Тренинговое занятие для педагогов «Давайте в жизни искать позитив»

Тренинговое занятие для педагогов "Давайте в жизни искать позитив"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево, Смоленской области

Тренинговое занятие для педагогов

«Давайте в жизни искать позитив»

Автор-составитель:

Малина Марина Валерьевна,

педагог-психолог, педагог дополнительного образования

г. Ярцево

2018 год

Цель: формирование позитивного мышления

Задачи:

  • создать положительные эмоций и снять напряжения;
  • формировать умение управлять своим настроением;
  • обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;
  • формирование оптимистического отношения к жизни;
  • научить эффективно, использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Материалы:

  • мультимедийная презентация;
  • мультфильм «Барашек»;
  • шоколадные конфеты разной формы;

Ход занятия

1. Приветствие

Участникам предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…».

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

• то во что мы верим;

• кем мы станем;

• что мы говорим;

• как относимся к другим;

• как реагируем на события;

• с каким настроением живем и учим.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями? Что заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как о посильных, о легко преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты его жизни?

Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

Исследования Гарвардского университета показали, что успех в карьере лишь на 15% определяется профессионализмом и на 85% зависит от личных качеств человека, правильного поведения в стрессовых ситуациях и правильного отношения к жизни. Правильное отношение к жизни – это самооценка человека, оптимизм, контроль и ответственность за свои действия и решения.

2. Так с помощью, каких приемов настроить себя на позитив? Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим.

Руководствуясь позитивным восприятием, человек концентрируется на:

достоинствах, а не недостатках;

• победах, успехах и жизненном опыте, а не ошибках и промахах;

целях и задачах, а не проблемах;

возможностях, а не препятствиях;

• своих желаниях и ресурсах, а не нуждах и потребностях.

Кажется, что это простая игра слов, но за этим и стоит переосмысление ситуации.

Наверняка, у многих из вас промелькнула мысль, что всё это мы знаем, но всё равно не получается с оптимизмом реагировать на происходящее вокруг. Как же быть?

- Овладевать позитивным мышлением!

Позитивное мышление развивается и совершенствуется, как и любой другой навык. Просто начните делать, привыкая к новому образу жизни, и результаты не замедлят себя ждать.

Идея позитивного мышления заключается не в том, чтобы НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕГАТИВА. Позитивное мышление в том, чтобы научиться сознательно изменять отношение к сложившейся ситуации. А чтобы что-то сделать реально, не стоит составлять списки того, чего у нас нет, надо быстро сориентироваться, чем мы владеем, каковы наши ресурсы.

Мне вот один психолог очень понравился. Весьма позитивную вещь сказал одной даме, которая горестно перечисляла, чего у нее нет.

Настоящих друзей нет. Хорошей зарплаты нет. Машины приличной нет. Квартиры достойной нет. Молодости уже нет. И надежды нет все это заиметь когда-нибудь.

И полненький такой приятный психолог с бородкой поправил очки и сказал благодушно:
– Конечно, у вас много чего нет. И можно продолжить список. Тяжелой неизлечимой болезни нет. Долгов миллионных нет. Ответственности за кого-то нет, за больного родственника или слабоумного старичка. Горба нет. И инвалидности нет. Очень много чего у вас нет. И, если записать, чего у вас нет, то настроение улучшится у вас сразу. И надежда появится, что этого не только нет, но и не будет.

И дама подумала, в уме посчитала и улыбнулась.

Так что у нас много чего нет. И не надо. А все остальное можно заработать, улучшить, получить в подарок или просто обойтись временно; ничего страшного. Главное – быть живым и здоровым. И чтобы близкие были живы и здоровы. И плохого не было. И это – уже хорошо.

Вот он наглядный пример позитивного мышления.

3. Одним из действенных приёмов сознательного оптимизма для разбора и анализа любой жизненной ситуации является применение

«Трёх «волшебных» вопросов»:

1. Что в случившемся есть хорошего?

2. Чему я смогу научиться?

3. Как могу исправить ситуацию с наименьшими потерями для себя?

Упражнение «Позитивный перефраз»

- Давайте потренируемся! Я предлагаю вам выражение, а вы стараетесь перефразировать его в позитивном ключе.

МЫСЛИМ ПОЗИТИВНО!!!

Например: 1. Мы против загрязнения окружающей среды.

Позитивный перефраз будет звучать так:  1. Мы за чистый и свежий воздух.

2. Ничего хорошего!

2. Пока готовится «почва»… Я работаю над решением этого вопроса!

3. Валюсь с ног! Нет сил!

3. Какой насыщенный событиями и встречами день.

4. Они никогда меня не будут слушать.

4. Я найду такой способ, чтобы они меня услышали.

5. Я никогда не смогу выполнить эту работу.

5. Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием.

4. Упражнение «Квадрат».

Разделите лист на 4 части.

В 1 части напишите 5  своих «+» качеств.

В 3 части напишите 5 качеств, которые Вам не нравятся в себе.

Во 2 части, посмотрите на качества, вписанные в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть, как положительные (с точки зрения Ваших друзей).

В 4 части, посмотрите на качества, внесённые в квадрат 1 и переформулируйте их в негативные (с точки зрения ваших врагов).

- Зачитывать вслух результаты упражнения не нужно. Это упражнение показывает, что практически каждому событию мы можем дать либо «+», либо «-» эмоциональную окраску. Зависит от нас, от мыслей, которые у нас в голове, и которыми мы можем управлять.

Про черную точку рассказать

Видеоролик «Цените свои недостатки».

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.) РАБОТА В ПАРАХ

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я буду предлагать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Вы потеряли кошелёк с деньгами.

  • Значит, кому-то они нужнее.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

Любая ситуация сама по себе не может быть ни плохой, ни хорошей – важно лишь наше к ней отношение. Очень полезный навык - ВКЛЮЧАТЬСЯ В СИТУАЦИЮ, АНАЛИЗИРУЯ ЕЕ И СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ В НЕЙ.

ОТЛИЧАТЬ ТО, НА ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОВЛИЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ОТ ТОГО, ЧТО НУЖНО ПРОСТО ПРИНЯТЬ

Когда мы активно включаемся в ситуацию, анализируем ее и свои возможности в ней, в результате такой интеллектуальной работы естественно возникает позитивное или негативное ожидание – его не нужно выдумывать или заставлять себя мыслить так, а не иначе. Так же органично и закономерно складывается и баланс оптимизма и пессимизма.

Это две стороны одной медали, и не стоит их жестко разграничивать: в каждом из нас есть некоторая часть оптимизма и некоторая доля пессимизма. Человек с интенсивной интеллектуальной жизнью всегда находится в движении по этой оси: он способен быть и пессимистом, и оптимистом в зависимости от того, как сочетаются его возможности и ситуация.

Психология утверждает, что оптимист и пессимист отличаются на генном уровне: так, у оптимиста-большее количество гормона окситоцина, который дает ощущение привязанности к людям, доверия и защищенности.

Слайды человек с позитивным мышлением и человек с негативным мышлением.

Необходимо научиться принимать жизнь, в том числе и переживания, как невыразимо ценный подарок. На этом построены многие философские и религиозные традиции. У евреев есть такая притча: «Когда еврей ломает ногу, радуется, что не сломал обе ноги, когда ломает обе – благодарит за то, что не повредил шею, когда ломает шею – благодарит за то, что остался жив».

Римский философ Боэций сказал: «Удачи вводят нас в заблуждение, невзгоды нас учат». Сталкиваясь с трудностями, мы можем найти некоторое утешение в самом факте того, что проходим через этот опыт только потому, что живы. К тому же наличие трудностей дает нам возможность острее чувствовать и осознавать те радостные моменты, которые преподносит нам жизнь.

Плохие вещи происходят с каждым человеком. Разница заключается в том, что счастливые люди видят их такими, каковы они есть – временными сложностями, а несчастливые рассматривают их, как ещё одно доказательство того, что судьба крайне неблагосклонна к ним.

- В каждом из нас есть ресурсы прожить свою жизнь полно, благодарно принимая любые обстоятельства как часть яркой природы человеческого существования. И для подтверждения наших рассуждений предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Барашек». Внимание на экран!

Как говорил Оскар Уайльд «Жизнь – слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно».

Научитесь брать от жизни ВСЕ! Овладейте искусством быть счастливым, а для этого:

1. Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней

2. Нужно уметь всегда улыбаться

3. Нужно уметь делить радости с другими

4. Нужно получать удовольствие от помощи людям

5. Нужно быть немного ребёнком

6. Нужно уметь сходиться с разными людьми

7. Нужно обладать чувством юмора

8. Уметь оставаться спокойным в сложных ситуациях

9. Необходимо уметь прощать

10. Иметь несколько сердечных друзей

11. Уметь сотрудничать с людьми и получать от этого удовольствие

12. Быть счастливым в семейном кругу

13. Обладать высокой самоуверенностью

14. Нужно уважать слабых

15. Иногда нужно позволять себе расслабиться

16. Необходимо быть смелым и решительным

17. И самый главный секрет – УЛЫБАЙТЕСЬ. И тогда мир улыбнется вам в ответ

Все в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы!

Шоколадотерапия.

- Напоследок ещё немного позитива: вы любите сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или не так?

На первый взгляд кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам пройти тест «Узнай о себе, выбрав конфету!»

(Угощение участников конфетами «Ассорти»)

У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, в жизни всё находится под контролем, двигаясь вперед, они часто лишают себя маленьких радостных сюрпризов.

Выбор прямоугольной формы конфеты говорит о том, что у человека хорошо получается играть роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если кто-то обращается к нему за помощью, он отвлекается, не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным нуждам.

На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха и побед, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.

Кому понравилась круглая форма конфет – те находятся в полной гармонии со своим внутренним миром, и как следствие - и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.

Те, кто был очарован конфетой овальной формы, легко находят общий язык с малознакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.

- Один из принципов достижения высоких результатов в овладении позитивным мышлением состоит в усвоении хороших привычек и доведении их до автоматизма. Весь секрет в часто повторяемых определенных действиях. Попробуйте посадить себя на «позитивную диету»: целую неделю все негативные мысли переводите в позитивные с помощью «3 волшебных вопросов». Начните действовать прямо сейчас!

Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»

1. Именно сегодня у меня будет хороший день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я  буду доброжелательна ко всем и не буду критиковать окружающих.

3. Именно сегодня я позабочусь о своём теле и не буду лениться.

5. Именно сегодня я  буду замечать в людях всё хорошее и делать комплименты. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.


Предварительный просмотр: