Рабочая программа 5 кл."Тропинка к своему Я"

Николаева Татьяна Анатольевна

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl.tropinka_k_svoemu_ya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

5 класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые – мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания драк на переменах.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе  свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики. Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учеников будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределение дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады  со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу 5 класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой – требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

Рабочая программа разработана на основе:

1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;

2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;

3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);

6. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ «СШ №10»;

7. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 4-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 207 с.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой:

  1. Лекции
  2. Дискуссии
  3. Тематическая релаксация
  4. Самовыражение в рисунках
  5. Игры – драматизации
  6. Ролевые игры
  7. Психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

  1. Место курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №10» г.Нижневартовска на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Данная программа реализуется для обучающихся 5 классов.

  1. Общая характеристика курса.

     В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими подростками, которая включает три основных компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);
  • инструментально-технологический;
  • потребностно-мотивационный.

     Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

     Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

     Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

     Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

  1. Содержание курса.

Тематическое планирование 5 кл.

Название темы, занятия

Кол-во часов

Раздел 1 Я - это Я.

Цели:- мотивировать учащихся к занятиям психологией;

- способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

8

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.

1

Занятие 2.Кто я, какой я?

1

Занятие 3. Я – могу.

1

Занятие 4. Я нужен!

1

Занятие 5. Я мечтаю.

1

Занятие 6. Я – это мои цели.

1

Занятие 7. Я – это мое детство.

1

Занятие 8. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

Раздел 2. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Цели:

 - способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

 - способствовать адекватному самовыражению.

5

Занятие 9. Чувства бывают разные.

1

Занятие 10,11. Стыдно ли бояться?

2

Занятие 12,13. Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

Раздел 3. Я и мой внутренний мир.

Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

4

Занятие 14, 15. Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2

Занятие 16,17. Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Раздел 4. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

4

Занятие 18,19.Трудные ситуации могут научить меня.

2

Занятие 20,21. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

2

Раздел 5. Я и Ты.

Цель: осудить проблемы подростковой дружбы.

8

Занятие 22,23. Я и мои друзья.

2

Занятие 24. У меня есть друг.

1

Занятие 25,26. Я и мои «колючки».

2

Занятие 27. Что такое одиночество?

1

Занятие 28,29. Я не одинок в этом мире.

2

Раздел 6 Мы начинаем меняться.

Цели:

 - помочь подросткам осознать свои изменения;

 - мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

6

Занятие 30,31,32. Нужно ли человеку меняться?

3

Занятие 33, 34 Самое важное – захотеть меняться.

2

Занятие 35.Заключительное занятие.

1

  1. Результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки учителей;
  • уметь распознавать чувства других людей;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  Печатные пособия        

п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.

2.

Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.

3.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5.

Положение о психологической службе в системе народного образования.

6.

Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ «СШ №10».

7.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 4-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 207 с.

Технические средства обучения

п/п

Наименование оборудования

1.

Компьютер

2.

Колонки

3.

Диски с музыкальным сопровождением.