Краткие лекции по дисциплине ОГСЭ.05 "Психология общения"

Юдина Елена Анатольевна

Основное содержание тем дисциплины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkie_lektsii_po_ogse.05_psihologiya_obshcheniya.docx60.7 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

 Термин «психология» образован от двух древнегреческих слов:

 psyhe – душа и  logos – учение.

Первоначально (начиная с XVI столетия) психология была частью философии, и лишь в XIX в. Выделилась в самостоятельную науку со своим собственным предметом и методами исследования.

Психология – наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. 

 Психика является функцией мозга, заключающейся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируются поведение и деятельность человека.

Психикой обладает не только человек, но и животные. Существует даже раздел в психологии – зоопсихология.

Однако у человека психика приобретает качественно новую форму. Человек имеет не только биологическую природу, но всегда находится под влиянием социокультурных факторов, благодаря которым у него формируется «внутренний план жизнедеятельности» - сознание и он становится личностью.

 Личность – многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальные особенности человека, выражающиеся в его поведении и отношении к себе и миру и поиска своего места в нем.

Следовательно, глобальное «Я» (личность) содержит в себе 4 аспекта:

  • духовное «Я»
  • материальное «Я»
  • социальное «Я»
  • телесное «Я»

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности.

Но три составляющие в структуре личности понятны. Что представляет собой

«Я» духовное?  Здесь прослеживается связь с психикой – душой.

Структура психики.

4.                       Надсознание   (воля - могу)

3.                           Сознание (ум – надо)

2.                           Подсознание (чувства,  желания – хочу)

1.                           Бессознательное (ощущения - инстинкты)

Функции психики:

1. регулятивная – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека. Здесь задействованы волевые и эмоциональные психические процессы;

2. познавательная или когнитивная – служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы;

3. коммуникативная – передача информации от одного человека к другому, координация совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение – основные процессы, обеспечивающие коммуникацию.

Предметом психологии являются психические процессы, психические свойства, психические состояния  и психические образования личности.

Психические процессы можно разделить на следующие три группы:

  • познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление),
  • волевые (сознательный контроль человеком своего поведения);
  • эмоциональные (пристрастие, непосредственное переживание ситуаций, проявляющееся в различных чувствах – страха,  восторга, ненависти и других, а также в настроениях).

Психические свойства:

  • темперамент,
  •  характер,
  • способности ,
  •  направленность личности.

Психические состояния характеризуют психику человека, определяя своеобразие психических процессов:

  • подъем,
  • угнетение,
  • бодрость,
  • апатия,
  • скука и т.д.

Психические образования:

  • знания,
  • убеждения,
  • привычки,
  • умения, навыки.

Таким образом, психология изучает взаимодействие человека с другими людьми и окружающим миром, которое реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов и состояний и проявляется в различных свойствах и образованиях.

Принципы психологии.

  • Принцип развития;
  • Принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
  • Принцип учета конкретной ситуации.

.

Методы психологии.

1. самонаблюдение (субъективный метод);

2. наблюдение: простое, включенное и лонгитюдное (включенное);

3. эксперимент: естественный и искусственный;

4 изучение продуктов деятельности человека (рисунки, почерк,  и т.д.),

5. анкетирование и тестирование.

Психоаналитическая типология характеров. Влияние характера на формирование имиджа.

 Темперамент – (в переводе с лат.- надлежащее соотношение частей) это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

 Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

 Вообще понятие «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов):

  • Преобладание желтой желчи (др. греч.  холе-желчь, яд) делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.
  • Преобладание лимфы (др.греч. флегма-мокрота) делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.😐
  • Преобладание крови – делает человека подвижным и веселым, уравновешенным – сангвиником.
  • Преобладание черной желчи (др.греч. мелэна холе) делает человека грустным и боязливым, ранимым – меланхоликом.

 И.П.Павлов, великий русский ученый, физиолог (1849 – 1936 гг.) считал, что темперамент – это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

 Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

 Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

 Торможение -  затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы, возбуждения и торможения, характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

 Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

 Уравновешенность нервных процессов указывает на гармоническое равновесие соотношения процесса возбуждения и торможения у человека.

 Подвижность нервных процессов показывает способность данных процессов, возбуждения и торможения, быстро сменяться один другим.

 Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. И.П.Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

Типы ВНД

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения

Вид темперамента

По силе

По уравновешенности

По подвижности

сильный

сильный

уравнов.

подвижный

сангвиник

      (кровь)

безудержный

сильный

неуравн.

подвижный

холерик

               (желчь)

инертный

сильный

уравнов.

малоподвижный

флегматик

              (флегма)

слабый

слабый

неуравн.

малоподвижный

меланхолик

           (черная желчь)

 

Сангвиник.

Быстро сходится с людьми, жизнерадостен.  Это люди с наиболее  устойчивой конституцией и психикой, мало болеют. Легко переключается с одного вида деятельности на другой, не любит однообразия, легко контролирует свои эмоции, речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами; но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью:

1.если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений – у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный;

2.если воздействия длительны и однообразны – сангвиник теряет интерес к делу, что выражается в вялости, скуке, безразличии.

Чувства у  сангвиника могут быстро возникать, быстро исчезать или меняться на противоположные (любовь, страсть, дружба).

Рекомендации:

в деловой сфере – можно поручать какие-то новые проекты, которые влекут общение с разными людьми, стараться увлечь, но обязательно контролировать этапы работы;

в личном и бытовом общении – не допускать однообразия.

Холерик.

Возбуждение преобладает над торможением, поэтому холерик - человек неуравновешенный, возбудимый, чрезмерно подвижен, вспыльчив, раздражителен, несдержан. Речь, мимика  и манеры – торопливы, выразительны. Неуравновешенность проявляется в резкой смене настроения, в отношении к деятельности: с увлечением берется за дело, но может не хватить энергии на его продолжение – наступает спад. Т.е. он, может быть, делает много, но пока он делает одно дело, в которое уперся лбом, путь его усеян «костями и трупами». Он сметет со своего пути все, но цели не достигнет. Холерики склонны к тому, чтобы схватить какие-то знания, на них концентрируются и долго остаются. Они не могут расслабиться и переключиться на что- то другое, выдают свое собственное мнение как общее.

Что касается общения, то особенности темперамента часто приводят к конфликтным ситуациям, не может адекватно оценивать поступки людей.

 Эти люди расположены к таким нервно – психическим заболеваниям, как маниакальный психоз, паранойя, параноидная форма шизофрении, невроз, эпилепсия.

Рекомендации:

в деловой сфере – стараться избегать публичных замечаний, не привлекать к работе, требующей новых каналов связей и, вообще, новизны; очень важен отдых, чередование напряжения и отдыха; важен самоанализ и самоконтроль;

в личном и бытовом общении – сложный тип, стараться не создавать конфликтных ситуаций, следить за тоном речи, выражением слов.

Флегматик.

Торможение преобладает над возбуждением, что проявляется в медлительности, спокойствии. Человек упорный, уравновешенный, начатое дело доводит до конца. В проявлении чувств сдержан, без эмоционального окраса, мало болеют.

В общении с людьми проявляет постоянство, его нелегко вывести из себя. Флегматик – пример русского Вани: медленно запрягает, быстро ездит, трудно остановить.

Рекомендации:

в деловой сфере - стараться «тормошить», поручать больше дел;

в личном и  бытовом общении – не давать проводить время в бездействии, стараться держать в тонусе.

Меланхолик.

С трудом реагирует на сильные раздражители. Возможна депрессия, переходящая в крайнюю степень. В работе пассивны, в общении склонны к замкнутости, легко уязвимы, часто обижаются, трудно знакомятся, в чувствах постоянны, но глубиной эти чувства не отличаются.

Сильное напряжение физических и  духовных сил  часто приводит к  стрессовым ситуациям, которые выражаются в замедлении и прекращении активности.  Ко всему новому относятся с недоверием и опаской, трудно адаптируются. В обычной, привычной для них деятельности - продуктивны,  и работать с ними легко. И.П.Павлов сказал о них». Это оранжерейные растения, требующие всегда особых условий жизни».

 Для них характерны такие психические болезни, как шизофрения, различные психопатии, неврозы, неврастении. Из соматических – хронические заболевания, как правило, несколько.

Рекомендации:

в деловой сфере – чтобы не провоцировать стресс, избегать поручать что-то новое, замечания делать этично, доброжелательным тоном; Меланхолик – человек ведомый, поэтому необходим самоконтроль;

в личном и бытовом общении – очень ранимы, беречь от трудностей.

 Интересно наблюдение: пересаливают те люди, которые имеют слабые надпочечники, то есть с низким давлением, вялые, эмоционально очень лабильные, у которых то всплески каких-то экзальтированных эмоций, то, наоборот, падение до уныния, часто болезненное – меланхолики. Поэтому соль им надо ограничить, так как злоупотребление ею может привести к нарушению сердечной деятельности, стойкой гипертонии, а в психологическом аспекте – усилению меланхолических  «взлетов и падений» - от «бури в стакане» до классического невроза.

Виды общения.

Вербальное (от лат.verbalis - словесный) – осуществляется с помощью слов.

Невербальное – средством общения являются невербальные (несловесные) знаки, элементы общения (поза, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

1.Поза, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы -пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональное состояние человека.

Кинесика (от греч. kinesis – движение) совокупность телодвижений, применяемых в процессе общения.

2.Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки.

Паралингвистика – это качество голоса.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз, покашливания, смеха, темп речи.

3.Проксемика (от англ. proximity – близость) личное пространство человека.

     Интимная зона – от 15 – 45 см

     Личная зона – 46 - 120 см

     Социальная зона – 120 - 360 см

     Общественная или публичная зона – более 360 см

4.Визуальное общение – контакт глаз.

Психологические механизмы восприятия и понимания в межличностном общении.

Идентификация (от лат. Identifico – отожествление, уподобление).Чтобы понять другого человека часто используется прием поставить себя на его место.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) способность к постижению другого человека через сопереживание. Непосредственно связана с идентификацией. Т.е. имеет место эмоциональный отклик на проблемы другого человека, а не рациональное осмысление его проблем.

Проявляя к человеку эмпатию необязательно себя с ним идентифицировать. Можно ему сопереживать, но линию поведения выстраивать свою.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) это зеркальный процесс отношений друг с другом: как я понимаю и знаю партнера, и как он понимает и знает меня.

Психологические способы воздействия в процессе общения.

Заражение – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Чем выше уровень развития личности, тем слабее механизм «заражения».

Внушение – это эмоционально-волевое воздействие, производится путем непосредственного навязывания психических состояний, не нуждается в доказательствах и логике.

Эффект внушения зависит от возраста, психического и физического состояния внушаемого, авторитета внушающего.

Убеждение – интеллектуальное воздействие на сознание личности через собственное критическое суждение.

Подражание – происходит не простое принятие внешних черт и поведения другого человека, но и воспроизведение их в своем образе.

Типичные ошибки межличностного восприятия.

Фактор превосходства – данная схема восприятия срабатывает в случае неравенства партнеров. Т.е. при встрече с человеком, превосходящим нас по какому то важному для нас параметру - мы оцениваем его более высоко. Если же мы имеем дело с человеком, которого в чем то превосходим, то не дооцениваем.

Фактор привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек, тем оценивается он нами выше и наоборот.

Фактор отношения к нам – действует следующим образом: люди, относящиеся к нам хорошо, оцениваются нами выше, чем те, кто относится к нам плохо.

  Рассмотренные три вида ошибок, при формировании первого впечатления, называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления, общее положительное впечатление о человеке приводит к оценке со знаком «плюс» неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки – превосходства, привлекательности и отношения к нам.  

Культура общения работника .

  Культура общения работника ГС начинается с создания спокойной, деловой обстановки при обслуживании. Психическая устойчивость человека во многом определяется его привычками. Поэтому каждый работник гостиницы должен самое серьезное внимание уделять выработке привычек культуры обслуживания. Развитие этих привычек тесно связано с воспитанием культуры чувств. Этому содействует гигиеническая триада:

  • Гигиена труда
  • Гигиена общения
  • Гигиена личная

Гигиена труда. Труд тесно связан с напряжением сил человека. Важно не не устать, а не допустить переутомления. Следовательно, важно выполнять рекомендации самоменеджмента, соблюдать эргономические требования к организации своего рабочего места, соблюдать режим труда и питания.

Гигиена общения. Доброжелательный настрой, рефлексивная оценка поступков людей, управление своими эмоциями.

  Итак, работник ГС должен обладать эффектом «3-х Д»:

Быть Доступным, Доброжелательным, добропорядочным.

  Полнота проявления этих качеств зависит прежде всего от его физического и психического здоровья.

  Ортобиоз – в переводе с латинского – разумный образ жизни. В его концептуальной разработке большой вклад И.И.Мечникова.

Суточное время должно быть разумно использовано для обеспечения физического, психического и нравственного здоровья человека.

  Для каждого «среза» определяются условия:

- Рекреация (физическое укрепление)

- Релаксация (психическое расслабление и освобождение от отрицательных эмоций)

- Катарсис (моральное очищение и возвышение).

Рекреация, релаксация и катарсис представлены в ортобиозе в виде конкретных мероприятий. Их систематическое использование способствует поддержанию здоровья, при котором индивид может быть деятельным.

  Отсюда выстраивается индивидуальная модель ортобиоза.

Коэффициент выживаемости выступает как математический ориентир оптимального построения ортобиоза.

        В.рекр + В.рел. + В.катарсиса

К.выживаемости = ----------------------------------------------------

        В.суток – В.сна

В знаменателе – время суток минус время сна

В числителе – сумма времени, использованного на рекреацию, релаксацию и катарсис.

Физиологическая норма сна (по И.П.Павлову) была принята за постоянную – 6 часов.

24 (сутки) – 6 = 18 часов

18 часов – это  три раза по 6 3 –х кратный часовой цикл в функционировании нашего организма, т.е. в течение каждого шестичасового цикла организм нуждается в разовой (часовой) подстраховке в виде рекреации, релаксации, катарсиса.

        1 час рек. + 1 час рел. + 1 час кат.        1

К.выж.= ------------------------------------------------------ = ---

        24 часа – 6 часов        6

Итак, в целях поддержания работоспособности и жизненного тонуса полезно в течение каждого шестичасового цикла (кроме времени сна) один час использовать на рекреацию, релаксацию, катарсис.

Т.е. в течение суток выделить три часа на рекреацию, релаксацию, катарсис.

Характер личности.

 В переводе с греческого, характер означает чеканка, печать.

Характер – психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении к окружающему миру, труду, другим людям и себе.

 Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

 Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой.

Формирование характера происходит

Структура характера.

1.Динамика воли (выявляется в способности человека двигаться к цели).

2.Специфика проявления эмоций.

3.Интеллектуальные способности человека.

4.Взаимосвязь всех компонентов.

Объективные качества характера.

1.По отношению к окружающему миру:

  • Убежденный
  • Беспринципный

2.По отношению к деятельности:

  • Деятельный
  • Бездеятельный

3.По отношению к людям:

  • Общительный
  • Замкнутый

4.По отношению к себе:

  • Эгоистичный
  • Альтруистичный

Субъективные качества характера.

1.Воля:

  • Решительность
  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Инициативность

2.Эмоции:

  • Порывистость
  • Впечатлительность
  • Инертность
  • Безразличие

3.Интеллект:

  • Глубокомыслие
  • Сообразительность
  • Находчивость
  • Любознательность

 Характер тесно связан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира.

Экстраверт – тип личности (или поведения), направленный на внешний объект (от себя, на окружающих, к миру)

Интроверт – тип личности, (или поведения),  направленный на субъективные явления мира (на себя).

 Для экстравертов характерны следующие особенности поведения, проявляющиеся в стремлении к:

  • Общению с людьми
  • Вниманию со стороны окружающих
  • Участию в публичных выступлениях
  • Участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках

Экстраверт прекрасно чувствует себя в роли управленца, организатора, тамады, конферансье и в роли чиновника.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними переживаниями и размышлениями, осмыслением творческого процесса, наблюдением.

Интроверт может быть ученым, исследователем, писателем. Индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться в одиночестве.

Структура социальной установки.

- Когнитивный (познавательный) компонент:

Обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки.

- Аффективный (эмоциональный) компонент:

Проявляется в отношении к объекту, выраженному на языке чувств, переживаний, т.е. «нравится», «не нравится».

Поведенческий компонент:

Проявляется в поведении индивида с объектом.

Устойчивые и закрытые от влияния установки – стереотипы и предрассудки личности. Стереотип обязан своим происхождением СМИ. Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто становятся национальность, профессия, пол, а прочие, и, может быть, существенные отличия игнорируются.

  Предрассудок отличается от стереотипа искаженными, иррациональными знаниями об объекте. Относительно неодушевленных предметов это разного рода суеверия, а в социальной среде - обоснование расовых, этнических, классовых различий.

  Предрассудки способствуют сохранению социального неравенства, тормозят прогрессивные перемены.

  Стереотипное мышление играет большую роль в формировании и восприятии имиджа.

Технология самопрезентации.

  Технология самопрезентации – классический пример органического синтеза духовной и материальной технологий.

  Но прежде, чем приступить к технологии самопрезентации, необходимо осуществить ряд предваряющих действий:

- разработать «Я - концепцию».

«Я – концепция» - сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

«Я» как объект  содержит в себе четыре составляющие:

- «Я» духовное;

- «Я» материальное;

- «Я» социальное;

- «Я» телесное.

  Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как о личности. Американский психолог У.Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

                              Успехи

Самооценка = ________________

                               Притязания

Уровень притязания – тот уровень задачи, который считает  для себя преодолимым  индивид.

  Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я – концепции».

  А конечной целью технологии самопрезентации является создание «эффекта личного обаяния». Поэтому начинать процесс самопрезентации необходимо с оценки своих личностных данных.

  Личностные данные состоят из внешних характеристик и внутренних. Метод сбора этих данных в  имиджелогии носит название анамнез. Термин взят из медицины, где он обозначает сбор информации по истории болезни пациента.

 

 К внешним характеристикам относятся: соматические данные, физиогномические характеристики, кинесические особенности, предпочтения в выборе стиля (одежды, прически), состояния кожи, волос.

  Соматические характеристики: телесные и физиологические особенности личности.

  Физиогномические характеристики: черты лица человека.  Физиогномика - искусство чтения характера человека по лицу.

  Кинесические особенности: совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Т.е. – невербальные проявления. Термин «кинесика « произошел от греческого слова « kinesis» - движение.

Внутренние характеристики: душевность, психологические качества (эмпатичность, рефлексивность, способность сопереживать, интуитивность), умственные возможности, отношение к морали и нравственности, развитость воли, зрелость, профессионализм).

 

Эмпатия – (от греч. empatheia – сопереживание) способность к постижению другого человека через сопереживание. Непосредственно связана с идентификацией. Т.е. имеет место эмоциональный отклик на проблемы другого человека, а не рациональное осмысление его проблем. Проявляя к человеку эмпатию, необязательно себя с ним идентифицировать. Можно ему сопереживать, но линию поведения выстраивать свою.

Рефлексия – (от лат. reflexio  – обращение назад) это зеркальный процесс отношений друг с другом: как я понимаю и знаю партнера, и как он знает и понимает меня.

Психическое пространство личности.

  Переходя к практической части конструирования личного имиджа, необходимо учитывать, что восприятие это сложный субъективный механизм восприятия человека человеком.

  Общеизвестно, что из десяти человек, которых мы видим, восемь нам запоминаются по каким-то внешним признакам.

  Поэтому, чтобы включился механизм восприятия и процесс самопрезентации имел место, необходимо:

- иметь отличительные внешние признаки;

- на основе их начинается процесс образования впечатлений с последующей закладкой их в память;

- включаются механизмы личностного и социального взаимопритяжения.

  Механизмы взаимопритяжения можно разделить на две группы:

- личностные. К ним относятся: привязанность, симпатия, любовь.

- социальные: популярность (популизм), репутация (авторитет), уважение (преклонение).

  В управленческой практике необходимо умело соотносить между собой механизмы взаимопритяжения, что позволит менеджеру добиться наибольших успехов в общении. Есть люди, обладающие природным даром расположения к себе людей (харизмой), по статистике из 100 руководителей таких 5, всем остальным необходимо прибегать к психологическим приемам влияния на партнера. Также важную роль имеют  средства общения.

  Средства общения – это поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру.

Из них складывается живая ткань общения. Выделяются три основные категории средств общения:

-  экспрессивно-мимические (улыбка, смех, мимические движения и т.д.). Это выразительные средства общения. Служат индикаторами отношения одного человека к другому. Возникают самыми первыми в онтогенезе,  в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка и сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека.

Онтогенез-индивидуальное биологическое развитие организма.

-предметно действенные (локомоции-позы, повороты, приближения; указательные жесты, протягивание и передача предметов, прикосновения). Это изобразительные средства общения. Отличаются произвольностью. Показывают готовность человека к общению и показывают к какому именно.

-речевые (качество голоса, тональность, и т.д.)

Составление паспорта имиджа.

 Чтобы составить паспорт имиджа, необходимо учесть следующие аспекты:

  • Нет цели – нет имиджа. То есть создание имиджа начинают  с изначальной ориентацией на какую-либо цель;
  • Имидж отражает ценностные характеристики. Это ценности определенной социальной группы, какой- то целевой аудитории. Если цели имиджа и аудитории совпадают, то имидж будет принят. Нет лучшего способа уничтожить конкурентный имидж, как привнести в него ощущение аудиторией чуждых ей ценностей. Следовательно, в имидже необходимо выражать не свое видение ценностей, а определенной социальной группы, которой вы дорожите.
  • Имидж должен отражать художественное видение мира и не может быть отделим от него. Психолог М.С.Коган, автор психологического исследования «Творчество личности», выделяет следующую общую структуру художественного образа:

         - жизнеспособность художественного образа;

         - обобщенность художественного образа, т.е. отражение им главных                                                  характеристик, понятных аудитории;

         - зрительность и выразительность художественного образа;

         - диалогичность художественного образа, т.е. способен ли он говорить   со зрителем.

Взяв для наглядности общую структуру художественного образа, можно описать и сам имидж.

Паспорт имиджа.

1.Целесообразность имиджа. В имидже нет чего-то удачного и неудачного. В имидже удачно то, что целесообразно обеспечивает поставленную цель, ведет к ней.

2.Проективность имиджа, другими словами, его экономическая целесообразность. Имидж необходимо проектировать, чтобы не было лишних трат, что неизбежно в случае возникновения стихийного имиджа, который создается методом проб и ошибок.

3.Планируемость, организация, руководство, контроль имиджа  – это соответствие имиджа критериям практического менеджмента.

4. Надежность имиджа – выполнит ли он свое предназначение с устраивающим вас риском.

5. Социально – культурная целесообразность имиджа – не противоречит ли он глубоким традициям общества.

6.Узнаваемость имиджа. За любым реальным образом, имиджем стоит определенный контекст: имидж бизнесмена, врача, учителя, политика.

7. Отражение потребностей определенной группы, аудитории в имидже, Выражает ли  имидж общие, явные и скрытые потребности целевой аудитории в единичном художественном творении, художественном образе.

8. Доверие к имиджу. Обладает ли он задушевностью, необходимой для формирования позитивного отношения к имиджу, позволяет ли он домысливать какие-либо детали, или имидж директивно сам все говорит за себя и становится очевидной его манипулятивность.

Основы физиогномики.

 Физиогномика – (в переводе с греческого – природа) учение, ориентированное на определении типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных черт и особенностей лица.

Можно сказать, физиогномика – умение по внешности, и особенно по лицу определять особенности характера человека.

 В свою очередь, душевные качества разделяют на врожденные и приобретенные, так как определенные черты лица унаследованы нами от родителей и поколений предков, а другие приобретаются нами  с жизненным опытом.

 В вопросах физиогномики мнения ученых  прямо противоположны: одни считают физиогномику наукой, другие – шарлатанством. Но все-таки, надо признать, что в психиатрии и криминалистике существует огромное количество данных, подтверждающих полезность физиогномических знаний.

Итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо в Х I Х веке выдвинул антропологическую теорию. Суть ее заключается в том, что существуют прирожденные преступники, обладающие особыми анатомо-физиологическими и психическими свойствами, делающими их фатально обреченными на совершение преступления. К анатомо-физиологическим признакам – стигматам прирожденного преступника относятся: неправильная безобразная форма черепа, раздвоение лобной кости, малая зазубренность краев черепной кости, асимметрия лица, слабая чувствительность боли. Что касается психических свойств, то это: склонность к жестокости и насилию, к экзальтации, демонстративным формам поведения,  отсутствие чувства вины, неспособность к раскаянию и угрызениям совести, сильно развитые тщеславие и цинизм.

 Умение быстро снимать информацию с лица партнера, собеседника  выгодно во всех сферах человеческого  общения.

Методы исследования.

1.Микроанализ – анализ внешних черт лица (особенно ярких, выступающих, обратить внимание на симметрию и асимметрию), с целью выявления психологических качеств личности.

2.Макроанализ – выявление взаимосвязи между внешними признаками лица и достигнутыми успехами и неудачами.

 Выводы физиогномики не должны основываться на обыденном созерцании. Большую роль играет собственный опыт, интуиция. Духовная сущность человека (моральные ценности, воспитанность – этика поведения, манера общения) также помогает  в данном вопросе.

Правила физиогномики.

1.Быть беспристрастным к объекту наблюдений и быть совершенно спокойным.

2. При анализе любимого или ненавидимого объекта надо быть вдвойне осторожным.

3. Быть вежливым, сдержанными при анализе и не стараться проникнуть в сферу слабостей и несовершенств собеседника.

4. Не делать выводы относительно собеседника. основываясь на чужое мнение или под давлением.

5. Основываться на физиогномике как целостной системе, оценивать все факторы, влияющие на лицо человека. К ним относятся:

- внешние: косметика, косметические операции, экстремальные условия;

- внутренние: изменения нервной системы (депрессия, переутомление, стресс), болезни.

6. Не забывать о влиянии культурных особенностей на феномен социального восприятия.

6. Не оскорблять самолюбие человека и понижать его самооценку.

Визуальная психосемиотика.

 

Семиотика, или семиология – (греч.- знак, признак) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Все признаки лица делятся на четыре группы:

  • Тип лица – формы лица (профиль и анфас) и головы, цвет лица, симметрия и асимметрия, пропорции лица;
  • Волосяной покров (лысый или нет, брови, ресницы, усы,борода, бакенбарды);
  • Естественные отверстия лица (рот, губы, уши, нос, глаза);
  • Рельефы лица (костные выступы, скулы, подбородок, щеки, морщины, родинки).

Главный вывод, который можно сделать, обобщая сказанное:

Физиогномика по Вашим чертам лица определяет не столько Ваш действительный характер и возможное поведение, а то, как Вас, в большинстве случаев, воспримет незнакомый непредубежденный человек, увидевший Вас впервые.

Знание этих характеристик поможет Вам правильно корректировать свою внешность и строить отношения с людьми.

Разновидности споров и их особенности.

  Коммуникативные особенности делового человека особенно наглядно проявляются в таких формах диалога, как переговоры, прения, дебаты, дискуссии, споры, в ходе которых реализуются поставленные цели.

  В зависимости от цели спора различают следующие его разновидности: аподистический, эристический, софистический.

Аподистический спор – цель нахождение истины. Основными средствами достижения истины являются законы и правила формальной логики. В поисках истины оппонентами не ставится задача убедить друг друга или подловить уловкой. Для них гораздо важнее найти истину в споре, и в этой ситуации самым трудным для собеседника будет не столько защитить свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление.

Т.е., доказывая или опровергая что-либо ( а это, как известно, две грани одного процесса – поиска истины), спорящим крайне важно иметь четкое представление о предмете спора и не менять его содержание в процессе обсуждения.

Эристический спор – цель убедить в чем-либо собеседника. Для этого используются эристические средства воздействия:

- внешний вид собеседника (речь, манеры, поза – все говорит о том, что человек уверен в своей правоте)

- построение беседы с помощью логической принудительности рассуждений

- качество последовательных умозаключений:

  • убедительные и доказательные
  • убедительные, но не доказательные (аналогии)
  • доказательные, но не убедительные (силлогизмы)

Но нельзя забывать о том, что логикой мало можно добиться, чтобы кого то в чем то убедить надо понравиться (харизма, эмпатия, аттракция).

Софистический спор – цель победить, разгромить, «уничтожить» собеседника. Цель предопределяет выбор средств ее достижения. Эти средства (уловки) могут быть двух видов:

  • софизмы – намеренные, сознательные логические ошибки в рассуждениях. Sophisma – (др. греч.) хитрая уловка, выдумка. Это особый вид интеллектуального мошенничества. Следует отличать от паралогизмов – неумышленных логических ошибок, которые возникают вопреки желанию рассуждающего.
  • психологически непозволительные (с точки зрения нравственности) приемы  – “хамские” приемы. Цель: вывести оппонента из равновесия. Например: использование насмешек, каких то негативных высказываний в адрес оппонента публично, слухов и домыслов, упреков.  

Характеристика уловок – манипуляций в общении.

  Уловкой – манипуляцией в общении называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента.

Виды уловок – манипуляций:

1.Организационно – процедурные.

  • Формирование первичной установки. Суть уловки состоит в том, что начальное слово предоставляется тем, чье мнение известно и  импонирует окружающим. Срабатывает “эффект рамки” – направленность в начале обсуждения формирует в сознании окружающих необходимую установку.
  • Предоставление материалов лишь накануне. Суть уловки – необходимые материалы для обсуждения предоставляются перед началом спора и внимательно ознакомиться с ними невозможно из – за нехватки времени.
  • Накал атмосферы участниками спора. Поочередно слово предоставляется агрессивно настроенным оппонентам. В результате люди устанут от криков, накала спора и обсуждение прекратиться.
  • Очередность голосования. Вопросы на голосование выносятся  в порядке, который устанавливает заинтересованное лицо, чтобы для существенных вопросов не осталось голосов.
  • Соблюдение регламента как обязательная процедура не для всех.  Суть – неугодные выступления жестко ограничиваются по времени.
  • Псевдо – де – юре. Суть – на обсуждение приглашают лиц, не имеющих права голоса, и по ходу обсуждения спрашивают их мнение, на основании их выбора принимается нужное решение.
  • Перерыв в обсуждении. Суть – в ключевой момент обсуждения объявляется перерыв.
  • “Случайный” некомплект документов.
  • Избыточное информирование.
  • “Потеря документов”.

 

2.Психологические уловки.

  • “Раздражение оппонента”.
  • Использование непонятных слов и терминов.
  • Темп обсуждения или слишком быстрый, или очень медленный. Суть -  темперамент оппонента не учитывается, что также приведет к раздражению его. 
  • Перевод спора в сферу домыслов. Суть – заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к сути обсуждаемой проблемы («Вы говорите так, потому, что этого требует Ваше положение»).
  • Отсылка к высшему авторитету. Суть – положение надо принять, т.к. этого желает…
  • «Лесть или комплимент». Суть – действуют на подсознание, формируют аттракцию, следовательно, ослабевают критику.
  • “Ложный стыд”. Суть в том, что человеку неудобно признаться, в своей некомпетентности («Вы, конечно же читали о …», «Любой образованный человек знает факт…»)
  • “Принижение иронией”.
  • Демонстрация обиды”.  «Вы за кого нас принимаете?».
  • Готтентотская мораль” или “Двойная бухгалтерия”. Суть – готтентоты – древние жители Южной Африки. Согласно их учению  верным считается то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным.
  • Мнимая невнимательность. Суть – специально не замечать  неудобные и опасные доводы оппонента.
  • “Рабулистика”. Суть преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента. Пример: «Ваш коллега договорился до того, что…». Т.е. создается деструктивный настрой и часто как реакция на это возникает защитная в форме негодования.
  • “Троянский конь”. Суть – перейти на сторону оппонента, использовать дополнительные доводы в защиту тезисов оппонента, исказить их смысл, когда оппонент опомниться – будет поздно.