Аналитическая справка по результатам диагностики профессионального выгорания педагогов ЦДТ
Диагностика профессионального выгорания педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результатах мониторинга уровня эмоционального выгорания педагогов ЦДТ (2017-2018 уч.год)
1. Актуальность исследования
Решение приоритетной задачи по созданию оптимальных условий, обеспечивающих полноценное формирование, развитие личности и сохранение здоровья ребенка, предполагает комплексную работу со значимыми составляющими образовательной среды УДО. Наибольшее влияние на психологическую комфортность детей в УДО оказывает такой фактор социального компонента образовательной среды, как преобладающий эмоциональный фон у педагога. Профессиональное выгорание, эмоциональное опустошение педагога не может не сказаться на его деятельности в детском саду, а атмосфера равнодушия и напряжения, в свою очередь, негативно влияет на детей, на их мотивацию к различным видам деятельности, на их отношение к педагогу.
В этой связи организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов, включающей в себя диагностический, психокоррекционный и просветительский аспекты, является весьма актуальной задачей для коллектива ЦДТ.
Проведенное исследование можно считать первым практическим шагом в рамках решения данной задачи. Диагностика позволяет получить исходную информацию об актуальном состоянии эмоциональной сферы педагогов во время осуществления ими профессиональной деятельности и наметить возможные пути нивелирования выявленных проблемных зон.
2. Цели исследования
- выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) в профессиональной деятельности педагогов УДО;
- выработать возможные стратегии выхода из ситуаций, провоцирующих стрессы.
3. Условия проведения исследования
Исследование проводилось в феврале 2018 года.
Участники: педагоги дополнительного образования ЦДТ (27 человек).
4. Диагностический инструментарий
Методика «Определение психического выгорания» направлена на изучение интегральной диагностики психического «выгорания» в двух подструктурах личности: эмоциональной и мотивационной сферах.
Изучение подструктур личности ведется с помощью шкал.
Содержательные характеристики шкал (негативные проявления):
Ø Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Ø Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Ø Низкий уровень или отсутствие профессиональной мотивации – проявляется низкой профессиональной эффективностью и отдачей, стремлением работника облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми; снижением потребности в достижениях и снижением успешности в работе с людьми.
Индекс психического «выгорания» (ИПв) считается путем суммарного подсчета баллов по 3-м шкалам.
5. Интерпретация результатов опроса
I. Психоэмоциональное истощение (далее ПИ)
Опрошенных по полученным результатам можно объединить в 5 групп (см. Таблицу 1):
Таблица 1. Результаты по шкале «психоэмоциональное истощение»
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
4,1% | 30,4% | 53,6% | 8,1% | 3,8% |
· Педагоги, у которых преобладают крайне низкие значения ПИ (4,1%) отличаются неограниченностью диапазона и интенсивностью включения эмоций в профессиональное общение. Такие педагоги, как правило, чрезмерно эмоциональны, не сдержаны, конфликтны.
· Педагоги, у которых преобладают низкие значения ПИ (30,4%), отличаются большим запасом энергетических ресурсов, в профессиональной сфере активны, но не всегда могут контролировать свои эмоции.
· Группа обследованных (52,6%), у которых выявлены средние значения психоэмоционального истощения соответствует норме, характеризуются, активной жизненной установкой, позитивным мышлением, адекватной самооценкой, самоуважением и самодостаточностью.
· Группа педагогов (8,1%), уровень психоэмоционального истощения которых соответствует высоким значениям, отличается негативной установкой по отношению к своей работе, негативной самооценкой, усилением пассивности. Такие педагоги относятся к группе риска – лица с повышенной угрозой нарушения психического здоровья.
· Педагоги с крайне высоким уровнем ПИ (3,8%), характеризуются хроническим эмоциональным и физическим утомлением, пренебрежением к исполнению своих обязанностей, равнодушием и холодностью по отношению к окружающим, в том числе, к детям, с которыми они непосредственно работают в творческих объединениях ЦДТ.
II. Личностное отдаление (далее ЛО)
По данной шкале результаты распределились таким образом (см. Таблицу 2):
Таблица 2. Результаты по шкале «личностное отдаление»
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
3,8% | 15,7% | 65% | 11,4% | 4,1% |
· 3,8% опрошенных педагогов попали в группу крайне низких значений, что позволяет говорить о недостаточной гибкости в их профессиональном поведении и в целом в коммуникативных процессах. У лиц с такими значениями ЛО наблюдается поверхностное и неизбирательное общение.
· 15,7% испытуемых имеют низкие значения по шкале ЛО, что свидетельствует о наличии у педагогов желания контактировать с людьми, их включенности в работу и дела других людей.
· Средние значения (65%) характеризуют педагогов как общительных людей, умеющих в конфликтных ситуациях находить конструктивное решение, проявляющих терпимость и доброжелательность к окружающим.
· Высокие значения по данной шкале (11,4%) могут говорить о дезактивизации поведения или деятельности, проявляющейся в уменьшении количества контактов с окружающими, нетерпимости, негативизме по отношению к другим людям.
· Крайне высокие показатели (4,1%) свидетельствуют о социальной дезадаптации, об избегании работниками взаимодействия с окружающими, повышенной раздражительности, конфликтности в ситуациях общения.
III. Профессиональная мотивация (далее ПМ), см. Таблицу 3
Таблица 3. Результаты по шкале «профессиональная мотивация» (ПМ).
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
0,2% | 0,8% | 10,8% | 13,4% | 74,8% |
· Крайне низкие значения (0,2%) характеризуют педагогов, как людей с чувством низкой профессиональной эффективности и отдачи. У таких педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми.
· Низкие значения (0,8%), свидетельствуют о снижении потребности в достижениях в различных сферах жизни и успешности в работе с людьми.
· Педагоги, у которых преобладают средние значения по данной шкале (10,8%), обладают адекватной самооценкой собственной профессиональной компетентности. Чувства неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе появляются крайне редко. Такие испытуемые, как правило, видят перспективу собственного развития, равномерно распределяют нагрузку, оптимистичны и заинтересованы в работе.
· Высокие значения (13,4%) могут говорить о высоком уровне притязаний педагогов. Это может быть инициировано как руководителем учреждения (административное принуждение к участию в конкурсах, интенсивная нагрузка педагогов), так и жизненной позицией испытуемых, перфекционизмом.
В проведенном опросе 74,8% его участников показали крайне высокую мотивацию к профессиональной деятельности. Однако следует критически отнестись к достоверности этих значений. Во-первых, потому что по социально-психологическим нормативам даже в коллективах со здоровым организационным климатом лишь 5-я часть (20%) работников имеет высокую и очень высокую мотивацию к деятельности. Во-вторых, потому что наблюдение за данной категорией опрошенных специалистов в процессе реального осуществления ими практической деятельности демонстрирует противоположные профессиональные качества - поведенческую пассивность и эмоциональную ригидность.
Причинами завышенных результатов могут быть следующие мотивы:
a) Склонность лиц, работающих в сфере образования, давать при различных опросах социально одобряемые ответы.
b) Стремление отдельных представителей педагогических коллективов к достижению определенного социального статуса посредством получения внешних форм одобрения (грамоты, дипломы, сертификаты участия и т. п. внешняя атрибутика как символ статусности). При этом, проявляя демонстративно гуманное отношение к детям на словах, внутренне они к ним либо равнодушны, либо негативно настроены.
c) Невротическое чувство ответственности, связанное с характерологическими особенностями личности.
IV. Индекс психического «выгорания» (далее ИПв)
Комплексный анализ показателей позволяет сделать вывод о преобладании средних значений по общему индексу психического «выгорания» (см. Таблицу 4), что говорит о нормальном развитии эмоциональной сферы у 60,5% обследованных педагогов. Опрошенные, попавшие в эту категорию, могут оптимально распределять рабочую нагрузку и в полной мере восполнять потраченную энергию, они обладают достаточными собственными ресурсами, чтобы противостоять выгоранию, связанному с особенностями профессиональной деятельности.
Качественно-количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что 25,1% опрошенных педагогов обнаруживают выраженные признаки профессионального выгорания, а еще 10,7% имеют уже сложившийся синдром выгорания.
Анализ данных позволяет также выявить группу из 7 педагогов с крайне низкими и низкими значениями ИПв (3,7%), это лица с большим энергетическим запасом, практически не подверженные процессу психоэмоционального выгорания.
Таблица 4. Результаты по индексу психического «выгорания» (ИПв)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
0,1% | 3,6% | 60,5% | 25,1% | 10,7% |
6. Резюме.
Проведенное психодиагностическое обследование, а также сравнительный анализ данных позволили получить информацию о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов ЦДТ, а также выявить тенденции и устойчивые закономерности в характере формирования и протекания рассматриваемого явления.
По данным проведенного в феврале 2018г. мониторинга, профессиональные деформации в педагогической деятельности наблюдаются у 35,8% обследованных педагогов ЦДТ. Полученные результаты дают основание предположить, что такой социальный фактор образовательной среды, как преобладающий негативный эмоциональный фон у педагога, может отрицательно повлиять на психологическую комфортность обучающегося в ЦДТ..
Данные сравнительного анализа за 2016-2017 и 2017-2018 уч. г.г. (см. Диаграмму № 1) позволяют говорить о некотором снижении (на 3,2%) доли педагогов, имеющих выраженные признаки синдрома эмоционального выгорания. Это дает основание предположить, что за прошедший со времени предыдущего исследования учебный год в ЦДТ были предприняты попытки создания условий, способствующих изменению сложившейся негативной ситуации и сохранению профессионального здоровья педагогов. В том числе, посредством проведения цикла мероприятий психопрофилактической и психокоррекционной направленности. Но объем проделанной работы оказался недостаточным. Так как, согласно социально-психологическим нормативам, ситуация в коллективе с точки зрения его психоэмоционального состояния лишь в том случае считается стабильной (нормальной), если признакам выгорания подвержен лишь каждый 5-й работник (20% от всего коллектива). В проведенном опросе синдром выгорания встречается практически в 2 раза чаще (у 35,8% опрошенных). Это свидетельство проблемной зоны в образовательной среде ЦДТ.
Педагог-психолог: Малина М.В.