Взаимодействие работы педагога-психолога и учителя-логопеда в условиях ЦППМСП

Данный материал может быть полезен психологам и логопедам, работающих в Центрах сопровождения.

Предложенный практический материал можно использовать на занятиях как психологу, так и логопеду.

Чтобы было более наглядно, прилагается презентация, котрую можно использовать как целиком, так и отдельные ее слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Много лет я тесно сотрудничаю с учителями начальных классов и учителями-логопедами школ в нашем районе. Этот материал я подготовила для одной из встреч с коллегами – учителями-логопедами.

СЛАЙД

Организация совместной деятельности

Проходит в три этапа:

I. Организационный

II. Коррекционный

III. Заключительный

СЛАЙД

первый этап

  • Рекомендации ТПМПК о необходимости занятий со специалистами
  • Наблюдение - педагог-психолог посещает уроки учителя-логопеда

(поведенческие, коммуникативные навыки, когнитивные  возможности и особенности эмоционально-волевой  сферы учащихся)

  • При необходимости, проводится дополнительная диагностика учащихся педагогом-психологом
  • Консилиум педагогов Центра по итогам наблюдения

(разрабатывается схема взаимодействия специалистов с учётом индивидуальных особенностей учащихся)

  • Рекомендации специалистам, родителям

СЛАЙД

второй этап

Самый длительный период взаимодействия

  • Программы учителей-логопедов и программы педагогов-психологов
  • Создание новой комплексной программы специалистами
  • Режим взаимодействия специалистов (1-2 раза в месяц совместные занятия)
  • Разработка маршрута с учётом индивидуальных особенностей

СЛАЙД

Общие задачи психолога и логопеда в работе с учащимися, имеющих нарушения речи.

I. Координационные способности (развитие общей моторики).

1. Развитие точности и равновесия.

2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.

3. Развитие быстроты, силы и гибкости.

II. Изобразительно-графические способности.

1. Развитие графомоторных навыков.

2. Овладение графической символизацией.

Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются любые двигательные навыки. Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). Поэтому важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,  развить механизмы, необходимые для овладения письмом. Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.

При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи необходимо учитывать не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как

  • нарушения координации,
  • темповые расстройства,
  • утомляемость,
  • истощаемость движений.

СЛАЙД

По мнению ученых для успешного овладения графикой письма необходимо:

развитие координации движений,

пространственных представлений,

чувства ритма и

мелкой моторики.

Нельзя отрицать, что для большинства детей одним из самых сложных предметов в начальной школе является письмо. А мы наблюдаем у детей:

  • излишнюю мышечную напряженность,
  • неточность двигательных актов,
  • скованность движений,
  • недостатки плавности,
  • ритмичности,
  • трудности регулирования смены темпа движений,
  • нарушение ориентировки на листе бумаги,
  • слабо развитую мелкую моторику,
  • недостаточную сформированность графических навыков,
  • неправильное положение руки во время письма,
  • нарушение координация тонких движений рук,
  • несогласованность работы рук.

Так как всё вышеперечисленное может служить причиной моторной и оптической дисграфии.

  На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

Только к 9—10 годам дети способны достаточно долго выполнять произвольно заданную программу действий, работая сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором успешности в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. 

При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания;

успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, 

а обучение чтению — с устойчивостью внимания.

Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. 

Какую помощь учащимся может оказать психолог на своих занятиях?

СЛАЙД

Общие задачи психолога и логопеда в работе с учащимися, имеющих нарушения речи.

I. Координационные способности (развитие общей моторики).

1. Развитие точности и равновесия.

2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.

3. Развитие быстроты, силы и гибкости.

II. Изобразительно-графические способности.

1. Развитие графомоторных навыков.

2. Овладение графической символизацией.

Как мы уже упоминали выше, у учителя-логопеда и педагога-психолога есть общие задачи.

Свои занятия психолог может проводить как в помещении с партами (учебный класс), и тогда он занимается развитием когнитивных и графомоторных процессов. Учащиеся запоминают эти упражнения, и могут их использовать для предупреждения переутомления, избавления от длительной неподвижности на занятиях.

А может проводить занятие в игровом пространстве с использованием подвижных игр, игр с правилами, специальных упражнений. Что может служить средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создавать основу для развития графических навыков (помним, что говорят учёные).

Кроме того, игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в группе. 

На основании нашей работы мы отобрали те упражнения и задания, которые на наш взгляд наиболее конструктивные (продуктивные) для учащихся, имеющих трудности при обучении в школе.

СЛАЙД

Физкультминутки

  • развитие координации движений,
  • зрительно-моторной координации движений,
  • формирование пространственного восприятия,
  • зрительно-пространственных представлений,
  • чувства ритма.

Физкультминутки

Среди физических качеств, которые необходимо развивать у детей в процессе физического воспитания, координационные способности занимают особое место. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать необходимой точности, но и с меньшими усилиями овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в любой деятельности.

Упражнения по развитию координации движений, мелкой моторики и ориентирование в пространстве, которые можно проводить логопеду в виде разминки на занятии.

Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

Широко используются в логопедии для развития координации движений игры с мячом.

Наиболее эффективные из них:

“Разноцветные мячики”. 

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Дети стоят в кругу. Логопед бросает ребенку синий или красный мяч. Если ребенок ловит синий мяч, то он называет согласный звук, если красный, то гласный.

“Доскажи словечко”.

Цель: развитие слогового анализа, четкости и точности движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Логопед бросает ребенку мяч и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.

“Перейди болото”.

Цель: развитие фонематического слуха, координации движений.

Оборудование: плоские “кочки”, вырезанные из картона.

Дети по очереди переходят болото, наступают на каждую кочку, произнося при этом слоги: са-за-са. Данное упражнение способствует не только развитию координации движений, но и развивает фонематический слух.

«Рюкзачок бежит по кругу». 

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции; закреплять математический счет, координацию движений. 

Материал: рюкзачок. 

Ход игры 

Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу но кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается. 

Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени. 

Игра «Я знаю 5 ….»

Цель: развитие чувства ритма, развитие моторики, активизация словаря, переключение внимания, памяти

Цель: формирование пространственного восприятия, чувства ритма.

Игра “Справа, слева, впереди в обруч точно попади”.

Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева), развитие моторики.

Оборудование: 2 обруча, мяч.

Дети выполняют следующие задания: стукни 3 раза мячом в правый обруч, 4 раза в левый, 2 раза перед собой.

Упражнение “Регулировщик”.

Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений

Выполняется под музыку с четким ритмом. Правая рука в сторону, левая в сторону, правая – вверх, левая – вверх. Затем обе руки вперед и вниз.

Включение в занятие ритмических движений повышает эмоциональный настрой, дает возможность самовыражения.

Упражнения можно использовать и в качестве физминутки на занятии, связав с темой занятия. Например, проводя занятия по теме “Осень. Откуда хлеб пришел” можно использовать следующее упражнение:

“Печенье”.

Цель: развитие мелкой моторики, четкости и точности движений.

Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,

Подолью воду немножко, размешаю тесто ложкой,

И дрожжами разведу, тесто я руками мну,

Разделяю на кусочки – делаю я колбочки,

Превращу я колобки скалкой в плоские кружки,

Покажу свое уменье, вылеплю я сто печенье.

Речевая подвижная игра “Зимой”. Импровизация движений.

Цель: развитие мелкой моторики, четкости и точности движений

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

СЛАЙД

Пространственные представления

  • Определение сторон тела
  • Отработка понятий «правый», «левый»
  • Определение направлений в пространстве
  • Уточнение пространственных взаимоотношений
  • Закрепление знакомства со схемой тела ребенка, стоящего напротив

1.  Пространственные представления

Упражнения на определение сторон тела.

Человечки-схемы”

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека, развивать точность движений. 

Изобразить такое же движение, что и человечек на рисунке.

2.  Примеры заданий и упражнений

Отработка понятий «правый», «левый»

Соотнести части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.

По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.

Определение направлений в пространстве

Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся справа, затем слева.

Повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому плечу, затем к левому.

Уточнение пространственных взаимоотношений

Находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.

Находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа.

Сидя за столом, определить его правый и левый края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).

Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Васи»).

Знакомство со схемой тела ребенка, стоящего напротив

Вызванный ребенок, стоя спиной к остальным детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что он правильно выполнял инструкцию.

Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своим, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

СЛАЙД

Графомоторные навыки

  • Мелкая мускулатура пальцев рук
  • Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов
  • Штриховка, рисование и рисование орнаментов
  • Графическая символика
  • Зрительно-моторная координация
  • Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение
  • Письмо

Графомоторные навыки

Основной целью в работе специалистов (психолога и логопеда) является развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма.

Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

зрительного восприятия;

произвольной графической активности;

зрительно-моторной координации.

Важную роль при письме букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях - кинестетического ощущения и зрительного восприятия.

1.        Мелкая мускулатура пальцев рук

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Рекомендуется специальный комплекс упражнений.

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение - приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Передача пальцами теннисного шарика.

2.        Рисование

  • Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  • Срисовывание геометрических фигур.
  • Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
  • дорисовывание незаконченных рисунков;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
  • упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
  • Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Рисование орнаментов

1.  Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях, - орнаментальное рисование.

Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

3. Зрительно-моторная координация

Копирование и моделирование фигур из деталей.

1.  Зрительное восприятие

Задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга.

Упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов.

2.  Зрительная память

Задания на опознание предмета, отсутствующего в другом варианте (например, в натюрморте).

Упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.

4. Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение

Графически воспроизвести направления. Предварительно показать их рукой в воздухе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в заданных направлениях.

Организовать работу в тетрадях (задания даются логопедом). Обозначить на строке четыре точки, поставить знак (от первой точки - снизу; от второй - сверху; от третьей - слева; от четвертой - справа).

Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в определенном направлении.

5. Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов

Составлять картинки из частей.

Выполнять задания типа «Подбери лоскуток ткани», «Заштопай коврик», «Лабиринт».

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов:

сравнения,

анализа,

синтеза,

классификации,

выделения существенных и несущественных признаков,

обобщения,

определения понятия,

выведения следствия и пр.

Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п. 

Возраст 9—10 лет является переломным в развитии мыслительной деятельности. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Данный переход позволяет ученикам мыслить понятиями, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. 

Пространственное мышление — важный познавательный психический процесс, который определяет развитие интеллекта ребенка. Его формирование осуществляется поэтапно. Развитое пространственное мышление позволяет ребенку мылить образами. В них он фиксирует свойства и отношения. Оперируя образами, которые были получены в ходе визуального восприятия, ребенок учится их видоизменять и создавать новые. 

Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Соответственно, упражнения, направленные на уточнение пространственных представлений, способствуют развитию звуко-слогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи.

6. Письмо

Задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве.

Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.

1.  Зрительное восприятие

Задания на узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета. Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.

2.  Зрительная память

Задания на выявление отсутствующей буквы.

Упражнения на выявление изменений в расположении предметов.

Восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов.

Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Типология памяти достаточно сложна.

О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок.

Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился. 

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения.

Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты

  • произвольности,
  • становясь сознательно регулируемой и
  • опосредствованной.

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. 

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.

Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал.

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.

Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

  • группировка,
  • выделение опорных пунктов,
  • составление плана,
  • классификация,
  • структурирование,
  • схематизация,
  • установление аналогий,
  • ассоциация и др.

Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них. 

Помните, что, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого. 

Рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»

Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова». 

1 класс. 10-12 слов: 

Грузовик, умная кошка, солнце, интересная сказка, море, сильный ветер, хорошая игрушка, капризный ребенок. 

2 класс. 18-20 слов: 

Утка, большая кружка, воробей, почтальон, облако, собака, корабль, простыня, мышь, ягода, зонтик, мяч, велосипед, палка, насекомое, невеста, звезда, квадрат, шапка. 

3 класс. 28-30 слов: 

Сердитая учительница, дикарь, умный мужчина, красивые картинки, плакучая ива, дефицит, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, знамя, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь. 

«Пиктограммы»

Так, маленькие школьники зачастую не пользуются предлогами «над», «из-за», «из-под», прилагательные «широкий - узкий», «толстый - тонкий», «высокий - низкий» они заменяют определениями «большой - маленький». Они с трудом овладевают понятиями «право - лево», почти не подкрепленных чувственным восприятием, в отличие от «вверх - вниз», «вперед - назад».

К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

     После того, как ребёнок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.

  1. Педагог пишет слова или словосочетания, а ребёнок заполняет 3 графу (рисует). У всех детей одинаковые слова или словосочетания, что удобно для групповой или подгрупповой работы.
  2. Сидя в классе, учащийся самостоятельно заполняет таблицу (заполнить 1 и 3 графы). Удобно для индивидуальной работы

Слово/словосочетание

Место

Рисунок

Ответ

справа

слева

внизу

впереди

перед

через

из-за

около

над

возле

СЛАЙД

Какова же в норме психологическая программа кодирования звука буквой? При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком.

Ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора),

Вспомнить соответствующий зрительный образ (графему),

Разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора).

Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора).

И еще, для коррекции нарушений письма букв необходимо правильно «поставить» руку ребенка, снять излишнее мышечное напряжение и развить контроль.

Часто у ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. Они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому первоклассник испытывает при письме дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ведущий к ошибкам. Влияет на каллиграфию и степень мышечного напряжения пальцев.

ВЫВОДЫ по теме.

Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельностью школьников. Учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания логопеда или учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Эффективность устранения нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений.

Таким образом, устранение нарушений письменной речи является комплексной проблемой.

Спасибо, что познакомились с этим материалом!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога при организации совместных занятий на базе ЦППМСП Педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Сазонова Анна Владимировна

Слайд 2

Организация совместной деятельности проходит в три этапа:

Слайд 3

первый этап Рекомендации ТПМПК о необходимости занятий со специалистами Наблюдение - педагог-психолог посещает уроки учителя-логопеда При необходимости, проводится дополнительная диагностика учащихся педагогом-психологом Консилиум педагогов Центра по итогам наблюдения Рекомендации специалистам, родителям

Слайд 4

ВТОРОЙ ЭТАП (Самый длительный период взаимодействия) Программы учителей-логопедов и программы педагогов-психологов Создание новой комплексной программы специалистами Режим взаимодействия специалистов (1-2 раза в месяц совместные занятия) Р азработка маршрута с учётом индивидуальных особенностей

Слайд 5

Общие задачи психолога и логопеда в работе с учащимися, имеющих нарушения речи. I. Координационные способности ( развитие общей моторики ). 1 . Развитие точности и равновесия. 2. Преодоление излишнего мышечного напряжения. 3. Развитие быстроты, силы и гибкости. II. Изобразительно-графические способности. 1. Развитие графомоторных навыков. 2. Овладение графической символизацией.

Слайд 6

По мнению ученых для успешного овладения графикой письма необходимо: развитие координации движений пространственных представлений чувства ритма мелкой моторики

Слайд 7

Физминутки Развитие координации движений Развитие зрительно-моторной координации движений Формирование пространственного восприятия Развитие зрительно-пространственных представлений и чувства ритма.

Слайд 8

Пространственные представления Определение сторон тела Отработка понятий «правый», «левый» Определение направлений в пространстве Уточнение пространственных взаимоотношений Закрепление знакомства со схемой тела ребенка, стоящего напротив

Слайд 9

Успешное овладение графикой письма складывается из: Работы слухового анализатора Вспоминания зрительного образа (графемы) Работы зрительно-пространственного анализатора Работы двигательного анализатора Правильной «постановки» руки ребенка

Слайд 10

Графомоторные навыки Мелкая мускулатура пальцев рук Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов Штриховка, рисование и рисование орнаментов Графическая символика Зрительно-моторная координация Конструкции, обозначающие пространственные отношения , и их схематическое изображение Письмо

Слайд 11

ТРЕТИЙ ЭТАП Проводится заключительная диагностика Консилиум специалистов подводит итоги и составляет рекомендации с учётом индивидуальных достижений учащихся на следующий учебный год Рекомендации родителям на летний период

Слайд 12

Спасибо за внимание!