К успеху, через осознанность

Захарова Евгения Валерьевна

В статье представлен один из вариантов работы с подросками-спортсменами, а именно способ отслеживать и осознанно управлять своим состоянием ориентаруясь на три параметра:  я думаю, я чувствую, я реагирую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uspehu_cherez_osoznannost.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

К успеху, через осознанность.

Педагог-психолог ГБОУШИОР

Захарова Е.В.

Сегодня чрезвычайно актуальная и популярна тема детской одаренности, развития талантов. Это связано с тем, что современное общество нуждается в неординарных творческих личностях. Безусловно, талантливых рождается много. Но не многие проявляют себя, пытаются найти свой талант. Особенно сложно становится в подростковом возрасте. Часто  подростки  еще не знают, в чем они могут быть успешны, какие у них есть скрытые таланты. Для этого важно понимать и принимать себя, но все ли современные дети преуспели в этом? Ведь в большинстве случаев именно это, кажется невозможным, неосуществимым. Однако, если на этом этапе мы поможем ребятам раскрыться, научиться понимать, принимать и проявлять себя это даст толчок к открытию скрытых возможностей, талантов.  Сегодня я хотела бы поделиться собственным опытом  индивидуальной работы с подростками.  А именно, как помочь им сделать шаг к себе.

Работая педагогом-психологом в школе-интернате «Олимпийский резерв» с юными спортсменами 13-17 лет, где ребята находятся круглосуточно, част сталкиваюсь вот с чем. Вроде бы есть у ребят желание заниматься спортом, интересно, получается, но не все, обучающиеся у нас имеют раскрытый спортивный талант, у некоторых он еще находится в «спящем» состоянии или только начинают раскрываться, а  другие талантливы в чем-то другом. Чаще всего обращаются, когда что-то не получается, когда что-то мешает им себя чувствовать комфортно и быть успешными в учебе или спорте.  

От большинства я слышу следующее: «я боюсь ошибиться, сказать или сделать что-то не так; я скажу или сделаю, что-то неправильно, а надо мной будут смеяться; я не могу, не умею; у меня не получится; как-то само все выходит, а по-другому не получается; боюсь выглядеть глупым» и т.п. По сути, речь идет о неуверенности в себе, страхах, об определенных установках: я не могу и смогу, у меня не получится, я не справлюсь. Это то, что подростки говорят себе про себя ежедневно. Не я управляю процессом, от меня ничего не зависит, все происходит само собой, а значит, его невозможно изменить. Пока имеются эти мысли или установки внутри нас и не подвергаются сомнению, критике, человек их принимает безоговорочно, как единственно верные. Однако, как утверждают ребята, когда мы начинаем разбирать  и анализировать ситуацию, им эти мысли и установки не приносит пользы, но они не знают, как их изменить, так как мало, кто имеет подобный осознанный опыт. 

Но для того, чтобы что-то поменять, мы должны сначала понять, что с нами происходит и из-за чего.  То есть сделать весть процесс осознанным. И будем это делать на трех уровнях:

- мыслительный

- эмоциональный

- физический

На каждом этапе ставим свои задачи

- мыслительный – анализ мыслеформ, вычленение негативных, неконструктивных

- эмоциональный – отслеживание эмоциональной реакции на те или иные мыслеформы

- физический – отслеживание телесных реакций в ответ на мысли и чувства, конкретные действия, поведение

Помощником в этом нам послужит собственное тело.

Техника 1. Обращение к воспоминаниям. Вначале  мы исследуем саму природу возникновения реакций нашего тела. Отчего мы начинаем себя вести тем или иным образом? Что нас заставляет тревожиться, переживать? В ходе рассуждений они говорят о мыслях, образах возникающих в голове. Отталкиваясь от этого, предлагаю представить, что наш мозг – это командный центр, командир, который отдает приказы. Именно оттуда передаются все команды в наше тело. Тело может двигаться без команды? Конечно, нет! Тогда тело – это послушный солдат, который не может ослушаться приказа, оно обязано подчиниться и выполнить все, что требует командир. Предлагаю подросткам проверить на собственном опыте, что мысль способна влиять на наше эмоциональное состояние и на тело посредством  следующего эксперимента: 

«-» «Необходимо вспомнить тот день, когда у тебя что-то не получилось, ты расстроился. Вспомни все до мелочей, что с тобой происходило. Погрузитесь в это состояние. Что ты думал, как себя чувствовал? После обязательно отслеживаем: что сейчас с тобой, как ты себя чувствуешь? Изменилось ли настроение? Какие появились ощущения в теле? Изменилось ли мое дыхание? Каким оно стало?». Зафиксируйте, мысли, эмоции и телесные ощущения, что хочется сделать.

«+» Дальше предлагается вспомнить день, когда получалось что-то важное или случилось долгожданное и радостное событие. Так  же, как и в предыдущем, важно вспомнить этот момент до мелочей: что с тобой происходило, что ты думал, как себя чувствовал,  и  ответить: что сейчас с тобой, как ты себя чувствуешь, что с настроением, какие появились ощущения в теле? Изменилось ли дыхание?  Часто на губах у ребят появляется улыбка. Настроение улучшается, дыхание становится легким, тело наполняется силой. Запишите: мысли, чувства, телесные ощущение, что с дыханием, что хочется сделать.

Разъяснение. Эти состояния, в которых мы побывали, говорят нам о том, что наше тело является проводником между внутренним и внешним миром. Мы все время находились в одном и том же месте, но в мыслях мы способны уходить в прошлое или будущее. При этом мы испытываем последствия наших мыслей физически, а значит, они способны влиять на наше тело. Как показал эксперимент, наш мозг не различает, произошло событие в реальности в прошлом  или оно никогда не происходило. Если мысль пробуждает сильные эмоции, значит для нас это событие реально, а следовательно, тело обязано отреагировать. Например, если наши мысли вызывают страх, тревогу, злость, тело  начинает себя везти не как обычно: меняется ритм дыхания, может появиться тяжесть в различных частях тела, скованность, напряженность, изменяется теплоощущение и т.п. Если же наши мысли наполнены радостью, приятными впечатлениями, то в теле ощущается сила, энергия, свобода движений.

Из всего вышесказанного делаем вывод: если мы смогли провести выше упомянутый эксперимент, значит и вызвать определенные состояния и ощущения в нашем теле с помощью воображения, воспоминаний, значит, этот процесс поддается управлению. И запускает весь процесс – мысль. Раз мысли возникают в нашей голове, именно мы способны ими управлять, а значит как нашим эмоциональным состоянием, так и телом. То есть управлять собой на трех уровнях: мыслительном, эмоциональном и физическом. Все это составляющие одной цепи, выглядит следующим образом: мышление (мысль, вывод, установка) – эмоция (эмоциональный посыл) – реакция тела.

Техника 2. Напряжение – расслабление. Чтобы преодолеть барьеры к управлению собой на каждом из этих уровней, мы задействуем самый последний, а именно телесный. Часто многие подростки, особенно спортсмены, хорошо умеют напрягаться, но совершенно не умеют расслабляться, ведь именно в состоянии покоя мы лучше всего управляем собой. И для того, чтобы понять и запомнить состояния расслабления мы максимально сильно напрягаем мышцы нашего тела. Начиная от кончиков пальцев на ногах и заканчивая мышцами лица, напрягая, сжимая до максимума. И скидываем, отпускам мышцы в обратном порядке. Так проделывая несколько раз, с целью ощутить и запомнить отличие напряженного тела от расслабленного. Какие ощущения возникают тогда, когда мы отпустили все мышцы? Что с нашими мыслями, что с эмоциями?

Техника 3. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Еще один важный элемент управления собой  - это дыхание. Когда мы напрягаемся, боимся, тревожимся – дыхание сбивается, а значит дисбалансирует весь организм. Поэтому так важно научиться выравнивать дыхание. Обучение методу  диафрагмально-релаксационного дыхания позволяет подросткам освоить действенный способ  коррекции своего психоэмоционального состояния,  а именно: снять излишнее психическое и мышечное напряжение, расслабиться. А в дальнейшем самостоятельно применять его для  саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния.

Важность использования этого метода для нас состоит еще и в том, что в момент, когда мы заняты дыхательной гимнастикой, наши мысли направлены на слушание сигналов тела, контроль правильности выполнения упражнения и отслеживания сохранения расслабленности. Это значит, ничто другое нас не беспокоит и дает возможность побыть в паузе, скинуть накопившееся напряжение. Человек не может думать о двух вещах одновременно, поэтому подобные упражнения на телесном уровне обучают подростком не только самоуспокоению, но и возможности ощущать и понимать сигналы своего тела, управлять им.  

1.Сядьте удобно.

2.Закрыв глаза, обратите мысленный взор «в себя», ни на чем, не акцентируя внимание, и расслабьте мышцы лица и плеч. Почувствуйте, как разглаживается кожа лба, опустились плечи, дыхание выровнялось, мысли перестали путаться и потекли ровно. Посидите в таком положении одну-две минуты. Успокойтесь.

3.Положите одну руку на живот выше пупка, а другую руку - на грудь. Это Вам необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом.

4.Делаете вдох через нос без напряжения и усилий. При этом живот должен округлиться, как будто бы воздух проник не только в легкие, но и в живот, наполнив его собой, как воздушный шарик.

5.Плавно, без паузы переходите к выдоху. Его делайте ртом, через чуть приоткрытые губы. Выдох должен быть с некоторым сопротивлением. При этом живот медленно втягивается, помогая легким освободиться от выдыхаемого воздуха. Делая выдох, представьте, например, себе, что выдох – это легкий утренний бриз, наполняющий парус выходящей в море яхты.

6.Выдох делайте длиннее вдоха в 2-4 раза. Это важно. Обращайте на это особое внимание. Правильный выдох - существенное продвижение в овладении диафрагмальным типом дыхания.

Что сейчас с вами происходит:  мысли, эмоции и телесные ощущения? Когда мы спокойны, уравновешены, гораздо легче работать с собственными мыслями и установками. В спокойном состоянии нам проще обратиться к нашему прошлому опыту. Все наши положительные впечатления, события, радостные и удачные моменты всегда с нами. Ведь ничто не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда. У каждого человека их наберется не мало, главное основательно поискать. Это ресурс, который призван нам помогать. Но чтобы он заработал, его необходимо пробудить, и для этого необходим импульс. Этот  импульс может создать мысль. Главное чтобы эта мысль была убедительной. Поэтому переходим к  работе с мыслеформами.

Техника 4. Изменение мыслеформ. Что мы себе обычно говорим, когда необходимо сделать что-то важное? Какими фразами, словами? Чаще всего это: «Я должен», «Мне надо», «Я обязан». И слишком редко «Я могу!», «Я хочу!». Так  происходит из-за того, что чаще всего мы воспринимаем всевозможные дела как работу, не приносящую удовольствия. А что будет, если мы поменяем формулировку «надо», «должен», «обязан», на «хочу».

Предлагаю сравнить, какие ощущения возникают в нашем теле под воздействием этих слов. Придумать и проговорить для себя фразы с этими словами, и постараться отследить: какие ощущения в теле вызывают те или иные фразы.

Как показывает практика у слова «хочу» не ограничений, поэтому оно не вызывает ни давления, ни тяжести, ни внутреннего сопротивления. Наоборот появляется чувство свободы, уверенности, силы. А это влияет и на эмоциональный настрой, а соответственно и на наши телесные ощущения.  Здесь же мы можем задуматься и понять, какие вообще мысли негативно влияют на наше эмоциональное и физическое состояние, а какие положительно.

Важно проговорить с подростками, что поймав себя на очередных «вредных» мыслях необходимо остановить их поток. Поэтому можно придумать некий стопор. Например, мысленно визуализируем  большую красную кнопку, которая при нажатии на нее издает громкий  звуковой сигнал «стоп». Лучше  всего, если мы запишем «пойманную» мысль. Так будет легче ее откорректировать и изменить смысл с отрицательного на положительный.

Таким образом,  подростки осваивают способ отслеживать свое состояние по трем параметрам: что я думаю, что я чувствую, как на все это реагирует мое тело. А значит, у них появляется возможность не только понимать весь этот процесс, но и осознанно управлять им, меняя неконструктивные мысли на конструктивные, позволяющие раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциал.