Аналитический отчет педагога - психолога 2018- 2019

Вербицкая Евгения Сергеевна

Аналитический отчет педагога - психолога 2018- 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_psihologa_2018-2019.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7" города Когалыма

(МАОУ СОШ №7)

Анализ работы

                педагога-психолога  МАОУ СОШ №7

за 2018-2019 учебный год

г. Когалым

Анализ работы педагога-психолога МАОУ СОШ №7

г. Когалыма в 2018-2019 учебном году

В МАОУ СОШ № 7 имеется кабинет психологической службы высшей  категории.

В течение года Вербицкая Евгения Сергеевна работала с параллелями 2, 4, 5, 6, 7 классов.

Цель работы: 

Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.

 Задачи:  

  1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам  педагогического процесса, а также содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности, оказание психолого – педагогической помощи учащимся с ОВЗ.
  2. Организация работы для  успешного процесса адаптации учащихся при поступлении в школу, переходе из младшего звена в среднее, выпускных классов, профилактика дезадаптации к новым условиям обучения.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  4. Организация работы по психологическому сопровождению учащихся с 1 - 11 классов в рамках требований ФГОС.

Участие в методической работе:

Вербицкая Е.С. в течение года приняла участие:

  • в малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
  • в малом педагогическом совете с темой "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам".
  • в городском семинаре "Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра".
  • в педагогическом совете с темой: "Методические рекомендации по профилактике и преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде".
  • во Всероссийской конференции "Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся" (дистанционно).
  • в городском семинаре "Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма".
  • в городском семинаре "Разнообразие форм и методов профориентационной работы с учащимися".
  • в семинаре-практикуме с темой "Совершенствование форм и методов работы с родителями как участниками образовательного процесса".
  • в городских профессиональных педагогических играх для молодых педагогов.
  • в заседаниях совета молодых учителей.
  • в размещении 5 публикаций на школьном сайте.

Основные формы и методы работы психолога

Решение задач реализуется через основные виды деятельности: психодиагностика, консультирование, психологическое просвещение, коррекция и развитие.

Наиболее часто используются такие формы работы, как диагностика, тематические беседы, тренинговые занятия с использованием психологических игр и упражнений. Используются такие методы психотерапии как арт-терапия, сказкотерапия, проективные методики, метод «Символдрама». Целью групповых форм работы является: сплочение классного коллектива, адаптация ребенка в малой социальной группе, развитие познавательных процессов личности, снятие эмоционального напряжения. Темы занятий определяются в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей группы, запроса классных руководителей и администрации школы. Работа производится со всем классом или с отдельной группой ребят, если есть необходимость, проводится  индивидуальная работа с учащимся, для достижения желаемого результата.

Психологическая диагностика

С кем проводится работа

Диагностика. Цель

Результаты

2 классы

Цель: изучение мотивации обучения, психологического климата в классе.

Большая часть учащихся высоко оценивает психологический климат в классе (83%). 63% учащихся имеют высокую учебную мотивацию. У 26% учащихся мотивация на среднем уровне. 11%  (12% - корп.2) учащихся имеют сниженный уровень мотивации.

2 классы

Цель: диагностика агрессивности учащихся.

Большая часть учащихся (71%) (88%- корп.2) имеет низкий уровень агрессивности, 29% (12% -корп.2) имеют средний (допустимый) уровень.

4 классы

Цель: исследование готовности к переходу в среднее звено (изучение словесно-логического мышления, мотивации обучения, психологического климата в классе).

34% учащихся имеют высокий уровень развития словесно-логического мышления, 61% - средний уровень, 5% - уровень ниже среднего. Большая часть детей (58%) имеет средний уровень мотивации. 38% - высокий уровень. Психологический климат высокий уровень - 75%, низкий - 3%.

4 классы

Цель: диагностика агрессивности учащихся.

В 4 классах выявлен низкий уровень агрессии у 75% учащихся, 20% имеют средний, допустимый уровень агрессии.

5 классы

Цель: диагностика социально-психологической адаптации обучающихся 5 классов (изучение мотивации обучения, психологического климата в классе, диагностика уровня тревожности).

Большая часть ребят имеют хороший уровень адаптации, низкий уровень тревожности, высоко оценивают психологический климат в классе. Классным руководителям и педагогам даны рекомендации по работе с учащимися.

5 классы

Цель: изучение психологического состояния личности.

Большая часть учащихся (51%) имеет низкий уровень тревожности;  46% - средний (допустимый) уровень, 3% - высокий. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 96% обследуемых, 4% - низкая самооценка,  избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (67%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 25%, высокий уровень - 8%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 6% учащихся.

6 классы

Цель: изучение мотивации обучения, диагностика психологического климата в классе.

Большая часть детей высоко оценивает психологический климат в классе (62%). Высокий уровень мотивации у 63% обучающихся.  

6 классы

Цель: изучение психологического состояния личности.

Большая часть учащихся (54%) имеет низкий уровень тревожности;  44% - средний (допустимый) уровень, 2% - высокий. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 98% обследуемых, 2% - низкая самооценка,  избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (52%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 42%, высокий уровень - 6%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 8% учащихся.

6д класс

Цель: изучение психологического климата  в классе.

По результатам социометрического исследования выявлено 2 потенциальных лидера в классе. 2 учащихся имеют наименьшее количество выборов. Данные учащиеся не являются отверженными. Класс достаточно дружелюбно относится в данным учащимся. Причиной  фактического отсутствия выборов является несформированность социальных навыков и склонность в конфликтному поведению.  В течение года с данными учащими проводилась индивидуальная работа по привитию социальных навыков.

7 классы

Цель: изучение мотивации обучения, диагностика психологического климата в классе.

Большая часть детей высоко оценивает психологический климат в классе (53%). Высокий уровень мотивации у 46% обучающихся.  

7 классы

Цель: изучение психологического состояния личности.

Большая часть учащихся (53%) имеет низкий уровень тревожности;  47% - средний (допустимый) уровень. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 97% обследуемых, 3% - низкая самооценка,  избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (56%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 42%, высокий уровень - 2%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 7% учащихся.

Педагоги

Цель: изучение трудностей молодых специалистов в профессиональной деятельности.

Некоторые из протестированных педагогов

(7%) имеют затруднения в направлении работы ФГОС ОВЗ.

Педагоги

Цель: самоанализ педагогической деятельности молодых специалистов.

Молодые педагоги провели рефлексию своей деятельности в 2018 -2019 учебном году. Определили направления деятельности на следующий учебный год.

Педагоги

Цель: диагностика эмоционального выгорания педагогов.

5% педагогов имеют признаки эмоционального выгорания. Для них проводится психологическая гостиная.

Психологическое консультирование

  В течение года было проведено 317 консультаций. Из них: 149 консультаций для учащихся, 92 для родителей, 76 консультаций для педагогов.

Учащиеся обращались с такими проблемами как: межличностные отношения в классе; эмоциональные переживания, связанные с обстановкой в семье; необходимость помощи в профориентации; необходимость помощи при подготовке к экзаменам и др.

           Основными проблемами при обращении родителей были: неуспеваемость ребенка, проблемы в  межличностных отношениях  ребенка в классе и дома, личностные проблемы детей (неуверенность в себе, обидчивость, низкая самооценка, тревожность, агрессивность и т.д.).

           Педагоги обращались за методической помощью,   рекомендациями по обучению детей с различными типами обучаемости, с целью  снятия эмоционального напряжения.  

         Чаще учащиеся и родители консультируются  по рекомендации классных руководителей. В результате индивидуальных консультаций развивается социально-психологическая компетентность учащихся, родителей, педагогов.

Психопрофилактика и психологическое просвещение учащихся:

2 классы

Беседа "Школьные правила"

Цель: воспитание культуры поведения.

Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах.

2 классы

Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции".

Цель: развитие навыков стрессоустойчивости.

Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

2 е класс (группа)

Психологические практикумы «Секреты бесконфликтного общения»

Цель: обучение навыкам деструктивного общения в конфликтных ситуациях»

В ходе занятий  учащиеся узнали о том. Что конфликты не всегда вредны, но иногда и полезны. Что правильные способы выхода из конфликтных ситуаций позволяют сохранить и укрепить дружбу. Тренировались на примере  ситуаций находить пути решения конфликта.

2, 3 классы

Акция "Мое здоровье в моих руках"

Цель: воспитание культуры здорового образа жизни

Учащиеся закрепили правила здорового образа жизни, научились способам борьбы с вредными привычками.

4 классы

Занятия с элементами тренинга:

- "В мире эмоций",

- "Я в мире людей"

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, сплочение детского коллектива.

Занятия направлены на развитие чувства эмпатии, повышение самооценки учащихся, сплочения классного коллектива.

4 классы

Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции".

Цель: развитие навыков стрессоустойчивости.

Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

4 классы

Занятие с элементами тренинга "Я будущий пятиклассник".

Цель: психологическая подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.

Занятия направлены на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы.

4 е  класс

Занятия с элементами тренинга  Сказка «Школьная Тревожность»

Цель: снятие напряжения в период подготовки к написанию всероссийской проверочной работы.

Учащиеся учились навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы повысить, учились развивать уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу

5 классы

Беседа "Ответственность за мои поступки"

Цель: профилактика девиантного поведения.

Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки.

5 классы

Классные часы на адаптацию

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом, профилактика дезадаптации в средней школе.

Учащиеся проанализировали свои индивидуальные качества. Учились принимать особенности друг друга. Занятия способствовали установлению положительного социально-психологического климата в классе.

5 классы

Классные часы с элементами тренинга:

- "Жить в мире с собой и другими".

Цель: профилактика конфликтов в классном коллективе.

Узнали о стилях поведения в конфликтных ситуациях, о способах разрешения конфликтов.

5 классы

Классные часы с элементами тренинга:

- "Основы и техники саморегуляции",

- "Учимся преодолевать стрессы".

Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения.

Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

5 классы

Беседы на тему: "Познай себя".

Цель: способствование развитию желания работать над собой.

Учащиеся обратили внимание, насколько важно бороться с ленью  и тренировать силу воли.

5 классы

Психологическая игра "Следопыт"

Цель: сплочение ребят в классном коллективе, профилактика дезадаптации в средней школе.

Игра направлена на сплочение коллектива.  Она предоставила ученикам возможность вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие.

5д класс

Занятия с элементами тренинга

Цель: гармонизация противоречий личности в период адаптации в среднем звене. Формирование адекватной самооценки у детей.

Занятия были  направлены на оптимизацию адаптационного периода пятиклассников и профилактику проблем в обучении, связанных с адаптацией.

5д класс

Занятия с элементами тренинга

Цель: формирование  позитивного самовосприятия личности.

Занятие направлено на формирование жизненных ценностей, правильную расстановку приоритетов и формирование навыков уверенного поведения и принятия себя как ценности

5д класс

Беседа для девочек «Скромность и красота»

Цель: коррекция поведения девочек в период взросления.

Беседа направлена на осмысление и анализ поведения девочек, раскрытие таких понятий как достоинство, скромность. Что значит быть красивой, были раскрыты составляющие  женской красоты.

2е, 3е, 4д, 5д классы

Беседа «Безопасное поведение в сети интернет»

Цель: профилактика асоциального и угрожающего поведения  в отношении детей

В ходе беседы учащиеся  узнали, что такое персональные данные и какую информацию не стоит освещать в интернете, что такое опасное общение и как себя вести в случае, если на них пытаются оказывать давление или манипулировать.

6 классы

Беседы на тему:

"Мое поведение в школе".

Цель: воспитание культуры поведения; способствование развитию желания работать над собой.

Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах. Обратили внимание, насколько важно бороться с ленью  и тренировать силу воли.

6 классы

Беседа "Ответственность за мои поступки"

Цель: профилактика девиантного поведения

Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки.

6 классы

Классные часы с элементами тренинга:

- "Учимся противостоять стрессу"

- "Основы и техники саморегуляции"

Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения.

Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

6д класс

Занятия с элементами тренинга

Цель: формирование  позитивного самовосприятия личности

Занятие направлено на формирование жизненных ценностей, правильную расстановку приоритетов и формирование навыков уверенного поведения и принятия себя как ценности

7к класс

Классный час "Не дай себя в обиду"

Цель: профилактика жесткого обращения с детьми.

Учащиеся обсудили способы защиты в трудных ситуациях. Были распространены буклеты с номером телефона доверия.

7 классы

Беседа "Ответственность за мои поступки"

«Интернет – реальное общение в виртуальном пространстве»

Цель: профилактика девиантного поведения, привитие культуры общения в социальных сетях.

Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки.

7 классы

Классные часы с элементами тренинга:

-"Основы и техники саморегуляции";

-"Учимся противостоять стрессу".

Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения.

Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

1 - 11 классы

День здоровья

Цель: создание благоприятного эмоционального фона, формирование здорового образа жизни.

С учащимися были проведены классные часы, игры, акции, направленные на формирование здорового образа жизни.

1-11 классы

Посещение уроков

Цель: наблюдение за особенностями поведения учащихся во время урока.

По результатам наблюдения педагогам даны рекомендации по работе с классом и с отдельными учащимися.

Психопрофилактика и психологическое просвещение родителей

1-4 классы

Семейная гостиная "Профилактика школьной неуспешности"

Цель: ознакомление родителей с причинами школьной неуспеваемости и способами их преодоления.

5-8 классы

Семейная гостиная "Семьей дорожить - счастливым быть".

Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

2 класс

Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 2 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

4 классы

Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 4 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

4г класс

Родительское собрание: "Школьная тревожность. Чем могут помочь родители?"

Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность» у детей, рекомендации по снижению тревожности. Ознакомление с результатами диагностики.

5 классы

Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 5 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

5а класс

Родительское собрание: "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения".

Цель: знакомство родителей с особенностями адаптационного периода при переходе учащихся в среднее звено, с возможными трудностями и способами их преодоления. Рекомендации родителям по результатам диагностики.

5 д класс

Родительское собрание «Особенности межличностного  общения  младших подростков. Профилактика конфликтов. Культура общения в социальных сетях»

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей, профилактика конфликтного поведения детей.

6-7 классы

Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 6-7 классов. Профилактика употребления психоактивных веществ. Как уберечь ребенка".

Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Профилактика употребления психоактивных веществ.

7в класс

Родительское собрание: "Как понять подростка?"

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам возрастных и

1-11 классы

Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; рекомендации по признакам суицидального риска у несовершеннолетних и как вести себя с суицидальным подростком.

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам профилактики девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних.

        Так же в рамках проведения курсов для родителей по основам детской педагогики и психологии на школьном сайте размещена информация на темы: "Профилактика агрессивного поведения подростков", "Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям", "Для заботливых и внимательных родителей и их счастливых детей", "Эффективное воспитание в семье", "Как родителям повышать учебную мотивацию школьников", "Психологическая поддержка ребенка", "Адаптация пятиклассников. Рекомендации родителям", "Учимся преодолевать стресс", "Кризисные проявления у учащихся. На что обратить внимание", "Способы коррекции экзаменационного стресса", "Трудный возраст. Советы родителям", "Родители - основные регуляторы стресса перед экзаменами".

Психопрофилактика и психологическое просвещение педагогов

  1. Выступления на малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
  2. Выступление на малом педагогическом совете с темой: "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам.
  3. Выступление на малом педагогическом совете "Методические рекомендации для педагогов по преодолению кризисных ситуаций. Как вести себя с агрессивными детьми".
  4. Часы психологической разгрузки для педагогов.
  5. Методическая подготовка классных руководителей к родительским собраниям на тему "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения".
  6. Стендовая информация для педагогов: "Мое здоровье", "Адаптация первоклассников", "Псхологическая подготовка к экзаменам"и др.

 

Психокоррекционные занятия

        В течение года было проведено 290 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и 17 групповых.

        Цель: развитие познавательной сферы, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

        Занятия проводятся по программам: "Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе", "Развитие стрессоустойчивости у обучающихся", "Сдаем экзамены легко", "Психологическая гостиная", "В мире эмоций", "Я-пятиклассник" и др.

Перспективный план работы

на 2019-2020 учебный год

      В 2019-2020 учебном году, с учетом анализа работы за прошедший год, будет углублена и продолжена работа по направлениям:

  • Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ.
  • Индивидуальное психолого - педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
  • Адаптация учащихся 5 классов;
  • Одаренный ребенок (работа по выявлению учащихся  с признаками одаренности с 1-11  класса);
  • Работа с трудными детьми по профилактике аддиктивного и девиантного поведения (работа по профилактике  раннего употребления алкоголя, ПАВ);
  • Работа по формированию стрессоустойчивости у учащихся (1 -11 класс).

       В следующем учебном году планируется:

  • Продолжить работу  по психологическому просвещению педагогов и продолжить работу: "Сохранение психического здоровья педагогов".  
  • Продолжить курсовую подготовку для психологического сопровождения учащихся.
  • Участие в инновационной линии школьных проектов.