Аналитическая записка по результатам мониторинга готовности подростков целевой группы к реализации комплекса мероприятий проекта «Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика

Результаты мониторинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_po_rezultatam_monitoringa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка по результатам мониторинга готовности подростков целевой группы к реализации  комплекса мероприятий проекта

Существует необходимость выявления психологических причин нарушения личностного и социального развития школьников с целью организации профилактики возникновения подобных нарушений и прогнозирования поведения обучающихся группы риска.

В Ярцевском районе с участниками целевой группы (подростками) проводился мониторинг несовершеннолетних обучающихся, в том числе и участников целевой группы. В мониторинге приняли участие 280 обучающихся школ и учреждений  дополнительного образования. Из них в группу риска вошли 60 подростков, 23 из которых включены в состав целевой группы муниципального проекта (по представлению КДН и ЗП и по согласованию с руководителями общеобразовательных отношений). Мониторинг (диагностическое исследование) проводился в период с 13 по 27 мая 2019 года.

Назначение мониторинга заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае.

При проведении мониторинга я опиралась на известные диагностические методики и способы комплектования. Системная, систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по предупреждению отклоняющего поведения предполагает, как минимум, понимание того, что лежит в основе поведенческих девиаций ребенка.

Цель мониторинга – изучение склонности подростков к разным видам девиантного поведения.

Задачи диагностического исследования:

  • проанализировать особенности личностной сферы обучающихся подростков группы риска;
  • выявить подростков, склонным к девиантному поведению поведенческим нарушениям;
  • получение информации об особенностях развития подростков «группы риска»;
  • прогнозирование возможных трудностей.

Контингент: обучающиеся подростки «группы риска» школ и учреждений  дополнительного образования г. Ярцево.

Диагностическая работа включает в себя:

  • диагностика личностной сферы подростков с помощью методики «Диагностика личностной агрессивности подростков» (А. М. Прихожан);
  • методика «Дифференциация обучающихся на группы различной психологической ориентации» (по Н.В. Морозовой);
  • опрос, беседы, наблюдение.            

Диагностические методы: психологическая диагностика, наблюдение.

Методики диагностики склонности к девиантному поведению предназначены для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При подборе методик учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Исследуемые компоненты:

Вербальная агрессия

Человек выражает вербально своё агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления.

Физическая агрессия

Человек выражает агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Эмоциональная агрессия

У человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое враждебностью, подозрительностью, неприязнью, недоброжелательностью по отношению к нему.

Неуверенность в себе

Сложности в общении со сверстниками.

Результативность:

по изучаемым критериям было выявлено:

  • вербальная агрессия – 42 подростка;
  • физическая агрессия – 39 подростков;
  • эмоциональная агрессия – 28 подростков;
  • неуверенность в себе – 26 подростков.

Таким образом, у 42 подростка имеют предрасположенность к агрессивному поведению.

В рамках мониторинга была проведена методика «Дифференциация обучающихся на группы различной психологической ориентации» (по Н.В. Морозовой). 

Тестируемые: 60 обучающихся подростков  группы риска.        

Критерии дифференциации:

  • успешность обучения;
  • состояние здоровья (психосоматика);
  • сфера межличностных отношений (успешность в общении);
  • адекватность и социальная приемлемость поведения.

Краткая характеристика групп:

Группа нормы: отсутствуют нарушения по всем четырем критериям. Обучающиеся данной группы нуждаются в развивающей среде, в том, чтобы их гармоничность была востребована социальным окружением.

Группа психологической поддержки (16 подростков): нарушения в сфере межличностных отношений. Школьники данной группы нуждаются в эмоциональном принятии сверстниками и взрослыми, повышении своего социометрического статуса. Для них необходимо создавать ситуации успеха на уроках и вне урока, в которых они могли бы быть ситуативными лидерами. Показаны   групповые формы коррекционно-развивающей работы.

Группа неустойчивой адаптации (14 подростков): часто болеющие дети. Состояние здоровья может приводить к снижению успеваемости, нарушениям в сфере межличностных отношений, защитным формами поведения. Нуждаются в щадящем режиме, ежедневном внимании к их самочувствию и работоспособности, в ориентации учителя и родителей на индивидуальную норму в обучении.

Группа дезадаптации (27 подростков): школьники с асоциальным поведением и устойчивой психологической защитой. Референтная группа – вне школы, а со школьной средой они находятся в состоянии психологической войны. Рекомендуется индивидуальная коррекция. Групповые формы работы не показаны.

Группа патологических нарушений (3 подростка): дети, не подлежащие обучению в массовой общеобразовательной школе, но вынужденные ее посещать вследствие неадекватной позиции родителей. Рекомендуется разъяснительная работа с родителями.

По результатам тестирования выявлены подростки, склонные к девиантному поведению. Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям.

Схема проведения опроса психологом трудного подростка.

  • Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
  • Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
  • Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
  • Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
  • Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
  • Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.
  • Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
  • Первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  • Самооценка своей привлекательности.

Вывод: мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения планируемых результатов выявил предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение, адаптированное к нормам  значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность. Подростки подвержены влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы.

Мониторинг показал необходимость проведения профилактической работы и создания необходимых условий для преодоления девиантного поведения подростков.

Педагог-психолог:                                                                                Малина М.В.

        Дата __________________________