Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста

Забелина Ольга Александровна

В статье рассматривается развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста.

      По данным Научного Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с нарушениями нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

     Современные психологи (О. А. Защиринская) отмечают следующие черты незрелости в психическом облике и поведении этих детей - это  непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.

     В нашем детском саду мы все чаще сталкиваемся с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Есть дети, которые во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.

       Для решения этой проблемы в коррекционно-развивающей работе по социально-эмоциональному развитию детей одну из важных ролей занимает художественная литература. Использование сказок и стихов, пословиц, поговорок – это действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника.

      Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

      Ребенок учиться  не только понимать внутренний мир героев, сопереживать им, но и  верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

      Учитывая тот факт, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому используется следующий алгоритм работы над художественным произведением.

  1. Чтение произведения. 
  2. Беседа о прочитанном. 
  3. Рассматривание иллюстраций. 
  4. Игры-беседы детей с персонажами. 
  5. Этюды на выражение эмоций у детей. 
  6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений. 
  7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей. 

        Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения.

        Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

       Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

       При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

      Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводится работа над психогимнастическими этюдами. Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

      Следующий этап в работе над произведением — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

      Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.

      Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы.

       В среднем возрасте, например, во время изучения эмоции удивление дети знакомятся с произведением Н.Носова «Живая шляпа», страха – Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», чувства вины, стыда – рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».

      В старшем дошкольном возрасте  и подготовительной группе с узбекской сказкой «Упрямые козы» дети знакомятся при изучении темы «Как справится с упрямством»,

cо стихотворением  Рональда Семеновича Сеф «Доброта», знакомясь с рассказом Ю.Ермолаева «Лучший друг» дети учатся анализировать поведение в конфликтной ситуации, произведение В.Осеевой «Отомстила» учит. управлять своими эмоциями. Рассказ В.Осеевой «Кто его наказать» …Читая отрывки из книги Элизабет Крейри  «Я злюсь» дети учатся распознавать в себе такое чувство как злость, упражняются в регуляции своего эмоционального состояния. В рассказе говорится том, что Девочка Кейти проснувшись утром собиралась пойти с папой на пикник в парк, но с утра пошел дождь ив связи с этими обстоятельствами это мероприятие пришлось отменить. Девочка расстроилась и разозлилась на папу, и по ходу прочтения рассказа дети знакомятся с простыми и приемлемыми для них способами снятия эмоционального напряжения. ( это и замесить тесто понарошку. Надуть шарик «злости», выполнить физические упражнения, высказать свои чувства используя «я-сообщение», попросить помощи, смыть дурные чувства).

        Использование художественной литературы помогает наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей.

         Ведь сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".