Главные вкладки

    Семинары. Тренинги. Педсоветы.

    Бурдина Тамара Викторовна

    Семинары. Тренинги. Педсоветы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.docx30.01 КБ
    Файл trening_dlya_pedagogov.docx23.13 КБ
    Файл ranniy_vozrast_tekst.docx49.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет  «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

    Составила: педагог-психолог Бурдина Т.В.

     Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

    План выступления:

    1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
    2.  Выполнение заданий педагогами.
    3. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

    1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

    Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

         У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

       Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
    Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

    Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

    2. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

    Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

    Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

    1"Очень я собой горжусь, я на многое горжусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

    2. "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

    3. "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

    Потирая ладонь о ладонь.

    4. "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.

    5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками

    6. "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

    7. "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.

    8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.

    9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

    Итак, задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

    1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

    2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

    3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

    4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

    5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

    6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

    7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

    8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

    9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

    Упражнение «Список претензий к родителям»

    Цель: осознание воспитателями невозможности построения  общения на взаимных претензиях.

    Процедура выполнения

    В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите быть родителям ваших воспитанников такими, какие они есть.

    Инструкция:

    Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовём это списком претензий, которые должны быть чёткими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

      На работу отводится 10 минут. Ведущий подчёркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а так же отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

       На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том,  чем же каждого не устраивают родители.

    Анализ упражнения

    1. Что вы испытали, выполняя упражнение?

    2.  По вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?

    3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

    Решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

    — мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

    — родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

    — мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

    — мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

    Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

    Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

     Процедура выполнения: Педагогам предлагается  в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того  родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

    Анализ упражнения

    1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

    2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?

    3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

    Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать.

    Подготовить короткий комментарий к тезисам.

    Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

    Тезисы:

    • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
    • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
    • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
    • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
    • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
    • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
    • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
    • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

    Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

    • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
    • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
    • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
    • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
    • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
    • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
    • Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

    Правила конструктивного взаимодействия с родителями.

    1. Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
    2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно  усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
    3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «ой, извините, можно с вами поговорить?», «не знаю,  может  быть я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «вы не правы…», «вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
    4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их  сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать  в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут  разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.
    5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
    6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы.  Целесообразно завести журнал «у меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания  и развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
    7. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
    8. Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей  педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.
    9. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
    10. Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.
    11. К каждому замочку нужен свой ключик.  Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
    12. Посещение родителями различных мероприятий для детей  (познавательных, праздничных, спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям  просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих меропрятиях.



    Предварительный просмотр:

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения педагогов

    «Сбрось усталость!»

    Подготовила: Т.В. Бурдина, педагог-психолог.

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

    Упражнение  «Продолжи фразу»

    Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

    Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

    Упражнение  «Плюс-минус»

    Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

    Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

    Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы». Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

    Упражнение  «Откровенно говоря»

    Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

    Материалы: карточки с незаконченными фразами.

    Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

    Фразы для карточек:

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, во мне вызывает раздражение на работе…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

    Откровенно говоря, успехи на работе…

    Откровенно говоря, я мечтаю …

    Откровенно говоря, когда я пишу планы….

    Откровенно говоря, когда мне предстоит работать в две смены….

    Откровенно говоря, недовольства родителей воспитанием детей в группе…

    Откровенно говоря, когда я мне предстоит провести открытое занятие…

    Упражнение "Мусорная корзина"

     Цель: избавление от негативных эмоций.

      Психолог  раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.

    Психолог  обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

    Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.

    В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место)

    Упражнение . «Зажимы по кругу»

    Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.

    Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.

    Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

    Упражнение “Ха!”

    Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!” (повтор 4 раза).

    Упражнение «Танцы-противоположности».

    Участникам предлагается разбиться на пары. В танце вы должны изобразить различные чувства. Чувства, которые вы изображаете обязательно должны быть противоположными. Например, один из вас изображает веселье, а другой соответственно - грусть. Скажите своим танцем, что нам грустно-прегрустно или, наоборот, весело - превесело.. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями (1-2 мин). Затем поменяйтесь парами.

    Упражнение 2. «Никто не знает, что…»

    Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

    Воспитатели  сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

    Упражнение  «Моечная машина»

    Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

    Педагоги  становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».

    Упражнение . «Живые руки»

    Цель: снятие мышечного напряжения

    Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю сою энергию в руки. Ни­чего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомив­шись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 ми­нут) Борьба окончена. Теперь миритесь с партне­ром с помощью рук (3 минуты). Затем попрощай­тесь с партнером (3 минуты) и откройте глаза. Об­меняйтесь друг с другом своими впечатлениями.

    Упражнение «Улыбка».

    Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».

    Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.

    Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам.

    Тренировка улыбки.

    Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

    Упражнение  «Лишний стул»

    Цель: снятие психологической дистанции между членами группы.

    Воспитатели сидят на стульях в кругу.  Психолог убирает постепенно 3-4 стула. Воспитателям предлагается уместиться на оставшихся стульях.

    Упражнение  «Дружественная ладошка».

    Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

    Участникам раздаются листки бумаги. Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».

    Упражнение   «Покажи пальцем»

    Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

    Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог  называет какое-либо свойство и предлагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

    • покажите самого активного сегодня;
    • кто сегодня особенно веселил группу;
    • самого сонного;
    • того, кто сегодня помог вам;
    • того, кого вы хотели бы узнать поближе;
    • с кем хотели подружиться.

    Упражнение «Волшебная шкатулка»

    Цель: поднятие настроения.

    Педагогам  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

    Варианты пожеланий:

    - Тебе сегодня особенно повезет!

    - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

    - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

    - Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

    - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

    - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

    - Сегодня твой день, успехов тебе!

    - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

    Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.



    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Особенности развития и организация работы с  детьми раннего возраста».

    Подготовила и провела:
    педагог-психолог Бурдина Т.В.


    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов. 
    Задачи:
    • Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности. 
    • Развивать коммуникативные способности педагогов. 

    Ход семинара.

    Разделимся на 2 команды

    Упражнение «Погружение в детство» 
    Цель — активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет. 
    А теперь сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, при-слушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. 
    Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. 
    Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства (записывать можно в тетрадях или на доске) .

    Сегодня мы с вами поговорим о раннем возрасте.

     1СЛАЙД 

    С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст это период от 1 года до 3 лет является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненным приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Происходят существенные изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

    2 СЛАЙД 

    Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т.е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

    1) СЛОВА СО СЛАЙДА Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок-ПРЕДМЕТ-Взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т.д. может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

    2) СЛОВА СО СЛАЙДА Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.

    3) СЛОВА СО СЛАЙДА Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

    3 СЛАЙД 

    В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией процессов и возникновением их произвольности. ЧИТАЮ СО СЛАЙДА

    4 СЛАЙД ЧИТАЮ СО СЛАЙДА

    Открытия выше перечисленных ученых привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, т.е. деятельность, направленная и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической

    5 СЛАЙД СЛОВА СО СЛАЙДА 

    Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

    Они перечислены на слайде и вы их все конечно же знаете, я вам напоминаю

    Ощущения

    Восприятие

    Внимание

    Память

    Мышление

    Воображение

    6 СЛАЙД  Ощущения

    С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.

    С ощущений начинается развитие человека.

    Различают пять основных  видов ощущений:

    1.Вкусовые

    2.Тактильные

    3.Обонятельные

    4.Зрительные

    5. Слуховые

    7 СЛАЙД  Восприятие

    Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями  соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учится делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки  т.д.

    8 СЛАЙД  ТАБЛИЦА СО СЛАЙДА

    С 1 начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет для выполнения одного  того же действия использует различные варианты, а с 1,5 до 2 лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т.е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок. 

    Со 2 года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т.д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

    3 года Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их  и использовании при решении проблем. 1,5 годовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после 1,5 лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким  простым признакам: форме и цвету. Большое развивающее значение в этом возрасте имеют самообучающие (автодидактические) игрушки (матрешки, коробочки, кубики, мозаики  и др.).Погремушка «Королева»

    9-11.  СЛАЙД  Внимание

    - Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни,

         в виде слухового и зрительного сосредоточения.

    - В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

    - Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.

    - Появление нового предмета вызывает переключение внимания

    Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. Дети раннего возраста, внимание которых привлекается к какому-либо новому необычному предмету, не могут сосредоточенно его воспринимать необходимое время, так как другие стимулы затормаживают познавательную активность и способствуют переключению внимания на другие предметы. В целом у детей раннего возраста доминирует непроизвольное внимание, оно характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью.

    Постепенно с возрастанием способности понимания речи взрослых появляется возможность произвольного управления вниманием ребенка. Дети могут по указанию взрослого переключить внимание на тот предмет, который называет взрослый. С помощью словесных инструкций взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. По мере речевого развития процессы внешнего словесного управления совершенствуются. Однако внешне управляемое внимание ребенка раннего возраста малоэффективно, поскольку оно неустойчиво и слишком подвижно, не обладает свойством распределения. Ребенок может делать только одно дело и выполнять одно действие. Если его что-нибудь отвлекает, то он может и не вернуться к прежнему делу без специального напоминания.

    12-14  СЛАЙД Мышление

     В раннем детстве продолжается ЧИТАЮ СО СЛАЙДА! ТАБЛИЦА развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т.е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами.

    Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни  остается ведущим до 3,5-4 лет. Сначала ребенок выделяет форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около 2 лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

    Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, нее выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные  и второстепенные. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослыми.

    Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и остается ведущим до 6-6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

    15 СЛАЙД Развитие памяти. К 2 годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие  логические тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. ЧИТАЮ СО СЛАЙДА

    16 СЛАЙД  Этапа речи.

    17 СЛАЙД Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

    Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой,  а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

    ТАБЛИЦУ С КОЛОНКАМИ ПРОГОВАРИВАЮ И ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ.

    Именно накопление впечатлений из предметной деятельности служат основой для развития речи ребенка. Лишь когда за словом стоят образы реального мира, усвоение этого слова идет успешно. Если ребенок по каким-либо причинам лишен в эти годы необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным, т.к. этот возраст наиболее сензитивен (чувствителен) к развитию речи. ЧИТАЮ СО СЛАЙДА

    18 СЛАЙД  Личность

    В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и  личностное развитие.

    1) В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка.

    2) В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания ведет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

    В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

    С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности  собственные качества личности. 2-й ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

    3) У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как 1,5-ый ребенок стремится утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т.д.

    4) У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно: 1. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей. 2. Потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

    19 СЛАЙД  Привязанность

    В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

    Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям  он платят ему тем же, то он более послушен  дисциплинирован.  Если  родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

    Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

    20 СЛАЙД Кризис одного года – это переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь, т.е. слова и слоги, воспроизводимые детьми по образцу взрослых, существенно искажаются. Ребенок в этом возрасте ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Познавательное и эмоциональное  развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – это центральное новообразование данного возрастного периода.

    21 СЛАЙД В таблице, представленной на слайде, приведены достижения психического развития ребенка, с которыми он подходит к кризису 3-х лет.

    22 СЛАЙД 

    Переход от раннего детства к дошкольному получил название - Кризис 3-х лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

    В этом возрасте появляются следующие черты – СМОТРИМ НА СЛАЙД.

    Негативизм. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи ил воспитательницы, а других слушается. Было замечено, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба.  Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.

    Упрямство. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

    Обесценивание. Например, ребенок может бросить  даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т.д.

    Строптивость. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

    Своеволие. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений  замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой  можешь это сделать» и т.д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

    Протест-бунт.

    Деспотизм. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

    ПОТОМ ГОВОРЮ ВЫВОД: Л.С. Выготский считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

    АДАПТАЦИЯ

    Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение. 
    Так что же такое "адаптация"? 

    Задание1.

    На столах в группах составить из предложенных слов определение "Адаптация".
    Материал: листы бумаги с напечатанными словами (+ лишние слова) для определения слова "Адаптация".

    Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям. 

            

    23 Слайд Адаптация

    Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
    1. Острый период, или период дезадаптации:.
    2. Подострый период, или адаптация (приспособление) :
    3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. 
    Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:
    Легкая, средней тяжести и тяжелая. 

    Упражнение «Теннисные мячики»
    Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада. 
    Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:
    — ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
    — незнакомая обстановка;
    — незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
    — недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.) ;
    — новый режим дня. 
    Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать? 

    Решение проблемных ситуаций, задач. 

    Задание: определите степень адаптации у этих детей. 
    Задача №1

    Максим (2 г., придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра. 

    Задача №2
    Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: "где мама? ". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений. 

    Задача №3
    Лена (2г. 5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет. 

    Задача №4
    Саша  (2г. 3м)посещает детский сад в течении 7 недель, сильно плачет при расставании с мамой, успокаивается не на долго  и опять начинает плакать.  Отказывается от еды. С детьми не играет, к игрушкам интерес не проявляет. На 10 день  оставили на сон  сон, укачивали. К концу 4 8 недели стал есть - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болел дважды, с осложнением.


    Проблемная ситуация № 1
    Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши. 
    Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации? 

    Возможные варианты ответов:
    Вариант 1
    Аня перешла в фазу игры "вместе". Ей необходим партнер. 
    Вариант 2
    Родители Ани часто поступают таким же бесцеремонным образом, когда считают, что Ане надо заняться чем-то другим, не тратя время и силы на убеждения. Ребенок усвоил такую модель поведения. Попытайтесь создать другую модель поведения у ребенка. 

    Проблемная ситуация № 2
    Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам! " - протестует ребенок. Перед нами кризис трех лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены. 

    Возможные варианты ответов:
    Вариант 1
    Если время позволяет, предоставьте ребенку возможность повоевать с колготками самому. Когда он выбьется из сил, предложите свою помощь, по возможности, предоставив ребенку делать это самому с вашими подробными указаниями, желательно в стихотворной форме. Важно это сделать до того, как он расплачется от бессилия. Если опоздали, сначала утешьте, похвалите его самостоятельность, скажите, что он почти их надел, осталась пара пустяков. Затем начинайте учить. 
    Вариант 2
    Надо торопиться, все дети почти одеты. Выждав немного, осторожно предложите помощь. Если ребенок заупрямится, скажите, что он уже справляется, только вот забыл сделать то-то и то-то. Если поторопиться, дело может кончиться скандалом, а это займет еще больше времени. 

    Проблемная ситуация № 3
    Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет. 
    Возможные варианты ответов:
    Вариант 1
    Проводите его к окну, помашите вместе с ним маме в окошко. 
    Вариант 2
    Отведите в спальню или поближе к игрушкам, лучше всего туда, где есть возможность побыть одному, предоставьте его самому себе. 
    Вариант 3
    Если ребенок впервые в ДОУ, вооружитесь куклой бибабо, с её помощью отвлеките и успокойте ребенка. 

    Проблемная ситуация № 4
    Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды. 
    Возможные варианты ответов:
    Вариант 1
    Ребенок только что после болезни, операции и т. п. Пойдите навстречу родителям, объяснив, что это будет исключением, а не правилом. 
    Вариант 2
    Родители идут на конфликт. Объясните родителям, что на время прогулки няня открывает настежь окна в любую погоду, чтобы проветрить группу, и выразите опасение, не простудится ребенок при таких условиях, скорее, в группе, чем на улице. 
    Вариант 3
    Родители тревожные. Объясните, что в плохую погоду детей гулять не выводят, посоветуйте одевать ребенка теплее. Предложите родителям присутствовать на прогулке, убедиться, что дети под присмотром, в движении. 
    Какие признаки указывают на завершение адаптационного периода? 
    (ответы педагогов) 
    Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. 

     

    Обсуждение и наработка возможных мероприятий по облегчению адаптации. 


    Запишите в течении 2 мин возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

    Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат. 
    Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации. 
    Называть ребенка ласковым именем, как дома. 
    Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче. 
    Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные.
    При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку. 
    Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением) .
    Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками. 

    Рефлексия

    Рефлексия «Все в твоих руках»

    На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

    • «Большой» -  для меня было важным и интересным…
    • «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
    • «Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)
    • «Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы..
    • «Мизинец» -  для меня было недостаточно..

    заключительная часть.


    Литература
    1. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ: Практическое пособие /Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж "Учитель", 2004.-236 с. 
    2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2004. - 160 с. 
    3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М. : ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2006. - 80 с.