Рабочая программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов» Авторы исходной программы: Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих

Николаева Татьяна Анатольевна

Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_ya_prinimayu_vyzov_8_kl.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я принимаю вызов» 

Авторы исходной программы: Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих

по направлению: социальное

Класс: 8Б

Составитель: Николаева Татьяна Анатольевна

высшая квалификационная категория

МБОУ  «СШ № 10»

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.

Цели и задачи курса

Цели

Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», « социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.

Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения.

Задачи

  1. Создать психологические условия, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
  2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
  3. Способствовать формированию повторяющихся образцов правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
  4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
  5. Создать предпосылки для формирования готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ.
  6. Способствовать развитию критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
  7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска,

- основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий,

- ориентация в системе моральных норм и ценностей.

 В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- готовность к равноправному сотрудничеству,

-  уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение  к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия,

- устойчивость к давлению сверстников и группы,

- уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира,

- потребность в самовыражении и самореализации,

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

- готовность и способность к выполнению правовых норм и требований в сфере, касающейся распространения и употребления ПАВ,

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия,

-умение конструктивно разрешать конфликты,

- умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики потребления ПАВ,

- готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели в сфере проектирования ЗОЖ,

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  самостоятельно планировать инвариантные и альтернативные пути достижения целей,

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов,

- умение оценивать собственные возможности,

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение,

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации,

-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать уверенный отказ в асоциальных случаях,

- умение выражать свои чувства и мысли,

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность и отличительная особенность программы.

Программа основана на методологии компетентностного подхода и предполагает в качестве профилактики не традиционную форму «информирования» о наркотиках и последствиях их действия, а практику, тренировку, направленную на развитие у подростков личностных качеств, предоставляющих возможности решения возникающих проблем конструктивными путями, ориентированными на достижение успешной социальной самореализации и эмоционального благополучия в жизни.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста 13-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 1 академический час. Состав участников   25 человек в группе.

Формы занятий

Основная форма работы- групповое взаимодействие. Важным условием проведения рефлексивных, интерактивных бесед является соблюдение формы круга, учет правил и закономерностей организации групповой работы. Педагог становится активным участником взаимодействия при соблюдении принципов партнерских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками. Важным является обучение подростков принятию правил работы в группе, умение подчиняться правилами организовывать свою деятельность во времени. Предлагается использовать диагностирующие материалы.

Формы контроля уровня усвоения  содержания

- Тематические выставки творческих работ участников,

- викторины,

- фестиваль достижений участников «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов»,

- анкетирование участников (анкеты обратной связи),

- обратная связь (рефлексия) участников.

Этапы проведения занятий

Все занятия проводятся в три этапа:

  1. Вводная часть. Ритуал начала занятия – проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и настроя на совместную деятельность.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть. Ритуал завершения занятия - проводится  с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и чувства душевного подъема от совместной деятельности.

Условия проведения занятий

Создание атмосферы защищенности и безопасности участников группового взаимодействия обеспечивается принятием правил взаимодействия и поведения на занятиях:

- «Конфиденциальность»- личная информация, мысли, чувства, высказываемые участниками, не выносятся за пределы группы.

- «Здесь и теперь»- говорить о собственных мыслях, чувствах, которые возникают здесь и теперь, акцент делается на том, что переживается в настоящий момент.

- «Я-высказывания»- говорить от своего имени, о своих мыслях, чувствах, избегая оценок, начиная фразу  с «Я, я чувствую, думаю, мне кажется, избегая обобщений типа «Мы все здесь чувствуем…»

- «Называть друг друга по имени» - это создает дружескую доверительную атмосферу.

- Правило «Одного микрофона» -когда говорит один участник, остальные внимательно слушают, не перебивают, не подсказывают, проявляют уважение к мнению другого.

- Правило «Не ставим оценок» - любой участник может высказывать свои мысли, чувства, при этом ведущие и остальные участники группы обсуждают только ситуации, а не дают оценку поступкам, поведению, тем более личности высказывающегося.

Обсуждение правил. Вначале можно предложить школьникам сформулировать свои правила, которые помогли бы нам работать, с уважением относясь, друг к другу, затем предложить вышеперечисленные правила в качестве дополнения и обобщения. Правила желательно оформить в виде презентационного слайда, пока участники не запомнят их.


Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, количество часов

Дата проведения

Тема

Личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

1. Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

2 часа

Практикум командообразования

Совершенствование навыков позитивного мышления, эффективного общения и сотрудничества, развитие навыков командного взаимодействия и средств общения. Развитие эмпатии, способности к рефлексии.

0

1

Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ.

0

1

2. Навыки управления своими эмоциональными состояниями в условиях группового взаимодействия со сверстниками. Профилактика агрессивных проявлений.

2 часа

Эмоции и чувства. Как распознавать переживания других людей и собственные эмоциональные состояния

Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение. Формирование практических умений понимания и ненасильственного выражения своих негативных эмоциональных состояний, умение учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.

1

0

Технологии отреагирования и саморегуляции эмоциональных состояний

0

1

3.Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ.

3 часа

Две стороны конфликта

Развитие умения эффективно решать конфликты, конструктивно отстаивать свою позицию, противостоять негативному влиянию группы сверстников и сознательно выстраивать свое поведение на достижение ЗОЖ.

1

0

Технологии разрешения конфликтов. Способы отстаивания собственной позиции в конфликте.

0

1

Посредничество в разрешении конфликта как способ восстановления отношений

0

1

4. Формирование критического мышления, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

6 часов

Я-концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека

Развитие критического мышления, позитивного образа Я, рефлексии. Укрепление в обучающихся чувства уважения к самому себе, уверенности в способности противостоять вызовам, опасным для их здоровья. Формирование нравственных ценностей и на этой основе - жизненных целей. Актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения.

1

0

Я и мои жизненные цели

0

1

Нарисую будущее

0

1

Мой здоровый образ жизни

0

1

Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений

1

0

Мой выбор: здоровье и успешное будущее.

0

1

5.Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ.

6 часов

Социальные риски, связанные с ПАВ, и безопасное поведение

Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в пробы ПАВ, формирование стратегий совладающего поведения и стрессоустойчивости.

1

0

Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения

0

1

Как совладать со стрессом

0

1

Употребление ПАВ - риск для здоровья и жизни: моя личная позиция

0

1

Реклама как метод воздействия на принятие решения и поведение человека

1

0

Информационно-коммуникационная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков

1

0

6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе

6 часов

Здоровье как важнейшая социальная ценность

Сформированность антинаркотических установок на понимание употребления психоактивных веществ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия и жизненного успеха. Формирование активной жизненной позиции обучающихся на основе информации о влиянии ПАВ на здоровье человека, причинах начала употребления и альтернативных возможностях поведения в ситуациях социального риска и организации досуга.

1

0

Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция

0

1

Мой здоровый образ жизни

0

1

Мои эмоции и чувства, связанные с употреблением ПАВ подростками и молодыми людьми

0

1

Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков

0

1

Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха.

0

1

7. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ

6 часов

Здоровье человека - сфера личной ответственности

Формирование негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ, пропаганда ЗОЖ. Формирование ценностного отношения к здоровью. Привлечение внимания к проектированию собственного направления здорового образа жизни.

0

1

Наше будущее у нас в руках!

0

1

Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ, и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ

0

3

Выставка и презентация реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ

0

1

8.Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика.

4 часа

Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей.

Формирование способности к прогнозированию как способу предвидения будущих событий. Овладение навыками проектирования успешного и здорового будущего, целеполагания и умения адекватно оценивать свои возможности для достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ.

0

2

Здоровье, будущее, успех: Я принимаю вызов!

0

2

Итого 35 час

8

26