Исследование психологической безопасности образовательной среды МБУДО ЦДТ

Аналитическая справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_psihologichseki_bezopasnoy_sredy_v_udo.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование психологической безопасности образовательной среды МБУДО ЦДТ

Малина М.В., педагог-психолог МБУДО ЦДТ

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ

Задачи:

1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;

2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и педагогов путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

Средства достижения поставленных задач:

- анкетирование;

Объекты изучения:

- обучающийся;

-педагог;

-родители.

Дата проведения исследования: 9.12.2018 г.

Для исследования была использована анкета-опросник для педагога, родителей и обучающегося «Психологическая безопасность образовательной среды организации».

Анализ результатов исследования показал, что для педагога характерно позитивное отношение к ЦДТ (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде ЦДТ. Также выявлено, что в позитивном отношении педагогов превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагога к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, что данному педагогу по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Почти всегда работа вызывает у него хорошее настроение.

Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Для педагога характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с педагогами и специалистами,

• взаимоотношениями с обучающимися,

•возможность высказать свою точку зрения,

•сохранение личного достоинства,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение педагога к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы педагога (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

90%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

90%

Эмоциональный

100%

В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2: 

Степень удовлетворенности педагога  характеристиками образовательной среды

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагога (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогами и специалистами

100 %

Взаимоотношения с обучающимися

100 %

Возможность высказать свою точку зрения

100 %

Уважительное к себе

100 %

Сохранение личного достоинства

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Учет личных проблем и затруднений

100 %

Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов.

Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)

Степень увлекательности работы для педагога образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

В большой степени

100%

 

 

Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагога по их самоанализу.

Так, полностью защищенными по отношению к обучающимся, коллегам и администрации чувствует себя  педагог по следующим показателям:

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения

 Дальнейший анализ результатов исследования опросника обучающегося показал, что для ребенка характерно позитивное отношение к ЦДТ (100%) и, также, высокий уровень отношения к образовательной среде ЦДТ. Также выявлено, что в отношение к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения обучающегося к образовательной среде ЦДТ равно соотносится с поведенческим, что может свидетельствовать о том, что  положительное отношение к УДО по всем компонентам.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды показывает  удовлетворенность в следующих параметрах :

• взаимоотношениями с педаогами,

• взаимоотношениями с обучающимис,

•возможность высказать свою точку зрения, и обратиться за помощью,

•уважительное отношение к себе,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение обучающегося к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы ученика (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

100%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

100%

Эмоциональный

100%

Степень удовлетворенности обучающихся  характеристиками образовательной среды

Характеристика образовательной среды

Степень удовлетворенности обучающихся (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогом

100 %

Взаимоотношения с обучающимися

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Уважительное отношение к себе

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Очевидна очень высокая степень удовлетворенности  важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

 Таблица 3.

Степень увлекательности работы для обучающихся образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

100%

В большой степени

 

 

Еще одним важным моментом является показатель    защищенности  обучающихся по показателям.

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения, в большей степени, что может предполагать некоторый психологический дискомфорт (в общение со сверстниками)

Следующим этапом исследования  является опросник  для родителя. Его ответы показали, что  считает обучение и воспитание в данной организации на высоком уровне. Преобладает позитивное отношение к Центру детского творчества (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде. Также выявлено, что в позитивном отношении к ЦДТ превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

 Эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения  к образовательной среде ЦДТ преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, позитивном отношением  родителей к ЦДТ  и ответов «нравится» больше, чем «не нравится». И это всегда  вызывает  хорошее настроение.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Для родителя характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с педагогом,

• взаимоотношениями с обучающимися,

•уважительное отношение к себе,

•возможность обратиться за помощью

• учет личных проблем и затруднений.

Таблица № 1. Отношение родителей к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

 Ответы родителей (%)

Эмоциональный

100%

Когнитивный

100%

Поведенческий

100%

Когнитивный и эмоциональный

100%

Эмоциональный и поведенческий

100%

Все три компонента

100%

Эмоциональный

100%

В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2: 

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками образовательной среды

Характеристика образовательной среды

Степень удовлетворенности педагога (%)

1

2

3

4

5

Совсем нет

В

небольшой степени

средне

В

большой степени

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогами и специалистами

100 %

Взаимоотношения с обучающимися

100 %

Возможность высказать свою точку зрения

100 %

Уважительное к себе

100 %

Сохранение личного достоинства

100 %

Возможность обратиться за помощью

100 %

Возможность проявлять инициативу, активность

100 %

Учет личных проблем и затруднений

100 %

Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов ЦДТ.

Педагоги отмечают, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)

Степень увлекательности работы для педагогов образовательного учреждения.

Степень увлекательности

Процент

В очень большой степени

В большой степени

100%

 

 

Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагогов по их самоанализу.

Так, полностью защищенными по отношению к  образовательной среде чувствует себя родители в 90%  из 100% по следующим показателям:

• От публичного унижения/ от оскорбления , скорее, да, чем нет а в остальном полностью чувство защищенности и комфорта:

• От угроз

• От принуждения делать что либо против желания

• От игнорирования

• От недоброжелательного отношения

Таким образом, анализируя вышеуказанные полученные результаты по всем показателям образовательную среду МБУДО ЦДТ можно считать психологически безопасной и комфортной для работающих в ней педагогов, обучающихся и родителей.