Исследование психологической безопасности образовательной среды МБУДО ЦДТ
Аналитическая справка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_psihologichseki_bezopasnoy_sredy_v_udo.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование психологической безопасности образовательной среды МБУДО ЦДТ
Малина М.В., педагог-психолог МБУДО ЦДТ
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ
Задачи:
1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и педагогов путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
Средства достижения поставленных задач:
- анкетирование;
Объекты изучения:
- обучающийся;
-педагог;
-родители.
Дата проведения исследования: 9.12.2018 г.
Для исследования была использована анкета-опросник для педагога, родителей и обучающегося «Психологическая безопасность образовательной среды организации».
Анализ результатов исследования показал, что для педагога характерно позитивное отношение к ЦДТ (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде ЦДТ. Также выявлено, что в позитивном отношении педагогов превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эти данные представлены в таблице №1.
Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагога к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, что данному педагогу по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Почти всегда работа вызывает у него хорошее настроение.
Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Для педагога характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с педагогами и специалистами,
• взаимоотношениями с обучающимися,
•возможность высказать свою точку зрения,
•сохранение личного достоинства,
• возможность проявлять инициативу, активность.
Таблица № 1. Отношение педагога к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы педагога (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 90% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 90% |
Эмоциональный | 100% |
В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:
Степень удовлетворенности педагога характеристиками образовательной среды
Характеристика школьной среды | Степень удовлетворенности педагога (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения с педагогами и специалистами | 100 % | ||||
Взаимоотношения с обучающимися | 100 % | ||||
Возможность высказать свою точку зрения | 100 % | ||||
Уважительное к себе | 100 % | ||||
Сохранение личного достоинства | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % | ||||
Учет личных проблем и затруднений | 100 % |
Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов.
Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)
Степень увлекательности работы для педагога образовательного учреждения.
| ||||||
|
Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагога по их самоанализу.
Так, полностью защищенными по отношению к обучающимся, коллегам и администрации чувствует себя педагог по следующим показателям:
• От публичного унижения/ от оскорбления
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения
Дальнейший анализ результатов исследования опросника обучающегося показал, что для ребенка характерно позитивное отношение к ЦДТ (100%) и, также, высокий уровень отношения к образовательной среде ЦДТ. Также выявлено, что в отношение к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эти данные представлены в таблице №1.
Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения обучающегося к образовательной среде ЦДТ равно соотносится с поведенческим, что может свидетельствовать о том, что положительное отношение к УДО по всем компонентам.
Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды показывает удовлетворенность в следующих параметрах :
• взаимоотношениями с педаогами,
• взаимоотношениями с обучающимис,
•возможность высказать свою точку зрения, и обратиться за помощью,
•уважительное отношение к себе,
• возможность проявлять инициативу, активность.
Таблица № 1. Отношение обучающегося к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы ученика (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 100% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 100% |
Эмоциональный | 100% |
Степень удовлетворенности обучающихся характеристиками образовательной среды
Характеристика образовательной среды | Степень удовлетворенности обучающихся (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения с педагогом | 100 % | ||||
Взаимоотношения с обучающимися | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Уважительное отношение к себе | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % |
Очевидна очень высокая степень удовлетворенности важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Таблица 3.
Степень увлекательности работы для обучающихся образовательного учреждения.
| ||||||
|
Еще одним важным моментом является показатель защищенности обучающихся по показателям.
• От публичного унижения/ от оскорбления
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения, в большей степени, что может предполагать некоторый психологический дискомфорт (в общение со сверстниками)
Следующим этапом исследования является опросник для родителя. Его ответы показали, что считает обучение и воспитание в данной организации на высоком уровне. Преобладает позитивное отношение к Центру детского творчества (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде. Также выявлено, что в позитивном отношении к ЦДТ превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения к образовательной среде ЦДТ преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, позитивном отношением родителей к ЦДТ и ответов «нравится» больше, чем «не нравится». И это всегда вызывает хорошее настроение.
Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Для родителя характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с педагогом,
• взаимоотношениями с обучающимися,
•уважительное отношение к себе,
•возможность обратиться за помощью
• учет личных проблем и затруднений.
Таблица № 1. Отношение родителей к образовательной среде.
Компоненты отношения к образовательной среде школы | Ответы родителей (%) |
Эмоциональный | 100% |
Когнитивный | 100% |
Поведенческий | 100% |
Когнитивный и эмоциональный | 100% |
Эмоциональный и поведенческий | 100% |
Все три компонента | 100% |
Эмоциональный | 100% |
В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:
Степень удовлетворенности педагогов характеристиками образовательной среды
Характеристика образовательной среды | Степень удовлетворенности педагога (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Совсем нет | В небольшой степени | средне | В большой степени | В очень большой степени | |
Взаимоотношения с педагогами и специалистами | 100 % | ||||
Взаимоотношения с обучающимися | 100 % | ||||
Возможность высказать свою точку зрения | 100 % | ||||
Уважительное к себе | 100 % | ||||
Сохранение личного достоинства | 100 % | ||||
Возможность обратиться за помощью | 100 % | ||||
Возможность проявлять инициативу, активность | 100 % | ||||
Учет личных проблем и затруднений | 100 % |
Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.
Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов ЦДТ.
Педагоги отмечают, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)
Степень увлекательности работы для педагогов образовательного учреждения.
| ||||||
|
Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагогов по их самоанализу.
Так, полностью защищенными по отношению к образовательной среде чувствует себя родители в 90% из 100% по следующим показателям:
• От публичного унижения/ от оскорбления , скорее, да, чем нет а в остальном полностью чувство защищенности и комфорта:
• От угроз
• От принуждения делать что либо против желания
• От игнорирования
• От недоброжелательного отношения
Таким образом, анализируя вышеуказанные полученные результаты по всем показателям образовательную среду МБУДО ЦДТ можно считать психологически безопасной и комфортной для работающих в ней педагогов, обучающихся и родителей.