Консультация по вопросам адаптации

Карева Татьяна Сергеевна

Консультация по вопросам адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой адаптации, что может создать для него стрессовую ситуацию, которая может привести к капризам страхам, отказу от еды, частым болезням и т.д. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления                 к ее условиям. Но далеко не все дети успешно адаптируются к этим новым условиям.    Детски сад — ступень, на которой ребенок получает первый опыт взаимодействия с  другими людьми, пытается найти свое место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Вопрос взаимодействия и понимания с окружающими актуален не только в новых условиях, но и внутри семьи.

Различают три степени тяжести прохождения  адаптационного периода:
легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

     С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно.

     Можно объективно судить об особенностях поведения и проявлении эмоции у ребенка, адаптирующегося к детскому саду по ряду показателей.  

1. Отрицательные эмоции, встречаются в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к детскому саду. Обычно дольше всех из отрицательных эмоции у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями.

2. Страх — обычный спутник отрицательных эмоции. Навряд ли удастся встретить ребенком, который не испытывал его хотя бы раз во время адаптации к детскому саду. Ведь малыш, впервые придя в детски коллектив, во всем видит лишь скрытую угрозу для своего существования на свете. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится воспитателей.

3. Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, возвещающие о завершении у ребенка адаптационного процесса.

 4. Социальные контакты - в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирает повод для контакта. Коммуникабельность ребенка это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Но как только малыш сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации ребенка.

5. Познавательная деятельность — обычно верный «друг» всех
положительных эмоции. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. У ребенка пропадает всякое желание знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Но в процессе адаптаций познавательная деятельность нормализуется за счет снижения активности стресса.  
 6. Социальные навыки — под прессом стресса малыш обычно изменяется на столько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
 7.  Особенности речи — у некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скучнеет, и он на несколько ступенек словно опускается вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова.

 8.  Двигательная активность - во время адаптационного процесса редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или
неуправляемо гиперактивен.

 9.  Сон — вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «Ванька - встанька». Его не успевают уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детскому саду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном.
 10. Аппетит — чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Также ребенок может впасть в другую крайность, есть намного больше, чем обычно.

В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма, и ребенок начинает болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение — серьезный и сложный этап в его жизни. От того, насколько родители подготовят малыша к переходу на новый уровень жизни, зависит характер адаптации и ее длительность, (период привыкания может продолжаться от 1 до 6 месяцев). Исследования показали, что ребенок на втором году жизни принимает или не принимает незнакомого взрослого, ориентируясь исключительно на поведение мамы. Ей он привык доверять, рядом с ней испытывает чувство защищенности, комфорта, безопасности. Если мама улыбается при встречи с однокурсницей, то ребенок реагирует улыбкой на ее приветствие. Если мама несколько напряжена при встречи с незнакомым человеком, то малыш сразу же настораживается и его нелегко вывести из этого состояния. Из этого следует, что установить контакт с воспитателем ребенку легче всего при помощи мамы.

Существенной причиной затруднения адаптации будет необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не
способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.

Данные немногочисленных исследовании о влиянии особенностей родителей на адаптацию ребенка свидетельствуют о том, что успешней адаптируются к детскому саду дети, родители которых уважают их, принимают такими, какими они есть, стараются проводить с ними больше времени, испытывают чувство гордости за них, стараются помочь и сопереживают при неудачах ребенка.

  Уважаемые родители, терпения вам и оптимизма. Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!

Домашнее задание для родителей к теме 3

Уважаемые родители!

Мы хотим Вам предложить несколько домашних заданий, которые Вам помогут еще лучше узнать своего ребенка и самого себя. Эти задании вы сможете выполнять параллельно общению с ребенком и другими членами семьи.

Задание № 1

В течение дня (а лучше 2 – 3 дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой). Если количество отрицательных равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание № 2

Закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот вы его встречаете в детском саду и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь легче будет сделать это на самом деле. Ваш ребенок почувствует, что он действительно любим и не забыт после долгой разлуки в течение дня.

Задание № 3

 Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: неплохо бы то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание № 4

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка и окружающих вас близких людей, да и на свои собственные чувства тоже.

Если вам понравились данные задания и вы хотите поделиться опытом их выполнения просим Вас оставить отзыв в «Книге отзывов и предложений».

Удачи вам!

Задания подготовлены по материалам книги

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»