Организация профилактической работы по предупреждению суицида среди несовершеннолетних.

Звягина Ольга Николаевна

В статье  рассмотрены понятие суицида, признаки надвигающейся опасности, а также возможные шаги по решению данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

 ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДА.

Что такое суицид? Вопрос, который во все времена являлся не только темой запретной, но однозначно закрытой. О суицидальных случаях и самоубийствах было как-то не принято говорить вслух. Практически все религии подобный поступок осуждали, считали его величайшим грехом. Людьми нерелигиозными он расценивался как проявление слабости и также не вызывал чувства сочувствия. Самоубийство принято воспринимать как нечто очень личное, интимное, то, что не касается широкой общественности очень часто скрывается под видом несчастного случая. Однако сегодня, более глубоко осознавая растущую сложность и несомненную ценность каждой человеческой жизни, мы должны признать, что суицид – это нечто большее, чем частное, личное решение: это показатель болезни цивилизации.

Мы будем обсуждать очень трудную проблему: попробуем разобраться в том, что такое суицид, попытаемся определить признаки надвигающейся опасности и какие можно предпринять шаги по решению данной проблемы.

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностики внутренний активности (суицидальные мысли, фантазии, замысли, намерения) суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Многие авторы задаются вопросом: можно ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

1. Признаки замышляемого суицида. Другими словами, поведение человека задумавшего самоубийство, напоминает поведение человека собирающегося в длительное путешествие. К ним относятся: разговоры на тему самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

2. наличие опыта самоубийств в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, теряя работы, общественное отвержение, тяжелое заболевание , крушение жизненных планов, утрата идеалов или веры.

4. снижение личности ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, хроническое стрессовое состояние, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

У детей эти внутренние состояния имеют специфику. В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей, указывающих на готовность к суициду:

  • Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлением суеты, спешки;
  • Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
  • Депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзость;
  • Тяжело протекающий пубертат, с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая личностные особенности суицидента. К ним относят: неумение найти способы удовлетворения потребностей и желаний, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность.

Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает однозначную склонность к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особенно бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени.

Профилактика суицида.

На данный момент существует международная ассоциация по предотвращению самоубийств, которая явилась примером создания и в нашей стране подобных организаций. Одни из главных принципов таких организаций является их анонимность. Основные звенья такой службы: телефон доверия, кабинеты социально-психологической службы, кризисные стационары.

Какова же роль педагога в работе с подростками, имеющими описанные выше проблемы в поведении? Эту роль можно обозначить так: помощь в заблаговременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком он может увидеть признаки проблемного состояния; может обратить внимание школьного врача, социально-психологической службы, родителей, администрации школы на этого ребенка. Детям педагог может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит их состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту.

Методические рекомендации.

Таким образом, участие педагога в помощи проблемному подростку имеет вполне обозримые границы и может принести вполне ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

План совместных действий всех участников воспитательно-образовательного процесса по профилактики суицида среди несовершеннолетних.



Предварительный просмотр:

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии

суицидальных мыслей

  1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. Предпочтение траурной и скорбной музыки.
  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  4. Разговоры об отсутствии ценности  жизни.
  5. Фантазии на тему о своей смерти.
  6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).
  7. Прямые высказывания типа: «Я не могу это выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
  8. Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  9. Приобретение средств для совершения суицида.
  10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
  11. Высказывания тяжелых самообвинений, собственной беспомощности, безнадежности.
  12. Написание прощальных писем.
  13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
  14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
  16. Проявление признаков депрессии.

Признаки депрессии

у детей

  • потеря свойственной детям энергии
  • внешние проявления печали
  • нарушения сна
  • ухудшение успеваемости
  • снижение интереса к общению со сверстниками
  • изменение аппетита или веса
  • страх неудачи
  • чувство неполноценности
  • чувство «заслуженной отвергнутости»
  • низкая фрустрационная толерантность
  • чрезмерная самокритичность
  • агрессивное поведение
  • соматические жалобы

у подростков

  • печальное настроение
  • чувство скуки
  • чувство усталости
  • нарушения сна
  • соматические жалобы
  • неусидчивость, беспокойство
  • фиксация внимания на мелочах
  • чрезмерная эмоциональность
  • замкнутость
  • рассеянность внимания
  • агрессивное поведение
  • демонстративное непослушание
  • склонность к бунту
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • плохая успеваемость
  • прогулы в школе

        Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – необходимо обратить внимание.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии

суицидальных мыслей

  1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. Предпочтение траурной и скорбной музыки.
  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  4. Разговоры об отсутствии ценности  жизни.
  5. Фантазии на тему о своей смерти.
  6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).
  7. Прямые высказывания типа: «Я не могу это выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
  8. Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  9. Приобретение средств для совершения суицида.
  10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
  11. Высказывания тяжелых самообвинений, собственной беспомощности, безнадежности.
  12. Написание прощальных писем.
  13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
  14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
  16. Проявление признаков депрессии.

Признаки депрессии

у детей

  • потеря свойственной детям энергии
  • внешние проявления печали
  • нарушения сна
  • ухудшение успеваемости
  • снижение интереса к общению со сверстниками
  • изменение аппетита или веса
  • страх неудачи
  • чувство неполноценности
  • чувство «заслуженной отвергнутости»
  • низкая фрустрационная толерантность
  • чрезмерная самокритичность
  • агрессивное поведение
  • соматические жалобы

у подростков

  • печальное настроение
  • чувство скуки
  • чувство усталости
  • нарушения сна
  • соматические жалобы
  • неусидчивость, беспокойство
  • фиксация внимания на мелочах
  • чрезмерная эмоциональность
  • замкнутость
  • рассеянность внимания
  • агрессивное поведение
  • демонстративное непослушание
  • склонность к бунту
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • плохая успеваемость
  • прогулы в школе

        Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – необходимо обратить внимание.