Сказкотерапия как метод психокоррекции

Реферат на тему: Сказкотерапия как метод психокоррекции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_metod_psihokorrektsii_.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2

1. Понятие сказкотерапии. Классификация сказок ………………………..2

2. Функции психотерапевтических сказок …………………………………4

3. Диагностические возможности сказки …………………………………..5

4. Сказка как механизм психокоррекции …………………………………..7

5. Особенности сказкотерапии с детьми ………………………………......13

6. Технология работы с терапевтической сказкой………………………...14

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….15

Введение

Сказкотерапия-это наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии, но один из наиболее молодых в современной научной практике. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э.Фромм, К.Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л.С.Выгодским, Д.Б.Элькониным, М.Осориной, А.С.Гнездиловым и др.

Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике, говорят об актуальности выбранной темы.

Целью данной работы является определение роли сказки в психодиагностике и психокоррекции и конкретизируется в следующих задачах:

  1. рассмотреть понятие «сказкотерапия»;
  2. проанализировать типологию сказок;
  3. изучить функции сказок;
  4. исследовать психодиагностические и коррекционные возможности сказок.

1.  ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

 

Сказкотерапия – это динамично развивающееся направление в психотерапии. В разных информационных источниках формулировка "сказкотерапия" применяется в различных контекстах, т.к. сказкотерапию применяют и в воспитании, и в образовании, и в формировании, и в тренинговом воздействии, и как механизм психотерапии. Рассмотрим ряд определений термина «сказкотерапия» в зависимости от ее сферы применения.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это метод передачи индивиду (чаще всего ребенку) требуемых нравственных норм и правил. Эта информация первоначально заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший метод социализации и передачи навыка и опыта. Сказкотерапия как инструмент для формирования познавательной сферы личности. В ходе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка формируются нужные для эффективного бытия воображение, творческий процесс. С поддержкой этого он усваивает главные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Прослушивая и улавливая сказки ребенок, встраивает их в собственный жизненный сценарий, создает его. У детей данный процесс, в особенности красочен, почти все дети требуют собственных родителей читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Деятельность с помощью сказок ориентирована напрямую на излечение и поддержку ребенка. Специалист формирует условия, в каких ребенок, функционируя со сказкой (читая, сочиняя, разыгрывая, продолжая), обретает решения собственных жизненных проблем и трудностей. В настоящее время широко известна в использовании типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные и дидактические аспекты.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. В развитии сказкотерапии (в историческом контексте), Т.Д. Зинкевич Евстигнеева выделяет четыре основных этапа:

I этап – устное народное творчество;

II этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, В. Пропп, Б. Беттельхейм, и др.);

III этап – психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

IV  этап – интегративный, связанный с «формированием концепции.

Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков».

Таким образом, сказкотерапия – это молодое, многообещающее и прогрессивное течение в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

2. ФУНКЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК

И.В.Вачков выделяет три функции сказок: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о … », «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие обычными методами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Кроме того, диагностическая сказка способна содействовать раскрытию взаимоотношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. К примеру, проконтролировать отношение ребенка - дошкольника к расторжению брака отца с матерью.

Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.

В том случае, если зафиксируется вероятное формирование происшествий, допускается говорить о прогностической функции сказки. В данных сказках, будто бы матрешка в матрешке, выявляются сущность и характерные черты предстоящего актуального сценария ребенка. В литературе также представлены следующие функции терапевтических сказок:

− сказка дает возможность актуализовать вытесняемые ребенком факторы индивидуальной истории.

− сказка дает возможность сформировать свежий взгляд на ситуацию и переключиться на новый уровень ее осознания, моделируя наиболее плодотворное отношение и действие.

− сказка отображает внутренний конфликт ребенка и предоставляет возможность размышлять над ним.

− сказка является символическим «буфером» между ребенком и специалистом. Благодаря этому противодействие ребенка сглаживается, и энергия направляется на размышление.

− сказка служит альтернативной концепцией восприятия разноплановых жизненных ситуаций.

− сказка формирует веру в положительное решение задачи (хотя, для того чтобы такое заметить, зачастую необходимо отклониться от стандартов повседневного сознания).

− сказка обладает очень древними истоками в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах как правило собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в легендах либо сказках можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗОК

Сказкотворчество предоставляет исключительную вероятность подступиться к индивидуальной жизни души. Такое точно в абсолютно всех вариантах, однако докопаться до данного смысла действительно весьма тяжело. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе психолога:

1. Изложение сказки и отслеживание реакций человека. Для этого ребенка погружают в сказку и вводят в состояние, аналогичное легкому трансу. Это достигается множественными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами нейролингвистического программирования (НЛП). Специалист по психологии обязан видеть, как «клиент» отвечает на те или же другие поступки героев, для того, чтобы раскрыть ценностные понятия, опасения; изучить позы ребенка, перемещения, мимику. Помимо объяснений ребенка следует толковать невербальные сигналы, для того чтобы обнаружить более важные места. Следует концентрировать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те факторы, что провоцируют особенный интерес или, наоборот, никак не заинтересовали внимания, на комментарии по ходу рассказа. Необходимо заметить, с кем из героев сказки себе определял ребенок; сообразить о данном несложно согласно личным взаимодействиям, то есть проявляемым эмоциям.

2. Изложение ребенком любимой сказки или рассказа, либо особенно запомнившейся сказки. В этом случае можно исходить из утверждения, что сказки, основательно закрепившиеся в душе человека, представлены плодами родительских предписаний и лежат в базе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, предполагает собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником – идентифицирует себя ребенок, можно определить его «программу» на всю сознательную жизнь. При работе с «клиентом» психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более психолог к ним приближается, тем лучше для ребенка.

3. Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Здесь психологу необходимо не только лишь прослеживать взаимодействия «клиента», но и совершить полный анализ продукта творчества - сказки, которую допускается относительно причислить к образному творению, автор которого сочетает образы не беспричинно, равно как в период сновидения либо лишенного смысла мечтания. Наоборот, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логичность определена той взаимосвязью, которую определяет творение между собственным миром и миром внимания. Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Необходимые условия эффективной проекции:

− установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним пространством ребенка;

− средства «переноса» фигуры на экран (волшебство сказки, фантазии, отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);

− сведение к минимуму действие психологических защит;

− само семантическое пространство (опыт человека).

Проекция может быть искажена согласно нескольким обстоятельствам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо «вырвать» человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в ходе работы. Во-вторых, внутри приобретенной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта имеют все шансы осуществляться процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

4. СКАЗКА КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОКОРЕКЦИИ

Специалист в собственной работе касается одновременно несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок выражает собственные архетипы и общественные установки, они наглядно показываются и имеют все шансы выражать главное воздействие на сюжет, с другой стороны сказка касается ранние детские волнение и в сюжете допускается отследить возникновение личности ребенка, в-третьих, «клиент» заполняет сказку собственным важным содержанием. В содержании сказки допускается проанализировать, чем сейчас живет ребенок, какие у него основополагающие переживания. Только проделав данный анализ, Психолог принимает решение, какому слою уделять внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.

Психолог может предлагать ребенку различные способы работы со сказкой. Самые распространенные способы это:

− обсуждение уже существующей сказки, рассказа;

− возможность самостоятельно написать «клиентом» сказку, так называемая «клиентская сказка»;

− инсценирование, драматизация уже существующей сказки (это может быть как актерская игра, так и кукольный театр);

− арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Отчего собственно сказка обладает подобным мощным психотерапевтическим влиянием? В сказочном сюжете зашифрованы большая часть главных трудностей и жизненных ситуаций, которые испытывает любой человек. Зачастую мы закрываемся в какой-то собственной проблеме и никак не готовы выйти за ее границы, понять ситуацию под другим, наиболее общим углом. Сказка в силу собственной вековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и инициирует возможные части нашей личности, которые могут помочь отыскать собственный выход с проблемного состояния. Сказочная обстановка (неясность зоны воздействия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от определенной, затруднительной на данном этапе проблемы, с другой – предоставляет вероятность идентифицировать себя с персонажами сказок, тем самым усиливая возможные способности человека может помочь преодолеть то, что на данном этапе задерживает его формирование. Для ребенка, помимо того, что сказано выше, сказка или рассказ является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события, происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла.

Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.

1. Анализ сказки. Применение этого способа обучает размышлять, ориентироваться в скрытых механизмах происходящего, отвлечься от поверхностных смыслов, предоставляет вероятность высказаться и быть услышанным. Способ состоит в том, что в последствии прочтения сказки предлагается обговорить ее содержание согласно заданным вопросам.

− что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

− что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

− Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

2. Сказочные задачи. Сказочные задачи предоставляют вероятность проанализировать феномен со множества сторон, предназначаются с целью нахождения многих решений внутренних проблем и разрешений разных жизненных ситуаций. Сказочные задачи допускается придумать лично либо порекомендовать уже готовые, к примеру: в сказке царевна-несмеяна устанавливается задача - отчего царевна никак не желала смеяться и что же необходимо совершить, для того чтобы ее развеселить. Ребенок сообщает свою проблему, а сочиняя метод как развеселить, обнаруживает выход для себя. Подобным способом, процедура массового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а педагогу дает возможность распознать и корректировать психологические проблемы.

3. Рассказывание сказки. Решаются проблемы: обнаружение актуальной проблематики ребенка; формирование речи, памяти, интереса, фантазии, воображения, мастерства слушать другого. Способ базируется на том, что либо рассказчик сознательно ставит акценты с целью формирования сознания, либо он бессознательно понижает акценты в сказочных ситуациях, что может помочь осознать фактора собственных затруднений, понять проблему.

Рассказывать сказку можно различными способами:

− сказку рассказывает педагог от 3 или 1 лица группе детей или одному ребенку;

− изложение известной сказки группой детей по кругу;

− изложение известной сказки и придумывание к ней продолжения;

− изложение сказки от 1 лица детьми;

− изложение сказки от имени различных персонажей.

4. Сочинение сказки. Создание фантастической сказки может помочь проанализировать одно и то же событие с различных сторон, проиграть многочисленные модели поведения и отыскать выход, способный исправлять неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с применением игрушки, быть изображенной самостоятельно каждым ребенком или в команде. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной волшебной сказке» непосредственно объединены со становлением личности человека. Помимо этого, в любой определенной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

Этапы алгоритма построения полного сюжета, следующие:

− Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;

− Расставание с родительским домом;

− Выбор пути, проверка на доброе сердце;

− Борьба и победа;

− Возвращение домой, трудности обратного пути;

− Прибытие домой;

− Свадьба, коронование.

5. «Рисование сказки». Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

6. «Изготовление кукол». В процессе психологического консультирования стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л.Г, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у «клиентов» механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1.Проведение психодиагностики.

2.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Развитие самосознания.

6.Развитие грубой и мелкой моторики.

7.Разрешение внутренних конфликтов.

8.Профилактика и коррекция страхов.

9.Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

7.Использования карт "Мастер сказок". Автором архетипических карт "Мастера сказок" является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

  1. Дорога
  2. Государство
  3. Помощник
  4. Творец
  5. Сезонность
  6. Доброе сердце - холодное сердце

  1. Тело боли
  2. Авгиевы конюшни
  3. Распутье
  4. Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

 

8.«Сказкотерапевтическая диагностика». Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Х.Дж.Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

  • Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными,нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
  • Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
  • Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

9. «Песочная терапия». Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А. «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. «Клиент» решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

10. «Кататимный подход в сказку» Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

  1. Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.
  2. Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
  3. Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
  4. Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1.Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2.Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3.Недостаточная мотивация.

Рекомендуется психотерапевтические сказки использовать специалистам, тогда как все остальные могут смело употреблять и родители с целью воспитания и обучения ребёнка. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка. Ради познавательных и развивающих целей лучше всего пользоваться всевозможными народными художественными сказками с красочным сюжетом и огромным количеством происшествий, создающие у ребёнка образ о вселенной, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и находящимся вокруг него миром.

С целью преподавания применяются нравоучительные сказки. Сюжет данных сказок определён довольно узкой тематикой, ограничен количеством героев, однако насыщен игровыми моментами с особыми заданиями для ребёнка. Лучше всего в данные сказки играть, применяя подходящую атрибутику или в песочнице. Таким образом, пересказывание и трактовка сказок дает возможность максимально избавить творческое начало в человеке, понять собственный предыдущий опыт, расширить его восприятие, приобрести новые знания.

5.   ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

6. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

 9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказкотерапия – достаточно молодое направление и поэтому возможности комплексной сказкотерапии исследованы еще недостаточно досконально; раскрываются новые возможности, возникают новые способы, дорабатываются уже существующие приемы. Сказкотерапия является перспективным направлением в практической психологии. Так же , это направление практической психологии, которое, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. Сказка осуществляет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностические возможности сказки заключаются в обнаружение уже существующих жизненных сценариев и стратегий поведения. А терапевтический потенциал сказки предполагает: осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; понимание причинно-следственных связей событий и поступков; познание разных стилей мироощущения; осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; внутреннее ощущение силы и гармонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
  2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.
  3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
  5. Логинова О.И. Сказкотерапия- http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой .
  8. https://g.co/kgs/C2n7P8