Программа коррекционно-разывивающих занятий по развитию когнитивной сферы обучающихся 1-4 классов

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы лбучающихся 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г.Ярцево Смоленской области

Программа принята

на педагогическом совете

протокол №

от «    » августа         года

Утверждена приказом №     от           г.

по МБУДО  ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

Программа коррекционно-развивающих

занятий по развитию

когнитивной сферы

обучающихся  1 – 4 классов

Педагог – психолог

Малина М.В.

2016г.

Пояснительная записка

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6 – 7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

 Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Возникает необходимость развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста, а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления.

Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

 Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Актуальность

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников с умственной отсталостью.  Разработанные коррекционно-развивающие занятия   отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Цель   программы: коррекция и развитие познавательных процессов у  обучающихся.

Задачи программы: 

  • психолого - педагогическое изучение готовности ребенка к школе;
  • создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
  • развитие когнитивной сферы обучающихся .

Адресат: обучающиеся 1 - 4 классов.

Продолжительность  проведения занятий: 28 занятий 25 - 30 минут, один раз в неделю.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Основные методы:  игры, упражнения.

Критерии оценки эффективности: 

  • Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.
  • Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.
  • Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется детский вариант методики Д. Векслера; для отслеживания динамики познавательных процессов - методика Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Для отслеживания характера изменения эмоционально-волевой сферы – цветовой тест Люшера.

Тематическое планирование

Задачи

Содержание занятий

1

Развитие умения копировать образец;

Развитие пространственно -  временного восприятия.

Упражнение мозговой гимнастики

«Ленивые восьмерки»

«Назови предметы»

«Раскрась правильно»

«Четыре стихии»

«Развитие мелкой моторики»

«Цветок настроения»

2

Развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственно - временного восприятия;

Развитие умения копировать образец;

Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

«Домик»

«Разрезные картинки».

«Кто летает?»

«Корректурная проба».

Упражнение: «Цветок настроения».

 

3

Развитие переключаемости произвольного внимания;

Развитие продуктивности и устойчивости внимания;

Развитие объема внимания;

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

«Треугольники»

«Найди и вычеркни»

«Назови и проверь постукиванием»

«Кто точнее нарисует?»

Упражнение: «Цветок настроения»

4

Развитие концентрации и устойчивости  внимания;

Развитие пространственно – временных  отношений.

Упражнение мозговой гимнастики

«Перекрестные движения»

«Выполни по образцу»

«Маленький жук»

«Раскрась правильно»

«Где, чей домик?»

«Умный пальчик»

Упражнение: «Цветок настроения»

5

Развитие произвольного  внимания;

Развитие зрительных ощущений;

Развитие процессов обобщения и абстрагирования.

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

«Выполни команду»

«Необычное домино»

«Цветные полоски»

«Раскрась правильно»

«Сложи узор»

Упражнение: «Цветок настроения»

6

Развитие фонетико-фонематического восприятия;

Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

«Найди ошибку»

«Собери фигуру»

«Копирование точек»

«Геометрические фигуры»

«Конкретизация понятий»

7

Развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);

Развитие внимания.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

«Графический диктант»

Психогимнастика «Ручеек»

«Что я делаю?»

«Кто внимательный?»

«Тихо - громко»

Упражнение: «Цветок настроения»

8

Развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;

Развитие восприятия;

Развитие процессов обобщения и абстрагирования;

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки»

«Что изменилось?»

«Будь внимателен!»

«Смысловой ряд»

«Обобщения»

Упражнение: «Цветок настроения»

9

Развитие устойчивости внимания, зрительного восприятия;

Развитие переключения внимания;

Развитие логического мышления;

Развитие пространственно-временных  ориентировок.

Упражнение: « Четыре стихии»

«Найди отличия»

«Лесная школа»

«Не пропусти растение»

«Продолжи узор»

«О времени»

Упражнение: «Цветок настроения»

10

Развитие моторно-слуховой памяти;

Определение уровня развития свойств внимания;

Развитие процесса обобщения и абстрагирования.

Упражнение  «Качания головой»

«Запомни свою позу»

«Лабиринт»

«Найди лишнюю картинку».

«Запомни порядок»

«Необычное домино»

11

Развитие внимания

(сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение).

Развитие пространственно-временных  ориентировок.

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

«Сделай так же»

«Где правая, где левая?»

«Графический диктант»

«Выполни команду»

«Зима»

Упражнение: «Цветок настроения»

12

Развитие произвольного внимания;

Развитие слуховой памяти;

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие процесса обобщения и абстрагирования.

Упражнение мозговой гимнастики  «Качания головой»

«Повтори за мной»

«Подсчитай правильно»

«Лишняя фигура»

«Второе слово»

«Чудесный мешочек»

Упражнение: «Цветок настроения»

13

Развитие произвольного внимания;

Развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;

Развитие переключения и распределения внимания;

Развитие зрительно-двигательных координаций.

Упражнение  мозговой гимнастики «Зарядись энергией»

«Съедобное  –  несъедобное»

«Корректурная проба»

«Что получилось?»

«Запомни и найди»

«Штриховка»

Упражнение: «Цветок настроения»

14

Развитие зрительных ощущений и образного мышления;

Развитие умения анализировать и сравнивать образец;

Развитие понятийного мышления;

Развитие произвольного внимания.

Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки»

«Цветная сказка»

«Найди одинаковые»

«Подбери картинки

«Красавица и чудовище»

«Стук –  стук»

«Внимание!»

Упражнение: «Цветок настроения»

Список литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
  3. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
  5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
  6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
  7. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
  8. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
  9. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. –

Содержание занятий

Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуйте!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До свидания!».

Занятие 1

Задачи:

- развитие точно и правильно называть предметы;

- развитие умения копировать образец;

- развитие пространственно - временных представлений.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.

2. «Назови предметы». Учащиеся по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию   называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».

3. «Раскрась правильно». Материал к заданию: карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков.

Инструкция: «Необходимо раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым».

 4. «Четыре стихии». Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Учащиеся слушают педагога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.

Команда

Движение руками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем руки вверх

Огонь

Прижимаем руки к груди

5. «Развитие мелкой моторики». Материал к заданию: листки в клетку. Учащимся необходимо будет продолжить до конца строки узор из линий по образцу (узоры по типу «Графического диктанта»).

6. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся  просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

Занятие 2

Задачи:

- развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственно – временного восприятия;

- развитие умения копировать образец;

- развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.

2.  «Домик». Материал к заданию: образец домика.

Учащимся предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предлагается проверить все ли верно. Необходимо исправить, если есть  неточности.

3. «Разрезные картинки». Материал к заданию: любые разрезные картинки. Учащимся предлагается из разрезанной картинки составить целостную.

4. «Кто летает?». Инструкция:  «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Например: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.

5. «Корректурная проба». Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.

Учащимся предлагается, на бланке с рисунками просматривая каждую строчку вычеркивать встречающийся предмет, работать следует быстро и точно.

6. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение.

Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

Занятие 3

Задачи:

- развитие переключаемости произвольного внимания;

- развитие продуктивности и устойчивости внимания;

- развитие объема внимания;

- развитие слуховых ощущений.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Учащиеся выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.

2. «Треугольники». Материал к заданию: листки в клетку.

Учащимся предлагается нарисовать треугольники (2-3 строки).

Инструкция: «Будьте очень внимательными! Вы должны их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать на отдельном листке или доске) после этого образец убрать». Через 2 - 2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.

3. «Найди и вычеркни».  Материал к заданию: рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных знакомых вам узоров. Когда я тебе скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время вы должны будете остановиться и показать мне то изображения предмета, которое вы увидели последним. Я отмечу на вашем рисунке место, где вы остановились, и снова скажу «начинай». После этого продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные узоры. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп». На этом выполнение задания завершиться».

4. «Назови и проверь постукиванием». Учащиеся вместе с педагогом выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем закрывают глаза. Педагог ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Учащиеся должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.

5. «Кто точнее нарисует?». Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги и карандаш.

Педагог показывает, ребятам таблицу 1 на 2-3 секунд, затем убирает ее. Учащиеся зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения.

6. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

Занятие 4

Задачи:

- развитие концентрации и устойчивости  внимания;

- развитие пространственно - временных отношений.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизация  работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний). Учащиеся выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.

2. «Выполни по образцу». Учащимся необходимо прорисовать повторяющиеся узоры.

 3. «Маленький жук». Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(При затруднениях  выполнять задание мысленно,   можно позволить учащимся показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю).

4. «Раскрась правильно». Материал для задания: несколько наполовину раскрашенных картинок. Учащийся должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив учащимся вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

5. «Где, чей домик?».  Учащимся предлагается  рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

6. «Умный пальчик». Материал к заданию: набор карточек с предметами.

Инструкция: «Я назову картинку, а ты должен её найти и показать указательным пальчиком, при этом искать нужно глазами, а показывать пальчиком. Кто первый найдет картинку, тот и выиграл».

7. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся  просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

    Занятие 5

Задачи:

- развитие произвольного  внимания;

- развитие зрительных ощущений.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений». Учащиеся должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки уха 3 раза. Это помогает  им слышать  резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют (упражнение улучшает внимание, правописание, ясное восприятие речи).

2. «Выполни команду». Педагог дает учащимся разные указания: «встать», «сесть», «открыть учебник», «закрыть учебник», «положить его на край парты», необходимо следить за правильностью и четкостью их выполнения.

3. «Необычное домино». Материал для задания: карточки, на каждой из которых изображены две картинки.

Учащимся необходимо выбрать основание для обобщения данных картинок.

Например: трактор – олень, ведро – зебра, щенок – мышь, кошка – кукла, девочка – мишка, слон – елка, грибок – морковь, груша – улитка, паук – утенок, рыба – месяц.

4. «Цветные полоски». Материал к заданию: 10 прямоугольников (10/3) из разноцветной бумаги для каждого ученика.

Сначала отрабатывается с помощью полосок умение правильно называть цвет. Затем педагог предлагает разложить по цветам полоски так: сначала ту, цвет которой больше всего нравится, затем это же задание выполняется наоборот: первой кладется полоска, цвет которой наиболее приятен, и т.д. Затем это же задание выполняется наоборот: первой кладется полоска, цвет которой больше всего не нравится, потом менее неприятный и т.д.

5. «Раскрась правильно». Материал к заданию: карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков.

Инструкция: «Необходимо раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым».

6. «Сложи узор». Материал к заданию: разные небольшие фигуры из картона или детали детского конструктора.  

Учащимся необходимо составить   дорожку или узор из фигур. Начинать с 3 - 4-х элементов, а когда учащийся освоится с такими заданиями, увеличить количество. Попросите учащегося посмотреть на дорожку или узор и запомнить. Потом предложите отвернуться. Измените расположение одной фигуры и попросите    восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).  

7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

      Занятие 6

Задачи:

- развитие фонетико-фонематического восприятия;

- развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);

- развитие понятийного мышления.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.

2. «Найди похожие фигуры». Материал к заданию: карточки с геометрическими фигурами.  Учащимся необходимо соединить линией похожие фигуры и назвать их.

 3. «Собери  фигуру». Материал к заданию: круг, треугольник и квадрат разделены на несколько частей (из твёрдой бумаги или картона). Учащимся дается задание собрать из частей круг, треугольник и квадрат.

 4. «Копирование точек». Материалы к заданию: лист из школьной тетради, на одной стороне которого расположены  в квадратах группы точек.

Учащимся предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в квадратах. Затем учащиеся должны (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.         

 5. «Геометрические фигуры». Учащимся предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросить назвать фигуры, которые знают учащиеся, подсказать названия тех фигур, которые еще не знают. Затем предложить  учащимся  нарисовать те фигуры, которые назовете.

6. «Конкретизация понятий». Учащиеся называют объекты, входящие в более широкое понятие.  Например: - какая бывает обувь (зимняя, осенняя, летняя);

- какие бывают птицы (зимующие, перелётные);

- какие бывают деревья (лиственные, хвойные);

- какие бывают животные (дикие, домашние);

- какие бывают времена года (зима, весна, лето, осень);

- какие бывают грибы (съедобные, несъедобные).

      Занятие 7.

Задачи:

- развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);

- развитие внимания.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Инструкция: «Дотронуться двумя пальцами одной руки  до впадины у основания черепа, другую руку положить на живот. Через минуту  поменять руки  (упражнение улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений)».

2. «Графический диктант». Упражнение выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку педагога.

1) 1 клетка вправо

2) 1 клетка вверх

3) 1 клетка вправо

4) 4 клетки вниз

5) 2 клетки вправо

6) 1 клетка вверх

7) 1 клетка вправо

8) 5 клеток вниз

9) 1 клетка влево

10) 2 клетки вверх.

3. Психогимнастика «Ручеек». Учащимся предлагается «превратиться» в ручеек, почувствовать себя «веселым весенним ручьем», который «путешествует по земле, сталкиваясь с препятствиями», где роль препятствий выполняют атрибуты имитирующие камни, деревья, кусты…детям предлагается «самостоятельно решить, что будет делать ручей, встретив препятствие на своем пути.

4. «Что я делаю?». Учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

5. «Кто внимательный?». Материал для задания: игрушки. Учащимся на расстоянии 2-3 метров тихо даются  инструкции: «Возьми игрушку и посади в машину», «Вынь  игрушку из машины», «Посади в машину куклу» и т.д.   Учащимся должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

6. «Четыре стихии». Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают психолога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.

Команда

Движение руками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем руки вверх

Огонь

Прижимаем руки к груди

7. «Тихо - громко». Учащимся дается инструкция: «Когда я говорю громко, вы должны маршировать.  А когда я говорю тихо, вы должны ходить на носочках». Необходимо объяснить детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда учащиеся привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом.

 8. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

    Занятие 8

Задачи:

- развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;

- развитие восприятия;

- развитие процессов обобщения и абстрагирования;

- развитие понятийного мышления.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки». Учащиеся должны рисовать симметричные рисунки одновременно двумя руками (к себе, от себя,  вверх, вниз).

 2. «Что изменилось?». Материал для задания: мелкие предметы (в количестве 5-7 штук).

Предметы  раскладывают на столе и накрывают газетой. Учащимся предлагается в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом по очереди каждый учащийся  должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Учащимся необходимо объяснить, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

 3. «Будь внимателен!». Учащиеся шагают по кругу. Затем педагог произносит какое-нибудь слово, и  учащиеся должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

4. «Смысловой ряд». Инструкция: «Я назову вам три слова, а вы догадаетесь, какое будет четвертое».

1. птица - гнездо, собака -…

2. куртка - ткань, сапоги -…

3. лошадь - жеребенок, корова -…

4. книга - обложка, дом -…

5. собака - щенок, человек -…

6. каша - ложка, мясо -…

7. лодка - вода, поезд -…

8. белка - дупло, человек - …

9. цветок - стебель, дерево -…

10. окно - подоконник, шкаф - …

11. береза - листья, сосна - …

12. солнце - светло, ночь -…

6. «Обобщения». Учащимся предлагается назвать, одним словом предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...

Дождь, снег, мороз - это ...

Рука, нога, голова - это ...

Юбка, брюки, рубашка – это…
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ...

Игрушки – это…

7. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

   Занятие 9

Задачи:

- развитие устойчивости внимания, зрительного восприятия;

- развитие переключения внимания;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственно-временных  ориентировок.

1. «Четыре стихии». Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают педагога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.

Команда

Движение руками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем руки вверх

Огонь

Прижимаем руки к груди

2. «Найди отличия». Учащимся предлагается   два почти одинаковых рисунка, где необходимо найти, чем один рисунок отличается от другого. При затруднении в определении, педагог предлагает лучше рассмотреть картинки, а также   принять решение  наводящими вопросами.

 3. «Лесная школа». Материал для задания: лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Инструкция: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные звери. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

4. «Не пропусти растение». Учащиеся садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Например: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик.

5. «Продолжи узор». Инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».

6. «О времени». Материал для задания: карточки со временами года, месяцами, днями недели. Учащимся необходимо   правильно разложить карточки и   ответить  на вопросы педагога.

- Какое время года самое холодное?  

- В какое время года мы купаемся в реке?

- В какое время года тает снег?

- Какое время года бывает перед весной?  

- В какое время года ты идешь в школу после летних каникул?

- Какой месяц самый короткий?  

- Какой месяц является первым месяцем зимы?  

- Какой месяц является первым месяцем года?  

- Какой месяц является первым в новом учебном году?

- С какого дня начинается неделя?

- В какие дни недели мы не ходим в школу?

- Когда ты завтракаешь?

- Когда ты спишь?

- Когда ты ужинаешь?

7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

   Занятие 10

Задачи:

- развитие моторно-слуховой памяти;

- определение уровня развития свойств внимания;

- развитие процесса обобщения и абстрагирования.

1.«Качания головой». Данное упражнение улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

Инструкция: «Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи».

2. «Запомни свою позу». Каждый учащийся стоит «на своем месте». По команде педагога учащиеся должны принять определенные позы (по желанию). Педагог предлагает учащимся, которое приняли одинаковые позы, сменить их.

3. «Лабиринт». Материал для задания: рисунок лабиринта.

Учащимся необходимо пройти весь лабиринт правильно и как можно скорее, не касаясь стенок лабиринта.  

4. «Найди лишнюю картинку». Материал для задания:  серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Перед учащимся педагог разлаживает первые четыре картинки и предлагает ему лишнюю убрать.  Если учащимся трудно достается эта операция, то   необходимо подобать  другую серию картинок. Вместо картинок можно использовать и предметы.  

5. «Запомни порядок». Педагог  раскладывает в ряд несколько (6-7) цветных  карандашей, учащимся необходимо   посмотреть   на  них 20 секунд и запомнить их порядок. Затем он убирает карандаши, а ученик должен воспроизвести их последовательность.

6. «Необычное домино». Материал для задания: карточки, на каждой из которых изображены две картинки.

Учащимся необходимо выбрать основание для обобщения данных картинок.

Например: трактор – олень, ведро – зебра, щенок – мышь, кошка – кукла, девочка – мишка, слон – елка, грибок – морковь, груша – улитка, паук – утенок, рыба – месяц, обезьяна – цветок, бабочка – свинья, белка – пирамидка, мяч – мак, птица – ваза.

7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

   Занятие 11

Задачи:

- развитие внимания  (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение);

- развитие пространственно-временных  ориентировок.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений». Учащиеся должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки уха 3 раза. Это помогает  им слышать  резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют (упражнение улучшает внимание, правописание, ясное восприятие речи).

2. «Сделай так же». Материал для заданий: пирамидка, треугольники.
Педагог ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Учащимся предлагается собрать такую же пирамидку.
 Затем учащимся предлагается  сложить из треугольников квадрат и елочку из треугольников по заданному образцу.

 3. «Где правая, где левая?». Педагог предлагает учащимся соединить правую и левую варежку с соответствующими руками человечка и провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

4. «Графический диктант». Упражнение выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку педагога.

- 1 клетка вправо

- 1 клетка вверх

- 1 клетка вправо

- 4 клетки вниз

- 2 клетки вправо

- 1 клетка вверх

- 1 клетка вправо

- 5 клеток вниз

- 1 клетка влево

- 2 клетки вверх.

5. «Выполни команду». Инструкции по выбору предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».

По выбору нескольких предметов по одному указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».

6.«Зима». Материал для задания: лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

Педагог читает сказку, учащимся необходимо следовать по инструкции: «У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима рано, умылась, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом. Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна. Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом. Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник. Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом. Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать».

 7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

   Занятие 12

Задачи:

- развитие произвольного внимания;

- развитие слуховой памяти;

- развитие наглядно-образного мышления.

- развитие процесса обобщения и абстрагирования.

1. Упражнение  мозговой гимнастики «Качания головой». Данное упражнение улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

Инструкция: «Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи».

2. «Повтори за мной». Педагог  предлагает одному  учащемуся  прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные учащиеся внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

3. «Посчитай правильно». Инструкция: «Помогите Наташе и Паше собрать игрушки. Посчитайте игрушки ребят. Каких игрушек больше? Каких - меньше?»

4. «Лишняя фигура». Инструкция: «Найди «лишнюю» фигуру. Попробуй догадаться, почему она «лишняя»?

5. «Второе слово». Педагог произносит один раз следующие пары слов, которые учащимся предстоит запомнить, затем из каждой пары учащиеся будут называть лишь первое слово, а второе произносит педагог.

Например: булка – мука, сестра – брат, свитер – нитка, папа – сын, выгон – рельсы.

6. «Чудесный мешочек». В мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Учащиеся  на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке.

7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

   Занятие 13.

Задачи:

- развитие произвольного внимания;

- развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;

- развитие переключения и распределения внимания;

- развитие зрительно-двигательных координаций.

1. Упражнение  мозговой гимнастики «Зарядись энергией». (Повышение концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику).

Инструкция: «Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.
Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.
Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.
- Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать!
».

 2. «Съедобное - несъедобное». Педагог по очереди кидает учащимся мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

 3. «Корректурная проба». Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.

Учащимся предлагается, на бланке с рисунками просматривая каждую строчку вычеркивать встречающийся предмет, работать следует быстро и точно.

 4. «Что получилось?». Учащимся предлагается попробовать вместе решить несколько простых ребусов.

Слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.

Баран + КА = Баранка.

Рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.

Первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.

Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.

Букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

5. «Запомни и найди». Учащимся предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на  похожих картинках.

6. «Штриховка» Учащимся предлагается выполнить штриховку в направлении, указанным стрелкой.

7. «Цветок настроения».  Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.

  Занятие 14.

Задачи:

- развитие зрительных ощущений и образного мышления;

- развитие умения анализировать и сравнивать образец;

- развитие понятийного мышления;

- развитие произвольного внимания.

1. Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки». Учащиеся должны рисовать симметричные рисунки одновременно двумя руками (к себе, от себя,  вверх, вниз).

 2. «Цветная сказка». Материал к заданию: набор цветных прямоугольников (10x3 см) для каждого ученика.

При чтении сказки «Репка» ученики должны составить ее цветовую картину. Для этого из комплекта цветных прямоугольников нужно отобрать тот цвет, о котором идет речь в сказке. Затем, когда перед учениками будет выложен ряд цветных прямоугольников, педагог  предлагает ученикам, глядя на разложенные цветные прямоугольники, пересказать сказку своими словами.

«Пришел дед в огород и стал копать землю (какую?) черную. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нее (какая?) зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Не вытянул. Небо над ним (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Сели дед с бабой на скамейку (какую?) коричневую и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке (каком?) бордовом. Зовут Жучку, у нее язычок (какой?) розовый. Позвали Мурку (какую?) серую. Стали тянуть репку. И вытянули».

3. «Найди одинаковые». Материал для задания: рисунки с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые, карандаши.

Учащимся предлагается рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов.

4. «Подбери картинки». Учащимся предлагается соединить линиями картинки, подходящие к каждому из времен года.

5. «Стук-стук». Педагог хлопает в ладоши или постукивает по столу ручкой или ладонью. Задача учащихся – на слух запомнить, сколько раз стукнули (хлопнули), и повторить.

6. «Внимание!». Материал к заданию: схематичные рисунки, на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы.

 Инструкция: «Постарайся запомнить как можно точнее картинки, которые сейчас тебе покажу».

В течение 3 секунд педагог  показывает первую фигуру. Учащийся «рисует» ее в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа с другими фигурами.

7. «Цветок настроения». Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Учащихся просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Открыть глаза и раскрасить его этим цветом.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Занятие 11. «Где правая, где левая?».

   hello_html_17b4c8ed.jpghello_html_476f4255.jpg

Занятие 12  

«Посчитай правильно».

http://festival.1september.ru/articles/660205/img6.jpg

«Лишняя фигура»

.

  Занятие 13.  «Что получилось?». шесть-разных-ребусов

Занятие 13.  «Запомни и найди».

hello_html_115a5e09.png   

Занятие 14.  «Найди одинаковые». «Подбери картинки».

http://www.dar-akademia.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011/08/3-11.jpg