Педагогический КВН как одна из активных форм работы с педагогами

  Дмитриева Надежда Павловна

Материалы раскрывают особенности организации и проведения педагогического КВНа, содержат  примерный ход проведения педагогического КВНа "Использование элементов ТРИЗ-технологии в проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_kvn.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический КВН как одна из активных форм работы с педагогами

Дмитриева Надежда Павловна, Полухина Татьяна Владимировна,

педагог-психолог, методист

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи», Топкинский муниципальный район, г. Топки

dtdimtopki@yandex.ru

«КВН – прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Он стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков». (К. Ю. Белая)

Главной структурой организующей методическую работу педагогов дополнительного образования, является методическое объединение.

Выбор формы проведения методического объединения определяется с учетом деятельностного подхода в обучении педагогических работников, а также  их пожеланий, высказанных при итоговом анкетировании, что является залогом успешной методической деятельности учреждения.

При работе с педагогическим коллективом широко используются активные формы и методы, такие как: дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, педагогические гостиные, игры, которые способствуют развитию творчества и профессионального мастерства педагога, обеспечивают обратную связь, обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации, повышать уровень межличностных отношений в коллективе.

 Использование методов активного обучения позволяет педагогам  добывать информацию путем самостоятельного изучения литературы, что обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, стимулирует творческую активность.

Одной из активных форм работы с педагогами является педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Педагогический КВН позволяет:

· включить в активную деятельность всех педагогических работников и направить их на взаимное сотрудничество;

· сблизить педагогов всех возрастов, с различным педагогическим стажем;

·  активизировать у педагогов знания, полученные на семинарах, консультациях, курсах и при  самостоятельном изучении.

Педагогический КВН, как и любая активная форма работы, требует серьёзной подготовки, включающей несколько этапов.

На первом организационном этапе необходимо решить, сколько команд будет участвовать в мероприятии.  По данным психологов, наиболее продуктивно работают и взаимодействуют группы из 5-6 человек, можно создать группы из 10-12 человек. Затем разработать сценарий, который должен содержать задания теоретического и практического характера, соответствующие теме мероприятия и рассчитать регламент выполнения каждого конкурсного задания.

После разработки сценария, коллектив делится на команды. Сформировать их можно следующим образом:

· смешанные команды по жребию (в каждой команде находятся  педагоги-стажисты и начинающие педагоги);

· команды педагогов, объединённых общими интересами, имеющих психологическую совместимость (по желанию);

· команда педагогов – стажистов, команда начинающих педагогов.

На втором этапе необходимо подготовиться к соревнованиям. Командам объявляется тема КВНа и виды заданий. Команды придумывают своё название, девиз, эмблему, знакомятся с темой домашнего задания, готовят его.

В помощь участникам в методическом кабинете оформляется выставка методической и публицистической литературы по объявленной теме,  подбираются цитаты, необходимые материалы и оборудование.  Методисты разрабатывают задания для игры командам и болельщикам,  готовят оценочные листы для экспертной группы, наградной материал, оформляют сопроводительные карточки. По времени педагогический КВН проводится от 1ч. 30мин. до 2 часов.

Игра начинается с торжественного выхода команд – участников КВН. Участники знакомятся с составом экспертной группы, системой оценок, правилами проведения КВН. Задания даются непосредственно перед проведением каждого этапа конкурса с объявлением оценочной шкалы.

Экспертная группа состоит их 3-5 человек. В её состав могут входить директор учреждения, заместитель директора по учебной работе, методисты, которые после выполнения каждого задания выставляют оценки, доводят их до сведения команд и подсчитывают промежуточный результат. Это позволяет участникам оценивать успешность своего выступления и выступления соперников. В конце мероприятия объявляется конечный результат и происходит награждение.

Проведение КВНа требует значительных затрат времени для подготовки, к тому же в методической работе должны использоваться и другие формы работы с коллективом, поэтому в учебном году такое мероприятие рекомендуется проводить один раз.

В октябре 2016 года в нашем учреждении с целью привлечения внимания педагогов к инновационным технологиям, повышения их творческой активности, был проведён педагогический  КВН «Использование элементов ТРИЗ – технологии в проектной деятельности учащихся». В состав команд входили как начинающие педагоги, так и педагоги – стажисты. Для команд были разработаны следующие конкурсы:

  • Конкурс «Приветствие». Команды придумывали приветствие заранее (домашнее задание).  
  • Для определения насколько педагоги знают теоретические основы предложенной  темы,  был объявлен конкурс «Вопрос-ответ». Капитаны команд выбирали карточки с вопросами по теме  «Общие черты - ТРИЗ – технологии  и технологии проектного обучения», обсуждали их с участниками команды в течение одной минуты и давали ответ. Вопросы были следующие: 1. Какой процесс лежит в основе ТРИЗ - технологии? (Поисково-изобретательская деятельность). 2. Что является особенностью содержания проектного обучения? (Индивидуальный маршрут познавательной деятельности). 3. Какой метод обучения лежит в основе этих технологий? (Проблемно-поисковый). 4. На каких принципах обучения основываются обе технологии? (Развивающего обучения). 5.Какой подход в воспитании и обучении предполагают технологии? (Деятельностный).  6. Какой подход формирует успешную личность при использовании технологий? (Компетентностный).        
  • Следующий конкурс был направлен на применение одного из основополагающих методов ТРИЗ технологии и технологии проектного обучения  -  метода системного анализа, который предполагает компонентный, структурный, функциональный и динамический подход к создаваемому экспонату (объекту). Конкурс назывался «Анализ объекта с помощью системного оператора». Необходимо было дать характеристику самолета и теплохода, раскрыв их функцию, подсистему, развитие во времени (прошлое, настоящее, будущее), надсистему.
  •  Поиск оригинальных дизайнерских и художественных решений непосредственно связан с методом ассоциаций. Ассоциации помогают нам познать мир, выйти за пределы известного, поэтому их можно использовать для активизации поиска творческих решений. Поэтому следующий конкурс назывался «Свобода ассоциаций». Участникам  демонстрировались рисунки А.Н. Фанталова, которые они истолковывали с точки зрения предложенной темы.
  • Следующий конкурс получил название  «Сказка стала былью». Он основывался на том, что человек использует аналоги из природы для создания новых приборов и механизмов. За основу бралась фантастическая аналогия, которая позволяет мысленно решать проблемы «как в сказке», то есть с использованием нереальных вещей или фантастических существ, превращающих желаемое в рабочую модель. Команды должны  были соотнести сказочные чудеса с достижениями техники. Ведущий демонстрировал  картинки сказочных чудес на экране, команды записывали  варианты технических устройств.  Волшебное зеркальце это телевизор, скайп, компьютер, планшет, телефон.  Конёк-горбунок это ракета, искусственные спутники земли, межпланетные станции.  Петушок-золотой гребешок -  радар.  Клубок ниток - компас, навигатор, ГЛОНАС. Емеля едет на печи это автомобиль, мотоцикл, мопед, скутер, поезд.  Летучий корабль это самолет, вертолет, воздушный шар, аэростат, дирижабль. Огниво - электрическая лампа, свеча, фары, светодиоды.  Волшебная книга - компьютер, ноутбук, планшет, электронная книга.
  • Следующий конкурс, который был предложен командам,  назывался «Поэтическая строка». На экранах ноутбуков появлялись заранее подготовленные рифмы команде-сопернице, нужно  было сочинить стихотворение. Строчки-рифмы следующие: объект-субъект, плюс-минус, моделирование-конструирование; проект-сюжет, объединение-разделение, технологический – оформительский.
  • Для капитанов команд проводился конкурс «Без маски». Капитаны по очереди вытягивали карточки и без подготовки должны были продолжить фразы: чтобы быть хорошим педагогом, надо…

Если бы я был директором, то непременно…

Чего мне иногда хочется, так это…

Самое главное в жизни…

Чтобы добиться успеха, необходимо….

Для развития способностей детей необходимо…

Выпускников Дворца творчества отличает то, что…

Я готовлю детей к ….

Во всех конкурсных заданиях экспертная группа оценивала оригинальность высказывания, сопоставления, сочинения;  умение находить интересный, правильный  и быстрый ответ.

         В заключение мероприятия председатель экспертной группы подвел итоги, затем прошла церемония награждения команд – участниц.

        КВН по данной теме показал  педагогическим  работникам нашего учреждения ценность ТРИЗ - технологии и проектного обучения для воспитательно-образовательного процесса, способствовал выявлению педагогов, проявивших интерес к данной методике, что позволило сформировать творческую группу по данному направлению. Большим достижением творческого коллектива педагогов и воспитанников стало участие в муниципальном этапе областного мероприятия  «Единый день технического творчества» и победа в областном этапе.  

        В перспективе,  мы планируем в нашем учреждении провести фестиваль фантазёров, на котором учащиеся объединений, совместно с педагогами, продемонстрируют своё мастерство через защиту проектных и исследовательских работ разных видов деятельности.

Литература

1. Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.—160 с.

2. Голубева, Л.В., Норенко, И.Г., Хуртова, Т.В., Чегодаева, Т.А. Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ [Текст]/  Л.В. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2007.—156с.

3. Дубцова, М. В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. — С. 54-57.

4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст]/ Серия «Мир вашего ребенка» . – Ростов н/Д: феникс, 2008. – 416 с.

4. Никишина, И.В. Технология управления методической работой [Текст]/ И.В. Никишина. - Волгоград, 2011.– 116с.

6. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие [Текст] / В. Ю. Питюков. – М.: «ТАНДЕМ», 2007. – 176 с.

7. Ромаева, Н.Б. Интерактивные формы работы с кадрами [Текст] / Н.Б. Ромаева.-  Ставрополь: СКИРО и ПК и ПРО, 1012.—93с.