Занятие с элементами тренинга "Добрые отношения между нами"

Занятие с элементами тренинга "Добрые отнршения между нами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево, Смоленской области

Методическая разработка

Занятие с элементами тренинга

«Добрые отношения между нами»

Форма: занятие с элементами тренинга

Направление дополнительного образования: социально-педагогическое

Возрастная категория участников: учащиеся 9-11 классов

Автор-составитель:

Малина Марина Валерьевна,

педагог-психолог, педагог дополнительного образования

г. Ярцево

2018 год

Сценарий  внеурочного занятия

Название занятия: «А если это так, то, что есть доброта?».

Форма занятия: занятие с элементами тренинга.

Дата и место проведения: 17.04.2018г., малый зал городского центра досуга «Современник» в рамках районной акции «Неделя добра».

Возрастная категория обучающихся: 15-17 лет.

Целевые установки:

  • создание условий для самораскрытия всех участников и поиск дальнейших решений в своей жизни;
  • актуализация познавательного интереса учащихся к добру как социокультурной ценности, реальным проявлениям доброго отношения к другим и себе, осмыслению связи получаемых знаний с личностным опытом подростков;
  • расширение знаний о таких качествах, как добро и зло;
  • обучение умению вести дискуссию;
  • помощь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу.
  • содействие процессу личностного развития, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Планируемые результаты:

  • умение слушать и слышать другого человека, вести диалог;
  • расширение социального опыта общения в группе людей;
  • формирование коммуникативных навыков в быстро меняющейся ситуации;
  • повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Оборудование:

  • парты, расставленные по периметру зала;
  • мультимедиа, экран;
  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  •  два ватмана;
  • листы А 4, ручки по числу участников занятия;
  • фисташки по числу участников занятия;

Дидактические материалы:

  • мультимедийная презентация;
  • видео притча «Окно»;
  • тест «Что есть доброта?»;
  • дидактическая игра «Собери афоризм».

Ход проведения

- Здравствуйте!  Меня зовут Малина М.В., я – педагог-психолог Центра детского творчества.  

- Сегодня мы попытаемся понять, что есть доброта; ответим на вопросы «доброта – это врожденное качество или его можно приобрести, почему люди делают добро друг другу?»  …и много других ответов на вопросы попытаемся найти.

- Вначале давайте познакомимся друг с другом. Назовите свое имя и качество, которое могло бы вас охарактеризовать. Например, я, Марина – мобильная (ответы учащихся).

Наше занятие я хотела бы начать с притчи: «Притча о доброте».

Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

- Тогда, я буду за Вас молиться, – тихонько сказал мальчик.

Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе.  Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала  больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку.

Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила.

Доктор распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора.

Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
- Ваши впечатления. Скажите, как вы думаете, какова мораль этой истории?

(ответы детей).

- Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Есть такое тренинговое упражнение  «Сад доброты».

Придумайте и запишите, пожалуйста, что сделать, чтобы люди тебе улыбались.

Работаем 3 минуты.

  • Зачитайте, несколько мнений, пожалуйста.
  • Мы можем вызвать улыбку окружающих, улыбнувшись первыми.
  • Оказывается, делать добрые дела можно всегда, где бы вы ни находились.  Так просто, порадовать человека, сказав ему что-то приятное, поделиться конфетой или яблоком, чтобы человек почувствовал заботу и доброе отношение, или просто выслушать человека, спросив, как у него дела…Да, очень много доброго мы делаем, иногда не задумываясь над этим. В жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле. И  самая главная ценность это доброта, та, что идет от сердца.

- С самого раннего детства мы с вами слышим слова «добро», «доброта», «добрый человек»….. У каждого человека при упоминании этих слов появляются свои мысленные ассоциации: с мамой,  с бабушкой….с семьей, а может быть, с совершенно посторонним человеком, который помог вам когда-то…

Упражнение «Ассоциации»

- Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются слово «добро» и «зло». - Высказывайтесь по желанию, добровольно.

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

- Добро, как правило, ассоциируется с милосердием, великодушием и любовью не только по отношению к человеку, но и ко всему живому. Невозможно представить себе жизнь без добрых поступков. Без них мир погрязнет в жестокости и страданиях. 

- В словаре Ожегова «добро» - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

- В словаре Ушакова «добро» - это положительное начало в нравственности, ант. Зло; то, что хорошо, полезно, приятно.

- В философском словаре «добро» - это благо; морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой, ценностью человеческих отношений.

- А какого человека вы бы назвали добрым? Назовите качества доброго человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный).

  • Вы заметили, что когда вы делаете что-то доброе, ощущаете прилив сил, радости, а когда сделали что-то не очень хорошее, вы расстроены и подавлены.

 Какие добрые поступки совершали вы? 

(Ответы учащихся: помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, починил парту, ухаживал за цветами.)

- Как вы думаете, что означает доброта для современного мира, для современного человека?

(Высказывания учащихся).

- Конечно же, это все проявления доброты. Но так хочется, чтобы это было нормой поведения. Чтобы мы возводили элементарную взаимопомощь в ранг героических поступков или подвигов.

- Как вы считаете, доброта – это выбор человека или это врожденное  качество?

- Мы можем выбирать быть добрым, злым или что ещё страшнее равнодушным. Добро или зло, это наш выбор. И зависит только от нас.

Смотрим на экран. Видео притча «Окно».

  • Какие эмоции вызвала у вас притча? Положительные, отрицательные?

- О чем эта притча? (ответы учащихся).

  • Равнодушный человек страшнее злого человека. Не бойся друга своего, он может предать, не бойся врага своего – он может убить, а бойся равнодушия, ибо оно может и предать, и убить. Как в нашей притче «Окно».
  • От нашего выбора, от наших поступков зависят  окружающие люди,  их жизнь.

- Вы знаете, вспомнила историю жизни Марка Бернеса. 

- У него была патологическая фобия, он всю жизнь боялся заболеть раком. Так случилось, что его жена заболела раком, и он оставил её, не поддержал и не помог родному человеку. Потому что боялся заразиться сам, считал, что онко заболеванием можно заразиться. Полина Семёновна Линецкая (1911—1956),  первая жена Марка Бернеса, родившая ему дочь Наташу, умерла от рака. Он женился 2 раз… А через некоторое время Марк Бернес умер от рака легких.

  • От чего, на ваш взгляд, зависит доброта? Можно ответить на вопрос: почему одни люди добры, а другие злы? (ответы учащихся).
  • Доброта — это признак сильной личности. Примером такой личности может быть Мать Тереза, которая считала, что добро – это любовь. Доброта проявляется в действии, в делах.
  • Подумайте, как вы считаете, кто, на ваш взгляд, заслуживает титул «Человек добра»? И обоснуйте свое мнение. По каким критериям вы считаете, что это человек добра? Возможно это наш с вами современник, например, Константин Хабенский – основатель благотворительного фонда для детей больных раком,  Чулпан Хаматова, известная своей благотворительной деятельностью, или Лео Бокерия – советский и российский  врач-кардиохирург, профессор.   Возможно, вы представите другого человека.
  • У нас есть две группы. Направо – одна группа. И налево – другая группа.

- Представьте в виде плаката, используйте лист ватмана. На работу 5 минут.

Представления учащихся.

  • Добро, добрые отношения начинаются  с мыслей, визуализации. Мысли переходят в слова, а слова в – поступки, действия.

- Скажите, бывало ли у вас в жизни, такое, когда вовремя сказанное слово помогло вам или оказало настолько сильное влияние, что вы пересмотрели свои взгляды? И, наоборот, вскользь брошенное резкое и обидное слово может ранить.

- Смотрим на экран. Видео притча «Всё оставляет свой след» (притча о злом слове и гвоздях)

- Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

  • Все наши слова, необдуманно брошенные в адрес другого, могут его ранить и оставить свой след. Важно думать, прежде, чем что-либо хочешь сказать.

- Доброта делает человека обаятельным, красивым....

- Есть очень много известных афоризмов, цитат о добре, доброте, добрых отношениях и поступках.  Попробуйте собрать афоризм и разъяснить его.

1 группа собирает афоризм: 

В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться…- это гениальность и доброта сердечная (Виктор Гюго).

2 группа собирает афоризм: 

Доброта в словах рождает доверие. Доброта в мыслях улучшает отношения. Доброта в поступках рождает любовь.

Упражнение «Фисташки»  (учащимся подается тарелка с фисташками)

  • Возьмите по одной фисташке.
  • Какие они на ощупь?
  • А какие люди на ощупь?
  • У фисташек одинаковые размер и форма?
  • А люди одинаковые размера и формы?
  • Фисташки одного цвета?
  • А люди одного цвета?
  • Есть ли на фисташках трещины, расколы?
  • А люди могут ломаться и трескаться?
  • Снимите скорлупу. Какие фисташки внутри?
  • А люди отличаются внутри и снаружи?
  • Съешьте фисташки. Какие они на вкус – хорошие или плохие?
  • А можно ли разделить людей на хороших или плохих, добрых или злых?
  • Все люди разные, они отличаются как внутренне, так и внешне.
  • Бытует мнение, что быть добрым к людям совсем не просто.  Мне очень близки слова Марлен Дитрих: «Добрым быть легко, достаточно просто поставить себя на место другого человека».

Упражнение «Рефлексия по кругу»

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал;
  • было интересно;
  • было трудно;
  • я понял, что …

- Занятие закончено. Спасибо за работу.

Перечень использованных источников

1. http://festival.1september.ru/articles/549578/ - классный час "Поговорим о доброте", Шнайдер Н. В.

2. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/845.html – внеклассное занятие по теме «Твори добро!», Т.А. Чеботаева (ситуации для обсуждения).