему времени в мире насчитывается 130  стран, отменивших смертную казнь  в  законе и на практике, и 68 стран, которые  продолжают применять эту меру. В России президентским указом введен мораторий  на смертную казнь.

 - Каково ваше отношение к смертной казни? Обоснуйте свою  точку зрения.

- Как вы считаете, может ли невиновный человек попасть за решётку? (ответы детей).

Выводы.

Ведущий 1. Наша работа завершается, но выбор следует  сделать каждому из нас. Посмотрите на экран. Ролик «Преступность» о выборе в жизни. Именно Я выбираю, как мне жить (1 минута).

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или нет? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет?

Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как настоящий гражданин, человек с большой буквой. Пусть ты останешься им на всю жизнь. И пусть ты донесешь самое главное до тех, кто этого еще не понял.

Ведущий 2. О чем заставил задуматься наш разговор? (ответы) Один неосторожный шаг, ошибка молодости, и вся  жизнь может пойти кувырком.  

Ведущий 1. О чем ты расскажешь при встрече своим друзьям, родителям?

Ведущий 2. Хочу у вас спросить: что будет с листочком, если мы его согнем? – останется след.

Ведущий 1. Мы надеемся, что наш круглый стол оставил след в ваших душах. Спасибо вам, за участие и работу!

Список используемой литературы:

1. Кузибецкая М. Общественно - правовые отношения и нормы, связанные с преступлениями несовершеннолетних. Издательство "Учитель" 2009

2.Северина О.А. Гражданско - Правовое воспитание школьников 8 - 11 классов. Издательство "Глобус", 2010

3. Информация на сайтах:

http: 1september.ru

http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm

http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений

sci.mnui.ru›sobytia/kruglyj-stol-na…nakazanie…xxi…

4. Исаев И.А. «История государства и права России»    Москва, изд. «Юрист», 1993.

5.Флетчер Дж., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998 6.Козаченко И.Я., Незнамов Е. А. Уголовное право. Общая часть. М. 1998.

7..Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. Государство и право, № 1, 1993.

8.Подыногин И. (г. Новокузнецк) “Почему бы их не казнить?” (письмо в редакцию журнала “Век ХХ и мир” №2 90)

9. М.С. Гринберг. Пределы принуждения (уголовно – правовой аспект). // Государство и право.1994.№4.

10. Н.С. Малеин. Современные проблемы юридической ответственности.// Государство и право.1994.№6.