Аналитическая справка по анкетированию родителей «Стратегии семейного воспитания»

Результаты диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_strategiya_semeynogo_vospitaniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по анкетированию родителей «Стратегии семейного воспитания»

Малина М.В. педагог-психолог МБУДО ЦДТ

В рамках реализации годовой задачи УДО  «формирование партнерских отношений с семьями воспитанников» педагогами было проведено анкетирование «Стратегии семейного воспитания».

В анкетировании приняли участие 147 родителей обучающихся творческих объединений Центра детского творчества г. Ярцево.

Дата проведения: февраль 2018 год

Методика: анкета «Стратегии семейного воспитания»

Родителям было предложено оценить свою собственную стратегию семейного воспитания, ответив на вопросы анкеты «Стратегии семейного воспитания». Для ответа необходимо выбрать из четырех вариантов наиболее соответствующее мнению родителя утверждение.

Обработав, полученные ответы с помощью ключа были получены следующие данные:

Демократический стиль воспитания наблюдается у 73,6% родителей.

Для демократического стиля воспитания характерно:

• осознание важности роли родителя в становлении личности ребенка;

• признаете права ребенка на саморазвитие;

• поощрение личной ответственности и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями;

• проявление твердости, заботы о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарного стиля при воспитании детей придерживаются 12,5% родителей.

Для авторитарного стиля воспитания характерно:

• категоричность и неуступчивость в требованиях;

• ограничение самостоятельности ребенка;

• суровые запретами, выговоры и физические наказания;

• у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием;

• отношения исключают душевную близость с детьми, между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стиль семейного воспитания предпочитают 4,3% опрошенных.

Для либерального стиля воспитания характерно:

• высокая оценка своего ребенка, родитель считает простительными его слабости;

родители легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям;

воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Индифферентный стиль прослеживается в 1,4% семей.

Для индифферентного стиля воспитания характерно:

• проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало;

• свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

А также среди 5,5% родителей был выявлен смешанный стиль воспитания, сочетающий в себе авторитетный и демократический стили в равной мере.

Противоречивый стиль воспитания наблюдается у 2,7% родителей, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Проведение качественного анализа анкет родителей позволило сделать следующие выводы:

1. 57, 4% родителей считают, что характер человека определяется сочетанием врожденных задатков и условий среды.

2. С утверждением, что «дети воспитывают своих родителей» согласны 67 % опрошенных.

3. Родители считают, что пример более действенен, чем поучения, так как 68,4 % согласны с утверждением Жозефа Жубера «Детям нужны не поучения, а примеры».

4. В доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к вопросам пола готовы 52 % родителей.

5. Мнения родителей в отношении карманных денег разделились – 37 % доверяют планирование своего бюджета ребенку, 31 % родителей готовы выдавать определенную сумму, но контролировать их расходование.

6. В конфликтной ситуации ребенка со сверстником 60% посоветуют своему ребенку, как действовать в зависимости от ситуации.

7. В отношении сквернословия ребенка 79,5 % родителей постараются довести до понимания ребенка, что это недопустимо.

8. Родителям была предложена ситуация: «Дочь-подросток хочет повести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей». 57,5 % родителей считают возможным отпустить ребенка, «если знают её товарищей как порядочных и надежных ребят».

9. Попробуют разобраться в причинах лжи детей 76,7% опрошенных.

10. Стараются подавать достойный пример своему ребенку 67 % родителей.

Тест «Стратегия семейного воспитания»

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

A. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

A. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за  разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

B. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов:

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

        Интерпретация результатов теста:

Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

        Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же мы всё-таки хотим видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.