Аналитическая справка по результатам диагностики профессионального выгорания педагогов ЦДТ

Диагностика профессионального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах мониторинга уровня эмоционального выгорания педагогов ЦДТ (2017-2018 уч.год)

1.  Актуальность исследования

Решение приоритетной задачи по созданию оптимальных условий, обеспечивающих полноценное формирование, развитие личности и сохранение здоровья ребенка, предполагает комплексную работу со значимыми составляющими образовательной среды УДО. Наибольшее влияние на психологическую комфортность детей в УДО оказывает такой фактор социального компонента образовательной среды, как преобладающий эмоциональный фон у педагога. Профессиональное выгорание, эмоциональное опустошение педагога не может не сказаться на его деятельности в детском саду, а атмосфера равнодушия и напряжения, в свою очередь, негативно влияет на детей, на их мотивацию к различным видам деятельности, на их отношение к педагогу.

В этой связи организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов, включающей в себя диагностический, психокоррекционный и просветительский аспекты, является весьма актуальной задачей для коллектива ЦДТ.

Проведенное исследование можно считать первым практическим шагом в рамках решения данной задачи. Диагностика позволяет получить исходную информацию об актуальном состоянии эмоциональной сферы педагогов во время осуществления ими профессиональной деятельности и наметить возможные пути нивелирования выявленных проблемных зон.

2.  Цели исследования

- выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) в профессиональной деятельности педагогов УДО;

- выработать возможные стратегии выхода из ситуаций, провоцирующих стрессы.

3.  Условия проведения исследования

Исследование проводилось в феврале 2018 года.

Участники: педагоги дополнительного образования ЦДТ (27 человек).

4. Диагностический инструментарий

Методика «Определение психического выгорания» направлена на изучение интегральной диагностики психического «выгорания» в двух подструктурах личности: эмоциональной и мотивационной сферах.

Изучение подструктур личности ведется с помощью шкал.

Содержательные характеристики шкал (негативные проявления):

Ø  Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Ø  Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Ø  Низкий уровень или отсутствие профессиональной мотивации – проявляется низкой профессиональной эффективностью и отдачей, стремлением работника облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми; снижением потребности в достижениях и снижением успешности в работе с людьми.

Индекс психического «выгорания» (ИПв) считается путем суммарного подсчета баллов по 3-м шкалам.

5.  Интерпретация результатов опроса

  I.  Психоэмоциональное истощение (далее ПИ)

Опрошенных по полученным результатам можно объединить в 5 групп (см. Таблицу 1):

Таблица 1. Результаты по шкале «психоэмоциональное истощение»

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

4,1%

30,4%

53,6%

8,1%

3,8%

·  Педагоги, у которых преобладают крайне низкие значения ПИ (4,1%) отличаются неограниченностью диапазона и интенсивностью включения эмоций в профессиональное общение. Такие педагоги, как правило, чрезмерно эмоциональны, не сдержаны, конфликтны.

·  Педагоги, у которых преобладают низкие значения ПИ (30,4%), отличаются большим запасом энергетических ресурсов, в профессиональной сфере активны, но не всегда могут контролировать свои эмоции.

·  Группа обследованных (52,6%), у которых выявлены средние значения психоэмоционального истощения соответствует норме, характеризуются, активной жизненной установкой, позитивным мышлением, адекватной самооценкой, самоуважением и самодостаточностью.

·  Группа педагогов (8,1%), уровень психоэмоционального истощения которых соответствует высоким значениям, отличается негативной установкой по отношению к своей работе, негативной самооценкой, усилением пассивности. Такие педагоги относятся к группе риска – лица с повышенной угрозой нарушения психического здоровья.

·  Педагоги с крайне высоким уровнем ПИ (3,8%), характеризуются хроническим эмоциональным и физическим утомлением, пренебрежением к исполнению своих обязанностей, равнодушием и холодностью по отношению к окружающим, в том числе, к детям, с которыми они непосредственно работают в творческих объединениях ЦДТ.

  II.  Личностное отдаление (далее ЛО)

По данной шкале результаты распределились таким образом (см. Таблицу 2):

Таблица 2. Результаты по шкале «личностное отдаление»

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

3,8%

15,7%

65%

11,4%

4,1%

·  3,8% опрошенных педагогов попали в группу крайне низких значений, что позволяет говорить о недостаточной гибкости в их профессиональном поведении и в целом в коммуникативных процессах. У лиц с такими значениями ЛО наблюдается поверхностное и неизбирательное общение.

·  15,7% испытуемых имеют низкие значения по шкале ЛО, что свидетельствует о наличии у педагогов желания контактировать с людьми, их включенности в работу и дела других людей.

·  Средние значения (65%) характеризуют педагогов как общительных людей, умеющих в конфликтных ситуациях находить конструктивное решение, проявляющих терпимость и доброжелательность к окружающим.

·  Высокие значения по данной шкале (11,4%) могут говорить о дезактивизации поведения или деятельности, проявляющейся в уменьшении количества контактов с окружающими, нетерпимости, негативизме по отношению к другим людям.

·  Крайне высокие показатели (4,1%) свидетельствуют о социальной дезадаптации, об избегании работниками взаимодействия с окружающими, повышенной раздражительности, конфликтности в ситуациях общения.

  III.  Профессиональная мотивация (далее ПМ), см. Таблицу 3

Таблица 3. Результаты по шкале «профессиональная мотивация» (ПМ).

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

0,2%

0,8%

10,8%

13,4%

74,8%

·  Крайне низкие значения (0,2%) характеризуют педагогов, как людей с чувством низкой профессиональной эффективности и отдачи. У таких педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми.

·  Низкие значения (0,8%), свидетельствуют о снижении потребности в достижениях в различных сферах жизни и успешности в работе с людьми.

·  Педагоги, у которых преобладают средние значения по данной шкале (10,8%), обладают адекватной самооценкой собственной профессиональной компетентности. Чувства неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе появляются крайне редко. Такие испытуемые, как правило, видят перспективу собственного развития, равномерно распределяют нагрузку, оптимистичны и заинтересованы в работе.

·  Высокие значения (13,4%) могут говорить о высоком уровне притязаний педагогов. Это может быть инициировано как руководителем учреждения (административное принуждение к участию в конкурсах, интенсивная нагрузка педагогов), так и жизненной позицией испытуемых, перфекционизмом.

В проведенном опросе 74,8% его участников показали крайне высокую мотивацию к профессиональной деятельности. Однако следует критически отнестись к достоверности этих значений. Во-первых, потому что по социально-психологическим нормативам даже в коллективах со здоровым организационным климатом лишь 5-я часть (20%) работников имеет высокую и очень высокую мотивацию к деятельности. Во-вторых, потому что наблюдение за данной категорией опрошенных специалистов в процессе реального осуществления ими практической деятельности демонстрирует противоположные профессиональные качества - поведенческую пассивность и эмоциональную ригидность.

Причинами завышенных результатов могут быть следующие мотивы:

a)  Склонность лиц, работающих в сфере образования, давать при различных опросах социально одобряемые ответы.

b)  Стремление отдельных представителей педагогических коллективов к достижению определенного социального статуса посредством получения внешних форм одобрения (грамоты, дипломы, сертификаты участия и т. п. внешняя атрибутика как символ статусности). При этом, проявляя демонстративно гуманное отношение к детям на словах, внутренне они к ним либо равнодушны, либо негативно настроены.

c)  Невротическое чувство ответственности, связанное с характерологическими особенностями личности.

  IV.  Индекс психического «выгорания» (далее ИПв)

Комплексный анализ показателей позволяет сделать вывод о преобладании средних значений по общему индексу психического «выгорания» (см. Таблицу 4), что говорит о нормальном развитии эмоциональной сферы у 60,5% обследованных педагогов. Опрошенные, попавшие в эту категорию, могут оптимально распределять рабочую нагрузку и в полной мере восполнять потраченную энергию, они обладают достаточными собственными ресурсами, чтобы противостоять выгоранию, связанному с особенностями профессиональной деятельности.

Качественно-количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что 25,1% опрошенных педагогов обнаруживают выраженные признаки профессионального выгорания, а еще 10,7%  имеют уже сложившийся синдром выгорания.

Анализ данных позволяет также выявить группу из 7 педагогов с крайне низкими и низкими значениями ИПв (3,7%), это лица с большим энергетическим запасом, практически не подверженные процессу психоэмоционального выгорания.

Таблица 4. Результаты по индексу психического «выгорания» (ИПв)

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

0,1%

3,6%

60,5%

25,1%

10,7%

6.  Резюме.

Проведенное психодиагностическое обследование, а также сравнительный анализ данных позволили получить информацию о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов ЦДТ, а также выявить тенденции и устойчивые закономерности в характере формирования и протекания рассматриваемого явления.

По данным проведенного в феврале 2018г. мониторинга, профессиональные деформации в педагогической деятельности наблюдаются у 35,8% обследованных педагогов ЦДТ. Полученные результаты дают основание предположить, что такой социальный фактор образовательной среды, как преобладающий негативный эмоциональный фон у педагога, может отрицательно повлиять на психологическую комфортность обучающегося в ЦДТ..

Данные сравнительного анализа за 2016-2017 и 2017-2018 уч. г.г. (см. Диаграмму № 1) позволяют говорить о некотором снижении (на 3,2%) доли педагогов, имеющих выраженные признаки синдрома эмоционального выгорания. Это дает основание предположить, что за прошедший со времени предыдущего исследования учебный год в ЦДТ  были предприняты попытки создания условий, способствующих изменению сложившейся негативной ситуации и сохранению профессионального здоровья педагогов.         В том числе, посредством проведения цикла мероприятий психопрофилактической и психокоррекционной направленности. Но объем проделанной работы оказался недостаточным. Так как, согласно социально-психологическим нормативам, ситуация в коллективе с точки зрения его психоэмоционального состояния лишь в том случае считается стабильной (нормальной), если признакам выгорания подвержен лишь каждый 5-й работник (20% от всего коллектива). В проведенном опросе синдром выгорания встречается практически в 2 раза чаще (у 35,8% опрошенных). Это свидетельство проблемной зоны в образовательной среде ЦДТ.

Педагог-психолог:                                                                                           Малина М.В.