Программа педагога-психолога "Психологическая безопасность образовательной среды муниципального бюджетного учреждения "Центр детского творчества" и её психолого-педагогическое сопровождение"

Программа "Психологическая безопасность образовательной среды МБУДО ЦДТ и её психолого-педагогическое сопровождение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_po_bezopasnosti_moya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Ожидаемые результаты
  4. Формы и методы работы
  5. Формы и методы работы
  6. Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды
  7. План мероприятий МБУДО ЦДТ по предотвращению кризисных ситуаций 2018 – 2019 учебный год
  8. Нормативно-правовое обеспечение психологической безопасности образовательной среды
  9. Литература
  10. Приложение 1 «Твоя психологическая безопасность»                          Приложение 2 «Как защитить ребенка от интернет-рисков» Приложение 3 «Родителям о психологической безопасности детей и подростков».

Пояснительная записка

Условием, способствующим развитию психологически здоровой личности, является психологическая безопасность. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.

Используемые технологии выполняют ряд функций:

  • психологическая профилактика;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая поддержка;
  • психологическая реабилитация;
  • социально-психологическое обучение.

Психологическая профилактика - создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, возможность отказаться от использования его форм во взаимодействии.

Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Социально-психологическое обучение - активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

В современных условиях системы образования РФ важно изучать и корректировать среду, где происходит обучение детей и подростков, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности. Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Цель программы: создание в деятельности обучающихся психологически безопасной образовательной среды через повышение уровня компетентности педагогов и родителей, создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения

Задачи программы:

  • выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в МБУДО ЦДТ;
  • отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
  • выявить механизмы создания психологической безопасности образовательной среды,
  • систематическое отслеживание психолого-педагогического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе обучения;
  • определить основные понятия и принципы создания психологической безопасности образовательной среды;
  • развитие каждого обучающегося;
  • повышение психологических компетенций педагогов и родителей;
  • оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
  • разработка рекомендаций, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения;
  • снижение уровня тревожности, агрессии вербальной и физической, овладение навыками саморегуляции в стрессовых и конфликтных ситуациях и улучшение взаимопонимания внутри творческого объединения;
  • положительная динамика в работе по созданию в деятельности обучающихся психологически безопасной образовательной среды

Возраст: с 6 лет.

Формы и методы работы:

  1. Мониторинги, анкетирование, методики, направленные на диагностику педагогов, обучающихся и родителей;
  2. Семинары для педагогов и родителей;
  3. Консультации и беседы для родителей;
  4. Консультации и беседы для обучающихся:
  5. Праздники, концерты, фестивали и дни творчества детей, педагогов и родителей;

Сроки реализации программы: 1 год, программа будет корректироваться, будут вноситься дополнения, новые формы и виды работы

Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды:

  1. Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
  2. Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)»
  3. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
  4. Анкета «Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды (Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко)»
  5. Тест «Изучение мотивационного профиля личности
    (Ш. Ричи и П. Мартин)»
  6. Опросник «Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе»»
  7. Тест-опросник «Диагностика мотивации достижения по Ю. М. Орлову»
  8. Цветовой тест М. Люшера
  9. Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишникова
  10. Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой
  11. «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А.
  12. «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А.
  13. «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.
  14. Диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева
  15. Модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто
  16. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
  17. Методика оценки психологической атмосфе- ры в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
  18. Тест школьной тревожности Филлипса

План мероприятий МБУДО ЦДТ по предотвращению кризисных ситуаций 2018 – 2019 учебный год

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Отметка о выполнении

Работа с обучающимися

1

Проведение занятий с обучающимися в 5-х кл. на адаптацию:

«Давайте познакомимся!»

«Учебная мотивация. Школа Пифагора»

психолог

сентябрь

ноябрь

2

Проведение занятий с обучающимися творческих объединений в 6- х кл.

«Мои способности. Оцениваем себя»

психолог

октябрь

3

Проведение занятий с обучающимися творческих объединений в 7- х кл.

«Моя маленькая Вселенная»

психолог

декабрь

4

Проведение занятий с обучающимися творческих объединений в 10- х кл.

«Старшая школа. Что это? Первые впечатления»

психолог

октябрь

5

Сопровождение адаптации пятиклассников: мониторинг эмоционального состояния

психолог

2-3 нед. октября

6

Волонтёрская работа по сопровождению первоклассников в период адаптации. Группа из 8-х кл.

психолог

1-3 нед. сентября

7

Исследование школьной тревожности 9-11 кл.

психолог

1-2 нед ноября

8

Тренинги психологической подготовки к ГИА в 9-х кл.

психолог

осенние каникулы

9

Тренинги психологической подготовки к ГИА в 11 кл.

психолог

осенние каникулы

10

Консультации по профориентации 9-е кл.

психолог

сентябрь

октябрь

11

Мониторинг по выявлению учащихся склонных к употреблению наркотических и психоактивных веществ

психолог

1-2 нед. декабря

12

Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»:

Диагностика, психологическая поддержка, развивающие занятия, консультации

психолог

в течение полугодия

13

Тренинги профилактики деструктивных (нарко, табако, алкогольных)  зависимостей в  8-х кл.

психолог

в течение декабря

14

Создание базы данных обучающихся групп риска

соц. педагог

сентябрь

15

Посещение занятий в с целью наблюдений за обучающимся творческих объединений

психолог

сентябрь-май

16

Разбор конфликтных ситуаций

психолог

сентябрь-май

17

Проведение психодиагностики по запросу

психолог

сентябрь-май

18

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек уч-ся.

психолог

сентябрь - октябрь

19

Изучение психолого-возрастных особенностей обучающихся творческих объединений младшего школьного возраста:

- диагностика уровня адаптации;

- личностных особенностей;

- психологическая готовность к переходу в среднее звено;

- диагностика познавательной сферы;

- взаимоотношения со сверстниками.

психолог

в течение года

20

Адаптационное занятие «Знакомство»  с обучающимися творческих объединений в 1-х классах

психолог

сентябрь – октябрь

21

Развивающая игра «Внимание=успех!» с обучающимися творческих объединений в 1-х классах

психолог

ноябрь - декабрь

22

Игра на мотивацию «Ссора с Творческим Мышлением» занятий с обучающимися творческих объединений в 3-х классах

психолог

октябрь

23

Ролевая игра «Мои поступки» занятий с обучающимися творческих объединений во 2-х классах

психолог

январь

24

Игра-путешествие «Собираемся в дорогу» занятий с обучающимися творческих объединений в 4-х классах

психолог

январь

25

Диагностическая игра «Готовность перехода в 5 класс» занятий с обучающимися творческих объединений в 4-х классах

психолог

апрель

26

Анкетирование подростков 9 – 11 классов «Насколько ты толерантный?»

психолог

октябрь

Работа с родителями

1

Родительское собрание в 5-х кл. «Адаптация пятиклассников. Условия, требования, рекомендации»

психолог

октябрь

2

Индивидуальные консультации родителям учащихся «группы риска»

психолог

в течение года

3

Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

психолог

в течение года

4

Разработка памяток для родителей и педагогов «О здоровой и радостной жизни!»

психолог

октябрь - декабрь

5

Родительское собрание «Нравственные законы семьи»

психолог

ноябрь

6

Родительское собрание «Разговор на трудную тему» (профилактика вредных привычек)

психолог

март

7

Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на состояние ребенка»

психолог

март

8

Родительское собрание «Что могут сделать родители для безопасности ребенка? Здоровый образ жизни на примере родителей»

психолог

март

9

Родительское собрание «Переходный возраст. Агрессия, ее причины и последствия»

психолог

декабрь

10

Родительское собрание «Профилактика зависимостей. Как обезопасить своего ребенка»

психолог

декабрь

11

Родительское собрание «О родительском авторитете. Нравственные уроки семьи»

психолог

март

12

Родительское собрание «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»

психолог

апрель

13

Родительское собрание «Характер моего ребенка. Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»

психолог

март

14

Родительское собрание «Адаптация в 1 классе»

психолог

октябрь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НОРМАТИВНЫЕ  ПРАВОВЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основ- ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1
  • «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р  «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р
  • «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»).
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р  «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».

ВЕДОМСТВЕННЫЕ И ИНСТРУКТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Приказ Минкомсвязи России от 10 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
  • Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2014 г. № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»,  «Рекомендациями по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не со- ответствующей задачам образования»).
  • Приказ Минкомсвязи России от 16 июня 2014 г. № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
  • Приказ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы».
  • Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
  • Письмо Минобрнауки России от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».
  • Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 07-7453 «О направлении методических рекомендаций по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность».

Литература:

  1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. – СПб.: Речь,2002.-251с.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 86 с.
  5. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. – М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.
  6. Кабаченко Т.С. Методы воздействия и психология безопасности./ Психологическая газета: Мы и Мир». – 2001.- №2.
  7. .Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  8. .Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография/ В.Н. Мошкин. – Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.-315с.
  9. .Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно- технологической среды//Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.
  10. . Орлов А. Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995
  11. .Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников /Г.А. Старцев, Л.А. Черкашина, Н.А. Склянова
  12. .Романова И.Е. Психологическая безопасность учащихся в образовательном   процессе/ И.Е.Романова//Право и образование.-2004.-
  13. №4.-С.43-53.
  14. .Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях). Часть II. М., 2008.
  15. .Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж: Образование, 1996. 220 с.
  16. .Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 1997.216 с.
  17. 25. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Новые ценности образования: культур
  18. .Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно- практической конференции, 26-27 марта 2003 г.- Новосибирск,2003.-134с.
  19. .Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. – Пермь: Уральский ГУ,2005.
  20. .Тарасов  С.В.  Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Речь, 2001. 235 с.
  21. .Шаляпина Т.А. Проблема успешности учащихся и учителей: попытка анализа и осмысления Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Союз, 2001. 259 с.
  22. Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная  часть  историко-педагогического  понимания  категории
  23. «образовательная среда» Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001. 313 с.
  24. Янин А.А., Шелегин Н.Н. Безопасные условия в образовательной среде – основа сохранения здоровья школьников// Съезд работников образования Новосибирской области -2005 [Электронный ресурс].-        Новосибирск: НИПКиПРО,2005.-  http://www.websib.ru/congress/index.html.
  25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.