Аналитический отчет педагога - психолога 2018- 2019
Аналитический отчет педагога - психолога 2018- 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_psihologa_2018-2019.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7" города Когалыма
(МАОУ СОШ №7)
Анализ работы
педагога-психолога МАОУ СОШ №7
за 2018-2019 учебный год
г. Когалым
Анализ работы педагога-психолога МАОУ СОШ №7
г. Когалыма в 2018-2019 учебном году
В МАОУ СОШ № 7 имеется кабинет психологической службы высшей категории.
В течение года Вербицкая Евгения Сергеевна работала с параллелями 2, 4, 5, 6, 7 классов.
Цель работы:
Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.
Задачи:
- Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам педагогического процесса, а также содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности, оказание психолого – педагогической помощи учащимся с ОВЗ.
- Организация работы для успешного процесса адаптации учащихся при поступлении в школу, переходе из младшего звена в среднее, выпускных классов, профилактика дезадаптации к новым условиям обучения.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Организация работы по психологическому сопровождению учащихся с 1 - 11 классов в рамках требований ФГОС.
Участие в методической работе:
Вербицкая Е.С. в течение года приняла участие:
- в малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
- в малом педагогическом совете с темой "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам".
- в городском семинаре "Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра".
- в педагогическом совете с темой: "Методические рекомендации по профилактике и преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде".
- во Всероссийской конференции "Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся" (дистанционно).
- в городском семинаре "Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма".
- в городском семинаре "Разнообразие форм и методов профориентационной работы с учащимися".
- в семинаре-практикуме с темой "Совершенствование форм и методов работы с родителями как участниками образовательного процесса".
- в городских профессиональных педагогических играх для молодых педагогов.
- в заседаниях совета молодых учителей.
- в размещении 5 публикаций на школьном сайте.
Основные формы и методы работы психолога
Решение задач реализуется через основные виды деятельности: психодиагностика, консультирование, психологическое просвещение, коррекция и развитие.
Наиболее часто используются такие формы работы, как диагностика, тематические беседы, тренинговые занятия с использованием психологических игр и упражнений. Используются такие методы психотерапии как арт-терапия, сказкотерапия, проективные методики, метод «Символдрама». Целью групповых форм работы является: сплочение классного коллектива, адаптация ребенка в малой социальной группе, развитие познавательных процессов личности, снятие эмоционального напряжения. Темы занятий определяются в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей группы, запроса классных руководителей и администрации школы. Работа производится со всем классом или с отдельной группой ребят, если есть необходимость, проводится индивидуальная работа с учащимся, для достижения желаемого результата.
Психологическая диагностика
С кем проводится работа | Диагностика. Цель | Результаты |
2 классы | Цель: изучение мотивации обучения, психологического климата в классе. | Большая часть учащихся высоко оценивает психологический климат в классе (83%). 63% учащихся имеют высокую учебную мотивацию. У 26% учащихся мотивация на среднем уровне. 11% (12% - корп.2) учащихся имеют сниженный уровень мотивации. |
2 классы | Цель: диагностика агрессивности учащихся. | Большая часть учащихся (71%) (88%- корп.2) имеет низкий уровень агрессивности, 29% (12% -корп.2) имеют средний (допустимый) уровень. |
4 классы | Цель: исследование готовности к переходу в среднее звено (изучение словесно-логического мышления, мотивации обучения, психологического климата в классе). | 34% учащихся имеют высокий уровень развития словесно-логического мышления, 61% - средний уровень, 5% - уровень ниже среднего. Большая часть детей (58%) имеет средний уровень мотивации. 38% - высокий уровень. Психологический климат высокий уровень - 75%, низкий - 3%. |
4 классы | Цель: диагностика агрессивности учащихся. | В 4 классах выявлен низкий уровень агрессии у 75% учащихся, 20% имеют средний, допустимый уровень агрессии. |
5 классы | Цель: диагностика социально-психологической адаптации обучающихся 5 классов (изучение мотивации обучения, психологического климата в классе, диагностика уровня тревожности). | Большая часть ребят имеют хороший уровень адаптации, низкий уровень тревожности, высоко оценивают психологический климат в классе. Классным руководителям и педагогам даны рекомендации по работе с учащимися. |
5 классы | Цель: изучение психологического состояния личности. | Большая часть учащихся (51%) имеет низкий уровень тревожности; 46% - средний (допустимый) уровень, 3% - высокий. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 96% обследуемых, 4% - низкая самооценка, избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (67%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 25%, высокий уровень - 8%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 6% учащихся. |
6 классы | Цель: изучение мотивации обучения, диагностика психологического климата в классе. | Большая часть детей высоко оценивает психологический климат в классе (62%). Высокий уровень мотивации у 63% обучающихся. |
6 классы | Цель: изучение психологического состояния личности. | Большая часть учащихся (54%) имеет низкий уровень тревожности; 44% - средний (допустимый) уровень, 2% - высокий. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 98% обследуемых, 2% - низкая самооценка, избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (52%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 42%, высокий уровень - 6%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 8% учащихся. |
6д класс | Цель: изучение психологического климата в классе. | По результатам социометрического исследования выявлено 2 потенциальных лидера в классе. 2 учащихся имеют наименьшее количество выборов. Данные учащиеся не являются отверженными. Класс достаточно дружелюбно относится в данным учащимся. Причиной фактического отсутствия выборов является несформированность социальных навыков и склонность в конфликтному поведению. В течение года с данными учащими проводилась индивидуальная работа по привитию социальных навыков. |
7 классы | Цель: изучение мотивации обучения, диагностика психологического климата в классе. | Большая часть детей высоко оценивает психологический климат в классе (53%). Высокий уровень мотивации у 46% обучающихся. |
7 классы | Цель: изучение психологического состояния личности. | Большая часть учащихся (53%) имеет низкий уровень тревожности; 47% - средний (допустимый) уровень. Стрессоустойчивость находится на оптимальном уровне у 97% обследуемых, 3% - низкая самооценка, избегание трудностей, учащиеся фрустрированы. Большинство учащихся (56%) имеет средний уровень агрессии, низкий уровень - 42%, высокий уровень - 2%. Низкую переключаемость, т.е. сильно выраженную ригидность, неизменность поведения имеют 7% учащихся. |
Педагоги | Цель: изучение трудностей молодых специалистов в профессиональной деятельности. | Некоторые из протестированных педагогов (7%) имеют затруднения в направлении работы ФГОС ОВЗ. |
Педагоги | Цель: самоанализ педагогической деятельности молодых специалистов. | Молодые педагоги провели рефлексию своей деятельности в 2018 -2019 учебном году. Определили направления деятельности на следующий учебный год. |
Педагоги | Цель: диагностика эмоционального выгорания педагогов. | 5% педагогов имеют признаки эмоционального выгорания. Для них проводится психологическая гостиная. |
Психологическое консультирование
В течение года было проведено 317 консультаций. Из них: 149 консультаций для учащихся, 92 для родителей, 76 консультаций для педагогов.
Учащиеся обращались с такими проблемами как: межличностные отношения в классе; эмоциональные переживания, связанные с обстановкой в семье; необходимость помощи в профориентации; необходимость помощи при подготовке к экзаменам и др.
Основными проблемами при обращении родителей были: неуспеваемость ребенка, проблемы в межличностных отношениях ребенка в классе и дома, личностные проблемы детей (неуверенность в себе, обидчивость, низкая самооценка, тревожность, агрессивность и т.д.).
Педагоги обращались за методической помощью, рекомендациями по обучению детей с различными типами обучаемости, с целью снятия эмоционального напряжения.
Чаще учащиеся и родители консультируются по рекомендации классных руководителей. В результате индивидуальных консультаций развивается социально-психологическая компетентность учащихся, родителей, педагогов.
Психопрофилактика и психологическое просвещение учащихся:
2 классы Беседа "Школьные правила" | Цель: воспитание культуры поведения. | Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах. |
2 классы Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции". | Цель: развитие навыков стрессоустойчивости. | Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс. |
2 е класс (группа) Психологические практикумы «Секреты бесконфликтного общения» | Цель: обучение навыкам деструктивного общения в конфликтных ситуациях» | В ходе занятий учащиеся узнали о том. Что конфликты не всегда вредны, но иногда и полезны. Что правильные способы выхода из конфликтных ситуаций позволяют сохранить и укрепить дружбу. Тренировались на примере ситуаций находить пути решения конфликта. |
2, 3 классы Акция "Мое здоровье в моих руках" | Цель: воспитание культуры здорового образа жизни | Учащиеся закрепили правила здорового образа жизни, научились способам борьбы с вредными привычками. |
4 классы Занятия с элементами тренинга: - "В мире эмоций", - "Я в мире людей" | Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, сплочение детского коллектива. | Занятия направлены на развитие чувства эмпатии, повышение самооценки учащихся, сплочения классного коллектива. |
4 классы Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции". | Цель: развитие навыков стрессоустойчивости. | Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс. |
4 классы Занятие с элементами тренинга "Я будущий пятиклассник". | Цель: психологическая подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы. | Занятия направлены на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы. |
4 е класс Занятия с элементами тренинга Сказка «Школьная Тревожность» | Цель: снятие напряжения в период подготовки к написанию всероссийской проверочной работы. | Учащиеся учились навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы повысить, учились развивать уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу |
5 классы Беседа "Ответственность за мои поступки" | Цель: профилактика девиантного поведения. | Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки. |
5 классы Классные часы на адаптацию | Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом, профилактика дезадаптации в средней школе. | Учащиеся проанализировали свои индивидуальные качества. Учились принимать особенности друг друга. Занятия способствовали установлению положительного социально-психологического климата в классе. |
5 классы Классные часы с элементами тренинга: - "Жить в мире с собой и другими". | Цель: профилактика конфликтов в классном коллективе. | Узнали о стилях поведения в конфликтных ситуациях, о способах разрешения конфликтов. |
5 классы Классные часы с элементами тренинга: - "Основы и техники саморегуляции", - "Учимся преодолевать стрессы". | Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения. | Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс. |
5 классы Беседы на тему: "Познай себя". | Цель: способствование развитию желания работать над собой. | Учащиеся обратили внимание, насколько важно бороться с ленью и тренировать силу воли. |
5 классы Психологическая игра "Следопыт" | Цель: сплочение ребят в классном коллективе, профилактика дезадаптации в средней школе. | Игра направлена на сплочение коллектива. Она предоставила ученикам возможность вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие. |
5д класс Занятия с элементами тренинга | Цель: гармонизация противоречий личности в период адаптации в среднем звене. Формирование адекватной самооценки у детей. | Занятия были направлены на оптимизацию адаптационного периода пятиклассников и профилактику проблем в обучении, связанных с адаптацией. |
5д класс Занятия с элементами тренинга | Цель: формирование позитивного самовосприятия личности. | Занятие направлено на формирование жизненных ценностей, правильную расстановку приоритетов и формирование навыков уверенного поведения и принятия себя как ценности |
5д класс Беседа для девочек «Скромность и красота» | Цель: коррекция поведения девочек в период взросления. | Беседа направлена на осмысление и анализ поведения девочек, раскрытие таких понятий как достоинство, скромность. Что значит быть красивой, были раскрыты составляющие женской красоты. |
2е, 3е, 4д, 5д классы Беседа «Безопасное поведение в сети интернет» | Цель: профилактика асоциального и угрожающего поведения в отношении детей | В ходе беседы учащиеся узнали, что такое персональные данные и какую информацию не стоит освещать в интернете, что такое опасное общение и как себя вести в случае, если на них пытаются оказывать давление или манипулировать. |
6 классы Беседы на тему: "Мое поведение в школе". | Цель: воспитание культуры поведения; способствование развитию желания работать над собой. | Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах. Обратили внимание, насколько важно бороться с ленью и тренировать силу воли. |
6 классы Беседа "Ответственность за мои поступки" | Цель: профилактика девиантного поведения | Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки. |
6 классы Классные часы с элементами тренинга: - "Учимся противостоять стрессу" - "Основы и техники саморегуляции" | Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения. | Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс. |
6д класс Занятия с элементами тренинга | Цель: формирование позитивного самовосприятия личности | Занятие направлено на формирование жизненных ценностей, правильную расстановку приоритетов и формирование навыков уверенного поведения и принятия себя как ценности |
7к класс Классный час "Не дай себя в обиду" | Цель: профилактика жесткого обращения с детьми. | Учащиеся обсудили способы защиты в трудных ситуациях. Были распространены буклеты с номером телефона доверия. |
7 классы Беседа "Ответственность за мои поступки" «Интернет – реальное общение в виртуальном пространстве» | Цель: профилактика девиантного поведения, привитие культуры общения в социальных сетях. | Учащиеся вспомнили правила поведения, проанализировали как важно нести ответственность за свои поступки. |
7 классы Классные часы с элементами тренинга: -"Основы и техники саморегуляции"; -"Учимся противостоять стрессу". | Цель: профилактика употребления психоактивных веществ. Развитие навыков стрессоустойчивости, профилактика суицидального поведения. | Ребята учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс. |
1 - 11 классы День здоровья | Цель: создание благоприятного эмоционального фона, формирование здорового образа жизни. | С учащимися были проведены классные часы, игры, акции, направленные на формирование здорового образа жизни. |
1-11 классы Посещение уроков | Цель: наблюдение за особенностями поведения учащихся во время урока. | По результатам наблюдения педагогам даны рекомендации по работе с классом и с отдельными учащимися. |
Психопрофилактика и психологическое просвещение родителей
1-4 классы
Семейная гостиная "Профилактика школьной неуспешности"
Цель: ознакомление родителей с причинами школьной неуспеваемости и способами их преодоления.
5-8 классы
Семейная гостиная "Семьей дорожить - счастливым быть".
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений.
2 класс
Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 2 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".
Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.
4 классы
Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 4 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".
Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.
4г класс
Родительское собрание: "Школьная тревожность. Чем могут помочь родители?"
Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность» у детей, рекомендации по снижению тревожности. Ознакомление с результатами диагностики.
5 классы
Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 5 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".
Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.
5а класс
Родительское собрание: "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения".
Цель: знакомство родителей с особенностями адаптационного периода при переходе учащихся в среднее звено, с возможными трудностями и способами их преодоления. Рекомендации родителям по результатам диагностики.
5 д класс
Родительское собрание «Особенности межличностного общения младших подростков. Профилактика конфликтов. Культура общения в социальных сетях»
Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей, профилактика конфликтного поведения детей.
6-7 классы
Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 6-7 классов. Профилактика употребления психоактивных веществ. Как уберечь ребенка".
Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Профилактика употребления психоактивных веществ.
7в класс
Родительское собрание: "Как понять подростка?"
Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам возрастных и
1-11 классы
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; рекомендации по признакам суицидального риска у несовершеннолетних и как вести себя с суицидальным подростком.
Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам профилактики девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних.
Так же в рамках проведения курсов для родителей по основам детской педагогики и психологии на школьном сайте размещена информация на темы: "Профилактика агрессивного поведения подростков", "Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям", "Для заботливых и внимательных родителей и их счастливых детей", "Эффективное воспитание в семье", "Как родителям повышать учебную мотивацию школьников", "Психологическая поддержка ребенка", "Адаптация пятиклассников. Рекомендации родителям", "Учимся преодолевать стресс", "Кризисные проявления у учащихся. На что обратить внимание", "Способы коррекции экзаменационного стресса", "Трудный возраст. Советы родителям", "Родители - основные регуляторы стресса перед экзаменами".
Психопрофилактика и психологическое просвещение педагогов
- Выступления на малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
- Выступление на малом педагогическом совете с темой: "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам.
- Выступление на малом педагогическом совете "Методические рекомендации для педагогов по преодолению кризисных ситуаций. Как вести себя с агрессивными детьми".
- Часы психологической разгрузки для педагогов.
- Методическая подготовка классных руководителей к родительским собраниям на тему "Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения".
- Стендовая информация для педагогов: "Мое здоровье", "Адаптация первоклассников", "Псхологическая подготовка к экзаменам"и др.
Психокоррекционные занятия
В течение года было проведено 290 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и 17 групповых.
Цель: развитие познавательной сферы, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
Занятия проводятся по программам: "Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе", "Развитие стрессоустойчивости у обучающихся", "Сдаем экзамены легко", "Психологическая гостиная", "В мире эмоций", "Я-пятиклассник" и др.
Перспективный план работы
на 2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году, с учетом анализа работы за прошедший год, будет углублена и продолжена работа по направлениям:
- Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ.
- Индивидуальное психолого - педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
- Адаптация учащихся 5 классов;
- Одаренный ребенок (работа по выявлению учащихся с признаками одаренности с 1-11 класса);
- Работа с трудными детьми по профилактике аддиктивного и девиантного поведения (работа по профилактике раннего употребления алкоголя, ПАВ);
- Работа по формированию стрессоустойчивости у учащихся (1 -11 класс).
В следующем учебном году планируется:
- Продолжить работу по психологическому просвещению педагогов и продолжить работу: "Сохранение психического здоровья педагогов".
- Продолжить курсовую подготовку для психологического сопровождения учащихся.
- Участие в инновационной линии школьных проектов.