Выявление, коррекция дискалькулии у обучающихся с ЗПР.

Преображенская Галина Анатольевна

У обучающихся с задержкой психического развития  часто страдают от той или иной формы дискалькулии.  Чем раньше предпринять коррекционно-развивающие меры по предупреждению данной патологии, тем легче будет ребенку пройти процесс освоения школьной программы, с учетом индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление, коррекция дискалькулии у обучающихся с ЗПР

У обучающихся с задержкой психического развития  часто страдают от той или иной формы дискалькулии.  Чем раньше предпринять коррекционно-развивающие меры по предупреждению данной патологии, тем легче будет ребенку пройти процесс освоения школьной программы, с учетом индивидуальных особенностей.

При начальном освоении общеобразовательной программы дети с проблемами дискалькулии испытывают трудности в усвоении «точных наук», часто называют математику нелюбимым предметом.  Хроническая неспеваемость по математике отражается и на овладении предметами гуманитарного цикла, что снижает  учебную мотивацию  и может стать причиной низкого социального статуса школьника.

Окружающие, родители, педагоги, да и сверстники  воспринимают такого ребенка часто как ленивого, нежелающего воспринимать простые понятия.

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дети позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Дискалькулия может являться отдельным расстройством, которое не влияет на общее развитие интеллекта. Но чаще сочетается с дисграфией, дизорфографией

К проблеме дискакулии приводят и социальное благополучие в семье, эмоциональные проблемы при педагогической несостоятельности, когда  «давление» близких, вызывает неуверенность в своих силах и страх быть  наказанным. Органические проблемы: поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов, что значительно затрудняет коррекцию  данной проблемы.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что особенно характерно для детей с ЗПР.

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Дискалькулия  может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему ребенку посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам, к дефектологу

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.
После проведения обследования может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции. Важно дополнительно проконсультироваться у психоневролога, невропатолога, с целью полной коррекции имеющихся неврологических патологий.

Методы и упражнения для коррекции:

-сортировка фигур, фишки, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, для ознакомления с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.);

-объяснение, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое;

-научить правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними;

-обучение детей счету и выполнению элементарных математических действий, чтобы ребенок понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий;

-учить ребёнка правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями.

- научить правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Важно при коррекции использовать:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у ребенка. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.

Использованная литература

1. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью/ Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. – 2013.

2. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития (обзор)/ Рысина Н.Н., Грибанов А.В.// Arctic Evironmental Research. – 2011.

3. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения/ Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б.// Современная зарубежная психология. – 2016 – Т.5, №3.

4. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)/ Кондратьева С.Ю.// Теория и практика общественного развития. – 2015.
Источник: 
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/dyscalculia

   Источник: OurKids.runarushenija/rech/diskalkuliya/ Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции...