Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

Занятие с элементами тренинга

по профилактике эмоционального выгорания

«Люби себя или профилактика эмоционального выгорания»

Автор:

Малина Марина Валерьевна,

педагог-психолог

2018

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи: 

  • познакомиться с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами;
  • определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога;
  • повысить самооценку, уверенность в себе.

Ход тренинга:

Теоретическая часть

- У людей, работающих с детьми, есть одна особенность. Мы не отличаем работу от личных интересов. Нередко нам кажется, что любимым делом можно заниматься бесконечно и не уставать при этом, не чувствуя при этом никакого истощения. Это неправда. Если считать себя неутомимым, то начнет накапливаться усталость, стресс, а это приводит к выгоранию.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

Профессиональное «выгорание» это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако «выгорание» довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «соответствующей» разрядки или «освобождения» от них.

Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Если не найти гармонию между расходом энергии и отдыхом, то ничего результативного не выйдет. Принцип «поработаю на полную, а потом отдохну» - самый частый тупик, в который мы сами себя приводим.

- Давайте разберемся, грозит ли нам с  вами выгорание, и какова его симптоматика.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Сейчас я расскажу вам притчу

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

- «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

- Опустите стакан!

- Мы бежим вперед, стараемся всё успеть. Но перегорание может произойти даже на самой любимой работе.

- Если не найти гармонию между расходом энергии и отдыхом, то ничего результативного не выйдет. Можно работать 24/7, а в итоге - ни то, что не ощутить удовольствия от результата, но и себя из депрессии вытаскивать.

Ощущение постоянной усталости, недовольство происходящим, непонимание или подмена своих желаний чужими, дискомфорт от окружения или работы — это верный признак того, что самое время пересмотреть свою жизнь и ее приоритеты.  

- Задумайтесь, как часто вам приходится уговаривать себя сделать «такое нужное дело» или пойти на очень «важную встречу»? И КАК это, казалось бы, важное и нужное сжирает ваши силы?  

А теперь вспомните минуты счастья, когда решения принимаются моментально, удается сделать многое, и при этом наполняешься энергией и драйвом!  

Наверняка среди ваших знакомых есть те, чья легкость и наполненность жизни, скорость личного или профессионального роста вызывают удивление и легкую зависть!

Чтобы стать счастливым, не обязательно менять жизнь, достаточно поменять фокус вашего внимания.

Принцип: «поработаю на полную, потом отдохну» - самый частый тупик, в который мы сами себя приводим.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:

высокая эмоциональная загруженность,

огромное число эмоциогенных факторов,

ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия,

ответственность за жизнь и здоровье детей.

Получается, что педагоги в зоне риска. А это значит, что мы должны знать о выгорании, чтобы вовремя потушить пожар.

Давайте разберемся, что же это такое и грозит ли нам с вами выгорание. Когда я назову симптомы эмоционального выгорания, я думаю, каждый найдет что-то у себя.

Слайды

Эмоциональные симптомы:

  • Пессимизм,
  • Чёрствость,
  • Цинизм,
  • Усталость,
  • Тревога,
  • Критика (ничего не нравится),
  • Агрессивность,
  • Неспособность сосредоточенности,
  • Потеря идеалов и надежд,
  • Разочарование,
  • Невидение профессионального роста.

Поведенческие симптомы:

  • Безразличие к еде,
  • Злоупотребление таблеток,
  • Падения, травмы,
  • Снижение интеллекта,
  • Отсутствие интереса к новому,
  • Скука, тоска, апатия, «не хочу делать, ….»
  • Цинизм.

Социальные симптомы:

  • Отсутствие социальных мероприятий,
  • Снижение интереса к увлечениям,
  • Изоляция от социума.

Каковы же причины эмоционального выгорания?

Причины выгорания

  1. Работа с большим потоком людей (экстрим и монотонность – это две точки, которые выжигают).
  2.  Стрессы на работе.
  3. Напряженный ритм работы (не умеем рационально использовать время).
  4. Незаслуженная критика и сплетни (пытайтесь не влезать в это всё. Когда о тебе сплетничают – не реагируй. Будешь оправдываться, ещё больше погрязнешь в этом).).
  5. Отсутствие задачи (неясно поставленная).
  6. Чувство ненужности (заниженная самооценка).
  7. Обида и конфликтность (когда обижаемся, мы разрушаем себя, это самоуничтожение – эмоциональное выгорание).
  8. Особенности характера: склонность к порядку, стремление всё идеализировать, комплекс отличника, «я должен быть первым» (позволяйте себе быть неидеальным, а счастливым).

У нас у всех разная психическая конституция. Одного сдувает ветром от едкой усмешки, другого никакая издевка не прошибет, ибо первый едва ли зубами за воздух держится, а другой корнями в землю врыт.  Меняется ли эта конституция? Да, если вам это надо.  При желании любой человек способен научиться быть чувствительным как промокашка и при этом устойчивым, как столетний дуб. Потому что человеческая психика гибка, подвижна и приспособляема.

Есть качества личности, помогающие избежать профессионального выгорания:

  1. Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. прекратите критиковать. Немедленно прекратите критиковать. Критика никогда никого не меняет. Откажитесь от критики себя. Примите себя именно такими, как вы есть. Когда вы критикуете себя - ваши перемены негативны. Когда вы одобряете себя - вы меняетесь позитивно
  2. Стремление опираться на собственные силы

Иногда нужно просто расслабиться,

Выпить чаю и успокоиться.

Не чинить, если вечно ломается,

И не строить, где что-то не строится…

  1. Способности конструктивно меняться в напряженных условиях.
  2. Высокая мобильность.
  3. Открытость.
  4. Общительность.
  5. Самостоятельность.

И, конечно надо помнить, что в профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль отводится развитию и укреплению жизнерадостности.

Естественные приемы регуляции являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции — это наблюдение за природой, рассматривание фотографий, красивых картин, размышления о хорошем, улыбка, смех, прослушивание музыкальных произведений.

Музыка вершит чудеса - в человеке пробуждается душа, меняется состояние, настроение. Происходит релаксация, человек забывает на некоторое время о своих проблемах, акцентируется на приятных чувствах, успокаивается и мобилизует внутренние ресурсы.

Кроме этого, я предлагаю вам несколько упражнений, которые вам помогут разобраться в себе и, по возможности, помочь.

Практическая часть

От нас самих зависит, как воспринимать информацию. Предлагаю вам выполнить упражнение «Квадрат».

Разделите лист на 4 части.

В 1 части напишите 5  своих «+» качеств.

В 3 части напишите 5 качеств, которые Вам не нравятся в себе.

Во 2 части, посмотрите на качества, вписанные в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть, как положительные (с точки зрения Ваших друзей).

В 4 части, посмотрите на качества, внесённые в квадрат 1 и переформулируйте их в негативные (с точки зрения ваших врагов).

- Зачитывать вслух результаты упражнения не нужно. Это упражнение показывает, что практически каждому событию мы можем дать либо «+», либо «-» эмоциональную окраску. Зависит от нас, от мыслей, которые у нас в голове, и которыми мы можем управлять.

Упражнение «Распредели по порядку».

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Мы должны обратиться к себе. Потому что мы можем дать другому, только то, что у нас есть. Если я к себе отношусь плохо, без должного уважения, без должной заботы, это иллюзия, что я смогу помочь кому-то другому дать любовь и заботу. Какое-то время, да. То есть то, в чём я нуждаюсь сама, я бесконечно беру у других и выбрасываю это на них. Но ресурсы наши не безграничны. В какой-то момент вы почувствуете, что у вас не хватает на это сил. Сначала должна быть забота о себе. Чтобы были удовлетворены важнейшие физиологические потребности: сон, еда, отдых.

От эмоционального выгорания есть только один способ: сначала позаботься о себе, только тогда ты можешь дать людям то, что у тебя есть.

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение «Что себе подарить?»

     Рефлексивная деятельность повышает самооценку, расширяет представления о самом себе, способствует закреплению доброжелательных отношений в группе.

     Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

     Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.

     Для начала мы определимся  с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

     Теперь подумайте и запишите на белых карточках качества, которые вам больше всего нравятся в людях.

     После этого составляется общий список: психолог на большом листе записывает все предложения.

     Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.

     Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.

Следующее упражнение-тест «Пончик»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный

ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

  • Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

  •  Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

  •  Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

  •  Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

И продолжаем изучать себя.

Шоколадотерапия.

- Вы любите сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или не так?

На первый взгляд кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам пройти тест «Узнай о себе, выбрав конфету!»

(Угощение участников конфетами «Ассорти»)

У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, в жизни всё находится под контролем, двигаясь вперед, они часто лишают себя маленьких радостных сюрпризов.

Выбор прямоугольной формы конфеты говорит о том, что у человека хорошо получается играть роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если кто-то обращается к нему за помощью, он отвлекается, не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным нуждам.

На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха и побед, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.

Кому понравилась круглая форма конфет – те находятся в полной гармонии со своим внутренним миром, и как следствие - и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.

Те, кто был очарован конфетой овальной формы, легко находят общий язык с малознакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить .

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

- Предлагаю вам выполнить упражнение «Источник»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

(Под фонограмму «Вода» (сборник мелодий для релаксации) психолог спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
- Предлагаю вашему вниманию ряд видеофайлов. Просмотр этих видеофайлов поможет вам снять психоэмоциональное напряжение. Рекомендуется смотреть видеофайлы, когда вы устали или чувствуете излишнее напряжение. Сядьте удобно, отключите телефон, дышите спокойно, наслаждайтесь и отдыхайте.

И в завершении нашего занятия хочу рассказать вам историю из практики психолога.

Мне вот один психолог очень понравился. Весьма позитивную вещь сказал одной даме, которая горестно перечисляла, чего у нее нет.

Настоящих друзей нет. Хорошей зарплаты нет. Машины приличной нет. Квартиры достойной нет. Молодости уже нет. И надежды нет все это заиметь когда-нибудь.
И полненький такой приятный психолог с бородкой поправил очки и сказал благодушно:
– Конечно, у вас много чего нет. И можно продолжить список. Тяжелой неизлечимой болезни нет. Долгов миллионных нет. Ответственности за кого-то нет, за больного родственника или слабоумного старичка. Горба нет. И инвалидности нет. Очень много чего у вас нет. И, если записать, чего у вас нет, то настроение улучшится у вас сразу. И надежда появится, что этого не только нет, но и не будет.

И дама подумала, в уме посчитала и улыбнулась. Так что у нас много чего нет. И не надо. А все остальное можно заработать, улучшить, получить в подарок или просто обойтись временно; ничего страшного. Главное – быть живым и здоровым. И чтобы близкие были живы и здоровы. И плохого не было. И это – уже хорошо.

- Цените то, что у вас есть. Будьте здоровы и счастливы. И берегите себя. Занятие закончено. Благодарю за внимание.