Мастер-класс "Использование методики "Дом" в консультировании с родителями

Николаева Татьяна Анатольевна

Стрессоустойчивый ребенок — это, прежде всего стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже — предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом.

Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки и веры в ребенка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.

Обеспечение родителями благополучия и безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование Методики «ДОМ» в консультировании родителей».

Николаева Т.А.

педагог-психолог МБОУ «СШ №10»

Стрессоустойчивый ребенок — это, прежде всего стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже — предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом.

Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки и веры в ребенка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.

Обеспечение родителями благополучия и безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.

В детско-родительских отношениях имеет значение одна очень интересная тема: «Потребности».

От степени удовлетворения потребностей зависит практически все – и здоровье и настроение и уверенность человека в себе и способность любить, уважать и даже успешность ребенка в жизни. От степени удовлетворения потребностей ребенка зависит прочность связи с родителями.

Методика «Дом»(автор Роман Гриценко, психолог г. Ростов на Дону)помогает определить степень удовлетворения базовых потребностей ребенка в семье.

Сейчас мы более детально исследуем эту тему, чтобы понять, какие потребности для ребенка остаются наиболее актуальными и в какой степени они выражены. Родителям это в свою очередь может помочь скорректировать стиль воспитания и понять, в чем нуждается изребенок больше всего.

1. Прочитайте описание каждой потребности

ПОТРЕБНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Самоактуализация

Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении)

Уважение

Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов,высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими.

Безопасность

Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Физиологические потребности

Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

2. Сверьтесь с собой и отметьте, в какой степени, по – вашему мнению, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 10- самый высокий.

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|          Физиологические потребности

0         1          2          3          4         5          6         7          8          9       10 (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|          Безопасность

0         1          2          3         4          5          6          7          8         9       10 (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|          Потребность в любви и

0         1          2          3          4         5          6          7         8          9       10 (100%)принадлежности

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|          Уважение

0         1          2           3         4         5            6         7         8         9       10 (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|          Самоактуализация

  1.         1          2          3         4          5          6          7          8         9       10 (100%)

3. Образ Дома

Подумайте о том, чего хочется от отношений с детьми, о том, какими вы хотите видеть отношения сейчас, о стабильности, о вашем спокойствии, об уверенности в себе как в хорошем родителе.

И возьмите для сравнения метафору дома, образ дома: фундамент, стены, крыша.

http://klademkirpich.ru/wp-content/uploads/odnoetazhnyy-kirpichnyy-dom.jpg

Вопросы. С чем ассоциируется у вас образ дома? Какие мысли приходят к вам, когда вы представляете его в своих мыслях?

Ассоциации: тепло, радость, позитив, защита, прочность, твердость, надежность, устойчивость, основательность, безопасность, комфорт, уют, уверенность.

Так вот эту метафору, мы сейчас применим к вашим детско-родительским отношениям и посмотрим, на сколько прочным является ваш дом.

4. Схема. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки – прямыми линиями. Посмотрите, что получилось.

Самоактуализация

10

|

9

|

8

|

7

|

6

|

5

|

4

|

3

|

2

|

1

|                                                                

10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10

Любовь Уважение

10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10

Безопасность                                                                                                               Физиологические                                    

                                                                                                                                              потребности

5. Анализ состояния дома и «западающих» зон.

Фундамент: физиологические потребности и безопасность

Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок – это направление развития.

Стены: любовь и уважение. Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.

Крыша:Самоактуализация. От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.

ИДЕАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

РЕАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Вывод. Пока не укреплен фундамент – нет смысла строить стены. А пока не возведены стены – нет смысла ставить крышу. Мы помним, что образ дома символизирует прочность ваших детско-родительских отношений. Оцените ваши зоны развития. Укрепив дом, вы укрепите отношения с ребенком.

КАКОЙ ДОМ ВЫ САМИ ХОТЕЛИ БЫ ПОСТРОИТЬ В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ?

Исходя из этого опыта, вы теперь можете составить список того, что нужно делать родителям, чтобы укрепить дом с каждой стороныи улучшить отношения и взаимопонимание в семье.

ПОТРЕБНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ

Самоактуализация

Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении)

1. Научите ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Не решайте проблемы за него. Спросите себя: «Что я сейчас делаю такого для моего ребенка, что он может сделать сам?»

Научите его защищаться самого. Например, если его дразнят, не защищайте его.

2. Советуйтесь с ним.

3. Пусть он научит вас чему-нибудь.

4. Доверьте ему сделать какое-то важное дело.

5. Поддержите его ведущую роль в каком-нибудь деле. К примеру, пусть Ваш ребенок возьмет на себя руководство в уборке комнаты или приготовлении пищи.

  1. 6. Отмечайте его желание сотрудничать.

7. Отмечайте то, что Ваш ребенок  делает хорошо, не заостряйте внимание на негативных сторонах его поступков.

8. Научите его испытывать радость от его достижений и успехов, порадуйтесь вместе с ним.

9. Замечайте малейшие успехи вашего ребенка и говорить об этом ему

10. Учите ребенка выражать свои чувства, не причиняя никому боли (обсуждать).

  1. 11. Вместе обсуждайте его страхи по поводу его неспособности выполнить то или иное задание.

Подбадривайте, но не спасайте.

  1. 12. Научите ребенка прислушиваться к позитивным, подбадривающим  мыслям и не застревать на негативной оценке самого себя.

Уважение

Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов,высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение.

1. Дайте понять ребенку, что ошибка – это не катастрофа, а препятствие, которое можно преодолеть и получить полезный опыт.

2. Спросите его, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не повторить ошибки. Поделитесь с ним своим мнением.

3. Покажите свой пример решения и предупреждения ошибки на деле.

4. Если вы отсчитываете его за недостатки и допущенные ошибки, тогда чтобы был баланс, назовите его хорошие качества и сильные стороны характера, которые ему помогут справиться с собственным негативным поведением.

5. Относитесь к ребенку уважительно, к примеру, стучитесь в дверь перед тем, как войти в его комнату, и не поучайте его в присутствии друзей.

6. Оставляйте право выбора, не приказывайте

7. Добивайтесь обоюдного согласия. Переговоры двух победителей (взаимные договоренности).

8. Напишите примирительное письмо

  1. 9. Используйте Я-высказывания и технику «вам важно…»
  2. 10. Признайте его желание быть главным
  3. 11. Признайте ваше бессилие. Спросите, как бы ребенок поступил на вашем месте?
  4. 12. Воспользуйтесь логическими последовательностями

13. Советуйтесь с вашим ребенком.

14. Поговорите с ребенком и расскажите о том, как себя чувствуете – к примеру, как вам плохо, когда подобное происходит.

15. Если вы были не правы, то признайте свою ошибку и извинитесь перед ребенком.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими.

1. Предложите вашему ребенку-подростку 100% позитивного внимания, не думая о том, что нужно приготовить ужин, проверить уроки и т.д. (каждый день, по 15 минут)

2. Сопереживайте, но не жалейте. Жалея ребенка, мы поощряем его, жалеть самого себя.

Сопереживание – это способность понять чувства другого человека, мотивы его поступков и умение поставить себя на чье-то место.

3. Уделяйте ему время не только тогда, когда он начинает вести себя плохо. Решите для себя, что в течение дня (или по вечерам) вы будете уделять ребенку 15 минут своего неформального внимания

4. Введите ритуал совместного семейного ужина.

5. Обеспечьте ребенку безусловное внимание - проводите время вместе за играми, прогулками, выездами за город, походами в кино, зоопарк и т.д.

6. Восстановите отношения и спросите его – что для этого нужно (порою сам этот вопрос вызывает выплеск эмоций и прощение).

Безопасность

Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

1. Не вымещайте свою обиду. Возьмите время «остыть»,потом решайте вопрос. Не наказывайте под влиянием эмоций

2. Воздерживайтесь от наказаний, оскорблений.

3. Разъясните ребенку мотивы своего поведения, наказания

  1. 4. Скажите ему, что вы всегда готовы помочь.

Физиологические потребности

Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте

Технические условия в доме