Выступление "Диагностика и развитие детской одаренности в современной образовательной среде"

Диагностика и развитие детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon malina_diagnostika_i_razvitie_deskoy_odarennosti.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Диагностика и развитие детской одаренности в современной образовательной среде Подготовила: педагог-психолог Малина Марина Валерьевна

Слайд 2

Чем одаренный ребенок отличается от других детей? Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Как не проглядеть одаренного ребенка и какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться? Ярлык «одаренности» — вердикт или диагноз? Одаренный ребенок – «трудный» ребенок? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть? Какое образовательное пространство жизненно необходимо одаренному ребенку? Как почувствовать ту грань, где педагогическая поддержка одаренных превращается в эксплуатацию их «дара», приносит им вред? Как помочь одаренному ребенку стать одаренным взрослым, успешным в учебе, карьере, жизни? Каким должен быть педагог для одаренного ребенка? Какой выбрать путь общения с талантливым ребенком? Что и как делать педагогу, чтобы «не зарыть талант ребенка в землю»?

Слайд 3

уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы ребенка (игровой, учебной, трудовой). Но, по мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% — вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности.

Слайд 4

Следует иметь в виду, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов . Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Слайд 6

1. Собирается анамнез о ребенке от родителей и педагогов. 2. Заполняется индивидуальная карта развития ребенка (уровень развития речи, умственная активность, способность к умозаключениям, особенности памяти, успеваемость, самооценка, взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами, состояние здоровья и свойства нервной системы). 3. Используется метод наблюдения. При наблюдении учитываются такие признаки: Повышенная активность, проблемы со сном и едой. Повышенная познавательная активность. Бесконечные вопросы, которые задают дети. Ранняя речь и большой словарный запас. Необычная внимательность и ненасытное любопытство, отличная память. Стремление к познанию и стимулированию разума. Повышенная биоэлектрическая и электрическая активность мозга. Способность прослеживать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы. Абстрактное мышление. Способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый опыт. Психодиагностика одаренности:

Слайд 7

4. Заполняется анкета А.И. Савенковой, включающая исследование различных специальных способностей, а именно: способности к занятию научной работой, гуманитарные способности, литературное дарование, музыкальный талант, артистический талант, художественные способности, способности к спорту, интеллектуальные способности, технические способности. Дается оценка по каждому из качеств в баллах в предложенных восьми областях, затем баллы суммируются и строится графическое изображение способностей ребенка. 5. Для психодиагностики используются тесты: Интеллектуальные тесты (тест Векслера, тест Айзенка, КОТ, тест Амтхауэра, тест Равенна). Тесты креативности (творчества) (тест Торренса, тест Гилфорда, проба Ю.Кулюткина). Тесты, изучающие память и внимание (образная, слуховая, зрительная память; корректурная проба, тест Мюнстерберга).

Слайд 8

На занятиях (уроках) и вне активно использ уйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы учащиеся все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Слайд 9

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий (уроков).

Слайд 10

Стимулируйте уч ащегося , хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Экспериментируйте на занятии ( уроке ) . Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, педагог кое-чего достиг.

Слайд 11

Понимание психологии одаренности — это только первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учащимися. Второй шаг педагога – оказание действенной помощи в развитии, укреплении и реализации незаурядных возможностей детей. Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, - это и есть единственная педагогическая цель. Выводы: