Психологическое сопровождение ребенка принятого из детского дома в приёмную семью.

ELENA Ahmadeeva

В статье представлен обобщенный материал десятилетнего  практического опыта работы педагога-психолога по устройству детей в приёмные семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практика.Опыт.Приёмные семьи.27.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Ахмадеева Е.В. педагог-психолог

Психологическое сопровождение ребенка принятого из детского дома в приёмную семью.

Многолетний опыт работы в детском доме позволяет выделить ряд характерных особенностей организации жизнедеятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это хорошая материально-техническая база, создающая основу для реализации воспитательных задач, квалифицированный педагогический персонал, реализация задач всеобуча. Однако имеется и обратная сторона, а именно высокая степень регламентации, частая сменяемость персонала, в связи с чем отсутствует постоянный и глубокий контакт, что ведёт к нарушениям в сфере формирования привязанностей. У дошкольников детского дома, имевших опыт проживания в родной семье возникает эффект «замирания». Происходит процесс резкого сокращения информационного поля, а также ограничение психической деятельности энергоёмким процессом поддержки защитных механизмов. Наблюдается эмоциональная депривация, в результате которой дети начинают искать расположение взрослого, а не желание наладить совместную деятельность, развивается формальность в общении. У взрослых воспитанников после выхода из детского дома возникают затруднения при освоении социальных ролей, например, семьянина, так как отсутствовал опыт положительной модели выстраивания отношений в семье. Сиротская идентичность ребёнка, перенёсшего психологическую травму, формирует систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью. Для формирования новой идентичности ребёнка, необходимо помещение его в семью.

Наиболее естественной средой для воспитания и развития детей является  семья. Психологическая общность семьи проявляется в  наличии  социально-

психологических характеристик,  присущих  семье, таких,  как  совместимость,  сработанность,  сплоченность,  социально-психологический  климат  и  др. Методологической основой является эколого-динамический подход, в его рамках целью сопровождения становится создание комплекса условий, в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы или воссоединения семьи, формирование привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования. Важнейшей задачей сопровождения является мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей или воссоединившейся семьи для полноценного развития  ребенка, укрепление ее жизнеспособности. Теоретико-методологическим основаниями являются:

  1. Cистемный подход;
  2. Теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации (Д. Боулби, Л. М. Шипицина, Д., Э. Фромм.);
  3. Теории развития в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский);
  4. Концепции активизации личностного потенциала. (Ослон Н.Н.,

Холмогорова  А.Б.).

Диалог со взрослым на основе эмоционального контакта и принятия - важнейший механизм развития рефлексии. Б.С. Братусь считает способность к любви и привязанности родовой сущностью человека и основой нормального психического развития. Если развитие этой способности по каким-то причинам блокируется, то возникают различные личностные девиации. Согласно  материалам различных исследований, содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям  в  его  развитии (B. C. Мухина,  И. А. Залысина, Е. О. Смирнова, Т. М. Землянухина, A. M. Прихожан,  Н. Н. Толстых,  Т. А. Басилова,  И. В. Дубровина).Большинство авторов приходят к выводу, что только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка: 1) стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым; 2) широта связей с социумом, разнообразная, когнитивно насыщенная среда; 3) собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира.

         К сожалению не у всех детей есть возможность жить и воспитываться в кровной семье. Для воспитанников, находящихся в детских домах, в статусе ОБПР или дети-сироты имеется возможность быть переданными в приёмную семью. Согласно Кодекса о браке и супружестве в Казахстане установлены типы юридических отношений: усыновление, опекунство, попечительство или патронатное воспитание. Приёмные родители, потенциальные опекуны, патронатные воспитатели приняв решение взять ребенка из детского дома, чаще всего не имеют представления об особенностях развития детей, находящихся в детском доме. Обычно это бытовой взгляд людей, которые думают примерно так «бедные детки, сироты, которым досталась трудная судьба…». Мотивами принятия детей в семью чаще всего являются бездетность семейных пар.В последние годы на первый план стала выходить мотивация - желание дать ребёнку возможность жить и воспитываться в семье, подарить свою любовь, дать возможность вырасти полноценным, здоровым членом общества. Родственные чувства, чаще всего способствуют воссоединению семьи, мотивом также является чувство одиночества, ответственности перед близкими.  Реализацией непродолжительного сценария пребывания детей в замещающей семье являются корыстные мотивы или неосознаваемые потенциальными родителями мотивы с целью исправления дисфункций в своей семье или имеющихся функционально-ролевых рассогласований. Как правило при данном типе мотивации взрослые не желают решать возникающие проблемы и отказываются от принимаемого ребёнка в случае возникновения проблем.

В Школе приёмных родителей педагог-психолог кроме ознакомления с личностными, возрастными и индивидуальными особенностями детей, знакомит потенциальных родителей с особенностями детей из детского дома, а именно: нарушением привязанности и как это отражается на их поведении, преобладание защитных механизмов адаптации, влиянии прошлого опыта на построение взаимоотношений и выбора поведенческих реакций. Перед тем как принять ребенка в приёмную семью, взрослый должен осознавать ряд существенных особенностей, которые имеются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с реактивным расстройством привязанности (Г. Кек и Р. Купеки), в следствии чего будет непросто осуществлять воспитательный процесс принятого в семью ребенка, а именно:

1. Дети особенно остро осознают свою уязвимость, им    страшно  потерять  контроль над ситуацией или подчиниться власти другого человека, поэтому им бывает крайне тяжело довериться приёмным родителям и принять помощь от них.

2. Они не боятся потерять родительскую любовь, потому что никогда ее и не  имели.  Они вообще  не  реагируют  на  неодобрительные взгляды родителей, которые бы быстро заставили утихомириться ребенка, выросшего в нормальной семье.

 3. Боятся вступать в сотрудничество, идти на уступки, учитывать пожелания других. С точки зрения таких детей, подобное поведение равноценно подчинению, что означает поражение.

4. Дети не знают, что такое взаимность, и не понимают причинно-следственных связей в человеческих отношениях. Более того, такой ребенок никогда не чувствовал себя в безопасности или сколько-нибудь значимым для родителей, его никогда никто не сдерживал и не направлял в конструктивном ключе. Не может понять, что это такое - когда о тебе заботятся.

5. Ребёнку нравится накал страстей и всеобщее  возбуждение.  Ему нравится  возникающий  эмоциональный ураган, который был частым явлением в его биологической семье, привык к проявлениям гнева и сам часто чувствует гнев внутри себя.

6. Дети не понимают сути времени, им тяжело меняться соблюдая временные рамки, они думают ,что не смогут быть всегда хорошими, поэтому и нечего даже пытаться. В результате они предпочитают  контролировать  ситуацию своим способом,  лишая  родителей возможности заставить его делать то, чего хотят они.

7.У детей формируется «менталитет выжившего». Они начинают верить, что если им удалось выжить в «этом кошмаре» (имеется в виду весь их жизненный путь), значит, они очень сильные. Такие дети верят в собственное всемогущество и яростно отрицают свою уязвимость. По сути, они становятся бесстрашными.

  В детском доме организуется посещение родителями детей. В ходе встреч обеспечивается живой контакт принимаемых детей с приёмными родителями, их братьями и сестрами. Вырабатываются практические навыки эффективного общения с детьми, выявляются типичные ошибки в воспитании детей, находятся пути, методы и приёмы по их преодолению. В ходе комплексных занятий потенциальные родители приобретают большую уверенность в своих силах, что они справятся с воспитанием ребёнка, смогут стать настоящей крепкой семьёй, у некоторой части родителей остаются спрятанные психологические сомнения и страхи: а не захочет ли принятый ребёнок со временем уйти к своим биологическим родителям, окажутся ли благодарными дети, в ответ на то, что получили. Педагог-психолог мотивирует потенциальных родителей на решение возникающих проблем вместе с ребёнком. В дальнейшем идет сопровождение этих семей, родители обращаются за бесплатной психологической помощью при возникновении затруднений в детско-родительских отношениях, для разрешения кризисных ситуаций связанных с ростом и взрослением принятых детей.  Отслеживание адаптации ребенка в семье идёт через различные формы: выезд в семью, приезд семьи в детский дом к специалистам, беседа с родителями и детьми по телефону, видео - сообщение, связь с органами опеки и попечительства, самостоятельный  приход ребёнка в детский дом, сообщения со школы. При непосредственном контакте с принимающей семьёй и ребёнком педагогом-психологом отслеживается  «Мониторинг адаптации ребёнка в семье», где имеются показатели проявления адаптации и дезадаптации по различным аспектам, а именно, физическое развитие, психомоторное, эмоциональное развитие, характер, взаимодействие с окружающими, формирование привязанности и чувства психологической защищенности, делаются дополнительные заметки. Проводиться диагностика внутрисемейных отношений через психодиагностику и беседу с семьей. При адаптации детей в семье выявляются затруднения родителей. Потенциальные родители неосознанно применяют методы и приёмы воспитания, которые использовались в их семьях, чаще всего это либо сценарий ,либо анти-сценарий поведения, проявляются психологические проблемы личности самих родителей. Приёмные родители нуждаются в психологической поддержке не меньше чем дети, важно дать им возможность отреагировать свои эмоции. Для решения данных ситуаций педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей и детей, ситуативный и поведенческий тренинг для детей, как в стенах детского дома так и непосредственно при выезде в семью. Проводиться реабилитационная работа с ребенком с использованием приёмов арт-терапии, сказкотерапии и др. Отслеживание эмоционального состояния детей и родителей, их поддержка, ориентирование родителей в различных ситуациях. Родители, лишенные прав или ограниченные в правах имеют возможность посещать и встречаться с детьми в детском доме в выходные и праздничные дни. Проводиться работа по восстановлению в родительских правах и воссоединению с кровной семьей.

     Анализируя почти десятилетний накопленный опыт по сопровождению приёмных семей можно утверждать, что большая часть семей около 70% имеют положительный успешный опыт проживания приёмных детей, переданных на воспитание. Менее успешным оказывается опыт при воссоединении детей с кровной семьей. Семьи кровных родственников как правило не обладают тем воспитательным ресурсом, как приёмные семьи, не имеют достаточной психологической культуры, так как сами в недавнем прошлом были дезадаптированы в социуме (пребывание в местах лишения свободы, алкоголизм). Некоторые из них вновь возвращаются в пагубным привычкам. У матерей с детьми наблюдается нарушение привязанности, но в отличие от приёмных семей, они не стремятся понять причины непонимания и плохого поведения их родных детей. Отделам опеки, участковым на местах следует держать данные семьи на особом контроле, оказывать посильную помощь через социальных работников. Школьные социальный педагог, психолог, куда прибывает ребенок должны подключаться к данному сопровождению, так как работники детского дома в данной ситуации работая в правовом поле могут подключаться только при обращении со стороны кровных родственников, а этого они как правило не делают, в результате ребенок может остаться один на один со своей проблемой. Следует изучить опыт зарубежных стран и вести подготовку профессиональных принимающих семей, профессиональных «принимающих родителей» чтобы избежать первоначального и повторного попадания ребёнка в детский дом прежде всего из семей «группы риска», состоящих на учёте в отделах полиции, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо развивать бесплатные службы оказания психологической помощи приёмным семьям на местах, где должны работать педагоги- психологи в обязательном порядке имеющие опыт работы с детьми с нарушением привязанности, в детских домах, так как другие специалисты при всём уважении к ним не смогут оказать квалифицированной помощи в связи со спецификой. С целью профилактики возврата ввести обязательное посещение и прохождение патронатными воспитателями и опекунами школы приемных родителей. Наличие педагогического образования и опыт успешного воспитания родных детей не гарантирует успеха в воспитании приёмных детей, без знания особенностей и установления тесного контакта не возможна благоприятная адаптация в семье.

                                                                                                                 Казахстан, г.Караганда

Педагог-психолог высшей квалификации Ахмадеева Е.В.

Детский дом «Құлыншақ», ЦПД