Правда о детском суициде

Куликова Татьяна Леонидовна

С 2003 г. наша страна лидирует по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Намеренный уход из жизни — третья по частоте причина смерти подростков. Почему молодежь утратила веру в себя, почему суицид принял масштаб эпидемии в среде тех, кто даже еще не вступил во взрослую жизнь? Попробуем разобраться в этом вместе с Ольгой Евгеньевной Плахутой, педагогом-психологом ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_o_detskom_suitside.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование

Правда о детском суициде

С 2003 г. наша страна лидирует по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Намеренный уход из жизни — третья по частоте причина смерти подростков. Почему молодежь утратила веру в себя, почему суицид принял масштаб эпидемии в среде тех, кто даже еще не вступил во взрослую жизнь? Попробуем разобраться в этом вместе с Ольгой Евгеньевной Плахутой, педагогом-психологом ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Ольга Евгеньевна, как бы Вы охарактеризовали такое страшное явление, и в чем, на Ваш взгляд, его причина?

Как известно, социально-экономические потрясения в обществе стимулируют рост числа самоубийств. Поэтому неудивительно, что преобразования, происходящие в нашей стране, обострили ситуацию с суицидами. В частности, увеличилось их количество среди молодежи.

До сих пор многие люди ошибочно полагают, что данная проблема имеет исключительно медицинское содержание и что ее можно решить лишь усилиями медиков. Важно отметить, что в условиях социально-экономического кризиса суицидальное поведение характерно не только для психически больных людей, но и для 90% практически здоровых.

«СУИЦИД — ЭТО ФРАЗА В ДИАЛОГЕ С ДРУГИМ»

А.Г. АМБРУМОВА

Один из пиков суицидальной активности приходится на период молодости: в этом возрасте уходит из жизни 1/3 самоубийц. Именно
молодым свойственно остро реагировать на разрыв связей с друзьями, любимыми, на обострение отношений с родителями — вечную «борьбу» поколений.

В последние годы все чаще стали говорить о детском суициде. Как это можно понять, объяснить?

Особенно повергают в шок суициды детей и подростков. Смерть ребенка — пожалуй, самое нелепое и трагическое событие,
которое только можно себе представить. Но если со смертью вследствие тяжелого заболевания волей-неволей приходится мириться и принимать ее, то суицид — всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность — самоубийство ребенка или подростка.

ПО ДАННЫМ ВОЗ, НА КАЖДЫЕ 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТСЯ БОЛЕЕ 60 ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЗАВЕРШЕННЫХ САМОУБИЙСТВ. СРЕДИ МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГ 72,5

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают мрачные
фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев аутоагрессии возникает, когда дети достигают 11–18 лет. Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст — 14–16 лет.

Невозможно оставаться равнодушным, вчитываясь в материалы статистики и анализируя их жестокие цифры: тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть, за последнее десятилетие рост самоубийств среди них составил 100%. Из 15 попыток лишить себя жизни суицидом заканчиваются 1–2. Более трети молодых людей (34%) не оставляют своих намерений, и с каждым повтором риск смертельного исхода увеличивается. Лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков — это крик о помощи. Неслучайно 80% таких попыток предпринимается в дневное время — «крик» этот адресован прежде всего близким людям!

Какие существуют психологические подходы к объяснению суицидального поведения?

Они разнообразны. Наиболее точно и аргументированно суициды рассматриваются в концепции А.Г. Амбрумовой: суицидальное поведение она квалифицирует как «следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта». Это намеренное, осознанное лишение себя жизни, присущее только человеку.

Все суицидальные попытки подразделяются на истинные, когда целью является лишение себя жизни, и демонстративно-шантажные, при которых имеется стремление не столько умереть, сколько обратить на себя внимание окружающих. Но в силу обстоятельств подобная демонстрация подчас оканчивается реальным суицидом.

Какие мотивы ведут подростка к суициду?

Анализ результатов опроса подростков-суицидентов позволил установить: 40% из них хотели «дать человеку понять, в каком я отчаянии»; 30% — «заставить раскаяться человека, который плохо со мной обращался»; 25% — своим поступком решили показать «как я люблю другого» и выяснить «действительно ли любит меня другой»; 25% — надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение»; 18% — расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого».

Независимо от конкретной причины, более половины суицидов — это «обращение» к другому человеку, причем значимому!
Подростком руководит не желание умереть, а стремление повлиять на другого.

Результаты исследований, проведенных в школах России, показывают, что причинами различных видов суицидального поведения, по мнению подростков, могут быть:

• проблемы в семье — 72,4% (!);
• несчастная любовь — 50,1%;
• употребление алкоголя, наркотиков — 47,8%;
• безысходность положения — 32,1%;
• проблемы в школе — 28,9%;
• стремление дать окружающим понять, что человеку плохо, — 11,9%;
• стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого — 8,8%;
• желание заставить человека раскаяться в плохом отношении к другому — 8%;
• от нечего делать — 3,2%;
• чтобы выделиться — 2,3%;
• плохое настроение — 1,3%.

Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью.
Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ведут антисоциальный образ жизни либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В таких семьях царит напряженная атмосфера, борьба «отцов и-детей» обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни, — именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве.

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ — ДЛИТЕЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ!

«Школьные» причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с преподавателями и администрацией учебного заведения. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низкая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уровнем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) — весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу «я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Как и чем детское понимание и восприятие смерти отличаются от отношения к ней взрослых людей?

Одна из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, — неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведенное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущей феи. Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти, как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер — «когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь». Наивная детская вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь: природа мудро вычеркивает из сознания мысли о смерти. Но это же бесстрашие перед смертью может обернуться смертельной опасностью.

Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками; с другой — предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.): «Они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь».

Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и неимение жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее иногда безобидные, с точки зрения взрослого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея — это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное поведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, собираясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины.

А дети среднего подросткового возраста чем мотивируют свое нежелание жить?

Средний подростковый возраст характеризуется наличием «философичной интоксикации»: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии умереть.

К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное представление о смерти, и вопрос о необходимости суицида решается так же, как и у взрослых людей.

Автор врезки

«Кто-то умер.
Мне музыка слышится.
Под окном не меня ли несут?
Не моя ль голова колышется
По дороге на Страшный суд?»

(Автор — мальчик 14 лет)

Родителям и учителям важно знать основные признаки суицидального поведения детей. Каковы они?

Суицидологи отмечают в поведении подростка ряд типичных изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

• недостаток сна или повышенная сонливость;
• нарушение аппетита;
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
• усиление чувства тревоги;
• упадок сил;
• неряшливый внешний вид;
• жалобы на физическое недомогание;
• частая смена настроения;
• отдаление от семьи и друзей;
• излишний риск в поступках;
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственной смерти;
• дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
• примирение с давними врагами.

Автор врезки

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА

Антивитальные переживания — размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти.

Достаточно симптоматично появление открытых антивитальных заявлений подростков: «Ненавижу жизнь», «Не могу больше этого вынести», «Я покончу с собой», «Просто жить не хочется», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил» и т. д.

Существует ли такое понятие, как «сезонность» суицидальных проявлений?

Конечно. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармонируют с душевной подавленностью, а между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает сильный контраст. Исторически неврозы, происходящие в это время, отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися забавами и весельем. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, «апрель — самый жестокий месяц». Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году.

Как же предотвратить трагедию?

Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную личность с индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь серьезно к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т. п. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях! Самое главное — покажите ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Помогите ему увидеть этот выход.

ДЕТСКОГО СУИЦИДА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛОГО, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ. ГЛАВНОЕ — ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ!

Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое намерение за считанные часы. Как правило, подобные замыслы зреют не один день и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять им, что ему очень плохо. Чуткие родители не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. Помните, что в ошибках детей виноваты родители!

Подготовила О. Романова