Почему подростки думают о смерти и иногда ищут ее

Куликова Татьяна Леонидовна

Волна детски х самоубийств захлестнула Россию. Только за февраль 2012 г. 9 человек в возрасте от 11 до 16 лет добровольно ушли из жизни. Статистика суха и неэмоциональна. А за ней — горе родителей, друзей и бесконечно-недоуменное «почему?», «зачем?», «за что?». Это страшно. Увы, на сегодняшний день ни одна семья не застрахована от такой трагедии. Что делать? Как уберечь детей от рокового шага? Задача педагога-психолога — помочь родителям и учителям разобраться в причинах суицидального поведения детей, дать рекомендации, которые позволят ПОЧУВСТВОВАТЬ, УВИДЕТЬ подобные настроения и предотвратить беду.

Подростковый возраст недаром считают одним из кризисных периодов в жизни. Каждый человек проходит рубеж, отделяющий детство от взрослости, и в это время переживает отчетливое чувство потери, от которого пытается защититься различными способами. Успешное преодоление данного этапа ведет к взрослению, принятию всей сложности жизни, возможности быть счастливым, стремлению к созиданию и построению приносящих радость отношений. Напротив, неспособность установить в юношестве четкое и надежное ощущение собственного «Я» ведет к появлению депрессивных и тревожных состояний, усилению мыслей о смерти и суицидальному поведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультирование

Почему подростки думают о смерти и иногда ищут ее

Т.В. Панкова
психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, автор и ведущий сертификационных программ по детской психотерапии
О.Г. Калина
канд. психол. наук, доц. кафедры клинической психологии и психотерапии ГОУ ВПО МГППУ, психоаналитический консультант, лауреат национальной психологической премии "Золотая Психея"



Волна детски х самоубийств захлестнула Россию. Только за февраль 2012 г. 9 человек в возрасте от 11 до 16 лет добровольно ушли из жизни. Статистика суха и неэмоциональна. А за ней — горе родителей, друзей и бесконечно-недоуменное «почему?», «зачем?», «за что?». Это страшно. Увы, на сегодняшний день ни одна семья не застрахована от такой трагедии. Что делать? Как уберечь детей от рокового шага? Задача педагога-психолога — помочь родителям и учителям разобраться в причинах суицидального поведения детей, дать рекомендации, которые позволят ПОЧУВСТВОВАТЬ, УВИДЕТЬ подобные настроения и предотвратить беду.

Подростковый возраст недаром считают одним из кризисных периодов в жизни. Каждый человек проходит рубеж, отделяющий детство от взрослости, и в это время переживает отчетливое чувство потери, от которого пытается защититься различными способами. Успешное преодоление данного этапа ведет к взрослению, принятию всей сложности жизни, возможности быть счастливым, стремлению к созиданию и построению приносящих радость отношений. Напротив, неспособность установить в юношестве четкое и надежное ощущение собственного «Я» ведет к появлению депрессивных и тревожных состояний, усилению мыслей о смерти и суицидальному поведению.

Разберемся, могут ли мысли о смерти быть нормой для подростков, и если да, то как нарушается та тонкая грань, которая разделяет возрастные фантазии от реального опасного поведения, направленного на причинение себе вреда и поиск смерти. Сразу отметим, что осознаваемые суицидальные мысли — это только верхняя часть айсберга, большая же часть побуждений к самоубийству не осознается напрямую, но влияет на поведение, делая такого человека опасным или чрезмерно тревожным, и даже воздействует на его физическое здоровье.

Мысли о смерти — норма или патология?

Подростки в 13–14 лет часто думают о смерти, и это нормально. Данный факт находит свое эмпирическое подтверждение в научных исследованиях: на вопрос о наличии суицидальных мыслей из широко используемой во всем мире «Шкалы детской депрессивности» М. Ковак более половины подростков — учеников общеобразовательных школ — отвечают «иногда». Многие юноши и девушки, вступая в пубертатный период, всерьез начинают бояться собственной смерти и смерти своих родителей. Обычно они не осознают причин своей тревоги, говорят об опасном внешнем мире, войнах, пожарах, авариях и катастрофах. Тогда как источник этих страхов находится внутри психики подростка. Ведь его детская часть действительно умирает в это время. Он перестает быть ребенком, «теряет» свое детское тело, идеализированные фантазии о близких. И больше никогда не будет таким, как прежде. В конечном счете он лишается своего привычного ощущения себя — с тем чтобы в случае успеха обрести чувство взрослости, найти свое новое место и связанные с ним права в новой системе отношений. В первобытных обществах (у аборигенов Австралии, например) существуют особые ритуалы для этого перехода. Ритуал символизирует «смерть» посвящаемого как ребенка и «рождение» как взрослого. Иногда ему даже дают новое имя. Обряд «посвящения во взрослые» порой бывает довольно жестоким и насильственным, сопровождается нанесением порезов, опасными испытаниями, изоляцией и прочими ужасными для сознания современного человека вещами. Это все должно максимально приблизить посвящаемого подростка к теме смерти. Те, кто не справляются с трудностями, считаются «вечными детьми» и не имеют взрослых прав в
племени. В современном обществе роль таких обрядов играет прохождение «социальных этапов», например, окончание школы можно рассматривать как ритуал «посвящения во взрослые» с его сложным испытанием — выпускным экзаменом. И все же он не несет такой смысловой нагрузки, как у аборигенов. Тема смерти в нашем социуме довольно табуирована. В основном подростки говорят о ней со своими сверстниками шепотом и стараются не обсуждать этот вопрос со взрослыми — «не принято», «подумают, что сумасшедший», «испортится настроение» и т. п. Скорее, тематику смерти взрослый сможет увидеть в рисунках на последней странице тетради, в аксессуарах (типа значков с черепами), в строчках песен, напеваемых подростками.

Часто родители и учителя склонны усматривать опасность в молодежных субкультурах. Например, эмо и готы имеют множество знаков, отсылающих к теме смерти, самоубийства, загробного мира, мрачности и безысходности. Но может ли причастность к этим направлениям спровоцировать самоубийство подростка? Скорее, нет. Более вероятен сценарий, когда молодой человек, чувствующий потребность контакта с тематикой смерти, ищет для себя подходящие культурные элементы — слушает мрачную музыку, одевается в черное, общается со сверстниками, интересующимися тем же, смотрит фильмы, где так или иначе прослеживается идея смерти. Желание «поговорить о смерти» может быть как нормальным, так и патологическим. Охваченность, завороженность темой смерти, проникающей во все уголки жизни подростка, должны насторожить взрослых. Создает ли он аналог «ритуала взросления» через символическую смерть? Или же его самоощущение настолько ужасно или пусто, что жизнь кажется бессмысленной и уже не до символов?

Подростки могут недостаточно четко воспринимать границы реальности. Для них объективный мир порой перетекает в мир фантазии и воображения, есть зоны, где смешивается внешняя и внутренняя реальность. Человеку в юном возрасте иногда нелегко разобраться и отличить одно от другого. Это значит, что в уже взрослеющем теле с его новыми ощущениями продолжает жить маленький ребенок, и он пока еще не всегда отдает себе отчет о последствиях своих поступков. Это может выражаться в том, что подростки часто не способны приподняться над ситуацией и увидеть ее в целом, склонны преувеличенно воспринимать ее негативные аспекты. Подросток, попавший в беду, может совершить суицид как попытку «бегства» от ответственности, как если бы это был не конец жизни, а некая дверь с надписью «выход», за которой он продолжит существовать, но не будет невыносимой для него ситуации. Например, девочка из 10-го класса употребляла наркотики, а чтобы добыть денег, крала одежду из раздевалки в школе. Когда ситуация раскрылась и был назначен суд, эта девочка вместе со своей подругой приняла смертельную дозу наркотиков. Подросток может не осознавать в полной мере необратимость смерти. Замышляя самоубийство, он может испытывать даже удовольствие и возбуждение от предвкушения новых сильных ощущений. Порой подросток жаждет объединиться со сверстником для совершения самоубийства. Если кто-то еще готов покинуть этот мир, значит, такое желание вполне обосновано. В фильме «Небесные создания» показана история двух девочек-подростков, которые настолько втянулись в свой совместный фантазийный мир, что начали воспринимать его более реальным, чем обыденную жизнь. Эта созданная для двоих «действительность» настолько поглотила их, что во внешнем мире они не останавливались ни перед чем.

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА

Анорексия — тяжелое психическое заболевание, в процессе которого человеком овладевает патологическое стремление к потере веса, одновременно сопровождающееся паническим страхом возможного ожирения.

Большую роль в депрессивности подростков также играют физиологические изменения, происходящие в их возрасте. Возникает много новых, необычных ощущений, они могут пугать своей неконтролируемостью. Молодой человек не способен замедлить или ускорить эти процессы. Но у некоторых подростков возникает такое желание. Например, девочки иногда начинают соблюдать строгую диету, вызывать рвоту или принимать слабительные препараты с целью контролировать свой вес, а в итоге — свое меняющееся тело. Недостаток питания приводит к замедлению или остановке развития вторичных половых женских признаков. Грудь и бедра остаются маленькими, менструация задерживается или исчезает. В крайних случаях развивается анорексия — тормозится общее физическое развитие. Так психика может влиять на организм: девочка отказывается превращаться в женщину, обманывая неизбежное для остальных взросление. Со стороны анорексия похожа на медленное и целенаправленное самоубийство, мотивы которого не осознаются, но находятся в психическом бессознательном. Это как раз то заболевание, при котором психика может привести здоровое тело к смерти.

Влияние семейных отношений на развитие суицидальных мыслей

Как признают многие исследователи, важную роль в появлении и укреплении в сознании суицидальных мыслей играют особенности
семейных отношений. Поскольку не всегда можно увидеть явные признаки того, что подросток замышляет самоубийство, то важно ориентироваться на те внешние показатели в его поведении в семье, которые говорят о возможном желании уйти из жизни. Помочь человеку можно только до совершения им попытки суицида. Тогда как на прием к специалисту подросток попадает уже после такой попытки, которая оказалась неуспешной. А сколько самоубийств удается, и никто не может сказать, что «знал об этом заранее»! И никто не может сосчитать количество предотвращенных суицидов в результате своевременной работы с проблемным ребенком!

Что же в семейных отношениях влияет на появление суицидальных мыслей у подростка? Перечислим ключевые аспекты, на которые должны обращать внимание социальные педагоги и школьные психологи, а также родители, которые, не желая зла своему отпрыску, косвенным образом ведут себя как раз так, что не оставляют ему выбора:

1. Важно, принимают ли родители изменения, возникающие в пределах нормы у их сына или дочери. Будут ли они делать вид, что ничего не происходит, что для них их ребенок — «навсегда ребенок», и продолжать практику тесных объятий и поцелуев на ночь, покупать ему пижамки с котятами, мыть ему голову в ванной, спать в одной комнате или даже в одной кровати? И всячески отрицать, что этот человек — их сын (или дочь) уже вырос (выросла) из «детских штанишек» и что перед ним стоит задача взрослеть. Такая внешне милая атмосфера чадолюбия может восприниматься подростком как крайне удушающая и убивающая его надежду на рост и развитие. Как он посмеет вырасти, если мама и папа (а может, и одна только мама — все сама!) вкладывают столько смысла в то, чтобы он оставался ребенком.

В фильме «Черный лебедь» показана история юной девушки-балерины, чья мать продолжает заботиться о ней как о маленькой девочке, следя за каждым ее шагом. Она исполняет роль маленькой принцессы, милой и послушной, живущей в розовой комнате в окружении мягких игрушек. Все, связанное с взрослением, девушка воспринимает как порочное и пугающее, наполненное насилием и ужасом, и ее путь к взрослости оказывается дорогой к психозу, ведущему к самоубийству.

Во французском кинофильме «Мой сын для меня» показана жизнь внешне благополучной семьи. Жена, муж, их старшая дочь и младший сын-подросток живут в прекрасном доме. Вот только отношения матери и сына содержат в себе некий скрытый конфликт. Она очень его любит, заботится, да и мальчик тоже любит свою мать. Но ей не нравятся некоторые поступки сына: его доверительное общение с бабушкой, живущей отдельно, встречи с симпатичной ему девочкой, дружба с мальчиком, который неприятен матери, попытка пойти на вечеринку и прочие «неправильности» в его поведении. И мать всячески пытается «образумить» сына. Она запрещает, ругает, укоряет,
обвиняет, следит, жалуется отцу, дает подзатыльники. А еще — танцует с ним вальс, провожает любящим и встревоженным взглядом, выспрашивает все подробности его жизни, стремится сделать его «прежним милым мальчиком». Но главное — она хочет, чтобы он не был отдельной личностью, а принадлежал ей целиком и полностью наподобие вещи. И это заканчивается трагедией.

Такие слишком тесные контролирующе-зависимые, эмоционально перегруженные отношения матери с ребенком (как с мальчиком, так и с девочкой) могут создавать для него невыносимое напряжение. Подросток чувствует себя в ловушке, из которой ему не вырваться. И тогда может возникнуть мысль о самоубийстве как крайнем способе выхода из этих отношений.

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ И ВЫСМЕИВАЮТ ТЕЛЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА, ОН СТАНЕТ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ УРОДЛИВЫМ

2. Родители, изначально критически настроенные к своему ребенку, в подростковый период могут предпринимать «воспитательные меры», которые тот будет ощущать как разрушительные для его личности. Например, если говорить колкие замечания в его адрес, это может восприниматься как агрессивные нападки. Подросток еще не способен сказать: «Да, у меня есть недостатки во внешности, но во всем остальном я вполне хорош». Такие замечания ранят его, ущемляют само его существо. Какие же чувства родителей заставляют их высмеивать внешность сына или дочери:

• разочарование — родитель «теряет» своего милого ребенка, а вместо него теперь приходится видеть «прыщавое и нескладное нечто»;
• соперничество — взросление ребенка переводит родителя в категорию «старшего поколения», смещает его с «трона власти», напоминает о том, что молодость миновала;
• злость и страх — подросток вырос, теперь его нельзя подчинить, используя физическую силу;
• тревога — родитель больше не может контролировать подростка, не уверен в нем, не доверяет ему.

Родитель также может пугаться собственных чувств, когда видит сексуальное взросление своего ребенка; могут оживать страхи, волнения и запреты, относящиеся к сексу, которые существуют в душе родителя. Если ему сложно принять половое созревание ребенка в силу разных негативных чувств, то он может критиковать внешность подростка, тем самым бессознательно стремясь «не разрешать» ему взрослеть и обладать сексуальностью. Родитель как бы борется с сыном или дочерью, утверждая, что главный здесь именно он, и только он имеет право на взрослость и сексуальность. Или же отрицает сексуальность как таковую. Таким образом, мать и отец пытаются сохранить свое спокойствие и равновесие, контролируя подростка, что позволяет им обезопасить себя. Поскольку для ребенка в этом возрасте вопросы внешности и взросления крайне важны, то критический фон и неприятие в семье могут стать причиной суицидальных мыслей.

СТРАХ НАКАЗАНИЙ ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ И НАПРЯЖЕНИЕ, С КОТОРЫМИ НЕ ВСЕ ДЕТИ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВИТЬСЯ

3. Физические наказания или побои со стороны родителей играют серьезную роль в депрессивно-суицидальных настроениях подростка. Несмотря на то, что в российской действительности довольно терпимо относятся к идее физического наказания, не считая его недопустимым, для психики ребенка и подростка это разрушительно. Жизнь ребенка может стать невыносимой от унижения, безысходности и отвержения. Чувства злости и ненависти в ответ на побои могут быть «заблокированы» в душе подростка, не находя выхода. И тогда он бессознательно направляет ярость на самого себя, и это становится причиной суицидального поведения.

4. Во внешне благополучной семье может существовать множество тщательно замаскированных проблем. Разлад между домочадцами, отсутствие доброго отношения, обманы, измены, интриги — все это имеет огромное значение для подростка, втянутого в такое патологическое семейное взаимодействие. Ему может отводиться определенная роль в этих отношениях: например, «жилетка для слез матери», или «мировой судья на войне полов», или «последняя надежда бабушки», или «защитник пьющего отца от критики женщин», или «козел отпущения», «клоун». Таким образом, подросток не может реализовывать себя в отношениях со сверстниками и внешним миром, а вынужден тратить свои душевные силы на разрешение неразрешимых конфликтов дома, при этом делая вид, что в семье все хорошо. Мысль о самоубийстве может представляться в таком случае избавлением от тяжелого эмоционального бремени. Или же средством сплочения семьи ценой жертвы. Несовпадения в истории семьи, ее «предназначение», тайны, секреты, трагедии, ложь — все эти аспекты, которые до того подспудно влияли на формирование личности ребенка, теперь начинают оказывать массированное воздействие. Для подростка важно все, связанное с его историей, — кто его настоящие родители, «с какой целью» его родили, обманывают ли его, считая все еще «слишком маленьким», что он значит для своей семьи, заботятся ли о нем или просто терпят и ждут, когда же «вырастет и уедет», и вообще — любят ли его или только делают вид? Или его любят не за то, что он есть, а «за что-то», например за то, что он выполняет некую роль? У подростка разрушается весь его «детский мир», и плохо, когда вдобавок к этому обнаруживается, что в этом «мире детства» был обман. Часто родители не решаются говорить о такой тайне с ребенком до подросткового возраста, предполагая, что он «ничего не помнит, ничего не знает», и так для него лучше. Теперь же такой разговор начать намного сложнее, ведь «обманывали столько лет». Но оказывается, что проблемы подростка крепко связаны с тайной, которую он «не знает, но подозревает». Если она не открыта, то подросток может страдать и мучиться от неясных для него самого чувств и фантазий: он должен продолжать «жить в иллюзии», созданной его окружением. Ведь понять, кто ты есть, можно только, зная свою историю. Однако теперь открытая правда требует осмысления, работы с чувствами подростка.

Разновидности поведения, имеющего суицидальные настроения

Обычно под самоубийством понимается осознанное действие с целью лишить себя жизни. По существу же есть множество разновидностей поведения, причина которого, — суицидальные настроения. Распознавая такие замаскированные мотивы, можно помочь подростку избежать реальных попыток суицида.

1. Подросток может устраивать «развлечения», потенциально опасные для его жизни и здоровья, — прыжки с высоты, залезание на ветхие конструкции, эксперименты с электричеством, с удушением, игры с использованием оружия, потребление несъедобных или ядовитых веществ. Хотя все это может выглядеть как обыкновенная «неразумность», отсутствие осторожности, жажда ярких впечатлений, проба своих возможностей, стремление самоутвердиться в среде сверстников или произвести впечатление на них, тем не менее, выбранные для этих целей средства показывают истинную (в основном бессознательную) мотивацию подростка. Склонность к опасным для здоровья поступкам чаще всего указывает на то, что в его внутреннем мире имеется серьезный разлад, доминируют аутоагрессивные (самоповреждающие) тенденции. Эти внутренние побуждения могут привести подростка к тому, что он незаметно для самого себя потеряет осторожность и пересечет тонкую грань, отделяющую жизнь от смерти. Приведем в пример трагический случай мальчика-подростка, который снимал себя на камеру в опасных ситуациях и показывал видео друзьям. Как-то раз он решил снять «сцену самоубийства», но не рассчитал возможности «реквизита» и трагическое действо стало настоящим. Возможно, это неосторожность, совпадение, обстоятельство, но если задуматься о том, что переживает подросток, которому хочется снять во всех-деталях и в реальных условиях инсценировку суицида, то мы поймем, что такая трагедия — не случайность. Можно ли было предотвратить эту смерть? Предыдущие видео, которые он снимал, также были на тему смерти. О них знали его друзья и одноклассники. Взрослых он не посвящал в свое «хобби».

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА

Виктимность (лат. victima — жертва) — свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. При этом отсутствует желание отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность за свои поступки, что приводит к беспрекословному подчинению более сильным личностям.

2. Склонность к сомнительным компаниям и «приключениям», в криминалистике называемая «виктимность». Подросток бессознательно, не отдавая себе отчета, может искать обстоятельства и условия, в которых его жизнь и здоровье окажутся под угрозой. Он как будто притягивает к себе неприятности, возвращается домой поздно или не ночует дома, посещает криминогенные места, попадает в «плохие» компании, провоцирует склонных к преступным действиям людей. Это похоже на то, как если бы у него отсутствовали инстинкт самосохранения и адекватная оценка степени опасности той или иной социальной ситуации. В основе такого поведения подчас лежит глубокий внутренний разлад с самим собой и наличие противоположных тенденций — «жить» и «умереть» одновременно. Такой подросток не отдает себе отчета в желании покончить с жизнью, но через его поведение видно, что есть стремленипе не «убить себя», а «быть убитым», «умереть в силу обстоятельств», т. е. не нести ответственность за свою смерть, которой он бессознательно желает.

3. Замкнутость, необщительность, пассивность, полное подчинение. Как ни странно, но часто после завершенного суицида все окружение подростка находится в шоке: «Этого не могло случиться с ним! Не было никаких предпосылок!» Нередко говорят о том, что это был тихий, послушный, хороший, немного скрытный ребенок, который никогда не выделялся ничем особенным, не привлекал внимания, не создавал никому проблем. Самым примечательным в нем была его незаметность. Из-за такого «беспроблемного», «удобного» для учителя, родителя, психолога поведения обычно делается вывод о том, что у подростка все в полном порядке и совершенно не о чем беспокоиться. А тем временем отсутствие всяческой активности должно насторожить своей «мертвенностью», будто этот ребенок не живет вовсе, а лишь существует.

4. Проблемы со здоровьем могут косвенным образом указывать на наличие так называемой маскированной депрессии. Когда организм выдает симптомы неблагополучия раньше, чем такие же знаки появятся на уровне сознания и поведения. Это могут быть частые простуды, недомогания неопределенного характера, общая соматическая слабость, постоянные головные боли или боли в животе, вялость, пониженное давление. Такой подросток не может описать свое психологическое состояние, но жалуется на физическое самочувствие, которое на самом деле «выражает» собой его подавленность.

Таким образом, самоубийство совершается неспроста, ему всегда предшествует некая предыстория. Но почему тогда факт суицида или его попытка становятся такой неожиданностью для всех, кто знает подростка? Взрослые часто не замечают тревожных сигналов в поведении молодого человека, игнорируют его слова и поступки, демонстрирующие неблагополучие. Такая эмоциональная «слепота» — следствие слишком тяжелых чувств, которые связаны с осознанием проблем подростка. Оказывается, удобнее «не видеть» и «не знать» о том, что ребенку по-настоящему плохо на душе.

В обществе существует негативное отношение к мыслям о самоубийстве, оно считается недопустимым. Сообщение о суициде вызывает массу тяжелых чувств: ужас, вина, стыд и неловкость от того, что кто-то решился на такой позорный поступок, горечь и сожаление, ощущение неправильности произошедшего, гнев на самоубийцу, сомнения в его психической нормальности. При этом в силу существующих правил и норм невозможно выразить некоторые чувства, например злость и разочарование, переживание покинутости и предательства. Самым мучительным после самоубийства родного или знакомого оказывается чувство вины за его смерть. Еще труднее бывает размышлять о том, что творилось в душе подростка, лишившего себя жизни, насколько несчастным он себя чувствовал, и сомневаться в его нормальности.

Порой эти чувства у тех, кто знал самоубийцу, так сильны, что включаются психические защиты против них. Более того, становится невозможно по-настоящему испытать эти переживания, осознать такое событие. Вместо них наступает пустота и внутреннее торможение. Этим объясняется то, что окружение самоубийцы склонно отрицать факт суицида. Люди скорее подхватят идею несчастного случая (тогда «никто не виноват» и «подросток был нормален»). Избегание чувства вины также может запустить механизм поиска виновных. Некий внешний предлог действительно может найтись, но стоит помнить также, что истинная причина самоубийства скрыта от глаз наблюдателя. Она лежит внутри психики подростка. Суицид всегда обусловлен устройством внутреннего мира, который складывался на протяжении всего периода развития ребенка.

Рекомендации психологам по профилактике суицида среди подростков

1. Проведите углубленную диагностику эмоционально-личностной сферы школьников в 7–11-х классах. Своевременное выявление эмоционально неблагополучных подростков позволит сконцентрировать на них внимание. Высокая тревожность, депрессивность могут быть предпосылками для суицидального эпизода. Хотя жесткой связи между подобным состоянием и суицидом не выявлено, тем не менее тревожные и депрессивные подростки относятся к группе риска. Наиболее важные методики для выявления эмоционального неблагополучия: «Шкала детской депрессивности» М. Ковак, «Шкала детской тревожности» А.М. Прихожан, «Рисунок на свободную тему». В последнем ведущее значение могут иметь не отдельные детали, цвет, а общее настроение, впечатление, которое способен уловить квалифицированный психолог. Иначе говоря, необходима профилактика маскированной депрессии, когда тяжелое эмоциональное состояние принимает внешне отвлекающие от психологических проблем формы: частые болезни, лень.

2. По результатам наблюдений обращайте внимание на подростков, отличающихся замкнутостью, обособленностью, пассивностью, закрытостью. Не пускающие никого в мир своих переживаний, не вступающие ни с кем во взаимодействие, никому не доверяющие и не стремящиеся к удовлетворительному общению, они могут быть как раз теми людьми, в душе которых появляются суицидальные настроения.

3. Обращайте внимание на поведение подростков, связанное с риском для жизни. Такие поступки и увлечения могут быть «вершиной айсберга», в глубине же, как правило, лежит замаскированное желание смерти. Однако надо понимать, что подобные увлечения, в свою очередь, позволяют-делать опасные переживания более символическими, психически допустимыми. Поэтому степень рискованности увлечения надо оценить со всей деликатностью и вниманием в индивидуальной беседе, основной задачей которой может быть попытка понять, что именно привлекает подростка в этом увлечении, насколько он критичен к нему, как относится.

4. При проведении консультации с семьей обращайте внимание на особенности семейной ситуации, эмоциональное неблагополучие близких родственников или психическую патологию. Следующие семейные стили воспитания имеют тесную связь с подростковой депрессивностью: враждебность, авторитарность, непоследовательность, попустительство, гиперопека. Нарушенные детско-родительские отношения провоцируют депрессию у подростка, а она может стать предпосылкой (хотя и не обязательной) к суициду.

5. Проводите психологические занятия с подростками в небольших группах, где они без осуждения могут высказывать свое мнение, эмоционально раскрываться, обсуждать волнующие их темы. В том числе не стоит замалчивать, обходить вниманием тему смерти: об этом важно говорить, точнее — выслушивать подростков без критики, не обрывая и не переводя разговор. Депрессия, подавленность, мрачные мысли — частое явление, возникающее именно в подростковом возрасте. Для любого человека, а тем более для подростка, важно быть услышанным и понятым. Необходимо, чтобы психолог не пугался печальных тем, не пытался тут же всех развеселить и отвлечь, не ставил себе цели добиться оптимизма любой ценой. Если подростку есть с кем поговорить на трудные, неприятные темы, значит, он уже не в полной изоляции. Обсуждать грустные и даже пугающие вещи — отнюдь не то же самое, что их провоцировать. Наоборот, если уклоняться от подобных тем, то подросток окажется в одиночестве и непонимании, считая взрослых лицемерами, которым нельзя доверять по-настоящему значимые мысли и переживания.

6. В случае если вам стало известно о фактах насилия в семье подростка (физических наказаниях), не замалчивайте их, считая «неизбежным злом», а привлекайте других людей для решения вопроса о безопасности ребенка. Он имеет на это право! Можно обращаться к классному руководителю, нужно обсуждать с подростком и его родителями вопрос о недопустимости побоев. Тем более, когда дело касается случаев сексуального злоупотребления в семье. Это существенный фактор, повышающий риск суицида.

7. Обращайте внимание на неадекватное поведение подростка — повышенную расторможенность, агрессивность, «несносность». Для него важно, если его поведение попытаются понять с точки зрения тех негативных эмоций, которые он испытывает, а не просто на него «педагогически воздействуют». Неадекватное поведение подростка — не просто следствие «испорченности», как это принято поверхностно оценивать. Оно всегда имеет под собой серьезные причины, в которых порой нелегко разобраться. Такого ребенка можно направить в специальный Центр помощи детям и подросткам, где его проблемами займутся специалисты.

8. Помните: к группе риска также относятся подростки, часто жалующиеся на соматические расстройства, поскольку проблемы со здоровьем иногда являются соматической формой депрессии. Организм подростка может быть «выразителем» его нежелания жить, даже если подобные мысли в его сознании не возникают.