Лекция для родителей: «На пороге школы»

Лекция для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_roditeley.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей: «На пороге школы»

Малина М.В. педагог-психолог МБУДО Центр детского творчества, г. Ярцево

Возможно, вместе с гордостью за своего ребенка, которому предстоит в скором будущем пойти в первый класс, вы испытываете также и некоторое беспокойство. Причем волнение может возникать даже в том случае, когда ваш ребенок уже научился читать и писать, знает некоторые основы устного счета и умеет решать простейшие задачки. Однако ваше беспокойство вполне объяснимо и оправдано. Ведь первый класс – это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности.

Известно, что многие комплексы, которые не дают покоя взрослому человеку, были сформированы именно под воздействием психологических трудностей, испытываемых в школе.  Следовательно, подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни.

Даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же говорить о детях, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности. В такие периоды у детей в возрасте 6-7 лет нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам. Безусловно, ладить с таким ребенком становится ох как нелегко. Однако именно потому, что ребенок испытывает колоссальное психологическое напряжение, так важно понять подобное состояние детей и помочь им поскорее привыкнуть к новой жизни.

И не случайно возраст 6-7 лет считается критическим возрастом в жизни ребенка. Возрастной диапазон кризиса от 5,8 до 7, 8 лет. В зависимости от того, как проходит процесс взросления ребенка.

        Вот симптомы кризиса, которые проявляются в этом возрасте.

Негативизм – нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. В таких случаях, взрослый может добиться нужного результата изменив свое требование на противоположное. Уговоры, объяснения, наказания – бесполезны.

Упрямство – ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости; ребенок ведет себя  так, потому что есть потребность в самоутверждении: ребенок поступает так, потому что «он так сказал». При этом само действие и предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость – строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против обычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством («Да ну!») на все. Что ему предлагают  и что с ним делают.

Своеволие – проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому. Потребность ребенка в социальном признании, стремление к самостоятельности.

Протест-бунт – все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он            как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по  любому, совершенно незначительному поводу.

Для малыша  начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Ваша задача – помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность – порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою маленького человечка. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной  жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.

Главным критерием готовности  дошкольника к школе является его внутренний настрой. Как правило, практически все дети хотят пойти в школу, вот только далеко не все из них могут обосновать свое желание. Они основывают его, скорее, на внешних проявлениях, т.е. дошкольник может объяснить свое желание пойти в школу тем, что все его друзья тоже будут учиться в первом классе.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, постарайтесь представить его ожидания от школы, рассмотрите ситуацию с позиции ребенка, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.

Важно выяснить, насколько представления вашего ребенка о школе соответствуют действительности. Для этого спросите у него, что он знает о школе, хочет ли он учиться в школе, на чем основывается его желание.

Для того, чтобы избежать трудностей в школе, важно еще до школы  сформировать у ребенка правильную психологическую установку. Для этого необходимо проводить с детьми разъяснительные беседы.

Следует рассказать ребенку, что значит быть школьником, и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Повседневная жизнь дошкольника призвана также выработать у него определенный стиль поведения, который подготовит к принятию школьного распорядка. Следует воспитывать произвольность и управляемость поведения ребенка.

Важно при формировании «+» настроя к школе не выражать своей негативной оценки к школьному обучению. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что школьное обучение – это напрасная трата времени и сил.

Кроме того, еще до поступления в первый класс у ребенка необходимо выработать набор качеств  и свойств личности, которые значительно облегчат его существование в школе. Это и хорошая память, сообразительность, любознательность, воображение, начальные навыки чтения, письма и счета. Очень важно, чтобы у ребенка было развито внимание, так как ему необходимо уметь концентрироваться, нужно выработать способность к длительному сосредоточению.

        Нужно также формировать определенные волевые качества, основным из которых является способность делать не только приятную  и привлекательную работу. Ребенок должен уметь заниматься такой деятельностью, которая не вызывает удовольствия, но которую так или иначе необходимо выполнить.

Следует ли из этого, что хорошо учиться в первом классе будут только дети, обладающие всеми вышеперечисленными качествами? Конечно же, это не так, ведь у каждого ребенка есть свои достоинства и свои недостатки. Кроме того, обычно одно качество личности компенсируется другим. Так, например, любознательный ребенок с легкостью откликается на все новое, но при этом не любит повторения пройденного и у него серьезные проблемы с усидчивостью. Дружелюбный ребенок, легко завязывающий новые контакты, в свою очередь склонен беспрестанно болтать с одноклассниками во время урока и т.д.

Для успешного обучения необходимо также умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того, чтобы их избежать, важно развивать  речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и внятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка.

Не менее важным  условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

        Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.

Таким образом, комплексная подготовка детей к школе определяется не только такими разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, как умение читать, писать и считать. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое психологическое состояние при котором он сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

Готов ли ребенок к школе?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребенка читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство), для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжить. И каждый будет по-своему прав, так как понятия «абсолютная готовность» не существует. Разные дети. Разные условия, разные требования обучения…

Готовность к школе – это определенный уровень

  • социальных умений (умений общаться со сверстниками и взрослыми, умений оценивать ситуацию и регулировать свое поведение).
  • развитие тех функций, без которых обучение затруднено (внимания, речи, развития моторики, координации).
  • личностного развития (адекватной самооценки, мотивации).

Личностная готовность

Интеллектуальная готовность

Социально-психологическая готовность

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не с внешней стороны (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Кругозор, запас знаний.

Интерес к знаниям, овладение речью, мышление, внимание, память, мелкая и крупная моторика.

Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

Потребность в общении с другими, умение подчиняться интересам детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, постарайтесь представить его ожидания от школы, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.

  • Выясните, насколько представления вашего ребенка о школе соответствуют действительности. Спросите у него, что он знает о школе, хочет ли он учиться в школе, на чем основывается его желание.

  • Для того, чтобы избежать трудностей в школе, важно еще до школы  сформировать у ребенка правильную психологическую установку.  

  • Расскажите ребенку, что значит быть школьником, и какие обязанности ему придется выполнять в школе.

  • Формируйте положительный настрой к школе. Старайтесь не выражать своей негативной оценки к школьному обучению. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что школьное обучение – это напрасная трата времени и сил.

  • Развивайте внимание, так как ему необходимо уметь концентрироваться, нужно выработать способность к длительному сосредоточению.

  • Формируйте определенные волевые качества, основным из которых является способность делать не только приятную  и привлекательную работу. Ребенок должен уметь заниматься такой деятельностью, которая не вызывает удовольствия, но которую так или иначе необходимо выполнить.

  • Как можно больше общайтесь с ребенком, поощряйте его рассказы, выполняйте различные подготовительные упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка.

  • Никогда не  сравнивайте вашего ребенка с другими детьми (это вызывает агрессию). Сравнивайте только с его собственными достижениями.

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.