Методы оценки психологической безопасности учащихся и педагогов

Методы оценки психологической безопасности учащихся и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы оценки                                                                                             психологической комфортности и безопасности учащихся и педагогов

Малина М.В. педагог-психолог                 МБУДО Центр детского творчества, г. Ярцево

В психологии существует несколько подходов к описанию образовательной среды (ОС). Ряд исследователей считает, что ОС может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, специальных психолого-педагогических и пространственно-временных условий. В результате воздействия этих условий на индивида происходит формирование его индивидуальности, миропонимания, а в целом - становление его как личности.

Находясь в микросреде,  ребенок постоянно испытывает воздействие на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются зачастую весьма противоречивыми, и не всегда происходит превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности учащегося. В этих условиях возрастает роль психолога в образовательном учреждении. Постоянная опора на знание возрастных особенностей учащегося, его личностных качеств, положения в семье, особенностей коллектива и психологического климата в нем, –  важные условия психологической комфортности учащихся в образовательном учреждении.

Одна из психологических составляющих ОС – многослойное  межличностное общение. Характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются основные потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты - один из показателей психологической безопасности и комфортности.  

Общение предполагает взаимодействие. Взаимодействие выступает основой  и условием становления самых разнообразных связей и отношений между общающимися. Тем не менее, это многообразие можно свести к трем типам отношений: объктно-объектные, субъектно-объектные и субъектно-субъектные.  При субъектно-субъектном типе отношений происходит не только обмен информацией, эмоциями и чувствами участников общения, здесь люди вовлечены с ситуацию сотрудничества, содействия и сопереживания. Данный тип  взаимоотношений весьма конструктивен.

Этот тип взаимоотношений является одним из показателей психологической комфортности в ситуации общения педагога и учащегося.                                 Межличностные отношения могут быть очень разными по своим результатам и последствиям для участников общения. Например, одни отношения обезличивают людей, другие – открывают возможности для развития индивидуальности. Характер отношений задает пространство развития личности, а само их построение есть реальный процесс ее развития.                            

Современная образовательная среда стала более разнообразной и интересной, у школьников появились новые возможности для самореализации и проявления своих творческих способностей. Учащиеся  стали более свободно и раскрепощенно вести себя в процессе индивидуального общения и с педагогами, и со сверстниками. Успешность и интенсивность общения  друг с другом позволяет детям оценить отношение коллектива к их собственной личности, свою причастность к школьной жизни.

Таким образом, различный характер межличностных отношений и взаимодействия может служить показателем качества образовательной среды. Поэтому эти отношения и взаимодействия должны стать предметом непрерывного мониторинга в рамках изучения психологической комфортности учащихся.

Проектирование безопасной образовательной среды   школы должно исходить, прежде всего, из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса.  Второй принцип – опора на развивающее образование. Его цель - личностное развитие каждого ребенка, т.е. развитие физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, духовное. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип  –  помощь ребенку в социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности. Безопасная или психологически комфортная образовательная среда  способствует развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоров при определенных условиях, и одним из них является безопасная образовательная среда.

Сфера взаимоотношений взрослого и ребенка очень сложна и может иметь самые разные последствия. Любое притеснение, попытка заставить сделать что-то против воли ребенка порождает сопротивление. Оно может быть внешним и внутренним. Внешнее сопротивление включает: нарушение общепринятых норм, непослушание и невыполнение просьб, «акты неповиновения». Внутреннее сопротивление может характеризоваться уходом ребенка от контактов, самообвинениями, отрицательным отношением к самому себе, проявлениями аутоагрессии и так далее.

Длительное эмоциональное напряжение порождает у ребенка желание его ослабить. Важно это сделать психологически грамотно. Одной из существенных психологических опасностей является  неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении. Неудовлетворение этой потребности порождает агрессивное и деструктивное поведение ребенка по отношению к взрослому, причем это проявляется и в школе, и дома.

Хорошее образовательное учреждение для детей отличается тем, что в нем обеспечивается психологическая безопасность детей, а педагогический коллектив вместе с психологом заботится о психологическом комфорте учащихся. По А. Маслоу, потребность в безопасности является одной из базовых в иерархии потребностей человека, без удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

В соответствии с программой и планом деятельности учреждения педагог-психолог и педагоги Центра детского творчества г. Ярцево Смоленской области  решают следующие задачи:

  • диагностика и мониторинг общего развития детей;
  • коррекция поведения и развитие личностной сферы;
  • социальная и психологическая поддержка;
  • профилактика различных видов зависимости (программа позитивной профилактики);
  • воспитание толерантного сознания;
  • психологическое просвещение;
  • помощь при профессиональном самоопределении;
  • анализ способов саморегуляции.

При этом формы работы могут быть различны: мы проводим консультирование, развивающие занятия, осуществляем профилактическую и просветительскую деятельность, мониторинги, тренинги, принимаем участие в конференциях, семинарах, круглых столах, брифингах, педагогических советах.

Поясню подробнее, как осуществляется оценка психологической комфортности и безопасности учащихся.

В 2017 учебном году мною была разработана индивидуальная психологическая карта (ИПК) учащегося. На ее основе осуществляется общий контроль за тем, как происходит психическое развитие детей. При этом психолог и педагоги опираются на представление о нормативном содержании и периодизации данного процесса. Для заполнения карты проводится достаточно объемная диагностическая работа. Исследуется развитие познавательных процессов у подростка, а также с помощью психодиагностических методик и мониторинга изучаются  особенности личностной сферы. Диагностика познавательных процессов помогает выявить группы детей, с которыми необходимы индивидуальные развивающие занятия. На этих занятиях подростки знакомятся с приемами запоминания   цифрового и буквенного материала, выполняют задания и упражнения, помогающие концентрировать внимание и увеличивающие его объем. Такая работа помогает учащимся увереннее чувствовать себя на занятиях не только в нашем учреждении, но и в школе,  что, в свою очередь, снижает уровень тревожности.

         Вторая часть ИПК содержит информацию об индивидуальных особенностях личности учащихся: уровне развития самооценки, типах темперамента, силе/слабости нервной системы, акцентуациях характера (с 14 лет), интересах и склонностях учащегося, в том числе интересе к различным видам деятельности, эмоциональном отношении к учению, статусе каждого учащегося в коллективе. В индивидуальном порядке, учитывая принцип конфиденциальности, детям сообщаются результаты диагностики. В основном такие беседы носят консультационный характер. Особое внимание обращаем на подростков с низким уровнем самооценки, с высоким уровнем тревожности, с высокой эмоциональной нестабильностью. Таких детей приглашаем на индивидуальные беседы, занятия, тренинги. Методика беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций и их причин, выявление особенностей поведения консультируемого в похожих ситуациях, анализ способов саморегуляции. На основе психодиагностических исследований для педагогов разрабатываются рекомендации по работе с учащимися, выявляются причины отклонений в поведении детей, решаются сложные или конфликтные ситуации.   Сотрудничество педагогов и психолога в нашем учреждении способствует созданию психологической комфортности  в Центре детского творчества.

Основная цель работы педагога-психолога в Центре детского творчества – содействие психическому и личностному развитию учащихся, забота о психологической безопасности, что обеспечило бы им в будущем готовность к взрослой, самостоятельной жизни.

Психологическая безопасность, комфортность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья. Безопасность ОС зависит от способности педагогов, психолога обеспечить отсутствие психологического давления и насилия. Если работа в данном направлении построена грамотно, то это приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, способствует повышению психического здоровья.

              Благожелательная психологическая атмосфера в Центре детского творчества возникает в том случае, если учащийся не испытывает на занятии чувство страха и не боится быть униженным. Человек, свободный от психологического давления со стороны, способен активно использовать свой потенциал. Если дети верят, что могут учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой личный вклад в жизнь коллектива, то для них нет необходимости в отклоняющемся поведении.   Сотрудничество педагогов, психолога, родителей и самих учащихся, взаимодействие диалогического уровня – залог психологической комфортности в образовательном учреждении.