Мониторинг профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования

Программа мониторинга профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Рассмотрена и обсуждена

на заседании педагогического совета

МБУ ДО ЦДТ

Протокол №__ от «__»____________2016 г.

Программа

«Мониторинг профессиональных затруднений

педагогов дополнительного образования»

2016

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Паспорт программы  «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

3-4

II.

Пояснительная записка

5-9

2.1.

Введение

5-6

2.2.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

6-9

III.

Основная часть

9-13

3.1.

Цель и задачи  программы

9

3.2.

Принципы обеспечения мониторинга

9-10

3.3.

Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10

3.4.

Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10-11

3.5.

Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагога

11-12

3.6.

Методы сбора и обработки информации

12

3.7.

Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагога

12-13

IV.

Возможные риски и пути их преодоления

13-14

V.

План действий по реализации программы.

Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов

14-21

VI.

 Приложения:

Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

22-25

26-29

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

Наименование программы

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов

Руководитель программы

Корчагина Е.А. –  директор МБУ ДО ЦДТ

Основные разработчики программы

 Малина М.В. – педагог-психолог ЦДТ

Цели программы

Общая цель: повышение качества образования в ЦДТ

Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации,

информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного  роста педагогов.

Задачи Программы

  • целенаправленное отслеживание профессионального становления педагогов на основе анализа и коррекции профессиональной деятельности;
  • формирование механизмов выявления профессиональных затруднений и оказания адресной помощи педагогам УДО;
  • определение структуры характерных затруднений, тормозящих развитие педагогического мастерства;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

Сроки и этапы реализации Программы

2016–2018 годы.

Первый этап (2016г.) - подготовительный, сбор и накопление информации.

Задачи:

1.Организовать и осуществить первичный сбор информации  о профессиональных затруднениях педагогов.

2.Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов.

Второй этап (2017г.) - организационно – деятельностный.

Задачи:

 1.Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований.

 2.Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений.

Третий этап (2018 г.) - итогово-аналитический.

Задачи:

1.Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов.

Целевые индикаторы

  • увеличение доли педагогов, использующих современные образовательные технологии, участвующих в разработке различных проектов и программ;
  • положительная динамика педагогов дополнительного образования, участвующих в конкурсах разного уровня;
  • увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов.

Ожидаемые

конечные результаты

реализации Программы

  • обеспечение роста профессионального мастерства педагогических работников УДО;
  • повышение квалификации педагогов дополнительного образования через дистанционные курсы;
  • увеличение числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагога. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».

Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.

Задача педагога-психолога, методиста, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях коррекции образовательного процесса и создания для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату.

В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:

  • это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;
  • информационное обеспечение управления образовательным процессом;
  • данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов»  надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена  управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.

Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:

  • выявлять реальное состояние образовательной системы УДО;
  • анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе УДО
  • выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы УДО;
  • определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.

2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.

Но очень часто руководители встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем  трудностей  педагога.

Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».

Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:

  • Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в учебно -  воспитательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности ОУ, и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.
  • Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.
  • Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.

Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.

Анализ деятельности педагогов ОУ показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:

  • системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;
  • своевременная корректировка  по устранению выявленных недостатков;
  • оказание оперативной помощи педагогическим работникам;
  • осуществление информационной поддержки

В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:

  • Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;
  • Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
  • Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;
  • Уход от традиционных методик обучения;
  • Компьютерная грамотность;
  • Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному  педагогу;
  • Бесконечные мониторинги, постоянная смена  образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.

Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» необходимо учитывать данные диагностического исследования.

Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная   работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;
  • определение объектов мониторинга;
  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
  • сбор информации;
  • активация механизма реагирования на полученную информацию;
  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения  и генерации адекватного ее варианта;
  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
  • цикл движения информационного потока.

3.Основная часть

3.1. Цели и задачи программы

Целью программы является создание механизма выявления профессиональных  затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.

Задачи программы:

  1. Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;
  2. Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;
  3. Разработать программу мониторинговых исследований и  направлений поддержки  педагогических работников  школы;
  4. Разработать организационно-технологическую схему функционирования  системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;
  5. Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;
  6. Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;
  7. Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров  и средствами ее получения;
  8. Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;
  9. Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;
  10. Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;
  11. Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
  12. Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.

3.2. Принципы обеспечения мониторинга

При разработке данной программы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).

В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:

  • непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);
  • научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);
  • диагностико-прогностическая.

3.3. Функции программы мониторинга

профессиональных затруднений педагогов

  • аналитическая -  непрерывное наблюдение за состоянием педагога  и  результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;
  • оценочная - своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;
  • проектировочная – оказание помощи в осуществлении инновационных процессов;
  • развивающая - выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;
  • консультационная осуществление консультативной помощи педагогам;
  • рефлексивная оказание помощи педагогам в осмыслении своей             деятельности и перспектив ее развития;
  • обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;
  • педагогической коррекции, которая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;
  • мотивации и стимулирования, которая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;
  • контроля,  которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.

3.4. Условия реализации системы мониторинга
профессиональных затруднений педагогов

Условиями успешной реализации  мониторинга являются:

1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием  диагностических методик и новых технологий).

2. Наличие единых  критериев и  программно-диагностического комплекса.

3. Наличие нормативно-правовой базы.

В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:

  • процесс проектирования эффективности методической деятельности УДО, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;
  • главные требования к мониторинговой деятельности;
  • научно определяющие  целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом  имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.

Мониторинг профессиональных затруднений

педагогов осуществляется по следующей схеме:

  • Диагностика
  • Результат
  • Корректировка
  • Прогнозирование

3.5. Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1-й этап:Установочный.

Алгоритм действий:

-определение целей и задач мониторинга;

-определение основных показателей и критериев;

-выбор методов диагностики.

2-й этап: Диагностико –аналитический.

 Алгоритм действий:

-сбор информации;

-количественная и качественная обработка данных;

-постановка педагогического диагноза;

-сравнение результатов, полученных при обработке;

-установление и анализ причинно-следственных зависимостей.

3-й этап: Прогностический.

 Алгоритм действий:

-прогнозирование дальнейших результатов и возможностей

развития;

- планирование устранения трудностей педагогов .

4-й этап:  Деятельностный.

Алгоритм действий:

- организация работы по реализации планов в целях осуществления

коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;

- устранение выявленных профессиональных затруднений.

5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)

Алгоритм действий:

-сопоставление имеющихся результатов с нормативными

показателями;

-установление причин затруднений на основе логического анализа;

-разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.

6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)

Алгоритм действий:

-оценка состояния деятельности педагога  в ходе  мониторинга;

-сопоставление полученных результатов с первоначальными;

-установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;

-определение эффективности проведенной работы  с педагогом

3.6.  Методы сбора и обработки информации:

опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1. Содержание образования.

2. Качественный состав педагогических кадров:

3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:

4. Эффективность работы педагога  по плану самообразования

5. Результаты аттестации педагогов.

6. Эффективность деятельности педагога.

7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: районном, областном.

8. Сформированность нормативно-правовой базы.

9. Используемые педагогические технологии.

10. Уровень владения информационными технологиями.

11.Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.

12. Учебно-материальная база.

Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности        

Результатом реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в УДО, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога УДО и его профессиональных  проблемах и трудностях; позволит отразить состояние проблем и трудностей  педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых  спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;

Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:

  1. Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в УДО.
  2. Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и  ее влиянием на повышение качества образования.
  3. Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.
  4. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
  5. Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в ОУ.
  6. Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.

4. Возможные риски и пути их преодоления

Возможные риски:

Пути преодоления

1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур).

1) Привлечение к разработке инструментария работников вузов,  своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга.

2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке.

2) Организация обучения кадров по  проблеме организации и проведения мониторинговых исследований.

3) Недостаточный уровень квалификации методистов для реализации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов

3) Организация постоянно действующего семинара по проблемам организации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов;

- организация тематической курсовой переподготовки.

5. План действий по реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

Сроки

Мероприятия/направления

Ответственные

Управленческие решения

I этап (организационно - подготовительный)

Нормативно-правовое  и организационно-методическое обеспечение:

1.Разрабока локальных актов, необходимых для реализации программы:

- Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

- Циклограмма мониторинга

Утвердить на заседании Методического совета.

2.Подбор и разработка диагностического инструментария

Утвердить на Методического совета.

3.Создание компьютерной информационной базы мониторинга

Приказ

4.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров.

Протоколы и методические рекомендации

5.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров

Протоколы и методические рекомендации

II-этап (практический)

Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1.Запуск циклограммы мониторинга

Приказ по реализации программы мониторинга

2.Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации

Первичные итоги рассматривать МО

3.Корректировка плана работы УДО по итогам анализа результатов реализации программы

План работы

4.Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании

Совершенствование системы мониторинга.

5.Анализ работы по программе

Аналитическая справка

6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута»

.

Утверждение на Методическом совете

7.Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров

Утверждение на Методическом совете

8. Разработка в помощь педагогам  научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.

Утверждение на Методическом совете

III – этап  (внедренческий)

Корректировка и совершенствование программы мониторинга

1.Проведение мониторинга в соответствии с утвержденной циклограммой

Формирование банка данных по результатам мониторинга

2.Корректировка механизмов и инструментария реализации мониторинга

Утверждение диагностического инструментария

3.Апробация «листа индивидуального образовательного маршрута» и корректировка его содержания

.

Утверждение на Методическом совете

4.Совершенствование компьютерной информационной базы данных мониторинга

Характеристика базы. Совещание руководителей ШМО

5.Проведение семинара «Управление методической работой на основе мониторинга профессиональных затруднений педагогов ОУ»

Представление опыта для методических служб  

6. Апробация новой модели методической службы, основанной на удовлетворении индивидуальных образовательных запросов педагогов

Утверждение плана работы

7.Анализ работы по программе

 

Аналитическая справка

IV-этап (обобщающий)

Аналитическая работа по реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

1.Обобщение опыта работы:

-публикации в методических журналах

- выпуск методических сборников

-выступление на конференциях

 

Представление опыта

2.Подведение итогов реализации программы

 

Круглый стол

 

Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов

Критерии: компетентности и компетенции

Показатели

Диагностические средства, методы и формы

Периодичность

П р о ф е с с и о н а л ь н а я           к о м п е т е н т н о с т ь

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Анкетирование

1 раз в год

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

Анкетирование

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение года

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Анкетирование

1 раз в год

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам)

Анкетирование, тестирование

В течение года

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

Экспертная оценка учебного занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся

Анализ документации

1 раз в год

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу

Умение реализовать метапредметные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

В течение года

Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

И н ф о р м а ц и о н н а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.

 Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий

Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия

Анкетирование

В течение года

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)

Анализ документации, экспертная оценка

В течение года

К о м м у н и к а т и в н а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

1 раз в год

Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.)

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

1 раз в год

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся

Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

1 раз в год

П р а в о в а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию основных образовательных программ (приказы, утверждающие Федеральный стандарт образования, региональный базисный учебный план и др.), соответствующие концепции Федерального государственного стандарта и образовательной политики РФ на современном этапе

Тестирование по методике С.Климина в рамках процедуры аттестации педагогов

1 раз в год

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)

В течение года

Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи.

1 раз в год

Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога

Критерии

Показатели

Содержание мониторинга

Методы и методики изучения

Индикаторы

Исполни-тели

Компетентность в области постановки целей и задач  педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Знание возрастных особенностей обучающихся.

Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

Анализ умений по  организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом возрастных особенностей

Анализ посещения занятий

% педагогов, умеющих ставить педагогические цели и задачи

Компетентность в области мотивирования обучающихся

Умение обеспечить успех в деятельности

Знания возможностей конкретных обучающихся.

Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ребенка.

Демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам.

Выявление умений создания ситуаций успеха в обучении

Собеседование, анкетирование

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем умений   обеспечивать успех обучающихся в деятельности

Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую

Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира.

Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации  личных планов

Определение владения  навыками учета индивидуальных особенностей обучающихся

Собеседование, наблюдение,

экспертная оценка

% педагогов владеющих умениями превращать учебную задачу в личностно-значимую

Компетентность в области информационной культуры

Умение использовать в  профессиональной деятельности информационные ресурсы

Умения использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, программно-методическими комплексами.

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Отслеживание и анализ  результатов  диагностики уровня владения основными информационными умениями

Анкетирование, участие в конкурсах профессионального мастерства

% педагогов  с высоким (средним, низким) уровнем владений информационными ресурсами  

Умение вести самостоятельный поиск информации

Профессиональная любознательность;

умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

использование различных баз данных в образовательном процессе

Отслеживание постоянного профессионального роста педагога,

уровня непрерывного обновления собственных знаний и умений  вести самостоятельный поиск

Анкетирование

 % педагогов с высоким,   средним, низким уровнем владения вести самостоятельный поиск информации

 Компетентность в области разработки программ и принятия  педагогических решений

Умение разработать образовательную программу

Знание образовательных стандартов и различных видов программ; умения структурировать программный материал, адаптировать ее к особенностям педагогического процесса и  дидактическим требованиям; умения обосновывать выбор учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

Анализ материалов исследования готовности педагога к выбору и разработки персональных программ. Отслеживание и анализ  информации о выборе  программ. Анализ данных об экспертизе качества разработанных программ

 

Анкетирование, экспертная оценка

% педагогов, участвующих в разработке программ

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Умения использовать психологические методы,  приемы, процедуры в профессиональной деятельности;

знания детской психологии,

владения технологиями психолого-педагогической коррекции

Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня владения педагогом основными педагогическим и психологическими умениями

Наблюдение, собеседование, анкетирование

% педагогов с высоким,   средним, низким уровнем владения психологическими методами и приемами в профессиональной деятельности

Компетентность в области организации учебной деятельности

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

Уровень взаимопонимания между педагогом и обучающимися:
- способность слушать и слышать обучающегося;

- выяснять интересы и потребности обучающихся;

- готовность вступать в помогающие отношения;

- позитивный настрой педагога

Отслеживание и анализ результатов входного и итогового контроля, анализ информации об уровнях взаимопонимания между педагогами и обучающимися

Тестирование обучающих-

ся.

% педагогов  с высоким, средним, низким уровнями взаимопонимания
с обучающимися

Владение методами преподавания

Знание нормативных методов и методик. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, Использование в учебном процессе современных методов и технологий   обучения

Эффективность усвоения знаний и формирования умений у обучающихся, предусмотренных программой. Анализ развития творческого потенциала педагога.

Анализ уровня сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков

Анкета «Оценка и самооценка профессио-нальных умений педагога»

% педагогов с высокими, достаточными,  средними, слабыми профессиональными умениями

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

I - Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).

II - Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.

III - Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).

п/п

Показатели/индикаторы

профессиональных потребностей и затруднений

А

Б

В

1

Личностная подготовка

1.1.

Уверенность в своих силах

1.2.

Контактность с людьми

1.3.

Системность в работе

1.4.

Понимание происходящих в образовании изменений

1.5.

Понимание норм отношений в коллективе

2

Правовая подготовка

2.1.

Знание своих гражданских и профессиональных прав

2.2.

Знание основ законодательства в сфере образования

2.3.

Знание норм прав обучающихся

2.4.

Умение обучить правовой самозащите обучающихся

2.5.

Умение отстоять свои права

3

Экономическая подготовка

3.1.

Знание основ рыночной экономики

3.2.

Знание хозяйственного механизма работы учреждения

3.3.

Умение рационально организовать свой труд

3.4.

Умение рационально организовать труд обучающихся

3.5.

Умение формировать экономическое мышление обучающихся

4

Управленческая подготовка

4.1.

Знание основ управления УДО

4.2.

Умение управлять развитием обучающихся

4.3.

Умение корректировать свой стиль руководства

4.4.

Умение развивать самоуправление обучающихся

4.5.

Умение стимулировать качественное обучение

5

Общекультурная работа

5.1.

Способность к творчеству

5.2.

Знание основ искусств

5.3.

Умение развивать творческие способности обучающихся

5.4.

Поддержание своей спортивной формы

5.5.

Умение соблюдать режим труда и отдыха

6

Общеобразовательная подготовка

6.1.

Знание стандартов преподаваемой учебной дисциплины

6.2.

Знание смежных дисциплин

6.3.

Умение осваивать новый опыт

6.4.

Умение развивать у обучающихся общие учебные умения

6.5.

Умение использовать в работе ИКТ

7

Коммуникативная подготовка

7.1.

Знание основ делового общения

7.2.

Умение бесконфликтно общаться с обучающимися

7.3.

Умение разрешать конфликты с родителями

7.4.

Умение избегать конфликтов с коллегами

7.5.

Умение бесконфликтно общаться с руководством

8

Психологическая подготовка

8.1.

Умение управлять своим состоянием

8.2.

Знание основ психологии управления

8.3.

Умение изучать личность обучающегося

8.4.

Умение развивать память обучающихся

8.5.

Умение развивать мышление обучающихся

9

Методологическая подготовка

9.1.

Знание теории поэтапного формирования умственных действий

9.2.

Знание теории развивающего обучения

9.3.

Знание теории программированного обучения

9.4.

Умение самостоятельно изучать дидактические теории

9.5.

Знание основ дидактики

10

Технологическая подготовка

10.1.

Умение планировать изучение тем

10.2.

Умение проводить занятия разных типов

10.3.

Умение управлять учебно-познавательной  деятельностью обучающихся

10.4

Умение организовать самостоятельную работу обучающихся

10.5

Умение организовать контроль знаний

Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности педагогов дополнительного образования в овладении различными знаниями и умениями, руководитель получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать работу.

Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.

Задание участникам диагностирования:

Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:

1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.

2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.

Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).

Если разность окажется отрицательной, то учитель испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения учителя удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

Если анкетируется один учитель, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций заместителя директора, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или районные методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п..

Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации школьной методической работы, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников школьной и муниципальной методической службы.

СМ. ПРИЛОЖЕНИЯ



Предварительный просмотр:

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования

Малина Марина Валерьевна, педагог-психолог

МБУДО Центр детского творчества г. Ярцево

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога зависит качество образования.

Профессиональная компетентность педагога – это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. 

Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.

Задача педагога-психолога, методиста, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Самая большая проблема при создании контента мониторинга связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований. Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому учитывая специфику образовательно-воспитательного процесса   конкретного учреждения образования (Центра детского творчества) нами была  разработана программа мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».

При разработке программы мониторинга мы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).

Значимость программы мониторинга заключается в том, что по  окончанию мониторинга предлагаются индивидуальные рекомендации.

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;
  • определение объектов мониторинга;
  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
  • сбор информации;
  • активация механизма реагирования на полученную информацию;
  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения  и генерации адекватного ее варианта;
  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
  • цикл движения информационного потока.

Общая цель -  повышение качества образования в  образовательной организации.

Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации.

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.

Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

Этапы реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

I этап (организационно - подготовительный):

- разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

- составление циклограммы мониторинга;

- подбор и разработка диагностического инструментария.

II этап (практический):

-  проведение мониторинговых процедур;

- анализ промежуточных результатов;

- анализ работы по программе мониторинга.                

III этап  (обобщающий) :

- разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь педагогам  по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.

- корректировка и совершенствование программы мониторинга.

Мониторинговый контент

Критерии: компетентности и компетенции

Показатели

Диагностические средства, методы и формы

Периодичность

П р о ф е с с и о н а л ь н а я           к о м п е т е н т н о с т ь

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Анкетирование

1 раз в год

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

Анкетирование

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение года

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Анкетирование

1 раз в год

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам)

Анкетирование, тестирование

В течение года

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

Экспертная оценка учебного занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся

Анализ документации

1 раз в год

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу

Умение реализовать метапредметные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

В течение года

Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

И н ф о р м а ц и о н н а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.

 Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий

Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия

Анкетирование

В течение года

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)

Анализ документации, экспертная оценка

В течение года

К о м м у н и к а т и в н а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

1 раз в год

Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.)

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

1 раз в год

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся

Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

1 раз в год

П р а в о в а я    к о м п е т е н т н о с т ь

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию  дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей

Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов

1 раз в год

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)

В течение года

Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи.

1 раз в год

Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов, проведенного в Центре детского творчества в 2017-2018 уч. году

Показатели

Результат

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

86% педагогов

Умение обеспечить успех в деятельности

высокий уровень - 78% педагогов

средний уровень - 22% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов  

Умение использовать в  профессиональной деятельности информационные ресурсы

высокий уровень - 74% педагогов

средний уровень - 24% педагогов

низкий уровень - 2% педагогов  

Умение вести самостоятельный поиск информации

высокий уровень - 88% педагогов

средний уровень - 12% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов  

Умение разработать образовательную программу

76% педагогов

Умения использовать психологические методы,  приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

высокий уровень - 44% педагогов

средний уровень - 44% педагогов

низкий уровень - 12% педагогов  

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

высокий уровень - 82% педагогов

средний уровень - 18% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов  

Владение современными формами, методами, методиками преподавания  и технологиями обучения (уровень профессиональных умений)

высокий уровень - 74% педагогов

средний уровень - 26% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов  

По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2018-2019 учебный год.

По итогам проведенного мониторинга в 2019 году были получены следующие результаты:

наблюдается

- увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;

- увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;

- положительная динамика участия педагогов дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;

- рост профессионального мастерства педагогических работников;

- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;

- положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.

Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:

- проведение процедуры мониторинга в детских объединениях;

- выбор современных форм, методов, технологий обучения;

-  ИКТ-компетентность.

и их причины:

- перегрузка разными видами деятельности;

- недостаток времени на самообразование;

- недостаточная методическая оснащенность;

- профессиональное выгорание и педагогическая деформация;

- индивидуально-личностные причины затруднений.

        Улучшить результаты мониторинга возможно с помощью проведения комплекса психолого-педагогических и методических  мероприятий, таких как мастер-классы,  стажировка, открытый микрофон, брифинг, педагогический ринг, ярмарка идей, коучинг-сессия, методический фестиваль, педагогическая мастерская и другие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Мониторинг профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования Подготовила: педагог-психолог Малина М.В.

Слайд 2

Click to add title in here Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Общая цель - повышение качества образования в образовательной организации. Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации. Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.

Слайд 3

Этапы реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов» I этап (организационно - подготовительный): - разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений педагогов; - составление циклограммы мониторинга; - подбор и разработка диагностического инструментария. II этап (практический): - проведение мониторинговых процедур; - анализ промежуточных результатов; - анализ работы по программе мониторинга . III этап (обобщающий): - разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь педагогам по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения; - корректировка и совершенствование программы мониторинга.

Слайд 4

Мониторинговый контент Критерии: компетентности и компетенции Показатели Диагностические методы, формы и средства Периодичность Профессиональная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Правовая компетентность

Слайд 5

Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов, проведенного в Центре детского творчества в 2017-2018 учебном году Показатели Результат Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся 86% педагогов Умение обеспечить успех в деятельности высокий уровень - 78% педагогов средний уровень - 22% педагогов низкий уровень - 0% педагогов Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы высокий уровень - 74% педагогов средний уровень - 24% педагогов низкий уровень - 2% педагогов Умение вести самостоятельный поиск информации высокий уровень - 88% педагогов средний уровень - 12% педагогов низкий уровень - 0% педагогов Умение разработать образовательную программу 76% педагогов Умения использовать психологические методы, приемы в профессиональной деятельности высокий уровень - 44% педагогов средний уровень - 44% педагогов низкий уровень - 12% педагогов Умение устанавливать субъект-субъектные отношения высокий уровень - 82% педагогов средний уровень - 18% педагогов низкий уровень - 0% педагогов Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения высокий уровень - 74% педагогов средний уровень - 26% педагогов низкий уровень - 0% педагогов

Слайд 6

По итогам проведенного мониторинга в 2019 году были получены следующие результаты: наблюдается увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии; увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ; положительная динамика участия педагогов дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов; рост профессионального мастерства педагогических работников; увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышения квалификации; - положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.