Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с эмоционально-поведенческими нарушениями

Мелехина Дарья Алексеевна

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у них проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми

 с эмоционально-поведенческими нарушениями

Мелехина Д.А.

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок»

г. Тамбов

Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев, не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у них проблем.

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.

Принцип первый – единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – единство возрастного и индивидуального развития. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа направлена на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития (на каждой этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза), что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве это игра.

Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.  Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

В сложившейся практике коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста Л.М. Шипицына выделяет три основные группы методов:

1. нейропсихологические (ассимилирующие в себя неврологические, общепсихологические, дефектологические, логопедические и др.) технологии, ориентированные на формирование психических функций ребенка;

2. современные методы иммунопрофилактики психосоматического состояния ребенка;

3. телесно-ориентированные и психотерапевтические (в первую очередь игротерапевтические и арт-терапевтические) методы работы, направленные на развитие коммуникативных качеств ребенка и коррекцию отклонений в эмоционально-личностной сфере.

Наиболее эффективные методы при решении эмоционально-поведенческих проблем, это методы игровые, арт-техники (изо-рисование, музыка), телесно-ориентированные техники (движения, лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка, психогимнастика, образная ритмика, кинезиология).

Портрет агрессивного ребенка. Сопровождение агрессивного ребенка.

Агрессия у ребенка – это прежде всего реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

1. Игровая коррекция агрессивного поведения

Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения, игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

В целях коррекции агрессивности следует использовать и индивидуальную и групповую формы игровой коррекции.

2. Тематическая беседа

Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы с небольшой группой детей. В процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

Проводя беседу, следует направлять детей и задавать им вопросы, например: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спина?..», «Какого цвета твоя злость?».

В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния.

З. Проигрывание ситуаций с последующим их анализом

Полезной формой работы с агрессивными детьми является проигрывание различных ситуаций. После каждого проигрывания ролей следует задавать четкие вопросы для анализа ситуаций. Ситуация может быть, например, такая:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

Вопросы для анализа:

- Какие лица были у дерущихся мальчиков?  - Из-за чего они могли драться?

- Могли ли они разобраться по-другому? Как?

- Тебе было страшно, когда ты их разнимал? Что ты чувствовал?

Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу она бывает очень сложна, так как дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.

4. Метод рисунка

В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хорошо использовать метод рисунка. Он направлен на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок мог творить свободно, несмотря на то, что он запачкается. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.

Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с не прорисованными деталями лица. Можно попросить ребенка изобразить на листе этой фигурки то чувство, которое он испытывает в этот момент. Причем следует не только нарисовать чувство, но и назвать его.

5. Игра с песком

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.

Например: Моделирование игр – сказок на песке (введение в игровую среду; знакомство с игрой и героями; моделирование конфликта; выбор помощи; борьба и победа; утверждение победы; перспектива дальнейших приключений).  

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли «Спасителя», ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

6.  Сказка-тренинг

Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявляющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэтому сказка или предлагаемая ребенку история - это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказка может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы).

Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), а также истории для детей Дорис Брегг «Жила-была девочка, похожая на тебя».

7. Работа с мягким материалом

Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения.

Портрет гиперактивного ребенка. Сопровождение гиперактивного ребенка.

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.

Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ.

У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет.

Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.

Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания.

Самооценка у него чаще всего заниженная.

1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха.  Положительную мотивацию целесообразно создавать, организовывая игровую деятельность ребенка. Для решения этой задачи также может применяться «программа вознаграждения и поощрения» (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001), включающая следующие моменты:

• каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь;

• усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются;

• в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами;

• при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

2. Обучение ребенка релаксации.  Проводя релаксацию, мы просим любого ребенка закрыть глаза, у него возникает физическая граница между собой и внешним миром. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием и внешним миром нечеткая. Необходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. Процесс релаксации оказывается для них очень сложным.

Для детей с СДВГ все, что нас окружает, является раздражителем. У гигерактивного ребенка идет постоянная борьба за несколько раздражителей, а это, в свою очередь, приводит к частому «перескакиванию» с одного вида деятельности на другой, к крайней невнимательности.

Задача этого направления коррекции - научить гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела.

Во время релаксации следует как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе. На этой стадии необходимо донести до ребенка, что расслабление - это не работа. В этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача ребенка - научиться быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

Релаксация для детей с гиперактивностью очень сложна, и, следовательно, этот этап может оказаться длительным по времени, но, несмотря на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают чувствовать себя более уютно и спокойно.

В качестве конкретной технологии можно предложить «Мышечную релаксацию

Ж. Джекобсона». Данная методика, по крайней мере, для начала, рекомендуется всем, кто испытывает трудности с расслаблением мышц. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Короткий вариант тренировки по Джекобсону для детей дошкольного возраста.  Эти упражнения можно выполнять в качестве отдыха и во время игровых моментов дошкольника.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе. Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа. Каждое упражнение выполняется дважды.

Тренировка по Джекобсону.

  • Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).
  •  Упражнение «Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.
  • Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки).

3. Развитие дефицитарных функций – внимания, контроля поведения,  двигательного контроля (Е. К. Лютова, Г Б. Монина, 2000).

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, так как гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

Методы:

Внимание («тихие» игры – лото, домино; Чтение сказок)

Контроль за поведением (символы, пиктограммы (правила поведения и действия).

Двигательный контроль (психогимнастика (напряжение-расслабление), подвижные игры).

4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями. В действиях таких детей прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений.

Задача этого направления работы — обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими, коммуникативной культуре, научить уважать права окружающих. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки.

В работе могут быть использованы методы: чтение литературных произведений с последующим их анализом; проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; игры, о6учающие сотрудничеству. Следует обратить внимание на то, что на начальном этапе коррекции лучше работать с ребенком индивидуально и только после выработки определенных умений переходить к групповым методам работы.

Портрет тревожного ребенка. Сопровождение тревожного ребенка.

Тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника дыхания, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Возможные методы и приемы  при работе с тревожными детьми:

1. Игровая терапия.

Игра вызывает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивает умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. 

Например: сюжетно-ролевые игры (например, страх уколов - больница)

2. Театрализованные игры с куклами

У детей появляется возможность выразить свои переживания, мысли от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться, огородить себя от других, снять скованность, неуверенность. Куклы позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения (быть смелым, ловким, уверенным, общительным).

Например: роли слабых героев помогают осознать свои страхи; роли сильных героев вселяют чувство уверенности по преодолению трудностей.

3. Рисунок

Многие дети не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование - самый доступный вид деятельности для детей. Изучение детских рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

В ходе занятий проводятся следующие виды тематического рисования:

- Кого или чего я боюсь? (ночные звуки; в темной норке)

- Чего или кого я боюсь на самом деле (рисование оставшихся страхов).

- Как я победил свой страх.

- Кем я был, и кем я стал.

4. Сказка.

Сказка в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

5. Специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

6. Игры с песком

Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра дает ребенку возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться, успешно с ними взаимодействовать.

7. Психогимнастика

Помогает преодолеть барьеры общения, развивает лучшее понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения.

Список использованных источников

  1. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно – развивающие занятия, картотека игр/авт.-сост. Г.М. Татарникова, И.И. Вепрева, Т.Т. Кириченко. Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Шипицына Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2003.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М.: Айрис-Пресс,2001.