Главные вкладки

    Индивидуальный план по самообразованию. педагога-психолога МБДОУ № 27 Бурдиной Т.В. на 2019-2022 уч.г.

    Бурдина Тамара Викторовна

    Индивидуальный план по самообразованию. педагога-психолога МБДОУ № 27 Бурдиной Т.В.

    на 2019-2022 уч.г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный план по самообразованию. педагога-психолога МБДОУ № 27 Бурдиной Т.В.

    на 2019-2022 уч.г.

    Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

    Актуальность темы: Нейропсихология - это отрасль психологии, которая находится на стыке психологии и физиологии, на грани с медицинскими науками. Нейропсихология изучает мозговую должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться.   

         Нейропсихологическая организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность и психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что зачем, в какой очередности

    диагностика и коррекция в детском возрасте - это одно из современных направлений в работе с детьми, имеющими различные формы отклоняющегося развития.  Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерности развития ребенка, причины отставания в школе и прогнозировать возможные трудности школьного обучения у дошкольников. Понимание механизма нарушения позволяет выстроить коррекционный процесс, направленный не на снятие внешних симптомов, а на работу с дефицитарным механизмом. 

    Цель самообразования: Повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики и коррекции.

    Задачи:

    • изучить опыт нейропсихологической коррекции и реабилитации методом «замещающего онтогенеза»
    • познакомиться с основами коррекции когнитивных нарушений у детей методами нейропсихологии;
    •  освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые

    коррекционные техники.
    Направления самообразования.

    Профессиональное:

    1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
    2. Пройти курсы повышения квалификации.
    3. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
    4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
    5. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
    6. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
    7. Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

    Психолого-педагогическое:

    1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
    2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
    3. Изучать опыт коллег.
    4. Принимать активное участие в работе ГМО, КМО педагогов-психологов и специалистов  ДОУ.
    5. Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.

    Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

    1. Разработка программ, проектов.
    2. Проведение открытых мероприятий.
    3. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
    4. Разработка и внедрение дидактических материалов.
    5. Публикации на сайтах: ДОУ, Социальная сеть работников образования «Наша сеть» и т.д.
    6. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровня.

    Источники самообразования:

    • Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
    • Интернет-ресурсы;
    • Медиа - информация на различных носителях;
    • Семинары – практикумы, конференции;
    • Выставки;
    • Курсы повышения квалификации.

     Основные этапы работы по самообразованию.

    Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

    Сроки

    Цель

    Содержание работы

    Форма представления результатов

    1.Этап «Организационно-диагностический»

    2019-2020

    Определение  цели и задач работы

    • подбор и изучение литературы по теме
    •  планирование работы по теме самообразования
    • Изучение нормативных документов.  
    • Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы.
    •  Изучение передового  опыта работы по нейропсихологической диагностике и коррекции в детском возрасте.
    • Изучать опыт коллег по нейропсихологии.
    • Выбор нейропсихологических диагностик  детей дошкольного возраста.
    • Принимать активное участие в работе ГМО, КМО педагогов-психологов и специалистов ДОУ.
    • Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических  технологий.
    • Совершенствование использования современных нейропсихологических технологий в воспитательно-образовательном процессе.
    • Организация и проведение открытых мероприятий в МАДОУ, с целью психологического просвещения педагогов и родителей. 
    • Оформление информационных материалов, стендов (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа)

    2 .Этап Основной (Практический)

    2020-2021

    Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

    • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ)
    •  Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике.
    •  Организация практической работы  с детьми и родителями.
    • Изучение нормативных документов.
    • Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по нейропсихологии.
    • Составление картотек:
    • Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма.
    • Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.
    • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
    • Игры и упражнения для развития пространственных представлений.
    • Разработка программы коррекции и развития внимания и работоспособности.
    • Разработка программы  коррекции и развития зрительно-пространственных, зрительно – вербальных функций.
    • Разработка программы  коррекции и развития двигательных функций.
    • Разработка программы  коррекции и развития зрительной и слухоречевой памяти.
    • Разработка памяток и буклетов для родителей и педагогов:
    • Дыхательные упражнения;
    • Массаж и самомассаж;
    • Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация;
    • Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий;
    • Суставная гимнастика;
    • Кинезеология;
    • Двуручное письмо.
    • Разработка дидактического материала по теме самообразования и презентация его на семинарах различного уровня.
    • Публикация методического материала на образовательных порталах. 
    •   Организация и проведение открытых мероприятий в МАДОУ, с целью психологического просвещения педагогов и родителей;
    • Проведение семинаров-  практикумов различного уровня.
    • Оформление информационных материалов, стендов  (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа)

    3.Заключительный (обобщающий этап)

    2022

     Подведение итогов работы

    - оформление результатов работы по теме самообразования

    - использование опыта работы педагогическим коллективом

    • Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования.
    • Показ мероприятий родителям и педагогам.
    • Организация выставки пособий, наглядного материала, дидактических игр для педагогов и родителей.
    • Презентация опыта работы на мероприятиях регионального и муниципального уровня.
    • Совершенствование использования современных нейропсихологических технологий в воспитательно-образовательном процессе
    • Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
    • Выпуск буклетов, памяток.
    • Публикация методического материала на образовательных порталах. 
    • Организация и проведение открытых просмотров в МАДОУ, с целью обмена опытом между педагогами на региональном и муниципальном уровнях;
    • Разработка программы формирования нейропсихологического пространства ребенка с трудностями в обучении.

     

    Используемая литература:

    1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

    2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.

    3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996.

    Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.

    4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.

    5. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.

    6.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.

    7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.

    8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.

    9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.

    10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

    11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.

    12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

    13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

    14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.

    15. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.

    16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

    17. Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.

    18. Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.

    19. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.

    20. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.

    21. Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.

    22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.

    23. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.

    24. Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

    25. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.

    26. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.

    27. Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.

    28. Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.

    29. Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.

    30. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.

    31. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.

    32. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

    33. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

    34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.

    35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.

    36. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

    37. Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.