Программа сопровождения родителей будущих первоклассников «На пороге школы» «Внимание»

Занятие для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vnimanie.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВНИМАНИЕ Педагог-психолог Малина Марина Валерьевна

Слайд 2

ВНИМАНИЕ - качественная характеристика , обозначающая направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности (восприятия, памяти, мышления). Внимание присутствует в любой сознательной деятельности, и выступает неотъемлемой стороной всех познавательных процессов.

Слайд 3

Слайд 4

Непроизвольное внимание когда внимание не связано с волевыми усилиями. Для его привлечения важна сила раздражителя , контраст между раздражителями, изменением в раздражителях , движением предметов все новое и, наоборот, все шаблонное, стереотипное не вызывает внимания. .

Слайд 5

Произвольное внимание определяется сознательной задачей и формируется в результате воспитания и самовоспитания. Важнейшим условием поддержания произвольного внимания является правильная организация деятельности .

Слайд 6

Особенности внимания Объем внимания Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Распределение внимания между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями, возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

Слайд 7

Устойчивость внимания длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Условие - разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий.

Слайд 8

Отвлекаемость и переключение Отвлекаемость - противоположно устойчивости внимания. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. переключение внимания - намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче (требует затраты усилий).Может быть полезным, т.к. иногда может заменить собой отдых.

Слайд 9

рассеянность Рассеянность- состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться Включение в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном

Слайд 10

Физиологические основы внимания В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. ориентировочный рефлекс- врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды обеспечивается наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию

Слайд 11

Диагностика внимания Корректурные пробы Упражнения на развитие концентрации внимания ( парные карточки) Поиск сходства и различий в картинках. Лабиринты Путанки Воспроизведение ритма и др.

Слайд 12

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)— неврологическое-поведенческое расстройство развития. Проявляется как : трудности концентрации внимания, высокую активность плохо управляемую импульсивность.

Слайд 13

С неврологической точки зрения СДВГ -стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения США, это расстройство присутствует у 3–5% людей, включая как детей, так и взрослых. Согласно действующим (2007) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста. Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Слайд 14

Распространенность Оценки распространенности СДВГ (от 1–2% до 25–30%). Распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10–15%, У мальчиков он встречался в 2,8–3 раза чаще, чем у девочек.

Слайд 15

признаки СДВГ нарушения внимания- небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны; импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. подвергают себя необоснованному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками; не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами, порчей имущества.

Слайд 16

ДИАГНОСТИКА СДВГ Диагноз гиперактивности ставится детским психиатром или детским психоневрологом. Поводом обращения к врачу являются: чрезвычайная подвижность, плохое поведение, плохая учёба, неспособность концентрировать внимание на чем то одном. Независимо от ситуации не может остановиться несмотря на просьбы, уговоры, подкуп.

Слайд 17

1. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ При наличии 6 и более симптомов в течении 6 месяцев обращаться к врачу. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях или других видах деятельности. Обычно с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или игр. Часто складывается впечатление, что ребёнок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь (игнорирует). Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Часто теряет вещи. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Слайд 18

2. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ Наличие шести симптомов, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам: Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым.

Слайд 19

3. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. 8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

Слайд 20

КОРРЕКЦИЯ Медикаментозные и нефармакологические подходы, которые могут сочетаться с либо использоваться независимо. Нейропсихологический (при помощи различных упражнений). Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, (только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга). Игротерапия (песок, крупа, вода, рисование пальцами) Аутогенная тренировка Работа над личностью. Семейная психотерапия (избегать крайностей -жалость, вседозволенность или завышенные требования).

Слайд 21

щадящий режим обучения: до 12 человек, 30 мин, первая парта; целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения психотерапевтическая работа с родителями, : больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. режим дня , физические упражнения, длительные прогулки, бег; избегать утомления при выполнении заданий; необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Слайд 22

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ Отвлечь ребенка от капризов Поддерживать четкий распорядок дня Предложить выбор (другую деятельность) Задать неожиданный вопрос. Отреагировать неожиданным способом. Не запрещать в категоричной форме. Просить, а не приказывать. Автоматически , нейтральным тоном повторять свою просьбу Подвести к зеркалу или сфотографировать в момент каприза. Оставить в комнате одного (если безопасно). Не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения. Не читать нотации.

Слайд 23

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.